«… Я еще был в Константинополе в наилучших отношениях с султаном...» — этими словами барон Мюнхгаузен начал свою книгу. Из Константинополя он попадает ко двору императора Марокко , затем с дипломатическим поручением едет к королю Нубии , в Сеннар, в глубь Африки. Оттуда летит в Венецию верхом на нубийском страусе . Из Венеции — в космос на кораблике из китового уса; слуга Иоганн дует кузнечными мехами в паруса, а в упряжке — тот же страус. Скудная Луна ; мерзостный Марс ; благословенный Юпитер .

Потеряв слугу, страуса и кораблик, Мюнхгаузен стремительно падает с Луны на Землю вместе с лавиной лунной серебристой соломы. «Едва узнав первого, выбиравшегося вместе со мной из соломы, я сразу же признал в нем русского по одежде и языку. Я поинтересовался, как далеко до Петербурга , и услышал в ответ: «Две мили». Какая радость!».

Началось второе русское путешествие Мюнхгаузена.

В неисчерпаемых, казалось бы, каталогах ВГИБЛ , я недавно сделал удивительное открытие: на русском языке нет ни одного основательного жизнеописания ротмистра Иеронимуса фон Мюнхгаузена. За последние полвека — десятка два популярных статей, пересказывающих в целом одна другую; брошюрка страниц в сто, 1978 года, Арлена Блюма. И всё.

Между тем, книга, с которой началась великая мюнхгаузениада, так и называлась — «Повествование о путешествиях и походах в России». И в нашей стране барон Мюнхгаузен знаменит более, чем в Германии , больше, чем где-либо.

Мюнхгаузену понадобилось пять лет, чтобы стать всемирно знаменитым. При этом сам он не прилагал никаких усилий — за него всё сделали другие.

В 1781 году появились «Рассказы господина М-х-з-н» в достаточно убогом берлинском альманахе «Путеводитель для веселых людей». В предисловии к ним сказано было: «Вблизи Г-вера живет весьма остроумный г-н М-х-з-н, пустивший в оборот род замысловатых историй, авторство которых приписывают ему». Кто записал фантазии остроумного господина, кто передал их в редакцию — до сих пор неизвестно. Читатели не обратили на «Рассказы» никакого внимания.

От роду пятнадцати лет Иеронимус Мюнхгаузен (или Минихгоузин — так его называли в русских документах), попал в Россию как паж герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского, мужа наследницы престола Российской Империи. От отца он действительно унаследовал титул фрайхерр, который переводился обычно вне Германии как барон. С девятнадцати лет он в кавалерии — в Брауншвейгском кирасирском полку. Элитный род войск: офицеры — отпрыски самых знатных семейств на огромных чистых кровей конях. В 1738 году он побывал на войне против Османии, участвовал в походе на Бендеры. Возможно, воевал еще раз с турками — в 1746 году, в Молдавии .

В качестве статиста Иеронимус Минхгаузен часто мелькал на третьем плане Большой Истории. В январе 1744 года он командовал эскортом, сопровождавшим из Риги в Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Фредерику Августу Ангальт-Цербст-Эверскую, которая через 18 лет взошла на трон России как самодержавная Императрица Екатерина II.

Через несколько дней после возвращения из этой почетной миссии Иеронимус женился. 2 февраля 1744 года женой его стала Якобина фон Дунтен (Jacobina von Dunten) из старинного рода, который уже два столетия владел замками и землями в Ливонии.

В 1750 году Иеронимус Мингхаузен из поручиков произведен в ротмистры. В тридцать лет достичь этой должности — карьера неплохая, но без особого блеска. Почти сразу он оставил службу и выехал на родину, в маленький городок Боденвердер. И, действительно, отставной русский ротмистр рассказывал странные, вычурные и громоздкие истории гостям после охоты. И какая же нужна была огненная сила, чтобы эти комические фантазии прорвались на высоты мировой литературы!

В отличие от творений Распе и Бюргера, в «Дополнениях» есть много нюансов, которые указывают на то, что пастор Шнорр был лично знаком со своим героем.

Издание в Боденвердере. Вскользь упомянут местный бургомистр, «старый добрый Линденберг», — как раз в те годы человек с таким именем действительно был боденвердерским бургомистром. Или вот: на барона, близ Новгорода, напал очередной медведь: «Однако едва только он положил одну лапу на верхнюю часть саней, как я ударил по ней своей турецкой саблей». Турецкая сабля барона до сих пор в музее Мюнхгаузена в Боденвердере. И так далее.

По свидетельствам мемуаристов, ротмистр фон Мюнхгаузен был в ярости, что книги о нем были изданы без его дозволения. Да еще открыто было использовано его имя, высокое и древнее. Он намеревался отыскать творцов печатной мюнхгаузениады, вызвать их на дуэль, притянуть к суду, просто отлупить. Но авторы (Распе и Бюргер) до его кончины оставались неизвестными.

В «Дополнениях» Шнорра вполне явственно прорвалась ярость Иеронимуса. Мюнхгаузен приближается к Юпитеру. И вдруг обнаруживает в кармане случайно туда залетевший светящийся шарик: оказалось, это — микроскопическая планета, а на ней — целая цивилизация. И там среди прочего: «... было большое болото. Я увидел, что оно кишело маленькими зверьками, которые, выглядывая наружу, как лягушки, тем не менее походили на людей. Я внимательно присмотрелся и обнаружил на их лбах имена, как клейма, — «кузнецы лжи Мюнхгаузена». Лжецов, которые приписали мне этот мерзкий пасквиль, — книгу, в которой нет и десяти моих сказок, которые уже тысячи лет рассказывались детям в комнатах нянюшек, — этих кузнецов лжи я видел ползающими в воде друг подле друга. Язык, письмо — все было у них отнято, дабы они не могли более морочить порядочных людей. ...и вскоре снова раздался Глас: «Так был отмщен Мюнхгаузен».

