Почвы Нечерноземной зоны РСФСР - это бедные почвы. Резко повысить их плодородие, усилить микробиологическую деятельность почвы позволяет внесение органических удобрений. А их с каждым годом все больше не хватает. Поэтому садовод должен сам изыскивать резервы для создания компостов. В переводе с латинского компост означает "составной". В него входят различные органические остатки и смеси с торфом, почвой, фекалием, фосфоритной мукой и другими составными частями. По эффективности компост равноценен навозу.

В течение года на садовом участке 600 кв. м можно получить от растительных остатков, прошлогодних листьев, бытовых отходов, отбросов туалета 120 кг готового компоста. Этого количества достаточно для удобрения 50% площади сада.

Наличие в саду компостных куч свидетельствует о высокой агрономической и санитарной культуре садовода, его рачительности, ведь без особых материальных затрат он обеспечивает свой сад, огород и цветник богатым органическим удобрением.

Виды компостов

Известно несколько видов компостов: торфонавозный, торфо-фекальный, торфо-зольный, торфо-фосфоритный, торфо-мусорный, торфомусорно-помойный, садовый сборный, торфо-дерновый и т. д. В зависимости от вида компоста он становится готовым к использованию в течение 6-12 месяцев, кроме торфофекального, который созревает к концу второго года.

Составляющие компоненты всех компостов

Основным составляющим компонентом всех компостов является проветренный торф. Если его нет, используют почву верхнего горизонта. Готовый компост применяют из расчета 4 кг на 1 кв. м 20-сантиметрового слоя почвы. Торфофекальный компост используют под все плодовые, ягодные и декоративные культуры, кроме земляники, картофеля, корнеплодов. Остальные виды компостов используют под все культуры.

Приготовление компоста

Для ежегодного приготовления любого вида компоста в приусадебном саду площадью 600 кв. м следует иметь 1 т торфа. Наибольшее количество растительных остатков, прошлогодних листьев, отходов овощей наблюдается в мае, июне и сентябре. Все эти отходы закладывают в компост.

Под компостную площадку выбирают самое затененное место в саду, вдали от садового домика - как своего, так и соседа. Лучше всего размещать компостную кучу недалеко от хозяйственного блока.

Рационально иметь в саду две компостные кучи: одну - закладки текущего года, другую - прошлого, с уже созревшим и пригодным для использования компостом.

Под компостную кучу роют котлован шириной 1,5 - 1,25 и глубиной 0,5 м. Длина его зависит от количества растительных остатков. Высота кучи доводится до 1,5 м. Почву, вынутую из котлована, можно использовать вместо торфа. Если участок влажный, то котлован не делают.

Посередине компостной кучи укладывают асбесто-цементную трубу, концы которой открыты для доступа воздуха, что способствует ускорению созревания компоста за счет жизнедеятельности аэробных микроорганизмов. На дно компостной кучи насыпают сухой проветренный торф слоем 10-15 см или кладут дернину 15-20 см.

Компост, состоящий из углеродосодержащих слоев (прошлогодние листья, сосновые или еловые иглы, опилки, щепа, стружка, кора, бумага, сено, солома, трухлявая древесина) и азотосодержащих веществ (зеленые сорняки с надземной и корневой системой, свежая трава, дерн, отходы от овощей, ботва картофеля и помидоров, мусор, сброженный ил, навоз, помет, моча, помои, мыльная вода и т. д.), обладает наибольшей питательной ценностью.

Закладка компоста ведется слоями. Первый слой в 40 см кладут из углеродосодержащих веществ, затем слой в 10 см азотосодержащих веществ и т. д. Если отходов этого типа мало, то вносят любое азотное минеральное удобрение из расчета 2 - 3 кг азотных туков на 100 кг листьев. Для нейтрализации избыточной кислотности компоста на 100 кг массы (около 7-8 ведер) добавляют 2-3 кг извести, или 4 - 5 древесной золы, или 5-6 кг торфяной золы, или 2 - 3 кг печной сажи. Для повышения питательной ценности компоста на 100 кг массы добавляют 2 - 3 кг суперфосфата или 2 - 4 кг фосфоритной муки.

