Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе ГИС ЖКХ. Среди прочих данных, управляющая организация размещает, в том числе, сведения об энергоэффективности и данные из энергетического паспорта МКД. Но как быть, если энергетический паспорт на МКД никогда не оформлялся и собственники отказываются финансировать его составление из средств, собранных на содержание и ремонт? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261-ФЗ), энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования , объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Согласно п.18 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных, Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Как указано в «ГОСТ 31427-2010 Здания жилые и общественные. Состав показателей энергетической эффективности» от 19.04.2011 г., энергетический паспорт - это документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, их ограждающих конструкций и устанавливающий соответствие их требованиям нормативных документов.

Следовательно, энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия теплотехнических показателей и показателей энергетической эффективности здания нормативным требованиям.

Как указано в Письме Минстроя РФ, РФ от 29.11.2016 №40222-АЧ/04: «В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности. Аналогичное положение установлено пунктом 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18. Исходя из системного толкования содержания вышеуказанных положений законодательства следует, что обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только после вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ и в тех случаях, когда по своему характеру работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Таким образом, в ситуации, описанной в части 3 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ, определение класса энергетической эффективности многоквартирного дома также является обязательным. В иных случаях установление класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется по решению собственников (собственника) помещений в многоквартирном доме по результатам энергетического обследования, но при этом соблюдение положений Правил в части процедуры присвоения класса является обязательным».

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома (ч.6 ст.15 Закона 261-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона 261-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Следует учитывать что согласно ч.5 ст.11 Закона 26-ФЗ на здания и сооружения не распространяются сведения энергоэффективности (т.е. нет необходимости оформлять энергетический паспорт: если МКД в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

Кроме того, согласно ч.1 ст.48 Закона 26-ФЗ, требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

    здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований ;

    здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией , утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

    здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство, которое подано до вступления в силу таких требований.

16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 №221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому отменяется обязательное энергетическое обследование (проведение энергоаудита) и обязательная разработка энергетического паспорта.

С 16 января 2019 года Федеральным законом от 19.07.2018 № 221-ФЗ в часть 5.1 статьи 15 Закона 261-ФЗ, внесены изменения, согласно которым энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Таким образом, если энергетический паспорт МКД отсутствует, то оформлять его в обязательном порядке необходимо только в случае если на общем собрании собственников помещений принято соответствующее решение. Как правило, добровольное энергетическое обследование дома и оформление энергетического паспорта проводится в рамках проведения мероприятий по повышению энергоэффективности МКД.

Соответственно, если энергопаспорт МКД не получен, то и сведения о нем в ГИС ЖКХ вносить не нужно. Отсутствие такой информации не будет являться нарушением лицензионных требований.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация по .

Отметим, что в есть возможность создать декларацию энергоэффективности домов. Отметим, что по тем многоквартирным домам, по которым ранее был присвоен класс энергоэффективности, декларацию необходимо обновлять раз в пять лет!

Декларация сделана в полном соответствии с приказом Минстроя от 6 июня 2016 г. №399, так что можете смело пользоваться. Сколько стоит? Все также: до 2 рублей с лицевого счета, то есть в рамках CRM-системы бесплатно!

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

«ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Статья 15. Энергетическое обследование

  1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  2. Основными целями энергетического обследования являются:
    • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    • определение показателей энергетической эффективности;
    • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
  3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").
  5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
  6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
  7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
    • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    • о показателях энергетической эффективности;
    • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    • о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
  9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

  1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
    • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    • организации с участием государства или муниципального образования;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
  2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года , последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет .
  3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
    • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
    • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 15. Энергетическое обследование

1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

2. Основными целями энергетического обследования являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").

5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований устанавливаются требования к проведению энергетического обследования и его результатам.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Лицо, проводящее энергетическое обследование, обязано соблюдать требования к проведению энергетического обследования и его результатам, стандарты и правила саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является.

