Социальный контроль масс Луков Валерий Андреевич

11.2. Менеджмент как способ управления культурой

Основу мира менеджмента составляет организация, понимаемая как структурная единица (фирма, фонд, учреждение и т. д.). Именно организация выступает главной причиной, основным фактором, определяющим существование менеджмента. Ч. Барнард называет организацию системой сознательно координируемых действий двух или более человек . Эффективность деятельности подобной системы зависит от правильно найденной модели менеджмента.

В каждом направлении бизнеса существуют свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В культурном секторе (так мы будем впредь называть эту сферу бизнеса) существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

Отличается ли менеджмент от управления? В большинстве своем исследователи сходятся во мнении, что менеджмент является разновидностью управления, осуществляемого в условиях неопределенности ситуации и высокой степени свободы действий для руководителей и подчиненных какой-либо организации. В отличие от управления он носит более прикладной характер и «обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей» .

Менеджмент имеет междисциплинарный характер. Применительно к сфере культуры мы будем рассматривать его как способ деятельности и как особую область знаний, охватывающую проблемы организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики.

Понимая под менеджментом «искусство и способ управления бизнесом», П. Друкер полагает, что это понятие может быть применено к деловому предприятию, смысл существования которого состоит в производстве товаров или предоставлении различных экономических услуг. В этом же ключе можно рассматривать и менеджмент в культуре, поскольку произведение искусства имеет значение товара-блага, а если результат культурной деятельности выступает непосредственно в форме живого труда, то превращается в товар-услугу. «Товары-блага и товары-услуги – вот два мира экономики культуры» .

С изменением теоретических основ менеджмента в культурном секторе стали меняться и подходы к его организации. Раньше менеджеры в основном занимались созданием условий и предпосылок творческой деятельности. В последние десятилетия по мере интернационализации рынка культуры они стали изучать сам процесс менеджмента.

В мире существует довольно разнообразная научная литература, описывающая процесс менеджмента внутри организации. По определению Р. Гриффина менеджмент – это процесс планирования, принятия решения, организации, руководства и контроля, а также совокупность финансовых, физических и информационных ресурсов, необходимых для достижения организационных целей наиболее эффективным образом .

В зависимости от уровня управления и степени интеграции деятельности организации (фирмы) большинство исследователей различают такие типы менеджмента, как нормативный, стратегический, информационный, кадровый.

Нормативный менеджмент – это процесс регулирования деятельности организации (фирмы), который осуществляется в рамках определенной культурной политики (миссии). Стратегический менеджмент представляет собой систему управленческих и организационных процедур, направленных на эффективное взаимодействие организации (фирмы) и внешнего окружения, адекватное приспособление к происходящим в нем изменениям. Достижению этих же целей способствует информационный менеджмент, осуществляющий необходимые общественные связи. Кадровый менеджмент, или менеджмент человеческих ресурсов, – это не что иное, как кадровая политика. Его основной принцип – «нужный человек на нужном месте». Кенинг и Эппинг называют информационный и кадровый менеджмент нервным центром, мозгом организации, поскольку наличие необходимой информации помогает менеджерам принять правильное решение.

Реализация задач менеджмента приводит организацию (фирму) в движение: она начинает работать. Возникает возможность структурирования деятельности, которая, по мнению Г. Хагурта, осуществляется в несколько этапов .

1. От провозглашения миссии к деятельности. Сформулированная миссия предполагает адекватное ей определение задачи создания организации (фирмы), начало ее деятельности. Насколько органична будет эта взаимосвязь, настолько будет эффективна деятельность фирмы.

2. От определения задачи организации к определению необходимой формы ее деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации (фирмы) и в соответствии с ними вырабатывается ее организационная структура, что крайне важно для последующей эффективной деятельности организации.

3. От структуры, т. е. от определения необходимой формы деятельности, к определению критериев эффективности организации (фирмы) и предполагаемым ее результатам. Здесь прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации.

Все это требует от руководителей организации умения прогнозировать результат своей деятельности, обеспечивать достижение баланса культурной миссии фирмы и интересов бизнеса.

4. От разработки критериев эффективности работы организации (фирмы) к формированию ее кадровой структуры. В этот период четко просматривается связь между эффективностью деятельности организации (фирмы) и творческим и вспомогательным составом ее работников, утверждается один из важнейших принципов менеджмента человеческих ресурсов – «нужный человек на нужном месте», а также штатная структура организации.

