Являются двигателем прогресса в сфере компьютеров. История игр для ПК начинается с 50-х годов двадцатого века, а в 1971 году Нолан Бушнелл вместе с Тедом Дебни создал первую из аркадных игр. Она была названа Computer Space. Аркадная игра Pong была создана Ноланом Бушнеллом (с помощью Al Alcorn) год спустя, в 1972 году. В том же году Нолан Бушнелл и Тед Дебни основали компания по производству видеоигр Atari (термин из японской игры Го). В 1975 году Atari перевыпустила Pong как домашнюю видеоигру.

Сегодня огромное количество не просто видеоигр, а их типов (жанров).

1. Аркада - в такого типа игре от геймера требуется быстрота реакции, меткость.


2. RPG (англ. Role-playing game ) - игра имеет развлекательное или учебногое назначения, участник выступает в какой-либо роли и в создаваемой игрой ситуации действует соответственно этой роли.

3. Ролевая игра - это драматическое действие, игроки действуют в рамках выбранных ими ролей, следуя характеру своей роли и внутренней логике среды действия, а не внешнему сценарию поведения. То есть игроки определяют дальнейшее развитие событий в игре. Игра, по сути, есть игроками (людьми) той или иной ситуации. Действие ролевой игры происходит в мире игры, который может представляться как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир можно полностью придумать, можно основывать на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме и т.п.). В ролевой игре достижение цели не обязательно, ее вообще может не быть, главное - развитие персонажа, парвильный отыгрыш, исследование мира.

Различают ролевые игры по способу игры:

В ролевых словесных (дэнженах) и настольных играх действия происходят в воображении участников, а развитием событий в большинстве случаев управляет так называемый мастер (гейм-мастер, ГМ, данжин-мастер, ДМ) соответственно заранее определенным правилами, или же без правил. Разница между настольными играми и словесками заключается в том, есть ли игровая система или она отсутствует.
Ролевые игры живого действия требуют физического участия игроков в событиях игры. Тут тоже есть правила и мастера. Здесь мастеротвечает не за весь мир, а только за немоделированную его часть. Иногда мастера каким-либо образом может контролировать игровой мир целиком через введение мастерских персонажей либо при помощи мастерского произвола. Правила также описывают только те действия, которые заменены моделью.
В компьютерных ролевых играх обстановка, которая окружает игроков, правляется компьютерной программой. Зачастую эти игры предназначены для одного игрока и имеют предписанный сюжет, в какой-то степени развитие его определяется решениями игрока).
Ролевая игра по электронной почте - игра с малым количеством игроков и одним мастером, проводимая посредством электронной почты (к примеру, Мафия), а также родственные подобным играм форумные ролевые игры и браузерные ролевые игры (к примеру, BiteFight).

MMORPG - многопользовательская ролевая онлайн-игра (massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) относится к разновидности онлайновых ролевых игр, позволяющих большому числу людей одновременно играть в изменяющемся виртуальном мире через . MMORPG - это одна из разновидностей MMOG (massive multiplayer online game).

4. Адвенчуры или квесты (quest), иногда их называют бродилками - игрок ходит туда-сюда, собирая различные предметы, а затем где-либо их использует, разгадывает головоломки.

5. Шутеры - по сути, игры-стрелялки.

  • FPS (first person shooter) - шутеры от первого лица, игрок - непосредственный участник;
  • TPS (third person shooter) - шутеры от 3-го лица, игрок является сторонним наблюдателем, разновидность 3D-шутеров;
  • Тактический шутер - игрок под видом своего персонажа в игре действует в составе отряда.

6. Стратегии

  • Стратегия в реальном времени (real time strategy, RTS) - игроки одновременно делают ходы;
  • Пошаговые стратегии (turn-based strategy, TBS) - игрок делает ход и ожидает ответного хода противника.

7. Stealth-action - игрок должен быть как можно менее заметным, он убегает, прячется, обходится минимальной стрельбы, но действует эффективно.

8. Файтинг (fighting) - игры, имитирующие рукопашный бой.

9. Симуляторы - игрок примеривает на себя роль кого-либо, например, гонщика-мотоциклиста.