Ежемесячно компост перемешивают с помощью вил. Если в компосте имеются сухие компоненты, то их увлажняют водой, мочой, навозной жижей.

Для сохранения тепла в компосте и уменьшения улетучивания аммиака штабель укрывают торфом, землей, дерниной или старой пленкой.

Садоводы, только что приступающие к освоению участка, должны помнить, что в течение нескольких лет им потребуется много плодородной почвы под овощные, плодовые, ягодные и декоративные культуры. Такой почвой является поверхностный слой, или, как его называют, дернина. Срезают дернину с мест строительства будущего садового домика, хозяйственного блока и с участков проложения дорожек.

Б.Пoпoв

Здоровый образ жизни- ЗОЖ и его составляющие компоненты помогают человеку поддерживать оптимальное здоровье. Оно активно влияет на всю нашу жизнь.

Какие составляющие ЗОЖ важны для продолжительной жизни человека? Сегодня мы и постараемся разобраться в этом вопросе.

Почти все слышали слова о здоровом образе жизни, о том, что здоровый образ жизни поможет прожить долго. Многие годы он дает возможность выглядеть молодым и ухоженным.

Но почему люди пренебрегают этим и не стремятся выполнять основные элементы здорового образа жизни? Может быть потому, что они не знают, что это такое.

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни - это такой стиль жизни, который направлен на профилактику заболеваний, укрепление организма человека с помощью простых составляющих компонентов: правильное питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек и спокойная, не вызывающая нервных потрясений жизнь.

Думать о здоровом образе жизни человека заставляет ухудшение в его здоровье. На это влияют: окружающая среда, работа вызывающая стрессы, криминальные новости, вредные привычки и т.д.

Но эти проблемы можно постараться решить, если:

воспитать привычку вести здоровый образ жизни с раннего детства;
знать о том, что окружающая среда не всегда приносит организму человека пользу;
помнить о том, что сигареты, алкоголь и наркотики наносят непоправимый ущерб здоровью;
правильное питание улучшает состояние здоровья, уменьшает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы, улучшает состояние кожи, волос и ногтей, а также способствует лучшему пищеварению;
занятие спортом дает возможность чувствовать себя бодрым на протяжении всей жизни;
настроить эмоциональное, психологическое и духовное самочувствие.

Давайте рассмотрим, как элементы здорового образа жизни влияют на человека и что необходимо делать для улучшения жизни. Чтобы понять, зачем вести здоровый образ жизни, вспомните, как выглядит человек, который этого не делает.

Жизнь без здорового образа жизни

Человек, который ведет здоровый образ жизни, выделяется в любом коллективе. Но почему все не могут постоянно заниматься улучшением своего самочувствия? Обычно, это зависит от людей, которые окружают человека. Например, если в семье не любят заниматься спортом, то ребенок будет отказываться от утренней зарядки. Если все друзья питаются в кафе быстрого питания, то не каждый человек сможет противостоять этому. Такая ситуация сложилась в США, когда всех жителей страны стали называть «нацией фастфуда».

А что произойдет, если беременные женщины перестанут следить за своим здоровьем? Такая ситуация может привести к рождению целого поколения не здоровых детей. Кроме того, стоит помнить о генетической наследственности. Многолетние исследования ученых доказали, что вредные привычки по отцовской линии передаются не только детям, но внукам и правнукам. Это значит, что в семье будут расти поколения людей с вредными привычками и плохим состоянием здоровья.

У многих молодых людей к этому добавляется офисная малоподвижная работа, которая к определенному возрасту дает о себе знать различными болезнями, ожирением, нарушением опорно-двигательного аппарата. Стрессовые ситуации на транспорте, дома и на работе приводят к нарушению работы нервной и сердечно-сосудистой систем.

Экология и ЗОЖ

С такими факторами любой человек может бороться самостоятельно. Главное в своей жизни найти место для ведения здорового образа жизни. Но существуют моменты, на которые трудно повлиять, а они оказывают негативное воздействие на организм человека. К таким моментам можно отнести экологическое состояние окружающей среды. Загрязненные водоемы, выхлопные газы, повышенный радиационный фон и многое другое, что уменьшает жизнь человека на десятки лет.