5. От сформировавшейся кадровой структуры организации (фирмы) к эффективности управления ею. Здесь прослеживается четкая взаимосвязь между штатной структурой и уровнем квалификации кадров управления, происходит их оптимизация и совершенствование.

6. От выявления качества работы организации (фирмы) к переоценке ее целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы).

Конечно, такое выделение этапов деятельности организации (фирмы) носит условный характер, однако это дает возможность эффективно управлять ею от момента начала работы до пересмотра миссии и принятия новой концепции.

Г. Минцберг, рассматривая роль менеджера в деятельности организации, выделяет четыре группы лидеров: 1) статусная группа (формальная власть); 2) ролевая группа (номинальная); 3) информационно-ролевая группа (наставники, советники, идеологи, просветители); 4) группа лидеров, принимающая решения (антрепренеры, распределители ресурсов) .

Опираясь на эту классификацию, Дж. Пик определил типологию менеджеров:

Менеджер-идеалист (вдохновитель при очень плохих финансовых возможностях);

Менеджер, поглощенный ежедневной рутинной работой;

Менеджер, решающий проблемные ситуации;

Антрепренер, который умеет рисковать и не боится ответственности .

Если учесть, что в культурном секторе функционируют, как правило, небольшие по числу работников организации, то менеджер должен многое уметь делать сам. Это обстоятельство не всегда принимается во внимание исследователями, а в литературе по менеджменту в основном анализируется практика крупных предприятий, где роль менеджера несколько иная, чем в культурном секторе.

Менеджер, работающий в культурном секторе, должен быть не только компетентным в своей области, но и выполнять различные организационные функции. Анализируя специфику его деятельности, Г. Хагурт выделяет три логических положения, сформулированные в форме возможных ответов на следующие вопросы: «Чего я хочу достичь и зачем? Как я организую то, чего я хочу достичь? Могу ли я достичь того, чего я хочу?» Ответ на первый вопрос поможет, по мнению исследователя, понять миссию и стратегические цели менеджера, на второй – уяснить организационный аспект его деятельности, на третий – понять его организаторские возможности, степень информированности и компетентности .

Сама постановка вопросов, обращенных к менеджеру, ориентирует его на определенную последовательность организационных действий, помогает определить его потенциальные возможности. В итоге вырисовывается доминанта действий менеджера: на стадии определения стратегии бизнеса он формирует предпосылки для успешного менеджмента (всесторонний учет культурной и финансовой политики государства, международных связей, проведение маркетинга, поиск инноваций и т. д.), а на этапе реализации он должен осуществить виды деятельности, необходимые для роста и развития организации (фирмы).

В условиях рынка менеджеру приходится надеяться только на самого себя, и успех дела будет зависеть от ясного понимания им цели и технологии ее осуществления. Сам же процесс менеджмента в организации (фирме) начинается с момента формулирования менеджером ее культурной миссии.

Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич

5.2. Управление культурой Прежде чем рассматривать проблему управления культурой, необходимо определить, что входит в само понятие «культура». Статья 1 «Декларации культуры», разработанной Д. С. Лихачевым, гласит: «Под культурой понимается сотворенная человеком

Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

3. Элементы процесса управления. Функции управления Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления. К

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

8. Американская, европейская и японская модели управления. «Новая философия управления» Все рассмотренные концепции в большей или меньшей степени реализуются в конкретных моделях управления. Основными из них после 1970-х гг. являются американская и японская модели. В

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

31. Развитие концепции мотивации разными школами управления. Основные принципы управления Разработка современной концепции мотивации началась с открытий школы человеческих отношений, хотя модели мотивации они не создали, но их вывод о важности социального

Из книги Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы автора Архангельский Глеб

52. Цели и функции управления. Стратегическая и оперативная роли управления Управление человеческими ресурсами – это проектирование формальных систем организации, которые обеспечивают эффективное использование человеческих знаний, навыков и талантов для достижения

Из книги Management по-русски. Технология эффективного управления в малом бизнесе автора Данилов Владимир Наркисович

1.2. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией Труд – процесс сознательной целесообразной деятельности человека, воздействия его на предметы труда с целью создания материальных и духовных благ для удовлетворения личных и общественных

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

1.3. Персонал как объект управления, понятие и особенности управления персоналом, методы управления Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и / или непосредственно влияя на личность, «играя на струнах человеческой души». Влияя на поведение, очень

Из книги Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем автора Адизес Ицхак Калдерон

1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой

Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

Персональный проектный менеджмент: повышаем точность управления Одним из важнейших профессиональных качеств менеджера является умение укладываться в сроки, а также умение прогнозировать сроки, давать четкий ответ на вопрос: «К какому моменту вы могли бы это

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Функции управления Матрица функций управления Классические функции менеджмента мы оформили вот в такую матрицу-схему (табл. 1).По нашему мнению, она наглядно демонстрирует все основные направления деятельности руководителя фирмы.Согласно теории менеджмента в

Из книги Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами автора Деминг Уильям Эдвардс

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Для большинства людей слово менеджер значит руководитель или управленец. Если обратиться к истокам, а именно английскому слову management, то его перевод будет «администрировать, управлять, руководить». Главный критерий менеджмента – это управление людьми.