Конечно же, это не полная классификация компьютерных игр. Но среди огромного количества игрушек, которые есть сейчас, любой желающий поиграть, а не только профессиональный геймер, сможет найти себе игру по душе.

Оставьте свой комментарий!

Виды компьютерных игр, их назначение

и возможности применения в работе психолога

Множество «Компьютерные игры» очень велико и разнообразно. Существуют различные подходы к их классификации. В данном случае мы будем опираться на деление игр по жанрам в варианте, предложенном в Википедии: квест, стратегия, ролевая игра, экшэн, симулятор и другие виды (аркада, обучающая игра, танцевальная игра, ритмическая игра, музыкальный симулятор)

Квест (приключения, адвенчуры) - игра-повествование, в которой управляемый игроком герой, продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Головоломки - Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов.

Самый популярный на сегодня жанр квестов - это экшн-адвенчуры (англ. action-adventure). Главным образом, основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов - предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой.

Стратегия - игра, требующая планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры, где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (RTS) , в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Большинство «классических» стратегий в реальном времени предполагают следующий игровой процесс: сбор неких ресурсов; строительство и укрепление базы или лагеря; создание на этой базе боевых единиц (найм солдат, строительство техники); объединение их в группы, штурм и уничтожение этими группами вражеской базы.

Пошаговые стратегии (TBS) - игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются разнообразием. Разделение игрового процесса на ходы отрывает игрока от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, что даёт возможность намного более глубокого и обстоятельного планирования.

Еще один вид стратегий - стратегии по масштабу игрового процесса (варгеймы). В варгейме, в отличие от других видов стратегий, игрок не должен создавать армию, его цель - победить противника в бою, используя те силы, которые у него есть в распоряжении в начале боя. В варгеймах, как правило, делается упор на аутентичность, реалистичность и историчность.

Глобальные стратегии - стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.

Ролевая игра имеет следующие характерные признаки: у главного героя (героев) и других персонажей присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов это уровень, который определяет общую силу персонажа, доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём выполнения заданий и использованием этих самых навыков.

Тактические ролевые игры являются смесью ролевой игры с пошаговой стратегией. Игрок управляет небольшой группой воинов, хотя в некоторых тактических RPG их число может доходить до нескольких десятков.

Экшен (шутер) – в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты, нацисты и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры.

Пояснение одного из знатоков компьютерных игр: - «Шутер - это сходи, убей, принеси; экшен - сходи, взорви, убей, по возможности выживи, принеси; а рпг - это игра на развитие с открытым миром: вот и все отличия.

Симуляторы (менеджеры) – игра-симуляция. При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества технических симуляторов - полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.). Симуляторы в свою очередь разделяют в зависимости от игровой задачи.

Аркадные симуляторы - упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от собственно аркад - наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы космических кораблей и автомобилей.

Спортивные симуляторы , другое название - «спортсим». Как и следует из названия - имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола , тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.

Спортивный менеджер - разновидность спортивного симулятора. Отличительной особенностью является то, что при симуляции игрок наблюдает непосредственно за игровым процессом и может влиять на ход матча в режиме онлайн, а при менеджменте настройки тактики, стратегии, трансферов и финансовых операций выбираются заранее, и игрок просматривает результаты уже после матча.

В спортивном менеджере игрок выступает в роли управляющего собственной спортивной командой (спортсменом). Задачей играющего становится не только победа в матчах, но и грамотное и успешное управление инфраструктурой своего клуба.

Экономические симуляторы, нередко относимые также к жанру стратегий, посвящены отображению экономических, рыночных процессов - чаще всего речь идет о предпринимательстве; целью игрока, руководящего неким предприятием, является извлечение виртуальной прибыли. В «чистых» экономических симуляторах отсутствуют элементы строительства; игрок должен управлять уже существующим коммерческим предприятием; рыночные процессы и поведение конкурентов относительно приближены к реальности.

Симуляторы бога - стратегические игры, в которых игроку предстоит выступать в роли «бога» - некоей сверхъестественной сущности, заботящейся о целом небольшом народе. Подобные игры характеризует, как правило, непрямой контроль над отдельными игровыми персонажами - ими управляет компьютер, а роль игрока определяется «сверхъестественным» вмешательством в их жизнь, постройке зданий, поддержанию оптимального состояния подопечного общества и тому подобному. Многие симуляторы бога не ставят перед игроком никаких конкретных задач, предоставляя ему возможность свободно и неограниченно развивать подопечное общество.