Алкоголь наносит не меньший вред, чем курение. Но самое страшное, что чрезмерное его употребление приводит человека к деградации. Большой вред алкоголь наносит сердцу. Мышцы сердца становятся дряблыми, а сокращения - вялыми. При употреблении алкоголя ухудшается обмен веществ, стенки кровеносных сосудов становятся тонкими, повышается свертываемость крови, в результате возникает инфаркт и развивается атеросклероз.

НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ.

Тема: АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ЕГО ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ.

АТМОСФЕРНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ; ИХ ВЛИЯНИЕ

Газовая оболочка земли называется атмосферой. Общий вес земной атмосферы составляет 5,13 × 10 15 тонн.

Воздух, образующий атмосферу, представляет собой смесь различных газов. Основными из них являются:

Кислород 20,95

Углекислый газ 0,03

Инертные газы около 1 %

Озон 0,000001

Радон 6,10 -18

Остановимся на характеристике отдельных составных частей воздуха.

Главной составной частью атмосферы является азот. Азот является инертным газом. Он не поддерживает дыхания и горения. В атмосфере азота жизнь невозможна.

Азот играет важную биологическую роль. Азот воздуха усваивается некоторыми видами бактерий и водорослями, которые образуют из него органические соединения.

Под влиянием атмосферного электричества образуется небольшое количество ионов азота, которые вымываются из атмосферы осадками и обогащают почву солями азотистой и азотной кислоты. Соли азотистой кислоты под влиянием почвенных бактерий превращаются в нитриты. Нитриты и соли аммиака усваиваются растениями и служат для синтеза белков.

Таким образом, осуществляется превращение инертного азота атмосферы в живую материю органического мира.

Биологическое значение азота не ограничивается его участием в круговороте азотистых веществ. Он играет важную роль как разбавитель кислорода атмосферы, так как в чистом кислороде жизнь невозможна.

Увеличение содержания азота в воздухе вызывает гипоксию и асфиксию вследствие снижения парциального давления кислорода.

При повышении парциального давления азот проявляет наркотические свойства (например, водолазные, кессонные работы).

Наиболее важным из компонентов атмосферы является газообразный кислород (О 2) .

Биологическая роль кислорода чрезвычайно велика. Без кислорода невозможна жизнь. Земная атмосфера содержит 1,18 × 10 15 тонн кислорода.

В природе непрерывно идут процессы потребления кислорода: дыхание человека и животных, процессы горения, окисления. В то же время непрерывно идут процессы восстановления содержания кислорода в воздухе (фотосинтез). Растения поглощают углекислый газ, расщепляют его, усваивают углерод, а кислород выделяют в атмосферу. Растения выбрасывают в атмосферу 0,5 × 10 5 миллионов тонн кислорода. Этого достаточно чтобы покрыть естественную убыль кислорода. Поэтому содержание его в воздухе постоянно и составляет 20, 95%.

Непрерывное течение воздушных масс перемешивают тропосферу, вот почему не наблюдается разницы в содержании кислорода в городах и сельской местности. Концентрация кислорода колеблется в пределах нескольких десятых процентов.



При падении парциального давления кислорода у человека и животных наблюдаются явления кислородного голодания. Значительные изменения парциального давления кислорода наступают при подъеме вверх над уровнем моря. Явления кислородной недостаточности могут наблюдаться при подъемах в горы (альпинизм, туризм), при авиаперелетах. Подъем на высоту 3000м может вызвать высотную или горную болезнь.

При длительном проживании в высокогорной местности у людей развивается привыкание к недостатку кислорода и наступает акклиматизация.

Высокое парциальное давление кислорода неблагоприятно для человека. При парциальном давлении более 600 мм уменьшается жизненная емкость легких. Вдыхание чистого кислорода (парциальное давление 760 мм) вызывает отек легких, пневмонию, судороги.

Озон является составной частью атмосферы. Масса его составляет 3,5 миллиарда тонн. Содержание озона в атмосфере меняется по сезонам года: весной оно высокое, осенью низкое. Содержание озона зависит от широты местности: чем ближе к экватору, тем оно ниже.