Менеджмент – руководство ресурсами на основе применения планирования, мотивации, координирования, анализа, организации имеющихся ресурсов для выполнения поставленной задачи.

Этот термин не единственный, так как само понятие, как и виды менеджмента, достаточно широкое. Существуют следующие разновидности менеджмента:

  1. Профессия «менеджер».
  2. Непосредственный процесс управления.
  3. Научная дисциплина.
  4. Структурная единица организации.
  5. Искусство руководить группой людей.

Все эти виды менеджмента не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга и логичным образом вытекают один из другого. Существует еще одна классификация менеджмента, которая формируется исходя из функций. Что относится к функциональным видам менеджмента, будет описано ниже в виде отдельной классификации.

Цели и задачи менеджмента делятся на стратегические и тактические. В некоторых источниках их принято называть локальные и глобальные.

Глобальные (стратегические) цели ориентированы на длительный процесс, который может быть рассчитан на несколько лет, а иногда и десятков лет.

Локальные (тактические) имеют меньшую протяженность во времени. Это сиюминутные дела, которые осуществляются для достижения глобальных целей. Таким образом, глобальная цель – это то чего компания (страна, любая другая организация) стремится достигнуть, а локальная то, как она этого будет достигать.

Аналогичным образом делятся и задачи. При этом задача – это маленькая цель, то есть последние выполняются за счет осуществления первых.

Итак, цели менеджмента в глобальном смысле:

  • развитие компании, сохраняя имеющийся рынок, а в идеале — расширяя сферу влияния;
  • получение конечных результатов, которые будут охарактеризованы ростом и прибылью (см. );
  • стабильность предприятия в финансовом плане и рабочем;
  • прогнозирование рисков и успешное их преодоление;
  • поддержание эффективности работы организации.

Соответственно, задачи формируются исходя из анализа работы и точек развития конкретной организации.

Виды менеджмента и их классификация

Исходя из характера деятельности организации, управленческий процесс формируется существующей спецификой. Выделяют 7 основных видов менеджмента:

  1. Производственный;
  2. Финансовый;
  3. Стратегический;
  4. Риск-менеджмент;
  5. Информационный;
  6. Экологический.

Ниже представлен каждый вид менеджмента и его характеристика. Крупные корпорации могут включать в процесс управления все виды или часть из них. Логично, что один менеджер в крупной корпорации не сможет охватить все виды деятельности, а точнее то из чего она формируется.

Производственный менеджмент

Под производственным менеджментом понимается управление любой коммерческой организацией, целью которой является прибыль от производства товаров или оказания услуг.

Основная цель такой организации – это продажа услуг и товаров, которые будут конкурентоспособными на рынке.

В данном случае эффективное управление базируется на правильных стратегических прогнозах, грамотной организации производственного процесса и логичной инновационной политике. Ни одно предприятие не будет развиваться, если будет использовать старые стандарты работы, всегда нужны инновации.

Менеджер, который управляет производством, решает следующие задачи:

  • постоянный контроль рабочего процесса, своевременное выявление сбоев и их устранение;
  • оптимизация количества выпускаемой продукции;
  • контроль правильной эксплуатации оборудования и поддержание ее работоспособности;
  • профилактика конфликтных ситуаций и оперативное разрешение возникших конфликтов;
  • учет интересов работников, контроль ресурсов, поддержание дисциплины.

Умный менеджер видит реальные возможности своей организации, а также точки роста и на основе этого просчитывает стратегию, которая позволит обеспечить осуществление поставленных целей.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент осуществляет управление финансовыми потоками компании. Здесь важно проводит анализ доходов и расходов, рационализировать распределение денег внутри предприятия, а также сформировать финансовую политику, которая будет вести к росту дохода. Очевидно, что глобальная цель – нарастить прибыль и не допустить банкротства.

За счет чего данные цели будут реализованы:

  • оптимизация расходов;
  • оценка финансовых рисков и их минимизация;
  • точная оценка финансовых перспектив;
  • обеспечение рентабельности компании;
  • решение проблем в кризисные моменты.