5.3. Лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. В течение тридцати дней с момента получения отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта такая саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана передать данные документы с отметкой в энергетическом паспорте о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам лицу, проводившему энергетическое обследование, после чего оно передает эти результаты энергетического обследования лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Если в результате проведенной проверки выявлено несоответствие результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам, энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования в течение тридцати дней с момента их получения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленного несоответствия.

5.4. С момента проставления саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в энергетическом паспорте отметки о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации лицо, проводившее энергетическое обследование, и саморегулируемая организация в области энергетического обследования, членом которой оно является, несут солидарную ответственность перед лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

6. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

Энергетический паспорт составляется по результатам энергоаудита энергетического обследования предприятия или анализа проектной документации на здание и в определенной законодательством форме отражает показатели энергоэффективности и является официальным документом.

Энергопаспорт предприятия отражает баланс используемых ТЭР, а также несет информацию об эффективности потребляемых энергоресурсов предприятием или организацией и планируемых организационно-технических мероприятиях по улучшению эффективности потребления ТЭР. Этот документ позволяет определить в каком техническом состоянии находится здания или энергоемкое оборудование. В паспорт могут быть добавлены мероприятия и рекомендации по энергосбережению, которые заказчик планировал провести, но в бюджет не было повода внести.

Энергетические паспорта можно условно классифицировать на:

  • а) паспорт энергоснабжающих организаций;
  • б) энергетический паспорт зданий, административных или жилых объектов;
  • в) энергопаспорт промышленных предприятий, с затратами на энергоснабжение более 10 млн. руб..


Кто обязан иметь энергетический паспорт

Энергопаспорт является обязательным документом для всех государственных учреждений, энергоснабжающий и ряда коммерческих предприятий, в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г.

По упрощенной форме энергетический паспорт оформляется на вновь построенные и реконструируемые промышленные объекты, жилые и административные здания. Росгосстрой с начала 2014 года для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требует предъявить правильно оформленный энергетический паспорт, отчет о тепловизионном обследованиии и расчет кратности воздухообмена.

Большим плюсом оформления энергетического паспорта на здание являются налоговые льготы на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности B и выше).

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование гласит:

1. Проведение энергетического обследования является обязательным , за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, для следующих лиц:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом с 1 октября 2014 года статья 16 будет дополнена частью 1.1 и 1.2 следующего содержания:

1.1. В случае, если совокупные затраты лиц, указанных в пунктах 1 - 4 и 6 части 1 настоящей статьи, на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, указанные лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к указанным лицам в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Указанные лица обязаны организовать и провести энергетическое обследование в течение двух лет по истечении календарного года, в котором их совокупные затраты на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превысили объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся указанными лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

1.2. Представление информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:

  • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Нормативно-законодательная база по энергоаудиту

Оказание услуг по проведению энергетического обследования осуществляется в соответствии со нижеперечисленными нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Постановление правительства РФ от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного и добровольного энергетических обследований»;
  • «Рекомендации по проведению энергетических обследований, утвержденные приказом Минпромэнерго России 4.07.2006 № 141;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» и другие нормативно-технических документы, действующие на территории Российской Федерации;
  • ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения»;
  • Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) бюджетных организаций РД.34.01-03.

Скачать и ознакомится с текстами документов можно на этой странице .

Цели и задачи энергетического обследования

Основной целью энергетического обследования является найти потенциал снижения потребления энергоресурсов на предприятии и повышения энергетической эффективности.

При проведении энергоаудита решаются следующие задачи:

  • Получение информации о величине используемых энергетических ресурсов и финансовых затрат за определенный период (2-3 года);
  • Определить показатель энергетической эффективности предприятия;
  • Установить потенциал энергосбережения;
  • Составить энергетический паспорт объекта по результатам энергоаудита;
  • Разработать программу мероприятий по сбережению энергоресурсов и повышению энергоэффективности с оценкой затрат, необходимых для реализации намечаемых мероприятий и возможных сроков окупаемости.

Как оформить энерго-паспорт организации

Чтобы получить энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов, учреждение должно заключить с аудиторской фирмой договор на проведение энергетического обследования.

