Как правильно креститься? (О крестном знамении). Крестное знамение. Правильно креститься: снизу вверх, иначе крещение недействительно и бог не примет. Так как же креститься, причем правильно креститься, как крестятся православные?

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в именословное перстосложение.

В Православной церкви существует два вида крестного знамения: двоеперстие и троеперстие. Три сложенных пальца вместе являются символом Пресвятой Троицы. Для того чтобы правильно креститься, рука, которая изображает крест, сначала касается правого плеча.

К сожалению, многие сегодня до сих пор не знают, как правильно креститься, несмотря на то, что всё больше людей стали вновь обращать свои взоры к Богу, ходить в православные церкви и монастыри, возвращаясь тем самым к вере.

Очень часто приходится видеть - верующие люди, помногу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно… Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не креститься, а осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи. Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Надо знать как правильно креститься в церкви православным верующим.

Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10). Сила крестного знамения необычайно велика . Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Крестное знамение - это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение (знамение - знак церковнославянск .) Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие, и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого - дьяволом.

Нам же, православным христианам, должно знать, что крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно .

Так как же креститься, причем правильно креститься, как крестятся православные?

"Беспорядочному маханию бесы радуются", - говорит нам опыт святых отцов. Так вот, чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так:

Мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно , а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь :

(1) возложить его на лоб - для освящения нашего ума,

(2) на живот (чуть выше пупка (2см) - в районе солнечного сплетения) - для освящения наших внутренних чувств,

(3) на правое плечо

(4) и затем на левое - для освящения наших сил телесных.

Когда мы крестимся не во время молитвы , то мысленно, про себя, говорим: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь" , выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово "аминь" - значит: истинно, правда, да будет так.

Опустив правую руку ,можно делать поклон.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утешает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и не достоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными , когда наклоняемся до пояса, и земные , когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие . Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста .

Зачем люди крестятся, когда проходят мимо храма или монастыря? Обязательно ли надо креститься?

Православный христианин по правилам благочестия, проходя мимо храма, должен остановиться, благоговейно осенить себя крестным знамением и поклониться храму Божию, воздавая этим славу Божию Господу нашему Иисусу Христу, Который ради нас и нашего ради спасения сошел с небес, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и Вочеловечился. Был Распят на Кресте за грехи наши. Погребен, Воскрес и Вознесся на небеса и Воссел одесную Отца Небесного, чтобы по втором Своем пришествии во славе со всеми Святыми и Ангелами судить каждого по делам его. То есть своим поклонением христианин публично исповедует веру Православной Церкви в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. А о тех, кто стыдится такого исповедания, Господь сказал: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Мы называемся христианами , потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос . Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти .

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес .

Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть - воскрес из мертвых , и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.

Как победитель смерти - воскресший в третий день - Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест надо полагать правильно и неспешно , иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу - грешим, грех этот называется кощунством .

Осенять себя крестным знамением, или креститься, надо: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься надо и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Инструкция, как правильно креститься православным.

Придя в церковь, можно заметить, что многие из посетителей крестятся совершенно неправильно или с ошибками. Многие не дотягивают пальцы до живота, а кто-то выбирает неправильное направление. Многие размахивают руками. Стоит отметить, что креститься нужно по правилам. В данной статье мы расскажем, как это делать и не грешить.

Троеперстие – это способ креститься у православных. Нужно изначально верно складывать пальчики и в нужном направлении совершать движения ладонью.

Инструкция:

  • Сложите вместе большой, средний и указательный пальчики
  • При этом безымянный пальчик и мизинчик прижмите к ладошке
  • Теперь прижмите ладонь к лобной кости и опустите чуть выше пупка
  • Далее, перемещайте троеперстие справа налево
Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Изначально крестились только двумя пальцами, но все поменялось в 13 веке. В 17 веке троеперстие было задокументированно. Хотя на некоторых старинных иконах можно увидеть два пальца.