Концентрация озона неравномерно распределяется по высоте. Наиболее высокое его содержание наблюдается на высоте 20-30 км.

Озон непрерывно образуется в стратосфере. Под влиянием ультрафиолетовой радиации солнца, молекулы кислорода диссоциируют (распадаются) с образованием атомарного кислорода. Атомы кислорода рекомбинируются (соединяются) с молекулами кислорода и образуют озон (О 3). На высоте выше и ниже 20-30 км процессы фотосинтеза (образования) озона замедляются.

Наличие слоя озона в атмосфере имеет большое значение для существования жизни на Земле.

Озон задерживает коротковолновую часть спектра солнечной радиации, не пропускает волны короче 290 нм (нанометров). При отсутствии озона жизнь на земле была бы невозможна, вследствие губительного действия короткой ультрафиолетовой радиации на все живое.

Увеличение озона в воздухе наблюдается при грозе в результате разрядов атмосферного электричества.

Озон относится к числу токсических веществ. Значительное повышение его концентрации в воздухе приводит к фотохимическому окислению органических веществ, которые поступают в атмосферу с выхлопными газами автомобилей и выбросами промышленности. Озон оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз, носа, горла в концентрации 0,2-1 мг/м 3 .

Углекислый газ (СО 2) находится в атмосфере в концентрации 0,03%. Общее количество его равно 2330 миллиардов тонн. Большое количество углекислого газа содержится в растворенном виде в воде морей и океанов. В связанном виде он входит в состав доломитов и известняков. Атмосфера постоянно пополняется углекислым газом в результате процессов жизнедеятельности живых организмов, процессов горения, гниения, брожения. Человек выделяет в день 580 л углекислого газа. Большое количество углекислого газа выделяется при разложении известняков.

Несмотря на наличие многочисленных источников образования, существенного накопления углекислого газа в воздухе не происходит. Углекислый газ постоянно ассимилируется (усваивается) растениями в процессе фотосинтеза.

Кроме растений регулятором содержания углекислого газа в атмосфере являются моря и океаны. При повышении парциального давления углекислого газа в воздухе, он растворяется в воде, а при снижении выделяется в атмосферу.

В приземной атмосфере наблюдаются небольшие колебания концентрации углекислого газа: над океаном она ниже, чем над сушей; в лесу выше, чем в поле; в городах выше, чем за городом.

Углекислый газ играет большую роль в жизнедеятельности животных и человека. Он является побудителем дыхательного центра.

Повышение содержания углекислого газа в воздухе оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывает учащение дыхания, раздражение слизистых оболочек. В воздухе жилых и общественных зданий содержание углекислого газа нормируется. Предельно допустимая концентрация (ПДК) составляет 0,1%. В атмосферном воздухе присутствует некоторое количество инертных газов : аргона, неона, гелия, криптона и ксенона. Эти газы относятся к нулевой группе таблицы Менделеева, не вступают в реакции с другими элементами, являются инертными в химическом смысле.

Кроме составных частей атмосферы, в ней содержатся различные примеси природного происхождения и загрязнения, вносимые в результате деятельности человека. Этоатмосферные загрязнения.

Искусственные источники атмосферных загрязнений делят на 4 группы:

1. транспорт;

2. промышленность;

3. теплоэнергетика;

4. сжигание мусора.

Остановимся на их краткой характеристике.

Современная ситуация характеризуется тем, что объем выбросов автомобильного транспорта превышает объем выбросов промышленных предприятий.

Один автомобиль выбрасывает в воздушный бассейн более 200 химических соединений. Каждый автомобиль потребляет в год в среднем 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, а выбрасывает в атмосферу 700 кг оксида углерода (СО), 230 кг несгоревших углеводородов, 40 кг окислов азота (NО 2) и 2-5 кг твердых веществ.

Промышленные предприятия по степени наносимого вреда окружающей среде занимают второе место после транспорта.

Наиболее интенсивно загрязняют атмосферный воздух предприятия черной и цветной металлургии, нефтехимической и коксохимической промышленности, а также предприятия по производству строительных материалов. Они выбрасывают в атмосферу десятки тонн сажи, пыли, металлов и их соединений (меди, цинка, свинца, никеля, олова и др.).