Стратегический менеджмент

В данном случае менеджер занимается разработкой стратегии развития, а также ее внедрением и контролем выполнения. Стратегический менеджмент может затрагивать разные области – улучшение качества выпускаемой продукции, рост профессионализма сотрудников или развитие кадров и прочие.

Очевидно, что исходя из конкретной стратегии, используются различные методы, наиболее подходящие в этой области. Суть стратегического менеджмента в том, что он должен разработать план действий, а после начать его успешно внедрять.

Инвестиционный менеджмент

Инвестиционный менеджер занимается вопросами привлечения инвестиций и их распределения внутри компании. Задача менеджеров по инвестициям привлечь новых людей с ресурсами, а для этого требуется готовый план вложения инвестиций, который может заинтересовать потенциальных инвесторов. После получения необходимых вложений, задача контроля над расходом, пришедших из вне бюджетов остается за данным менеджером и частично переходит в область финансовых менеджеров.

Риск-менеджмент

Любая деятельность, особенно коммерческая всегда связана с риском финансовых потерь. Задача менеджеров по оценке рисков выявить возможные точки падения и сравнить их планируемой прибылью. Если прибыль больше убытков, то принимается решение двигаться в этом направлении. В некоторых случаях специалисты по риск-менеджменту ищут способы избежать этих рисков или минимизировать их.

  • выявление рисков и оценка масштабов их последствий;
  • разработка механизмов управление рисками;
  • разработка и внедрение стратегии по минимизации потерь от рисков;
  • постоянная оценка существующей стратегии и внесение коррективов при необходимости.

Информационный менеджмент

Информационный менеджмент в настоящее время базируется на IT-технологиях. Задача менеджеров получение, обработка, анализ и перераспределение информации. Кроме того в сферу деятельности данного направление менеджмента входит весь документооборот, делопроизводства, общение с внешними источниками, а также с сотрудниками компании.

Экологический менеджмент

Любая компания, так или иначе контролируется законодательством страны в которой находится. Если речь идет о производстве, то существует отдельная структурная единица экологических менеджеров, которые занимаются разработкой экологической стратегии по охране и защите окружающей среды. Их задача не только уберечь окружающую среду от вредных воздействий производства, но сделать его само максимально экологичным.

В данном пункте будет рассмотрено — из чего состоит менеджмент, какие его функции. Будет рассмотрено понятие и классификация методов менеджмента, а также существующие модели управления.

Субъекты и объекты менеджмента

Субъект – это лицо, которое осуществляет деятельность. Объект – это на кого распространяется данная деятельность. В случае с менеджментом, непосредственно менеджер или руководитель являются субъектами, а подчиненные, товар, услуги, финансы – все это объекты разных видов менеджмента.

Функции и методы менеджмента

Существует управленческий цикл, который, по сути, и является функциями менеджмента:

  1. Анализ деятельности.
  2. Постановка целей.
  3. Формирование плана действий (задач). На этом этапе происходит оценка возможных рисков.
  4. Организация работы.
  5. Контроль деятельности. Существует несколько видов контроля – промежуточный и конечный. Промежуточный нужен для того, чтобы на определенных этапов увидеть все идет по плану или нет, если нет, то вносятся коррективы. Промежуточный контроль нужен для того, чтобы оставалось время для маневра. Итоговый контроль производит оценку результата. Здесь изменить ничего не получится, но можно учесть допущенные ошибки и исправить их при постановке следующих целей и создания для них плана.

Некоторые относят к функциям менеджмента мотивацию и координацию, которые при этом подразделяются на еще несколько подвидов.

Классификация методов управления происходит по признаку влияния на объект и по тому, кто им выступает. Методы делятся на три типа:

  1. Экономические – регуляция деятельности организации государство или рыночными отношениями. Объект – сама организация.
  2. Административные – методы прямого действия. Объектом выступают сотрудники, влияние осуществляется путем санкций или поощрений сотрудников (чаще всего материально).
  3. Социально-психологические – моральная стимуляция сотрудников. Объектом выступают сотрудники, метод влияние – (карьера, признание сотрудником месяца, дополнительные выходные и прочее).

Модели и принципы менеджмента

Современный менеджмент — это область профессиональной деятельности, одна из базовых дисциплин образования. Понимание моделей и принципов менеджмента необходимы для сощдания успешной модели управления.