Три пальчика означают Святую Троицу. Это Отец, Сын и святой дух. Именно три зажатых пальца показывают почтение к Троице. При этом безымянный и мизинец, прижаты к ладони. Эти пальчики означают Божескую благодать и просят Господа помочь.

Креститься нужно не спеша, правильно выводя движения. Считается, что тот кто спешит, может накликать на себя буду. Такому халатному отношению бесы радуются.



Что нужно говорить, когда крестишься?

Это некий ритуал, который поможет вам очиститься. Ведь когда прикасаешься ко лбу, очищаешь голову, потом внутренние органы и все тело.

Слова и порядок произношения:

  • Прикладывая троеперстие колбу, говорим: «Во имя Отца»
  • Затем опускаем руку к животу: «И Сына»
  • Перекрещиваем правое и левое плечо, проговариваем: «И Святого Духа»

При вхождении в храм, необходимо стоять лицом к входу и перекреститься один раз, произнеся нужные слова. После этого осуществляется достаточно низкий поклон. Снова нужно перекреститься и поклониться и еще раз. Таким образом, вы креститесь и поклоняетесь трижды.



Как правильно и сколько раз креститься в церкви перед иконой?

Перед иконой стоит креститься один раз, только подойдя к ней. После этого ставится свеча и произносится молитва.

Это достаточно сложно, так как существует масса правил. Если вы нечасто бываете в храме, то креститься стоит тогда, когда это делают священнослужители. Много внимания стоит уделить поклонению.

Существует два вида поклонов:

  • Поясной
  • Земной

Поясной поклон используется обычно после молитв. Самая большая часть земных поклонов делается во время Великого Поста. Земной поклон означает падение человека во грехе, а потом восстание, это своеобразное прощение грешника по великой милости Господа.



Обычно молитва произносится перед иконами. Как только вы встали перед иконой, перекреститесь. После этого прочтите молитву и снова перекреститесь. Обязательно осуществите малый поклон.



Как правильно креститься православным христианам перед входом на кладбище?

Вообще сразу при входе на кладбище стоит перекреститься трижды. После того как будете уходить, снова перекреститесь трижды. Этот ритуал проделывается, чтобы попросить Господа о слухе. Таким образом, умершие могут слышать, что вы им говорите.

Необходимо прийти к могиле и читать усиленную молитву. Стоит попросить прощения у усопшего. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Далее, приберите на могиле и вспомните хорошими словами усопшего. Не нужно пить на могиле и оставлять водку с хлебом. Это пережитки язычничества. Кроме того, из-за таких «гостинцев», бездомные часто топчутся на могиле и тревожат усопшего. Сейчас никто не оставляет такие «гостинцы». Касательно конфет и печенья в поминальные дни, то их тоже лучше раздать знакомым и попросить помянуть. Если вы оставите пакет на могиле, то там будут топтаться бездомные.



Процедура простая. Необходимо трижды окунуться в воду и перекреститься. После этого произносится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Погружение осуществляется с головой. Не стоит надевать купальник, лучше всего это делать в сорочке. Считается, что выставлять свои телеса нехорошо.



Как правильно креститься в проруби на Крещение?

Нужно ли креститься, проходя, проезжая мимо церкви, храма?

Да, проходя или проезжая мимо церкви, обязательно стоит креститься. Таким образом, вы показываете свою веру.

С перекрестками связано много поверий и различных примет. Именно в этих местах маги оставляют свои вещи. Соответственно на перекрестках ничего нельзя подбирать. Чтобы не накликать на себя беду, верующие часто крестятся на перекрестках. Но это вовсе необязательно.



Можно ли креститься сидя?

В церкви спокойно относятся к старикам и немощным. Их не заставляют стоять во время службы. Если у вас проблемы со здоровьем, то можно сидеть во время службы и крестится не вставая. Но все же, вы показываете свое повиновение Христу, когда стоите всю службу.

Да, главное что внутри вас есть Вера. Поэтому можно и не креститься, но верить в Бога. Но все же, принято считать, что верующий человек должен посещать церковь и креститься.