Для проведения энерго-обследования следует привлекать профессиональные аудиторские фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя в данном сегменте энергетического рынка и имеющие хорошее техническое оснащение и персонал грамотных специалистов. Не следует быстро соглашаться на заманчивые своей дешевизной предложения.

Проведение энергоаудита - процедура, которая подразумевает наличие современного дорогостоящего оборудования и высокооплачиваемых специалистов. Следует в обязательном порядке ознакомиться с предыдущей деятельностью потенциального подрядчика. Для этого существуют интернет, телефон, рекомендательные письма, «сарафанное радио».

Не пожалейте времени, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь заключить договор с настоящими специалистами своего дела, которые проведут энергообследование на достойном профессиональном уровне и главное — могут обеспечить регистрацию паспорта в Минэнерго.

Порядок оформления энергетического паспорта

Подготовительный этап:

  • Назначение ответственных представителей от Исполнителя и Заказчика; ознакомление с объектом, разработка программы энергетического обследования и ее утверждение; подготовка опросной анкеты и согласование;
  • Сбор исходных данных для проведения энергетического обследования объекта.

Сбору подлежит следующая информация:

  • существующие договоры на снабжение электроэнергией, тепловой энергией и водой, с ценами, тарифами, объемами потребления;
  • Фактические данные по потреблению и распределению электроэнергии, тепловой энергии и воды за предыдущие и текущие периоды;
  • проектная документация на системы и оборудование снабжения и потребления энергоресурсов и воды;
  • проектная документация на здание;
  • данные по системам коммерческого и технического учета энергоресурсов и воды;
  • другие необходимые для энергетического обследования данные.

Предварительный анализ полученных данных и подготовка инструментального обследования

Инструментальное обследование с выездом на объект.

  • Визуальный осмотр и оценка состояния инженерных систем, оборудования и зданий;
  • Инструментальное обследование объекта:
  • Проведение тепловизионного обследования зданий;
  • Замеры параметров теплоснабжения в узлах распределения теплоэнергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение;
  • Замеры параметров электропотребления основными потребителями электроэнергии;

Систематизация и анализ полученных данных.

  • Анализ систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • Составление балансов потребления ТЭР
  • Анализ материала ограждающих конструкций.
  • Установление фактических теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий и сооружений, оценка конструктивных характеристик зданий и сооружений.

Документирование результатов энергообследования.

Составление отчета по результатам энергообследования, с анализом:

  • состояния энергетических систем, системы подачи и использования воды;
  • характеристик здания;
  • оценки эффективности использования энергоресурсов и воды;
  • причин нерационального расхода энергоресурсов и воды;
  • расчетом показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Составление энергетического паспорта учреждения с включением в него перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласование отчетных документов с Заказчиком

Экспертиза энергетического паспорта в экспертной организации, согласование с Заказчиком и СРО

Заканчивается процедура самым важным этапом: Регистрация энергетического паспорта в СРО и МинЭнерго

Требования к содержанию энергетического паспорта

Диаграмма структуры файла паспорта изображена на рисунке ниже:

Требования к составлению отражены в Приказе МинЭнерго № 182 от 19 апреля 2010 года. Правила отличаются для зданий различного назначения (непроизводственного или производственного), для объектов разного типа (здания, сооружения, строения), а также для разных видов технологических процессов и других различных факторов.

  1. Наличие оснащенности устройствами учета используемых энергоресурсов.
  2. Размер потребляемых энергетических (тепловых) ресурсов и его динамика за прошлые несколько лет.
  3. Величина показателя энергоэффективности электро- и теплопотребляющего оборудования.
  4. Потери передаваемых энергетических ресурсов (если организация занимается передачей энергоресурсов).
  5. Возможный потенциал энергосбережения, в том числе в натуральном выражении.
  6. Список мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, модернизации энергоустановок.