Модели менеджмента, как вида деятельности

Совокупность идей, которые положены в основу управления формируют модель менеджмента. Она может меняться в зависимости от географического положения, религиозных убеждений или политической ситуации. Принято выделять четыре типа моделей:

  • азиатская;
  • западная делится на американскую, немецкую и английскую;

Для азиатской модели характерно:

  1. Взаимное доверие и понимание между руководителя компании.
  2. Высокий уровень образования персонала.
  3. Ориентация на доверие сотрудников к руководству.
  4. Осознанность внесенного вклада в общее дело.

Естественно, азиатская модель не универсальна для всех стран Азии и между собой модели управления могут отличаться у разных народов и даже внутри одной страны, но разных компаний.

Западная модель:

  1. Сотрудники не преданны работа и без долгих сомнений поменяют компанию при более выгодном предложении.
  2. Принятие решение осуществляется руководством без привлечения менеджеров среднего или низшего звена.
  3. Деловые и личные отношения строго разграничены.

Стоит понимать, что единственно верной модели управления нет и все зависит от конкретной организации или компании. В целом модель менеджмента в первую очередь влияет на эффективность экономики предприятия.

Принципы менеджмента

Менеджмент, как научная дисциплина выделили несколько принципов менеджмента, как процесса управления, способные сделать его эффективным и качественным.

  1. Разделение труда – каждый сотрудник выполняет строго те функции, которые ему полагается исполнять по должности.
  2. Каждый сотрудник несет ответственность только за ту работу, которую выполняет лично он.
  3. Сотрудники подчиняются определенному регламенту, отступление от которого должно пресекаться и караться менеджерами.
  4. Приказы сотрудникам должны отдаваться одним начальником.
  5. Интересы коллектива и организации всегда должны стоять выше, чем интересы отдельного сотрудника.
  6. Преданность компании должно быть соответствующим образом вознаграждена.
  7. Порядок на рабочем месте и в коллективе.
  8. Справедливость по отношению к сотрудникам. Только при условии абсолютной честности формируется коллектив, преданный компании.
  9. Инициатива должна быть вознаграждена.
  10. Корпоративный дух – залог единства сотрудников и работы во имя общей цели.

Кто такой успешный менеджер?

Исходя из всего вышесказанного, получается, что менеджмент как вид профессиональной деятельности является искусством управления людьми. Бригадир на стройке, учитель в классе, директор магазина являются менеджерами. Такие должности относятся к низшему звену. Их принято называть линейными руководителя.

Помимо этого выделяют среднее звено и топ-менеджеров. По логике менеджеры среднего звена управляют линейными руководителями, а сами они подчиняются топ-менеджерам. Деятельность последних регулирует совет акционеров, генеральный директор или владелец компании.

Для того чтобы стать успешным руководителем нужно придерживаться 7 золотых правил и обладать несколькими качествами, важными для подчиненных. К ним относятся осведомленность, надежность, справедливость, верность своим словам, открытость для общения с подчиненными.

  1. Руководитель любого звена должен иметь здоровые отношения, как с подчиненными, так и с руководством. Следует искренне интересоваться делами первых и при необходимости просить помощи у последних, если на уровне своих возможностей проблемы подчиненных решить не получается. Это важный принцип и он не случайно стоит на первом месте.
  2. Нужно уметь мотивировать окружающих людей. Конечная на первом месте для любого сотрудника компании и особенно руководителей всех уровней должны стоять интересы компании. Очевидно, что далеко не все работают во благо своих работодателей, поэтому следует научиться понимать мотивы людей, что ими движет и что может их заставить работать лучше. Каждый сотрудник индивидуален, и мотивировать всех одним и тем же не получится (см. )
  3. Важно уметь давать и получать обратную связь. Общение со всеми сотрудниками, даже грузчиками и уборщиками, поможет получить полную картину о работе подразделения, а также донести цель компании до всего персонала. Общение с подчиненными должно осуществляться на постоянной основе.
  4. Успешный руководитель – это не тот человек, который заставляет работать на компанию, но тот, кто может продать сотрудникам идею необходимости поддерживать благополучие компании.
  5. Планирование должно быть эффективным. Планы ради планов никому не нужны, нужно уже на начальном этапе иметь представление к чему все придет. Чтобы сделать планы более жизнеспособными стоит обсуждать их с подчиненными. Последним это даст возможность чувствовать себя участниками жизни компании, а менеджеру новые идеи и новое видение ситуации.
  6. Успешный менеджер знает все о своем подразделение и никогда не оставит вопрос подчиненного без ответа.
  7. Творческое мышление позволяет помочь сотрудникам смириться с жесткими регламентами и директивами. Если подключить творческий подход к решению тех или иных вопросов, то можно значительно упростить жизнь подчиненных.