Итак, книга Шнорра заслуживает особого внимания. И имеет преимущества перед его предшественниками — это голос самого Мюнхгаузена, своего рода мемуары.

Только в Дополнениях пастора Шнорра — рассказ о втором путешествии барона Мюнхгаузена в Россию. Считается, что реальный Мюнхгаузен после отставки далеко от Боденвердера вообще никогда не отъезжал. Но все же можно отыскать некоторые намеки: в России побывал еще раз, уже в преклонные годы.

В самой первой мюнхгаузениаде, в «Рассказах господина М-г-з-на», есть такое указание. Там Мюнхгаузен рассказывает: «Вы знаете знаменитую певицу Габриэль. Я слышал ее в Петербурге и был в высшей степени восхищен».

Катерина Габриелли (Caterina Gabrielli , 1730-1796) в то время — абсолютная и неоспоримая примадонна Европы. В Россию ее заманила лично Екатерина II в 1768 году, и певица прожила в нашей стране девять лет. Чтобы ее услышать в Петербурге, Мюнхгаузен должен был появиться там между 1768 и 1777 годами.

Зачем побывал в России барон Мюнхгаузен, мне кажется, тоже есть о том сообщение у Шнорра. Когда окончилось русское путешествие, барон говорит: «Всю свою движимость я положил на большие листы лифляндского репейника, погрузил все это на корабль и так поплыл по Балтийскому морю...».

То есть Мюнхгаузен прибыл, чтобы продать какие-то владения в Лифляндии. Видимо, приданое жены и не от хорошей жизни. Ниже он с печальной ухмылкой уточняет: «Субсидии из Лифляндии слишком скоро пошли на убыль. Мои богатства растащили у меня в разных местах. Того, что я получаю со своих поместий, хватает только на завтрак».

Но, похоже, было у него еще более важное дело, требующее значительных расходов. В «Дополнениях» сказано, что Мюнхгаузен женится — в Эстляндии, в Нарве. «Именно здесь меня преследовали и мое счастье, и мое несчастье. ... Так случилось, что меня околдовали глаза одной милой девушки. Я не терял времени, чтобы завладеть ее прекрасным сердцем. Было убито несколько медведей — и родители, а также и девушка, стали ко мне благосклонны».

Надо сказать, что у Шнорра барон Мюнхгаузен более чем куртуазен: «... Врагом женщин он никогда не был, и в этом у него наверняка есть тысячи единомышленников...». И есть в третьей мюнхгаузениаде сообщение, которое крайне резко выделяется из общего текста: словно иным шрифтом, иными красками, иным голосом оно изложено. Никаких других галактик или экзотических стран. Похоже, что старый барон просто поведал подлинное свое приключение — невеселое и вполне житейское.

«Однажды барон фон Мюнхгаузен, еще будучи холостым, прибыл в один из пригородов Риги. ... Он остановился в одном трактире. Здесь была смазливая хозяйка... — она его так околдовала, что он снова и снова объяснялся ей в любви. Два пламени встретились, и что же? Любовь тлеет, пылает. — Остерегайтесь трактиров, господа! Это золотое правило, даруемое господином фон Мюнхгаузеном всем людям. Он вывел его из своего горького опыта, а я еще дополню: еще больше остерегайтесь смазливых трактирщиц. Отсюда барон не мог уйти. Здесь же случилось так, что Мюнхгаузен утратил свой familium. Трактирщица вытянула начисто все его соки, так что его кошелек походил на пустую оболочку, и на будущее ему ничего не оставалось. Так вот и получилось, что у барона нет детей. За это ему часто приходиться выносить упреки его любезной половины, и поэтому он пытается ее умилостивить по мере возможностей. Однако из-за этого ему иногда приходится выдерживать бой».

Вероятно, в духе уклончивых мемуаров того века, тут подменены города. В брак настоящий барон вступил именно в Риге. Соответственно, роковая трактирщица, скорее всего, встретилась ему в Нарве. Действительно, от законного брака детей у Иеронима фон Мюнхгаузена не было.

Через две страницы барон, упавший с Луны, — в Москве ; он — уже гофмаршал при дворе Екатерины.

В честь прибытия царицы устроен пир. Подали гигантский паштет. «Размером он был примерно с полную Луну. Чтобы приступить к нему, нужно было снять крышку, и — смотрите-ка! — наружу вышел милейший, напудренный, одетый в бархат человечек, без шляпы, со стихотворением, лежащим на бархатных подушечках, и передал его со смиренным поклоном. Императрица сначала было испугалась, но затем разразилась смехом — вот черты ее великой души! — приняла это очень милостиво и произнесла такие слова: «Можно подумать, что попала в царство фей. Наверняка, Ваше изобретение, Мюнхгаузен?» — и с улыбкой зааплодировала мне.

«Вашего величества верноподданнейший слуга», — ответил я. Она отдала все своему камердинеру и приказала отнести в свою комнату, очень милостиво взяла молодого господина за руку, приказала снять его со стола и сделала своим пажом». И тут Мюнхгаузен добавляет: «Между нами говоря, это был мой маленький наследник, оставленный во время первого путешествия и который между тем весьма подрос. И эта проделка мне великолепно удалась».