Необходимость таких жестких требований к составлению энергетического паспорта объясняются следующим: например, при сдаче объекта строительства в эксплуатацию строительная инспекция Ростехнадзора проверяет, соответствуют ли нормативные теплоизоляционные параметры возводимых конструкций с параметрами, отраженными в энергопаспорте, составленным аудиторской фирмой по результатам энергетического обследования. При совпадении этих параметры выдается разрешение Ростехнадзора на ввод объекта в эксплуатацию. При обнаружении отклонений в расчетах фирме-застройщику придется переоформлять энергопаспорт и дополнительно утеплять конструкции возводимого объекта.

Выполнение мероприятий по энергосбережению, применение энергосберегающих технологий помогает экономить десятки процентов ТЭР, уменьшать затраты производства на выпускаемый товар и, как следствие, увеличивать прибыль предприятия.

Руководители предприятий, собственники жилья будут оплачивать только реально оказанные услуги. Рядовому потребителю не придется платить за лишние тепло-энергоресурсы, т.к. в энергопаспорте высчитано количество потребления электроэнергии, тепла и воды на каждый кубометр здания.

Энергосберегающие технологии призваны уменьшить расходы на услуги за техническое обслуживание любого здания, будь то жилой дом или торгово-офисный центр.

Составление энергопаспорта поможет проконтролировать качество возводимых строителями зданий и сделать более комфортным быт потребителей.

Можно сказать, что энергопаспорт является одним из показателей качества здания. Теперь при покупке любой недвижимости потенциальный покупатель может ознакомиться с этим документом, чтобы знать, какого качества товар он собирается приобрести.

Стоимость оформления и регистрации официального энергетического паспорта

Ориентировочная стоимость услуг энергоаудита предприятия с оформлением и регистрацией энергетического паспорта в МинЭнерго может быть рассчитана при помощи разработанного нашей фирмой онлайн калькулятора цены энергоаудита .

Энергоаудит это финансово затратная услуга, цену которой можно и нужно оценить заранее. Его стоимость условно можно разделить на две составляющие части: предварительная и основная. На первом этапе заказчик предоставляет энергоаудиторам запрашиваемый пакет документов по обследуемому объекту. Аудиторы проводят осмотр объекта и определяют перечень мероприятий, которые необходимо провести для расчета цены энергопаспорта. После этого энергоаудиторами составляется последующий перечень работ энергообследования объекта.

Стоимость проведения подготовительных этапов на разных объектах примерно одинаковая. А вот стоимость работ основного этапа проведения энергообследования практически всегда различная. Расчет основывается на представленных заказчиком параметрических и энерго-техннологических показателях обследуемого объекта: количество расходуемой энергии, его объем, площадь, имеющиеся источники ТЭР и т.д.

Энергообследование заканчивается оформлением энергетического отчета, в котором подробно отражена программа по повышению энергетической эффективности объекта. Выполнение мероприятий этой программы призвано улучшить энергоэффективность объекта и уменьшить его энергозатраты.

Наказания за отсутствие энергетического паспорта

Ваша организация уже получила письмо из Ростехнадзора об обязательном энергетическом обследовании ?

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2010 г. N 182, а так же Постановлением Правительства РФ от 25.01. 2011 г. № 19 создание и передача энергопаспортов должна проходить в электронном формате xml с использованием ЭЦП (электронная цифровая подпись). Надзор за отсутствием/наличием паспорта в электронном реестре Министерства энергетики будет осуществляться инспекцией Ростехнадзора. Энергетический паспорт любого предприятия, согласованный в СРО с регистрацией в МинЭнерго, появится в электронном виде в реестре министерства только после проведенного энергоаудита. Поэтому проведения энергоаудита не миновать тем предприятиям и организациям, кому это предписано делать в обязательном порядке.

  • Согласно Статьи 9.16 № 261-ФЗ на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 50 до 100 тыс. руб., а на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. за несоблюдение организациями с участием муниципального образования или государства или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
  • Согласно этой же статьи на юридических лиц может быть наложен штраф до 10 тыс. руб., а на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. за игнорирование требования о представлении копии энергопаспорта, составленного по результатам обязательного энергетообследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.