Поступая в атмосферу, металлы загрязняют почву, накапливаются в ней, проникают в воду водоемов.

В районах расположения промышленных предприятий, население подвергается риску неблагоприятного воздействия атмосферных загрязнений.

Помимо твердых частиц промышленность выбрасывает в воздух различные газы: серный ангидрид, окись углерода, окислы азота, сероводород, углеводороды, радиоактивные газы.

Загрязняющие вещества могут длительно находиться в окружающей среде и оказывать вредное влияние на организм человека.

Массивное загрязнение атмосферы наблюдается при сжигании твердого и жидкого топлива на теплоэлектростанциях. Они являются основными источниками загрязнения атмосферы окислами серы и азота, окисью углерода, сажей и пылью. Для этих источников характерна массивность загрязнения атмосферного воздуха.

В настоящее время известно много фактов неблагоприятного влияния атмосферных загрязнений на здоровье людей. Атмосферные загрязнения оказывают на организм человека как острое, так и хроническое воздействие.

Примерами острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье населения являются токсические туманы. Концентрации токсических веществ в воздухе возрастали при неблагоприятных метеорологических условиях.

Хроническое действие проявляется в повышении общей заболеваемости населения по причине загрязнения атмосферы.В результате воздействия атмосферных загрязнений в промышленных центрах наблюдается повышение:

Общего уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания;

Острой неспецифической заболеваемости верхних дыхательных путей;

Хронических бронхитов;

Бронхиальной астмы;

Эмфиземы легких;

Рака легких;

Снижение продолжительности жизни и творческой активности.

Органы дыхания, пищеварительная система и кожа являются «входными воротами» для токсических веществ и служат мишенями их прямого и опосредованного действия.

Влияние атмосферных загрязнений на условия жизни расценивается как непрямое (косвенное) воздействие атмосферных загрязнений на здоровье населения.

Оно включает:

Снижение общей освещенности;

Снижение ультрафиолетовой радиации солнца;

Изменение климатических условий;

Ухудшение жилищно-бытовых условий;

Отрицательное воздействие на зеленые насаждения;

Отрицательное воздействие на животных.

Вещества, загрязняющие атмосферу, также наносят большой ущерб зданиям, сооружениям, строительным материалам.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что охрана атмосферного воздуха от загрязнения является проблемой чрезвычайной важности и объектом пристального внимания специалистов во всех странах мира.

Все мероприятия по охране атмосферного воздуха должны осуществляться комплексно по нескольким направлениям:

1. Законодательные меры. Это принятые правительством страны законы, направленные на охрану воздушной среды;

2. Рациональное размещение промышленных и жилых зон;

3. Технологические мероприятия, направленные на снижение выбросов в атмосферу;

4. Санитарно-технические мероприятия;

5. Разработка гигиенических нормативов для атмосферного воздуха;

6. Контроль за чистотой атмосферного воздуха;

7. Контроль за работой промышленных предприятий;

8. Благоустройство населенных мест, озеленение, обводнение, создание защитных разрывов между промышленными предприятиями и жилыми комплексами.


Под качеством услуги, сервисного продукта понимается комп­лекс их полезных свойств, нормативно-технологических характе­ристик обслуживания, благодаря которым общественные и инди­видуальные потребности удовлетворяются на уровне установлен­ных требований, сопоставимых как с национальными традициями так и с мировыми стандартами. Полезными свойствами услуги выступают те объективные характеристики, которые проявляются при ее потреблении, отвечают запросам и нуждам потребителей, а также государственно-нормативным правовым критериям.

Таким образом, понимание качества заключает в себе экономическую составляющую + основывается на нормативно-правовой базе. Качество имеет разную степень выраженности (высший, средний, низкий) в зависимости от стоимости, на которую согласен потребитель. Проблема качества как экономическая категория возникла вместе с развитием общественного производства, с началом генерирования услуг как ответ на повседневные потребности людей.