Выходит, что у Иеронимуса Мюнхгаузена от первого пребывания в России остался сын, внебрачный и единственный. И лет через двадцать барон вернулся в Россию, чтобы как-то пристроить мальчика. Вряд ли удалось, конечно, сделать его пажом Екатерины Великой — это не более, чем мечта. Таких связей у отставного ротмистра уже не было. Быть может, в хранилищах Боденвердера, в фамильных архивах современных Мюнхгаузенов, хранится ключ к последней русской тайне Мюнхгаузена и даже имя его сына. Пока же любой гражданин нашей страны имеет право предположительно считать себя прямым потомком барона Мюнхгаузена, в самом прямом смысле.

В главных
ролях Олег Янковский
Инна Чурикова
Елена Коренева
Александр Абдулов
Оператор Владимир Нахабцев Композитор Алексей Рыбников Оригинальный телеканал ЦТ СССР Студия Киностудия «Мосфильм» .
Творческое объединение телевизионных фильмов
Длительность 142 мин Страна СССР СССР Язык русский Дата выхода 1979 Первый показ 1 января 1980 Количество эпизодов 2 IMDb ID 0080037

«Тот самый Мюнхгаузен» - советский художественный двухсерийный телефильм 1979 года , снятый на студии «Мосфильм» по заказу Центрального телевидения СССР . Сценарий Григория Горина создан по отдалённым мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе , посвящённых приключениям барона Мюнхгаузена . Одна из наиболее важных работ в творчестве Марка Захарова и Олега Янковского . Премьера фильма состоялась 1 января 1980 года на ЦТ СССР.

Сюжет

1 серия

Действие картины начинается 30 мая 1779 года в Ганновере и его окрестностях. Барон Карл Мюнхгаузен воспринимается окружающими как выдумщик, живущий в мире своих фантазий. Однако они имеют странное свойство оказываться реальностью. Так на привале охотники, смеясь над рассказом охоты Мюнхгаузена на оленя, когда тот стрелял вишнёвой косточкой вдруг сами видят как из леса выходит благородное животное с вишнёвым деревом на месте, где должны быть рога. Барон с гордостью говорит, что прославился не своими подвигами, а тем, что никогда не врёт. Он действительно не умеет лгать, даже тогда, когда это было бы полезно для него самого или близких. Ему претит сама идея солгать для выгоды или «из приличия».

Мюнхгаузен живёт в своём замке с очаровательной девушкой Мартой. Они уже давно думают о свадьбе, но есть одна проблема: барон женат. В юности он был по воле родителей из сугубо практических соображений обвенчан с Якобиной фон Дуттен, с которой его никогда не связывали нежные чувства. Она живёт отдельно со взрослым сыном Феофилом. Мюнхгаузен добивается развода. Разрешение может дать только герцог, но Якобина и её любовник Генрих Рамкопф всячески препятствуют этому.

Родственники пытаются добиться признания Мюнхгаузена невменяемым, чтобы распоряжаться его имуществом. Все обходные пути он уже испробовал, но все священники, с которыми он общался отказались венчать пару. В один счастливый день герцог, будучи раздражён размолвкой с герцогиней, подписывает прошение Мюнхгаузена о разводе со словами: «На волю всех, на волю» . Марта счастлива, но она очень опасается, что её возлюбленный выкинет очередную шутку во время заседания суда, который должен утвердить развод.

Так оно и происходит - подписывая документы о разводе, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая - по его расчётам в календарь вкралась ошибка и в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Но идеи и астрономические наблюдения барона никого не интересуют и все воспринимают его поступок как очередной вызов общественному порядку. Происходит скандал. Суд, сочтя себя оскорблённым, отказывается утверждать развод. От барона требуют отречения: он должен признать все свои истории пустыми фантазиями, письменно, по пунктам отказаться от всего, что он писал и говорил. Друзья, слуги, Марта - все уговаривают барона подчиниться.

Последней каплей становится заявление Марты. Она ставит барону ультиматум: его рассказы о встречах с Уильямом Шекспиром и Исааком Ньютоном или она. Барон сдаётся: он подписывает отречение от самого себя, тем же вечером сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.

2 серия

Прошло 3 года после официально установленной смерти барона Мюнхгаузена. Из живого возмутителя спокойствия барон стал мёртвой знаменитостью: Якобина издаёт «приключения барона». При этом воспоминания барона не просто отредактированы - они приукрашены и дополнены откровенными выдумками. О Мюнхгаузене поют песни в ресторанах и рисуют картины. Его называют «великим человеком, не понятым современниками», а 32 мая (в день 3-летней годовщины его смерти) на главной площади города открывают памятник барону.

Рамкопф водит по замку барона экскурсии туристов и выводит научное обоснование возможности поднятия себя за волосы. Феофил безуспешно пытается повторять его подвиги: поднимать себя в воздух за волосы и бить уток через дымоход. Бывший слуга Мюнхгаузена Томас (один из немногих, кто поддерживал барона во всём), зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается, самоубийство и последующие похороны были инсценировкой ; после неё барон, оставив всё официальным наследникам, превратился в цветочника Мюллера, благодаря чему смог жениться на Марте и жить с ней.

Но обычная жизнь сильно переменила барона: из весельчака и фантазёра он превратился в угрюмого и расчётливого циника («Одни мои похороны принесли мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.» ). В конце концов дошло до того, что Марта ушла от него, не вытерпев жизни с изменившимся возлюбленным. Мюнхгаузен решает вернуть Марту и понимает: «чтобы вернуть её, нужно вернуть себя» и опять стать самим собой. Но для города умерший Мюнхгаузен уже превратился в символ и легенду, а живой он никому кроме Марты и Томаса не нужен.