Где можно научиться менеджменту

В настоящее время вариантов для получения знаний в области менеджмента множество.

Большинство ВУЗов обучают профессии менеджмента. Кроме того существуют специальные курсы, вебинары, он-лайн обучение основам менеджмента. Не менее популярны различные учебные пособия и научная литература по менеджменту. Не менее популярны школы менеджмента, которые основаны успешными управленцами.

Следует понимать, что получить диплом менеджера или сертификат о прохождении курсов мало. Для достижения успеха в этой области очень важно саморазвитие, которое помимо прохождения различных тренингов, обучений и курсов включает чтение тематической литературы.

Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Известное издание Harvard Business Review оценило деятельность более 2000 менеджеров из 33 стран и составило свой топ самых успешных управленцев.

1 место

На первом месте находится основатель корпорации Apple Стив Джобс. Под его руководством маленькая компания выбралась из гаража, в котором все начиналось, и стала самым узнаваемым брендом в мире. Кроме того, компания Apple имеет самую высокую лояльность среди своих сотрудников и покупателей. Под руководством Стива Джобс вложенные средства выросли на более чем 3000%.

2 место

Интересным фактом является тот момент, что компания Apple считает своим основным конкурентом корейцев Samsung. Между двумя корпорациями постоянно идет соперничество и в топе лучших руководителей азиатский бренд проиграл. Второе место занимает генеральный директор Юн Чжон Ен. Под его руководством компания смогла заработать почти 1500% от вложенных изначально средств. Успех Юн Чжон Ен кроется в продаже бесперспективных подразделений с сохранением рабочих мест сотрудников. Кроме того компания Samsung одна из лучших в мире по отношению к своим сотрудникам о чем сообщают сами рабочие.

3 место

Алексей Миллер руководитель Газпрома добился роста доходов акционеров на 2000%. Основная цель Газпрома – своевременная и безопасная поставка газа потребителю, улучшение технологий добычи и перевозки сырья. Два этих направления стали приоритетными после прихода Алексея Миллера к руководству более 15 лет назад. По сей день, выбранная стратегия дает дивиденды.

Интересные факты:

  1. В японской модели менеджмента есть несколько уникальных моментов – пожизненный найм сотрудников, рабочее время сотрудники проводят только в фирменной одежде, руководители и рабочие питаются в одной столовой.
  2. 87 российских бизнесменов с совокупным состоянием более 1 миллиарда рублей условно поделены на 6 групп, каждая из которых имеет свое название и метод работы – Портфель (34 бизнесмена), Профиль (20), Наследие (10), Дружба (13), Рента (6), Маркетинг (4).
  3. Один из самых успешных российских менеджеров известен тем, что он создает новое дело с нуля и когда добивается пика успеха, полностью его продает. После этого Олег Юрьевич берется за новое направление. За время своей деятельности Тиньков успешно развил сеть магазинов, сеть по производству пива и водки, сеть ресторанов, музыкальный лейбл, производство полуфабрикатов, велосипедный спорт. В настоящее время Тиньков развивает новый проект «Тинькофф Банк». Каждый раз успеха бизнесмен добивается в том числе из-за за счет успешного маркетинга. В настоящее время Олег Тиньков входит в список самых богатых людей России.

Признаки менеджера

Успешное управление

Основные тенденции в современном менеджменте

Развитие научных подходов к управлению

Менеджмент как управление людьми в организации

Менеджмент – слово английского происхождения, означает управлять.

Менеджмент принято определять как управление социально-экономическими и организационно-техническими процессами на уровне организации. Это управление людьми в процессе общественного производства, при котором их труд и интеллект максимально используется для достижения целей организации.

Существуют несколько определений понятия «менеджмента»: «менеджмент – это способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административная единица» (оксфордскому словарь); «менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» (Питер Друкер).

Иногда менеджмент определяют и как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

И как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения поставленных целей.

И как искусство получения результатов работы, сделанной посредством других людей.

Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».

Выделяют следующие характеристики менеджмента: - особый вид управления присущий рыночной экономике; - управление совместной деятельностью людей, направленное на ее согласование и координацию; - разновидность социального управления; - профессиональная деятельность по управлению людьми; - наука, практика и искусство управления.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент – это сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех начал: научного подхода, практики и искусства.