Сегодня все производители мира озабочены проблемой повышения качества производства, включая и производство услуг. Положительный результат повышения качества сервисной продукции важен для всех участников и сторон.

Главное же состоит в том, что качество услуги повышает ее конкурентоспособность на рынке.

Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли, в том числе и для сферы туризма.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.

Самоконтроль и ведомственный контроль, гос контроль.

1. стандартизация

2. сертификация

3. лицензирование

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО ) качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Существует также определение качества продукции, приведенное в ГОСТ 15467-79, согласно которому «качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Объект стандартизации - продукция, услуги и процессы, которые неоднократно воспроизводятся и/или используются. Именно стандарт, по сути, определяет условия и методы, обеспечивающие показатели качества.

Управление деятельностью по стандартизации на уровне государства в России осуществляет Госстандарт России .

В туризме трудно исследовать качество продукта, не выяснив прежде содержаниятуристскогообслуживания Обычно здесь акт купли-продажи не соответствует по времени и месту производству платных услуг, а это означает, что продажа части из них совершается одними туристскими предприятиями, а производство и предоставление их -- другими. Схематично выражаясь, рассматриваемый процесс является триединым, включающим обслуживание при купле-продаже комплекса услуг, путешествии и пребывании в туристских пунктах. При организованном туристском путешествии нехватка одного из выше названных составляющих нарушает единство процесса, и тогда нельзя говорить о туристском обслуживании как комплексе. Без купли-продажи невозможно путешествие, без путешествия невозможно пребывание в пунктах, интересующих туристов. Качество туристского обслуживания зависит от работы коллективов, занятых на трех этапах туристского процесса. Таким образом, туристское обслуживание охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации услуг и товаров.

Тема 17. Основные правила построения текста.

План

I Рассмотрение теоретических вопросов.

1. Текст как целостное речевое произведение.

2. Схема построения текста.Составляющие компоненты.

3. Правила построения текста.Средства межфразовой связи.

II Практические задания для самостоятельной работы.

Текст как целостное речевое произведение.

Итак, текст представляет собой целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец как её завершение. Это сложное коммуникативное единство содержательной стороны и показателей его организации.

Целостность как свойство текста предполагает наличие у данной единицы какой-либо единой темы повествования. Эта тема может быть сформулирована как заглавие. Придумать заглавие к тексту крайне сложно, ведь оно должно, с одной стороны, отражать содержание всего текста, а с другой – быть воспринятым адресатом речи, понятным ему.

Приведём в качестве примера школьное сочинение:

Мы живём в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живёт моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что её надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я всё время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай.

Если рассмотреть это явно неудачное в целом сочинение с точки зрения соотношения текста и заглавия, то можно констатировать определённое несоответствие. В тексте речь идёт в основном о бабушке ученика, тогда как заголовок ориентирует нас на описание дома, в котором живёт эта семья.

Наверное, каждый сталкивался с подобного рода замечаниями учителя по тексту собственных сочинений. Так, частотной ошибкой является пересказ произведения художественной литературы, тогда как заглавие ориентирует автора на анализ текста, образов героев и т.д.

Текст обязательно должен иметь композицию, должен быть построен по определённому плану, который обычно имеет трёхчастную структуру – зачин, среднюю часть (развёртывание мысли) и концовку.

Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В средней части идёт развитие этой темы. Концовка подводит итог раскрытию темы.

Каждый из трёх компонентов композиции имеет свои особенности и выражается специальными языковыми средствами. Существуют определённые формы выражения начала мысли, перехода от одной мысли к другой, завершения темы. Наиболее устойчивы они в зачине и концовке.


Например, вспомните традиционные зачины и концовки русских сказок: зачин – жили-были; концовка – стали жить поживать и добра наживать.

Функцию зачина и концовки в школьных сочинениях обычно выполняют такие обязательные составляющие, как вступление и заключение. И вновь одной из основных ошибок школьных сочинений является либо отсутствие зачинов и концовок (отсутствие вступления и заключения), либо отсутствие связи этих элементов композиции с основным содержанием текста.