Как только барон рассказывает посвящённым в его тайну о решении «воскреснуть», бургомистр, когда-то - близкий друг барона, «ради сохранения общественного спокойствия» объявляет его самозванцем и отправляет в тюрьму «до выяснения личности». Суд, призванный установить личность барона, проходит в режиме организованного спектакля: один за другим бывшие знакомые, родственники и друзья барона отказываются признавать его. Но в последний момент появляется Марта как свидетель, готовый подтвердить личность Мюнхгаузена, из-за чего заседание суда приходится прервать. Баронесса и Рамкопф угрозами заставляют Марту выступить лжесвидетелем. Марта соглашается, чтобы спасти барона от тюрьмы или даже смерти.

Предстоит последнее, решающее испытание: барону предлагают признать себя Мюллером или в доказательство своей личности повторить полёт на пушечном ядре на Луну. «Следственный эксперимент» происходит 32 мая 1783 года, в торжественной обстановке, по сценарию. Колеблющаяся Марта сначала зачитывает герцогу прошение о помиловании её «ненормального мужа Мюллера», но затем не выдерживает и признаётся любимому: в пушку положили сырой порох, чтобы ядро, пролетев несколько метров, под всеобщий хохот упало на траву, после чего самозванство барона было бы сочтено доказанным.

Когда пушку перезаряжают принесённым Томасом мешком сухого пороха, происходит всеобщий переполох: участники испытания хотели всего лишь посмеяться над бароном, а не убивать его. Герцога тут же уговаривают своим решением признать личность барона установленной, а его новое путешествие на Луну - состоявшимся. Барону предлагают «вернуться из путешествия» в блеске славы. Ранее запланированное «всеобщее веселье» начинается практически без изменений, просто по другому поводу - как празднование этого возвращения.

Якобина уже как ни в чём не бывало рассказывает, что она путешествовала на Луну вместе с бароном и готовится издать мемуары об этом. Барону тихо подсказывают: «Незаметно присоединяйтесь». Мюнхгаузен некоторое время мечется от одной компании к другой, видя поднятые за его путешествие бокалы, слыша призывы: «Присоединяйтесь, барон!», после чего возвращается на крепостную стену к пушке и произносит заключительный монолог:

Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!

Барон отдаёт распоряжения ко дню своего возвращения, после чего начинает подниматься по верёвочной лестнице к жерлу пушки. Ракурс меняется, и оказывается, что лестница стала очень длинной, и никакой пушки уже нет - барон просто поднимается по лестнице в небо. Звучит заключительная музыкальная тема.

В ролях

Актёр Роль
Олег Янковский Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен
Елена Коренева Марта Марта
Инна Чурикова Якобина Мюнхгаузен Якобина Мюнхгаузен
Александр Абдулов Генрих Рамкопф Генрих Рамкопф
Игорь Кваша бургомистр бургомистр
Леонид Броневой герцог герцог
Леонид Ярмольник Феофил Мюнхгаузен сын барона Феофил Мюнхгаузен
Владимир Долинский пастор пастор
Юрий Катин-Ярцев Томас Томас
Всеволод Ларионов судья судья
Семён Фарада главнокомандующий главнокомандующий
Игорь Ясулович секретарь герцога секретарь герцога
Любовь Полищук Маленькая Берта певица Маленькая Берта
Владимир Фирсов Музыкант в замке барона аккомпаниатор Маленькой Берты, мим Музыкант в замке барона
Нина Палладина советница герцога советница герцога
Анатолий Скорякин Эпизод Эпизод
Евгений Марков придворный с часами придворный с часами
Григорий Горин эпизод в свите герцога эпизод в свите герцога
Григорий Маликов гвардеец пытавшийся арестовать Мюнхгаузена гвардеец

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Григорий Горин
  • Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
  • Второй режиссёр: Леонид Черток
  • Директор картины: Лазарь Милькис
  • Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев
  • Оператор: Сергей Арманд
  • Художник-постановщик: Георгий Колганов
  • Звукооператор: Юрий Рабинович
  • Композитор: Алексей Рыбников
  • Текст песен: Юрий Энтин
  • Дирижёр: Сергей Скрипка
  • Художник по костюмам: Наталья Фирсова
  • Грим: Н. Минаева

Предыстория и подбор актёров

Исходным литературным материалом для сценария послужила пьеса Григория Горина «Самый правдивый», которая с успехом шла в театре Советской Армии (Мюнхгаузен - Владимир Зельдин). Марку Захарову понравился спектакль и он решил перенести его на телевизионный экран. В ходе работы над сценарием пьеса была серьёзно переработана и сильно изменилась по сравнению с театральным вариантом. Музыка Алексея Рыбникова также изначально была написана для спектакля.

Олег Янковский, только что снявшийся в роли Волшебника в телефильме «Обыкновенное чудо» , по мнению режиссёра, вполне подходил на роль Мюнхгаузена. Однако Марку Захарову пришлось довольно долго убеждать худсовет киностудии. Амплуа Янковского до этого, как считалось, более соответствовали героические роли. Кроме того, сложившийся по книге и спектаклю образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же на момент начала съёмок исполнилось только 35 лет. В итоге режиссёру удалось отстоять свою точку зрения.