Выделяют следующие аспекты менеджмента: - менеджмент как функция реализуется через выполнение специфических управленческих действий, получивших название функции управления; - менеджмент как процесс – предполагает взаимосвязь управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов; - менеджмент как аппарат управления. Люди, занятые в аппарате управления – это люди, непосредственно осуществляющие процесс управления посредством профессионального выполнения управленческих функций – менеджеры. Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту; - менеджмент как наука . Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями. Менеджмент - это социально-гуманитарная наука. Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальную практику приемами и навыками. На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, общественные науки. Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор; - менеджмент как искусство . Искусство управления (менеджмент) проявляется в творческом отношении к делу, в способности руководителя к анализу, оценке и синтезу, к принятию неординарных решений. Как известно, искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, несомненно, люди творческой профессии.

Признаки менеджера

Менеджер – это наемный работник, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность, носящую инновационный, творческий характер и ориентированную на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение эффективности функционирования управляемой организацией.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленчес­кую деятельность и решающий управленческие задачи. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, и не все менедже­ры занимают одинаковую позицию в организации; задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и с тем, что сами менеджеры отличаются по своим способностям, воз­можностям и т. д.

Основные признаки менеджера : 1) менеджер – наемный управляющий. Найм менеджера осуществляет собственник предприятия; 2) менеджер – должностное лицо . Менеджер занимает определенную должность и выполняет управленческие функции, для чего использует делегированные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации; 3) менеджер имеет власть . Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью и установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера); 4) менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом. 5) менеджер принимает и реализует управленческие решения ; 6) менеджер – профессионально подготовленный управляющий.

Организация не может существовать без менеджера и для этого су­ществует ряд причин:

1.Менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основно­го предназначения.

2.Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации.

3.Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении.

4.Менеджеры являются основным информационным звеном связи между организацией и окружением.

5.Менеджеры несут формальную ответственность за результаты де­ятельности организации.

6.Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд ролей. Среди них можно выде­лить три ключевые роли .

Во-первых, это роль по принятию решений . Будучи наделенным пра­вом принятия решений, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. При этом он должен решиться на то, чтобы риск­нуть повести руководителей и коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, это информационная роль , состоящая в том, что менед­жер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распростра­няет информацию в виде факторов и нормативных установок и разъяс­няет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя , формиру­ющего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и выс­тупающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть таким работником организации, за которым люди готовы идти. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных ус­ловиях является той базой, без которой ни один менеджер не может успешно управлять своим коллективом.

Успешное управление

В практике менеджмента успешным считается управление, при котором обеспечивается достижение целей организации. При этом всякий успех может быть оценен через определенные результаты деятельности организации, которые отражают сущность этого успеха, в том числе по отношению к другим организациям.

Основными составляющими успеха организации в рыночной экономике являются: - Выживание – характеризует возможность организации осуществлять свою хозяйственную деятельность как можно дольше в условиях изменяющейся внешней среды;

- Результативность и эффективность – определяют условия, при которых организация может осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. Результативность – это способность экономической системы производить некий конкретный продукт. Эффективность – это способность экономической системы получать максимум продукта при минимуме затрат.

- Производительность – определяется количеством продукции произведенной в единицу времени. Чем более эффективна деятельность организации, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество продукции.

- Практическая реализация – непосредственно характеризует эффективность управления организацией. Целью управления является наиболее эффективное выполнение реальной работы реальными людьми.

При этом само управление непосредственно реализуется как конкретное управленческое решение (совокупность решений). В свою очередь, успешным управленческим решением является такое решение, которое реализуется, то есть превращается в результативное и эффективное воздействие по достижению целей организации.

Для обеспечения успеха организации управление должно строиться на определенных принципах, потенциально обеспечивающих достижение целей в условиях изменений внешней среды. Эти принципы определяют соответствующие подходы к управлению, направленному на успех. К числу таких подходов к управлению относят: обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный подход.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике

управления. Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методологические основы менеджмента .

Общими основами методологии менеджмента являются 1) диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; 2) абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде; выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления): изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Основные понятия менеджмента .

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы

путем рациональной организации производственного процесса, эффективного

использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность

обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента: оценка состояния объекта управления; определение конкретных целей развития организации и их приоритетности; разработка стратегии развития организации; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; распределение и координация полномочий и ответственности; совершенствование структуры организации; определение очередности и последовательности принятия решений; выработка системы мероприятий по времени; подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда; установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация –

группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей . Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры,

весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е.сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления . Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его

иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности.

4 основные функции управления : планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, выделяют еще две функции, назвав их связующими процессами, протекающими непрерывно в организации и связывающие все виды управленческой деятельности: это коммуникация и принятие решений.