Как видите, лучше быть верующим и молиться по-своему, нежели ходить в церковь и совершать все на автомате. Вера должна жить внутри вас.

ВИДЕО: Особенности крещения

Не указал нам на то, что мы неправильно осеняем себя крестным знамением. В монастырской церкви Сергия Радонежского для православных христиан есть памятка о том, как правильно крестится.

На добрую память и в назидание, инок вручил нам памятку, напечатанную на простом листе формата А-4. Копия нечёткая, некоторые места читать очень трудно, последний абзац текста и вовсе прочитать невозможно. Тем не менее, многое, написанное в наставлении, например, как правильно креститься, мы считаем очень полезным. С некоторыми выводами не совсем согласны, но судить о них не смеем.
Мы приводим наставления почти целиком, за исключением последнего абзаца. Прочитать его не представляется возможным. В перепечатке текста мы сохранили оригинальную орфографию и пунктуацию. Авторские примечания выделили цветом и курсивом .

Первая сторона листа. Как правильно креститься

«Вся сила в крестном знамении. Крест есть символ победы над диаволом! И не только. При правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы накладываем на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь подаваемая сердцем проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного, всё сгорает!
Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом значение Креста».

Слова Блаженной Пелагеи Рязанской (1890-1966)

Креститься нужно не спеша, благоговейно, со страхом и с небольшим пристукиванием, чтобы тело ощущало. Этого пристука очень боится диавол.
– Икона есть живой человек. Когда молишься перед иконой, надо смотреть на образ, изображённый на ней.
– Голова чуть приподнята. Смотреть на икону.
– Пока не наложишь крестное знамение, взгляд от иконы не отводить.
– Страшно накладывать крестное знамение с опущенной головой.
– Правильно поставить ноги – пятки вместе, сохранить благодать.
– Молясь или находясь в храме, в землю смотреть нельзя.
– Страшный грех держать руки на животе или за спиной.
– В Церкви нужно молиться, креститься, поклоны ложить. Оплакивать грехи.
– Кто в церкви не молится, не крестится и не делает поклоны – тот истукан.
– Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается.
– Опускаем руку, и только затем делаем поклон!
– Шептать молитву нельзя – бес шепотом молится! Молятся вслух или про себя. Если про себя, тогда молитва идёт от сердца!

Мизинец и безымянный палец туго прижать к ладони. Сын Божий ради нашего спасения приклонив небеса сошёл на землю, принял на Себя естество человеческое и таким образом в Нем были слитно соединены два естества – Божие и человеческое. Ладонь – земля.
Схимонахиня Сепфола говорила, что крепко пальцы прижимать надо, чтобы не было пространства между ладошкой и последними двумя, чтобы враг не пробежал в душу и сердце.

Правильно сложить три первых пальца – кончики пальцев равны. Очень важно кончики указательного среднего и большого пальцев выровнять – равенство Лиц Божественных, как бы берём щепотку соли со стола.
Три перста – это Пресвятая Троица. Большой палец не сгибаем! (как на рисунке)!

+ Правой рукой накладываем трехперстие на Чело – центр лба с пристуком. Бог Троица пребывает на небе /Во Имя Отца… / Нужно не просто касаться чела, а крепко прижать соединенные в трехперстие персты к челу. Блаженная Пелагея говорила, что нужно пристукивать, как бы мячиком, чтобы почувствовало тело.

Затем ведём прямую линию на небольшом расстоянии от тела до пуповины – чуть выше пупка на 1-2 см и также твердо касаемся соединенными перстами чрева. /..и Сына../ Если наложить на грудь, то крест будет перевернутый!
Сие символизирует сошествие на землю и воплощение Христа. Из чрева Богоматери родился Спаситель. Пуповина символизирует главу праотца Адама. Нижний рог Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, находился над главой Адама. И Кровь Христа, стекая из ран, омыла в лице Адама всё Человечество.

Далее десницу наносим на плечевой сустав правой, а затем левой рук. /..и Святаго Духа…/ На сустав, а не в ямку! И спереди, а не сверху! Опускаем руку /…Аминь./ И с опущенной рукой делаем поклон. Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается, бросается под ноги и попирается (тяжкий грех)!
Праведные станут по правую руку на страшном суде, а грешники станут по левую сторону.