"Ну ты и Мюнхгаузен!", "Выдумываешь, как Мюнхгаузен!" - говорят тебе, если ты хочешь приукрасить свои приключения - так, совсем чуть-чуть.
Уже два века и на своей родине, в Германии, и у нас в России Мюнхгаузен считается символом хвастовства. Но знаешь ли ты о том, что Мюнхгаузен - сказочный "король лжецов" - действительно, по правде существовал?
Да-да-да! Барон Карл-Фридрих-Иероним фон Мюнхгаузен-ауф-Боденвердер (уф, ну и имечко!) родился в 1720 году, в знатной и всеми уважаемой дворянской семье. Род Мюнхгаузенов происходил из старинного немецкого города Гаммельна. В юности барон Мюнхгаузен попал в Россию и провел там много лет. Он служил в русских войсках, участвовал в двух походах против турок и даже был произведен в ротмистры за храбрость! Вернувшись из России, барон рассказывал своим друзьям много смешных и необычных историй о "стране белых медведей".
Тут-то и услышали его рассказы литераторы Рудольф-Эрих Распе и Готтфрид-Август Бюргер и каждый по-своему поведали о них миру. Может, это они и приукрасили рассказы барона? Читателям это неважно, потому что главное, что привлекает в рассказах барона Мюнхгаузена, - это безудержная веселая фантазия.
В каких только переделках не побывал Мюнхгаузен! Он летал верхом на пушечном ядре, пас пчел у турецкого султана, размораживал песенку, которая заледенела на русском морозе, гарцевал на коне посреди стола, заставленного посудой, вытаскивал себя за волосы из трясины, боролся со львом и крокодилом одновременно. А охотничьи истории! Наш доблестный барон охотился на восьминогого зайца, убивал уток искрами из глаз, снимал шкурку с живой лисы. Однажды даже принес с охоты связку живых уток, которых умудрился нанизать на шнурок, смазанный салом. А всем известный олень с вишневым деревцем на лбу! Барон Мюнхгаузен совершил множество морских путешествий, не раз побывал на Луне и описал ее удивительных жителей.
В самых трудных ситуациях Мюнхгаузен проявляет чудеса находчивости, хотя он такой же человек, как мы с тобой, и так же испытывает страх. Мы смеемся над его выдумками и радуемся подвигам и победам “самого правдивого человека на свете”, потому что, как говорит немецкая пословица,
Корчит и умник порой дурака.
А озорник - наверняка.
31.12.2001

Книги юбиляры: Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» игровая программа к 220 летию книги.

Цели и задачи:

1.Закрепить знакомство детей с книгой

2.Помочь ребятам проявить творчество, инициативу.

3.Развивать познавательную активность.

Добрый день, дорогие друзья! Уважаемые гости и читатели нашей библиотеки! Книги, как люди: каждая имеет свою судьбу, свою историю. Есть писатели, которые живут дольше своих творений. А есть книги, которые переживают своих авторов и своих литературных персонажей на целые столетия. К таким, бесспорно, относятся знаменитые «Приключения барона Мюнхгаузена » Эриха Рудольфа Распе .

Э пиграфом к нашей сегодняшней встрече вполне подойдут такие слова: «Кто враг любому веселому слову, уходит пускай подобру-поздорову! ». Потому что говорить мы будем об одной из самых любимых и веселых книг в мировой литературе. Вот уже 220 лет эта книга будоражит воображение и волнует умы миллионов читателей во всем мире. На своем стремительном ядре «самый правдивый человек на земле », а на самом деле безудержный фантазер и выдумщик, действительно, успешно пролетел сквозь века и страны, вдохновляя художников и писателей, музыкантов и режиссеров. П о мотивам этой книги поставлены спектакли, фильмы и даже оперы. Написаны многочисленные подражания и продолжения этого произведения. Сегодня существует уже несколько десятков книг, в которых рассказывается о новых путешествиях и приключениях знаменитого немца. Африка и Америка, окопы первой мировой войны, подводная лодка и аэроплан - вот далеко неполный список новых волнующих приключений барона Мюнхгаузена. И если вы захотите найти эти книги, то всегда сможете это сделать, зайдя в интернет и покопавшись в европейских библиотеках. Н аш герой умудрился попасть даже в медицинскую науку. Там появилось такое понятие как «синдром Мюнхгаузена »: так говорят о людях, которые рассказывают о себе всякие небылицы, но при этом абсолютно серьезно думают, что все это с ними было на самом деле.

Т ак в чем же феномен этой книги, в чем секрет ее популярности? Кто были авторы самых первых книг о бароне Мюнхгаузене и почему они до самой своей смерти скрывали свои имена? Существовал ли настоящий Мюнхгаузен и в чем же заключается обаяние и привлекательность литературного барона?

Сегодня мы раскроем много тайн, связанных с этой книгой и убедимся, что такую редкую и счастливую судьбу она имеет отнюдь не случайно.

В Германии в 18-м веке действительно жил человек, которого звали фон Мюнхгаузен , немецкий дворянин, потомок знаменитых крестоносцев. С чего началась вся эта история. Иероним Мюнхгаузен или Мюнхе, как звали его современники, был пятым ребенком в семье. Отец его, Отто фон Мюнхгаузен, умер, когда мальчику было всего четыре года. Кроме Иеронима на руках молодой вдовы оставалось еще семеро детей.

Д олжна вас предупредить, что этот самый что ни на есть реальный барон Мюнхгаузен. Надо сказать, что, хоть этот человек и был дворянином, титул барона он получил потом, а именно, после того, как стал известен благодаря знаменитой книге. Невероятно, но факт - титул перешел к человеку от литературного героя. Надо отдать должное роду Мюнхгаузенов – он был достаточно богатым и знаменитым. Один из них даже основал известный в Европе Геттингенский университет.