Например, тема сочинения формулируется как «Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»», а вступление содержит излишне подробный пересказ всей жизни и творчества поэта. Заключение же, то есть выводы автора сочинения по содержанию собственных рассуждений, вообще отсутствуют. Если рассмотреть с этой точки зрения приведённое выше сочинение, то можно заметить, что «намёк» на зачин в нём есть: Мы живём в большом доме на пятом этаже. В то же время заключение, то есть концовка, в этом тексте полностью отсутствует.

Развёртывание мысли также строится по определённой логической схеме, которая включает тезис (основную мысль, которую автор хочет донести до читателя, слушателя) и аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, подтверждающие тезис автора).

В целом построение текста можно представить в виде схемы:

Схема построения текста. Составляющие компоненты.

Стержень – это та основная мысль, которая пронизывает весь текст и логически объединяет все его составляющие в одно целое. Каждая из сторон данной схемы – это элементы текста. Автор может развивать эту мысль, значительно расширяя повествование. Чем больше текст, тем в большей степени может «уходить в сторону» повествование, но основная мысль (стержень) должен сохраняться при всех условиях, возвращение к стержню обязательно.

Например, огромный по объёму и содержанию текст эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (изначально название эпопеи Л.Н. Толстого писалось следующим образом - «Война и мiръ», где мiръ имело значение «все люди, весь свет, род человеческий») также содержит основную мысль, стержень, отражённый в названии: война и народ, человек, человечество. Каждая из глав посвящена более конкретной теме, но она так или иначе связана с основной идеей романа-эпопеи.

Внутри текста, особенно большого и сложного, можно выделить составляющие его компоненты – сложные синтаксические целые, или сверхфразовые единства (в большом тексте это главы, параграфы и т.д.). Это группа предложений, которая раскрывает микротему текста и, в свою очередь, имеет зачин, развитие мысли и концовку. В пределах одного сложного синтаксического целого (сверхфразового единства) каждое следующее предложение как бы отвечает на вопрос, возникающий при чтении предшествующего предложения. Невозможность задать вопрос к следующему предложению означает завершение сложного синтаксического целого.

В качестве примера приведём один абзац из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Неожиданная весть сильно поразила меня. Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

После прочтения первого предложения: Неожиданная весть сильно поразила меня – можно задать вопрос: Почему это известие поразило меня? Как бы ответом на этот вопрос будут следующие две фразы: Комендант Нижнеозёрной крепости, тихий и скромный молодой человек, был мне знаком: месяца за два перед тем проезжал он из Оренбурга с молодой своей женой и останавливался у Ивана Кузмича. Нижнеозёрная крепость находилась от нашей крепости верстах в двадцати пяти. Далее можно поставить вопрос: Какой вывод следует из этого? Ответ – в четвёртом предложении: С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачёва. Далее можно поставить вопрос: Что в такой ситуации кажется мне особенно опасным? Ответ: Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.

Легко заметить, что данный отрывок из повести А.С. Пушкина не воспринимается как абсолютно законченный текст. В первом предложении абзаца явно содержится отсылка к предыдущему повествованию (неожиданная весть). Последнее предложение абзаца также делает возможным продолжение повествования. Именно этим и обеспечивается связь сложных синтаксических целых в единыймакротекст.

Вместе с тем законченность данного текста легко проследить, прочитав следующий за последним предложением отрывок:

– Послушайте, Иван Кузмич! – сказал я коменданту. – Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога ещё свободна, или в отдалённую, более надёжную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть.

С одной стороны, этот микротекст содержит мысли, непосредственно связанные с предыдущим микротекстом, однако содержание нового микротекста не является ответом на вопросы, которые можно было бы поставить к последнему предложению предыдущего микротекста (Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло.) Что именно представилось? Почему сердце замерло?

Следует помнить, что все вопросы, которые можно задать внутри сложного синтаксического целого, должны быть существенными для развития текста. Если же они носят чисто ассоциативный характер, то текст оказывается разорванным. В нём будет отсутствовать развитие мысли. Это легко проследить на примере приведённого выше сочинения «Мой дом». В целом в плохих сочинениях нет микротем, нет сложных синтаксических целых. Есть только набор отдельных предложений, в лучшем случае связанных только по ассоциации.