Планирование – определение целей деятельности, необходимых для этого средств,

разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации.

Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми.

Мотивация – активизация работников, побуждение их эффективно работать ради

достижения целей организации с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для развития творческого потенциала работников.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы,

корректировка планов, норм, решений.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем

установления рациональных связей между ними.

Принятие решений – выбор из множества альтернатив.

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные

с решением определенных задач управления. По признаку объекта управления различаютобщий и функциональный менеджмент. Общий заключается в управлении деятельностью организации в целом, функциональный связан с управлением определенными сферами деятельности организации: управление персоналом, финансовый, производственный, инновационный, международный менеджмент и т.д. В любой организации общий и функциональный менеджмент существует в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента.

По признаку содержания управления различают стратегический и оперативный

менеджмент. Стратегический менеджмент предполагает разработку и реализацию миссии организации, ее предпринимательской политики, определения конкурентной позиции фирмы на рынке, выработку набора стратегий, их распределение по времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию стратегий развития организации.

Принципы эффективного менеджмента - общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К принципамменеджмента относятся:

- целостность управления – комплексный взгляд на деятельность организации в целом, рассмотрение организации как целостной социально-экономической системы;

- иерархическая упорядоченность управленческих процессов в организации и принцип единоначалия;

- целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;

- научная обоснованность и оптимизация управления – использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск наилучших способов достижения целей;

- сочетание централизации и децентрализации управления – рациональное разделение управленческого труда на основе делегирования полномочий и определения ответственности менеджеров;

- демократизация – продуктивное сотрудничество объектов и субъектов управления, использование всего спектра методов стимулирования труда.

Термин «управление» намного шире понятия «менеджмент», так как применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности. Поэтому различают политическое, государственное, технологическое, социально-экономическое и другие виды управления.

«Менеджмент» – слово английское. В Оксфордском словаре английского языка оно толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти и искусство управления», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы».

В широком смысле русское слово «управление» и английское «менеджмент» – синонимы, означающие как функцию, так и группу людей, ее осуществляющих. Однако для профессионалов есть определенные различия, нюансы.

Если понятие «управление» употребляется и в технических системах, то «менеджмент» – только в организационных.

Менеджер – это профессиональный управляющий, профессиональный руководитель, а не инженер, или экономист, или тем более практик без образования, занимающийся управлением. Требования к уровню профессионального образования в условиях возрастающего динамизма внешней среды становятся все более высокими, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются науки и интуиция.

Менеджер – это руководитель предпринимательского стиля. Он в большей мере способен к крупным замыслам, гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на солидное вознаграждение за свою деятельность.

Менеджер – это создатель новых систем, качественно превосходящих прежние. Менеджер – не обязательно начальник, руководитель, он может и вовсе не иметь подчиненных.

Менеджера делает менеджером скорее ответственность за самостоятельный вклад в результаты предприятия, чем ответственность за работу других.

Итак, менеджмент – это особый вид гибкого, предприимчивого управления социально-экономическими процессами на уровне самостоятельного хозяйственного звена в условиях рынка.

Основным предметом менеджмента выступает экономическое поведение людей в их совместной деятельности и мотивационный механизм активизации этого поведения во имя достижения поставленных в организации целей.

Менеджмент как особый вид управления обладает характерными чертами:
♦ универсальность – применим к любым организациям – от гигантского завода до маленького магазинчика;
♦ интернациональность – позволяет использовать передовой опыт любой страны с учетом национальных культурных особенностей;
♦ конструктивность – это практика конкретных действий, нацеленных на достижение успеха, эффективность работы;
♦ деполитизированность – освобожден от политических установок или догм;
♦ адаптивность – это гибкая, предприимчивая система управления, способная быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Известный ученый менеджмента Питер Друкер в своей статье «Труд и управление в современном мире» писал: «Многие современные управляющие не осознают, что успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся ресурсов, объема денежных средств, а от управления, его качества и эффективности. Именно феномен менеджмента состоит в том, чтобы объединять работников разных специальностей и привести их к достижению общих целей. Управление – это неотъемлемая составляющая человеческого бытия. Без этого невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление – ключевой, решающий фактор развития цивилизации. От управления зависят эффективность производства, использование интеллектуального потенциала, реализация личности» . Немецкий психолог Г. Мюнстербергер создал первую в мире школу промышленных психологов, был одним из основателей психотехники (подбор кадров, тестирование, совместимость и т. д.).