Э то было почти сказочное время. Судите сами: настоящие немецкие принцы женились на настоящих русских принцессах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1737 году молодой Иероним Мюнхгаузен оказался в России в качестве пажа в свите одного из таких принцев. Конечно, в Санкт-Петербург Мюнхгаузен въехал отнюдь не бешеным галопом и вовсе не в санях, запряженных волком, а в обычной почтовой карете. Однако случилось это действительно зимой. Так что первые фразы книжки полностью соответствуют биографии реального барона Мюнхгаузена. «Вы, конечно, помните, как она начинается? – «Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою . Шел снег… ». Жизнь принцев вы себе представляете: балы, обеды, маскарады. И, естественно, охота. Юный Иероним оказался страстным охотником и сохранял верность этому занятию всю свою жизнь. В России Мюнхгаузен пришелся, что называется, ко двору. Он был бравым солдатом, участвовал в походе против турок, за что ему был присвоен чин корнета тогдашней русской императрицей Анной Ивановной, а еще через несколько лет он получил и чин ротмистра. Нельзя умолчать и еще об одном ярком эпизоде из жизни нашего реального Мюнхгаузена: он видел русскую императрицу Екатерину II, которая, впрочем, тогда была еще только 15–летней принцессой Софьей. Было это в 1744 году в Риге. Мюнхгаузен командовал в это время почетным караулом, который сопровождал важный экипаж.

К ак бы то ни было, но, возвратившись в Германию из России, Иероним Мюнхгаузен привез настоящую турецкую саблю, большую пенковую трубку, которой потом гордо попыхивал и, самое главное, яркие и незабываемые впечатления, которыми и начал щедро делиться со своими многочисленными соотечественниками в своем родном городе Боденвердере. А рассказчик он был отменный. П опулярность Мюнхгаузена, его вечеринок и застольных веселых историй росла день ото дня.
И вот однажды … он получил очередной номер юмористического журнала «Путеводитель для веселых людей », открыл его и с удивлением обнаружил, что кто-то сделал его автором 16-ти небольших рассказов.
«Что за ерунда! – воскликнул Мюнхгаузен. Ну, рассказывал я за бокалом хорошего вина разные истории, которые приключились со мной в молодости. Ну, мог я, конечно, приукрасить их невинной шуткой или безобидной фантазией. Но чтобы напечатать их, да еще указать свое уважаемое имя, - это уже слишком! ». Бедный старик (а ему было тогда 60 лет) даже не мог предположить, что не пройдет и пяти лет, как его имя будет мелькать на обложках тысяч экземпляров книг в Англии и Германии. А ему придется выставлять охрану вокруг своего поместья, чтобы отбиться от докучливых любопытных глаз, желающих увидеть барона-враля.

А тем временем, пока наш барон отбивался от назойливых посетителей, книгу стали переводить на другие европейские языки. И в 1791 году она впервые появилась в России под названием … «Не любо – не слушай, а лгать не мешай ». Как видите, нашего реального Мюнхгаузена постигла участь «испорченного телефона»: каждый, кому попадались его истории, так и норовили что-то добавить к ним. Наконец, наш замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский перевел эту книжку для детей, оставив в ней все только самое смешное и веселое, и с тех пор ее полюбили миллионы мальчишек и девчонок, а также их родители.

Проводится игра «Найди ошибку» . (В скобках даны правильные варианты ответов).
1. Меткий глаз. (Меткий выстрел).
2. Встреча с котом. (Встреча с китом).
3. Бешеная шапка. (Бешеная шуба).
4. Лисица на нитке. (Лисица на иголке).
5. Конь на стуле. (Конь на столе).
6. Глухая свинья. (Слепая свинья).
7. Творожный остров. (Сырный остров).
8. Китайское пиво. (Китайское вино).
9. За уши. (За волосы).
10. Поросята на шомполе. (Куропатки на шомполе).
11. Бегемот наизнанку. (Волк наизнанку).
12. Замороженные звуки. (Оттаявшие звуки).
13. Простая куртка. (Чудесная куртка).
14. Обыкновенный олень. (Необыкновенный олень).
15. Один против миллиона. (Один против тысячи).
16. В печенке у рыбы. (В желудке у рыбы).
17. Мои ужасные слуги. (Мои чудесные слуги).
18. Наказанная щедрость. (Наказанная жадность).
19. Карета под мышками, лошади на плечах. (Лошади под мышками,
карета на плечах).
20. Верхом на пуле. (Верхом на ядре).

Литературная викторина:
1. Как был озаглавлен первый русский перевод книги о бароне Мюнхгаузене, сделанный в 1791 году? Ответ: «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».
2. Назовите имя писателя, благодаря которому мы можем прочитать книгу Э. Распе на белорусском языке . Ответ: Владимир Вольский.
3. В каких странах побывал барон Мюнхгаузен? Ответ: Россия, Литва, Турция, Индия, Остров Цейлон, Америка, Италия, Египет, Испания, Англия.
4. Что лунным жителям служило чемоданом по рассказам барона Мюнхгаузена? Ответ: живот.
5 . Чем наше мороженное отличается от того, что ел, якобы, на Луне барон? Ответ: на Луне лед (по Мюнхгаузену ) горячее огня, и мороженное там горячее.
6 . Творческое задание: придумайте и кратко опишите новое приключение барона Мюнхгаузена.

Викторина:

1. Кто написал книгу "Приключения барона Мюнхгаузена"?
Эрих Распе.

2. В какой стране находилось поместье барона Мюнхгаузена?
В Германии.

3. Когда у Мюнхгаузена не осталось ни одной пули, что он использовал в качестве приманки для уток?
Сало.

4. На свете не было человека... Мюнхгаузена.
Находчивее.

5. В кого Мюнхгаузен стрелял вишневыми косточками?
В оленя.

6. Как звали собаку Мюнхгаузена?
Дианка.

7. Трое суток Мюнхгаузен гонялся за восьминогим...
Зайцем.

8. Что было привязано к ногам маленького человека, которого Мюнхгаузен встретил по пути в Египет?
Гири.

9. Что сшил Мюнхгаузен из шкуры волка?
Куртку.