Не ленитесь дотягивать руку до суставов, переносите руку по прямой, все перпендикулярно с пристуком… От этого зависит здоровье, познание истины, спасение, помощь и сила в жестоких мучениях и легкая смерть.

Блаженной Пелагеей Рязанской было сказано крестнику (р.Петру) ехать в Киев в пещере Киево-Печерской Лавры найти мощи св.преп.Спиридона и посмотреть на кисть его руки (троеперстное сложение), что он и сделал. Это перстосложение сохраняется до сего времени. Поезжайте и убедитесь! Об этом говорится в акафисте преподобным отцам Киево-Печерской Лавры.

Кондак 6 «Акафист всем преподобным отцам Киево-Печерским»

Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу. Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа.

В памятке кондак приведён не полностью, до слов “осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу”. Мы полностью привели кондак.
Последнее предложение первого листа памятки прочитать не смогли.

Вторая сторона листа. Как правильно креститься

Поясной поклон

Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Поля Захаровская многократно всех предупреждала о том, чтобы с поникшей головой не крестились! В лик иконы нужно смотреть прямо! И чтобы не начинал поклонов, пока руку вниз не опустишь, а то ведь – Крест ломается! Пятки вместе (сохранить благодать). Поясной поклон совершается поклонением тела до пояса, голова чуть приподнята (прижимается к спине, так молились монахи у преп. Сергия Радонежского), смотреть на икону, голову не опускать вниз, смотреть в пол нельзя (тяжкий грех, т.к.под землей Находится ад и смотреть в него значит жаждать его). Это действие очень ВАЖНОЕ и означает «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» – сл.бл.дев.Пелагеи Рязанской. Опускать тело надо помедленнее, достигнув пояса (тело находится параллельно пола, голова прижимается к спине) возвращаться в прямое положение надо побыстрее. Молящийся должен стоять прямо, не расставляя ног, чтобы сохранить благодать. Наши предки говорили: «ног не расставляй, а то бес проскочит». Часто в храмах можно наблюдать, что молящиеся совершают поясной поклон простым шейным киванием, что является ошибкой.

Пропала Россия без земных поклонов

Миряне совершают З.П. (земные поклоны) стоя на коленях (на ноги не встают). Земной поклон – самая высокая перед Богом молитва. Выше ничего нет. Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Пятки вместе (сохранить благодать). Затем христианин склоняет колени или вместе или сначала правое, затем левое. Пятки вместе. Руки кладем на пол, ладони рядом друг с другом, головой (челом) касаемся только ладоней (тыльной) стороны. И быстро поднимаем голову. Поднимаемся с правого колена, затем с левого.
Распространенная ошибка – руки ставят на пол слишком широко и касаются челом пола. Ладонь символизирует землю – отсюда и название: земной поклон. Чело – это небо, поэтому лбом касаться земли нельзя, а касаться тыльной стороны ладоней. Существует ошибка христиан – челом примыкают к земле и остаются в таком положении.
Что недопустимо! Человек уподобляется при таком молении злым духам, демонам, таким положением они показывают что мы никогда не покоримся Богу (тяжкий перед богом грех). Распространено на Троицу на трех коленопреклоненных молитвах. «на троицу вся россия идет в ад»- изречение блаж.Пелагеи Захаровсой, ног не расставляй, пяточки вместе.

Земной поклон в 25 раз Дороже поясного. В годовые праздники и воскресные дни, молитва Богу принимается особой любовью. Серафим Саровский почил в день воскресный, стоя на коленях, т.е.он молился на коленях в воскресный день. Ночной поклон выше дневного поклона в 40 раз (с 23.30 до 03.00) в любое время года и хоть три поклона перед сном надо делать каждый день с молитвой. Запомните, что ТРИ или более З.П. делаются строго обязательно: перед Иконами Пресвятой Троицы, Спасителя, Животворящего Креста и Божией Матери, Плащаницами Спасителя, Божией Матери, исповедью и Причастием, перед Мощами Угодников Божих. Нельзя находиться в церкви с короткими рукавами, т.к. у воинов забивавших гвозди в Тело Спасителя были засучены рукава.