10. Из чего был сделан остров, к которому однажды пристал корабль Мюнхгаузена?
Из сыра.

Д ействительно, нам всем так часто не хватает доброй хорошей шутки. Нет ничего скучнее мрачной и кислой физиономии. Может быть, поэтому так любим, слушать рассказы о бароне Мюнхгаузене. Да и сам автор книги Распе, оказавшись на чужбине, почему-то не стал писать трагедию, а выбрал веселые рассказы о неунывающем и находчивом бароне.

Список использованной литературы:

“Самый правдивый человек на земле” в новом тысячелетии. 13. “Приключения барона Мюнхгаузена” Р. - Э. Распе //Литература в школе. – 2003. - № 2. – С. 44 – 48.

Откуда приходят сказки: (История создания книги Рудольфа Распе «Приключения барона Мюнхгаузена») //Веселые уроки. – 2002. – С. 20 – 21.

Марин В. Династия Мюнхгаузенов //Детская литература. – 1971. – С. 39 – 44.

Сергей Макеев. Сайт "Музей барона Мюнхгаузена" http://www. *****

Осипова Мюнхгаузену //Читаем, Учимся, Играем. – 2008. - №5. – С. – 62-68.

Составила: зав. библиотекой

Готфрид Август Бюргер

«Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхаузена»

Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и весёлые приключения барона фон Мюнхаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей.

Время действия приключений, описанных в книге барона Мюнхаузена, — конец XVIII в., в ходе сюжета главный герой оказывается в разных странах, где с ним происходят самые невероятные истории. Все повествование состоит из трёх частей: собственное повествование барона, морские приключения Мюнхаузена и путешествия по свету и другие достопримечательные приключения героя.

Начинаются невероятные приключения самого правдивого человека на свете, барона Мюнхаузена, по пути в Россию. По дороге он попадает в страшную снежную бурю, останавливается в чистом поле, привязывает своего коня к столбику, а когда просыпается, то оказывается в деревне, а его бедная лошадь бьётся на куполе церковной колокольни, откуда он ее снимает метким выстрелом в уздечку. В другой раз, когда он проезжает на санях через лес, волк, набросившийся на всем ходу на его лошадь в упряжке, настолько вгрызается в тело коня, что, съев его, сам оказывается запряжённым в сани, на которых Мюнхаузен и добирается благополучно до Санкт-Петербурга.

Поселившись в России, барон часто ходит на охоту, где с ним происходят удивительные веши, но находчивость и храбрость всегда подсказывают ему выход из затруднительного положения. Так, однажды ему приходится вместо ружейного кремня, забытого дома, использовать для произведения выстрела искры, которые посыпались у него при ударе из глаз. В другой раз на кусочек сала, нанизанный на длинную верёвку, ему удаётся поймать такое количество уток, что они благополучно смогли донести его на своих крыльях до дома, где он, поочерёдно сворачивая им шеи, совершает мягкую посадку.

Гуляя по лесу, Мюнхаузен замечает великолепную лису, чтобы не портить ее шкуру, он решает поймать ее, прибив за хвост к дереву. Бедная лиса, не дожидаясь решения охотника, сама покидает свою шкуру и убегает в лес, так барон получает ее великолепную шубу. Без принуждения приходит на кухню Мюнхаузена и слепая веприца. Когда барон своим метким выстрелом попадает в хвостик поросёнка-поводыря, за который держалась мать, поросёнок убегает, а свинья, держась за остаток хвостика, послушно идёт вслед за охотником.

Большая часть необычных происшествий на охоте обусловлена тем, что у Мюнхаузена кончаются патроны. Вишнёвой косточкой вместо патрона стреляет барон в голову оленя, у которого затем между рогов вырастает вишнёвое дерево. С помощью двух ружейных кремней взрывает Мюнхаузен чудовищного медведя, напавшего на него в лесу. Волка же барон выворачивает наизнанку, засунув ему через раскрытую пасть в брюхо руку.

Как у всякого заядлого охотника, любимые домашние животные Мюнхаузена — это борзые собаки и лошади. Его любимая борзая не захотела бросить барона даже тогда, когда пришло ей время обзавестись потомством, поэтому и ощенилась она во время погони за зайцем. Каково же было удивление Мюнхаузена, когда он увидел, что не только за сукой его мчится ее потомство, но и зайчиху преследуют ее зайчата, которых та родила также во время погони.

В Литве Мюнхаузен укрощает ретивого коня и получает его в подарок. Во время штурма турок в Очакове лошадь теряет свою заднюю часть, которую барон потом находит на лугу в окружении молоденьких кобыл. Мюнхаузен нисколько не удивляется этому, он берет и сшивает круп коня молодыми ростками лавра. В результате не только лошадь срастается, но и ростки лавра дают корни.

Во время русско-турецкой войны, в которой наш доблестный герой не мог не принять участие, с ним происходит ещё несколько забавных случаев. Так, он совершает путешествие в лагерь турок на пушечном ядре и таким же образом возвращается обратно. Во время же одного из переходов Мюнхаузен вместе со своим конём чуть было не тонет в болоте, но, собрав последние силы, сам вытаскивает себя за волосы из трясины.

Не менее увлекательны приключения знаменитого рассказчика и на море. Во время своего первого путешествия Мюнхаузен посещает остров Цейлон, где на охоте он попадает, казалось бы, в безысходную ситуацию между львом и разинутой пастью крокодила. Не теряя ни минуты, барон охотничьим ножом отсекает голову льву и запихивает его в пасть крокодила до тех пор, пока тот не перестаёт дышать. Второе морское путешествие Мюнхаузен совершает в Северную Америку. Третье — забрасывает барона в воды Средиземного моря, где он попадает в желудок огромной рыбы. Танцуя в ее брюхе зажигательный шотландский танец, барон заставляет бедное животное так биться в воде, что его замечают итальянские рыбаки. Сражённая гарпуном рыба попадает на судно, так путешественник освобождается из своего заточения.

Во время своего пятого вояжа по морю из Турции в Каир Мюнхаузен обзаводится отличными слугами, которые помогают ему выиграть спор с турецким султаном. Суть же спора сводится к следующему: барон обязуется за час доставить из Вены ко двору султана бутылку хорошего токайского вина, за что султан ему разрешит взять столько золота из своей казны, сколько сможет унести слуга Мюнхаузена. С помощью своих новых слуг — скорохода, слухача и меткого стрелка путешественник выполняет условие пари. Силач же с лёгкостью за один раз выносит всю казну султана и погружает ее на корабль, который поспешно покидает Турцию.

После помощи англичанам во время их осады Гибралтара барон отправляется в своё северное морское путешествие. Находчивость и бесстрашие и здесь выручают великого путешественника. Оказавшись в окружении свирепых белых медведей, Мюнхаузен, убив одного из них и спрятавшись в его шкуре, истребляет и всех остальных. Он спасается сам, добывает великолепные медвежьи шкуры и вкуснейшее мясо, которым угощает своих друзей.

Список приключений барона, наверное, был бы неполным, если бы он не посетил Луну, куда его корабль забросили волны урагана. Там он знакомится с удивительными жителями «сверкающего острова», у которых «живот — чемодан», а голова — это часть тела, которая может существовать вполне самостоятельно. Рождаются лунатики из орехов, причём из одной скорлупы вылупляется воин, а из другой — философ. Во всем этом барон предлагает самим убедиться своим слушателям, отправившись тотчас же на Луну.

Следующее удивительное путешествие барона начинается с исследования вулкана Этны. Мюнхаузен прыгает в огнедышащий кратер и оказывается в гостях у бога огня Вулкана и его циклопов. Затем через центр Земли великий путешественник попадает в Южное море, где вместе с командой голландского корабля он открывает сырный остров. Люди на этом острове с тремя ногами и одной рукой. Питаются они исключительно сыром, запивая его молоком из протекающих по острову рек. Все здесь счастливы, поскольку на этой земле нет голодных. Покинув замечательный остров, корабль, на котором был Мюнхаузен, попадает в брюхо огромного кита. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба нашего путешественника и услышали бы мы о его приключениях, если бы команде корабля не удалось вырваться вместе с судном из плена. Вставив мачты корабля в рот животного вместо распорок, им удалось выскользнуть. Так заканчиваются странствия барона Мюнхаузена.

Удивительные путешествия на суше и на море, о которых барон фон Мюнхаузен рассказывает обычно за бутылкой в компании своих друзей.

Описанные события приходятся, на XVIII в. Сюжет состоит в том, что главный герой странным образом случайно попадает в разные страны, где с ним случаются разнообразные и невероятные ситуации. Его приключения не останавливаются на этом, Мюнхаузен продолжает путешествовать и по морю.

Начинаются необычные приключения правдивого человека, барона Мюнхаузена. Отправившись в Россию, в дороге его настигает снежная буря, заставившая его остановиться в чистом поле. Он решает привязать своего верного коня к столбику, но проснувшись, он не обнаруживает его рядом. Осмотревшись, он видит его на колокольни. Вот тут-то и проявляется его первая способность – выстрел в уздечку. В другой раз, волк, который съел его лошадь, был запряжен вместо нее в упряжку. Так, он успевает вовремя добраться до Санкт-Петербурга.

Остановившись в России, барон регулярно ходит на охоту, где с ним случаются необъяснимые вещи. Благодаря своему уму и мужеству, он всегда находит выход. Так, он ловит огромное количество уток, используя единственный кусочек сала. Более того, они его несут на своих крыльях домой, где он сворачивает им шеи.

Отправившись на охоту в лес, барон видит лису, которую не хочет убивать. Он считает, что может испортить ее шкуру, которой решил завладеть. Поэтому он решает ее поймать и прибить за хвост к дереву. Лиса, не желая испытывать такую боль, выпрыгивает из собственной шкуры и стремительно направляется в лес. Мюнхаузен радуется прекрасной шубе. Приключения, которые с ним случаются на охоте, связаны, как правило, с патронами, которые заканчиваются в самый неподходящий момент.

Невероятно, но под силу сшить круп коня молодыми ростками лавра, только барону. Таким образом, он делает не только полноценной лошадь, но и лавр пускает корни. Принимая активное участие в русско-турецкой войне, он умудряется не просто попасть в болото, но и вытащить самостоятельно себя оттуда за волосы. Приключения самого правдивого рассказчика продолжается на море. Так, барон попадает в желудок огромной рыбы, где начинает танцевать. Не выдержав этого рыба, плещется с такой силой, что ее вылавливают рыбаки и вспаривают ей брюхо. Таким образом, Мюнхаузен остается жив.

Перечень невероятных приключений считался не полным, если бы барон не побывал на Луне. Попадает он туда при помощи волн урагана. Там он встречается с довольно не обычными жителями. Ему приходится наблюдать рождение лунатиков, которые появляются из орехов. Более того, один из них обязательно – воин, а другой – философ.

После чего он посещает бога огня Вулкана и его циклопов, в центре Земли он находит сырный остров, где проживаю люди с тремя ногами и одной рукой. Они постоянно едят сыр, запивая его молоком. Здесь люди всегда счастливы и никогда не голодают. Попав в брюхо кита, его команде удается спастись, вставив мачты корабля в рот животного. На этом приключения барона Мюнхаузена заканчиваются.