Женщинам коротко стриженым, в брюках, крашеным нельзя подходить к мощам и заходить в церковь. Только за одно ношение брюк женщины пойдут в ад – схим.Нила. За косу Богородица будет вытаскивать женщин из ада! А если коротко стриженая? Недопустимо ношение шорт как мужчинам, так и женщинам.

Нельзя сжигать (кремировать) тела усопших, т.к. это даже не грех, а само служение сатане. Худо будет всему роду.

Недопустимо нахождение идолов и собак в доме. Уходит благодать и оскверняются иконы. Человек не допускается до причастия. После собак дом нужно освятить. Жабы с монетами – мамона (грех суеверия и сребролюбия). Велико кормить голубей за усопших и за живых. Даже можно помочь самоубийцам! Пелагея предупреждала, что читать 15 Кафизму нельзя ((Пс. 105, 106, 107, особенно 108). Принесёт великие беды. При чтении Псалтири 15 Кафизма заменяется на 20 Кафизму (т.е. 20 Кафизма читается 2 раза). Наивысшая по усопшим 20 Кафизма.
Поля запрещала смотреть телевизор, говоря, что это чудовище оказывает страшное воздействие на человека, губит народ. Телевизор – икона антихриста. Через телевизор он является в каждый дом.

Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры, поэтому совершать его нужно тщательно и с благоговением.
Чтобы узнать, Православный перед вами человек или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомните евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16,10).

Сила Крестного Знамения необычайно велика. В Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения Крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Как правильно осенять себя Крестным Знамением?

1) Нужно сложить три пальца правой руки (большой, указательный и средний) вместе, что символизирует три лица Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соединив эти пальцы вместе, мы свидетельствуем о единстве Святой Нераздельной Троицы.

2) Два других пальца (мизинец и безымянный) – плотно пригибаем к ладони, символизируя тем самым два естества Господа Иисуса Христа: Божественное и человеческое.
3) Вначале сложенные пальцы ставятся на лоб, для освящения ума; затем на живот (но не ниже) – для освящения внутренних способностей (воли, ума и чувств); после этого – на правое, а затем на левое плечо – для освящения наших телесных сил, потому что плечо символизирует деятельность («подставить плечо» — оказать помощь).


4) Только после опускания руки, совершаем поясной поклон, чтобы не «сломать Крест». Это распространенная ошибка – поклон одновременно с Крестным Знамением. Делать этого не следует.
Поклон после Крестного Знамения совершается потому, что мы только что изобразили на себе (осенили себя) Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в Храм, прикладываясь к иконам и святым мощам; перед едой крестимся сами и осеняем Крестным Знамением пищу. Крестимся, начиная новое дело и заканчивая его. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости. Матери, отправляя своих детей из дома, дают свое материнское благословение, осеняя ребенка Крестным Знамением и предавая свое дитя Божьему покрову. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

Православному крещеному человеку крест следует носить всегда!

С первых веков христианства всякий верующий носит на груди Крест, исполняя слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Освященный нательный крест — это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от искушений и зла. Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.
Нательный крест может быть любым: из обычного металла, из серебра, золота, из дерева. Также, не является принципиальным на цепочке крестик или на веревочке – лишь бы крепко держался. Главное, чтобы Вы его носили. Желательно, чтобы Крест был освящен в Церкви. На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

Нельзя носить на одной цепочке нательный крест и знаки зодиака (или какие-либо амулеты, обереги и т.д.) – потому что, нательный крест — знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты — свидетельства о приверженности различным суевериям (носить их вообще не следует) — все это от лукавого.

Носить православный крестик необходимо на теле, под одеждой, не выставляя его напоказ. Право носить Крест поверх одежды до XVIII века имели только Епископы, позже — Священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятства.

Крестное знамение - основной ритуал в христианстве, осуществляемый всеми как церковнослужителями, так и прихожанами храмов. Казалось бы, что ритуал, свойственный христианству в целом, не должен отличаться в разных уголках мира. Однако исторически сложилось так, что крестные знамения у представителей различных конфессий не совсем одинаковы.

Кто как крестится?

Те, кто крестится слева направо, принадлежат к католической ветви христианства и прочим западным его направлениям, например, к протестантству. Православные же или, как говорят на Западе, ортодоксальные традиции предписывают верующим и духовенству обратный порядок в совершении крестного знамения. То есть справа налево.

Но так было далеко не всегда. То, как крестятся католики сегодня, обусловлено актом от 1570 года, регламентирующим порядок совершения знамения. Автором документа стал понтифик Пий V. Акт не только закреплял направление совершаемого при знамении движения, но и касался других деталей. После его вступления в силу католики стали теми, кто крестится слева направо и никак иначе. Помимо этого, им предписывалось совершать знамение только с открытой ладонью, не собирая кончиков пальцев вместе.

До момента вступления данного указа в силу крестились люди по-разному и церковь признавала все возможные варианты совершения знамения.

В чем разница между крестными знамениями?

Принято считать, что те, кто крестятся слева направо, символически обращаются к Господу. Это означает, что данный порядок движения при совершении знамения выражает стремления, идущие от человека к Богу. Иными словами, такое действие является исходящим от человека.

Знамение, совершаемое иначе, то есть справа налево, имеет иной смысл. Считается, что такой порядок является идущим от Господа благословением человеку.

Что достаточно любопытно, священники всех христианских конфессий крестят верующих только слева направо. Это не случайно и совершенно не связано с разновидностью конфессии. Те, кто крестится слева направо, символически обращаются сами к Богу. Обратный порядок выражает благословение. Но ведь священнослужитель не себя осеняет знамением, а стоящего напротив него человека. Соответственно, для верующего то направлением становится справа налево. То есть церковнослужители всех конфессий таким образом благословляют прихожан.

В чем смысл количества сведенных вместе перстов при крестном знамении?

В фигуре, образуемой кистью руки того, кто совершает крестное знамение, скрыт символический смысл. Например, те, кто крестится слева направо или же наоборот, при этом прижав к тыльной стороне ладони два пальца, а три соединив, используют фигуру, выражающую единство Бога в трех ипостасях и сущность Христа.

Соединенные пальцы, вне зависимости от того, вытянуты они или соприкасаются только кончиками, символизируют Троицу. Два прижатых к ладони пальца выражают то, что в Иисусе присутствует единение пары начал - божественного и человеческого.

Кто крестится двумя перстами? Кто тремя?

Изначально в традиции Византии, то есть в ортодоксальной ветви христианства, было принято использовать пару пальцев при совершении крестного знамения.

Однако с течением времени восточные христианские конфессии перешли на фигуру с тремя пальцами. То есть аналогичную той, которую используют католики, или, иными словами, те, кто крестится слева направо. Двумя пальцами в наше время при осенении себя или других крестным знаменем пользуются только старообрядцы.

Однако помимо старообрядчества, совершение действия двумя перстами допускается и в католицизме в особых случаях. Если верующий осеняет себя парой пальцев, он подчеркивает двойственность сущности Иисуса. Ладонь в этом случае символизирует раны Господа, полученные им во время распятия. Но прибегают к такой фигуре не священники, а только прихожане, те, кто крестится слева направо. Правой рукой осуществляется такой вид крестного знамения, как и при использовании трех пальцев.

Предпочтение действовать правой рукой, а не левой, тоже имеет объяснение. Левая сторона тела человека в христианской традиции ассоциируется со всем, что приходит от дьявола. Правая же считается вместилищем всего того, что является божественным промыслом. Причин, по которым развились подобные ассоциации, на сегодняшний день точно уже не установить. Доподлинно известно только то, что креститься правой рукой было принято еще в эпоху становления христианства.