Симуляторы свиданий - симуляторы романтических отношений, так же известны как романтические приключения, по организации игры некоторые из них близки к RPG (ролевым), другие - к адвенчурам (приключениям).

Другие жанры

Аркада - игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д. Термин «аркада» по отношению к компьютерным играм возник во времена игровых автоматов, которые устанавливались в торговых галереях (arcades). Игры на них были простыми в освоении (чтобы привлечь побольше играющих). Впоследствии эти игры перекочевали на игровые приставки (консоли) и до сих пор являются основным жанром на них.

В музыкальных играх игра строится на взаимодействие игрока с музыкой. Жанр же может быть любой, от головоломок до ритмических игр.

Ритмические игры - поджанр музыкальных игр, который, в последнее время, набирает огромную популярность. Основной идеей является правильно нажатие кнопок показанных на экране под ритм музыки.

Настольные игры - Компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия».

Логические игры (головоломки) – предполагают активную мыслительную деятельность игрока. Головоломки, как правило, не требуют реакции, однако многие ведут счёт времени, потраченного на решение.

Развивающие компьютерные игры решают самый широкий круг задач. Есть игры для обучения ребенка счету, изучению звуков и букв, иностранных языков . Огромное количество разнообразных компьютерных игр предназначено для тренировки памяти и внимания ребенка, развития логического мышления, фантазии, целеустремленности. Игры-лабиринты, в которых ребенку нужно провести своего персонажа "домой", а также игры, в которых нужно поймать предмет или поставить его на определенное место, тренируют зрительно-моторную координацию ребенка.

Из всего этого разнообразия, пожалуй, только игры жанра экшен (шутер) не подходят для работы. И именно эти игры пользуются самой большой популярностью у детей, особенно подростков и молодых мужчин. Все остальные игры в той или иной степени могут служить средством коррекции недостатков развития ребенка .

Игры – симуляторы спортивных игр или управления сложными механизмами учат быстрому нажатию клавиш на клавиатуре, тонкому владению мышью, т. е. идет развитие моторики и тренируется скорость реакции. Симуляторы –менеджеры, экономические симуляторы в большей степени влияют на развитие предпринимательских способностей, учат мыслить многофакторно, приучают нести ответственность за принятые решения. Симуляторы свиданий в какой-то мере влияют на формирование эмоциональной сферы игрока, развивают коммуникативные навыки.

Ролевые игры, чаще всего имеют военную тематику, но в отличие от игр-экшен, где герой просто убивает противника, здесь нужно просчитать каждый ход, разработать свою тактику ведения боя. Часто в таких играх присутствует полезная информация, например, исторические сведения того периода или времени, где виртуально оказывается игрок. Таким образом, можно познавать историю древних греков, персов, славян, других народов.

Аркады, скорее всего, влияют на развитие моторики и повышают скорость реакции, но в тоже время, могут развивать цветовосприятие, умение быстро оценить ситуацию (сопоставить, проанализировать, классифицировать и т. д.) и принять решение.

Наиболее широкие возможности заложены в квестах и самостоятельных логических играх. При правильно выбранной игре можно эффективно развивать восприятие (пазлы), внимание, память, умение выполнять мыслительные операции.

Самое главное – соблюдать меру, как сказал Демокрит: - «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».

К ним относятся шутеры, файтинги, аркады.

В трехмерных шутерах игрок действует чаще всего в одиночку. Он бродит по локациям, собирая холодное, огнестрельное и энергетическое оружие, поражая возникающих на его пути противников. Обычно, чтобы пройти уровень, необходимо выполнить ряд поставленных задач. Врагами персонажа могут быть монстры, инопланетяне, мутанты (как в Doom, Half-Life, Duke Nukem 3D) или бандиты (Max Payne).

В зависимости от легенды игры в арсенале игрока могут быть как современные виды огнеметов, винтовок, пистолетов, так и всевозможные футуристические бластеры. В качестве оружия могут выступать ножи, бейсбольные биты, сабли, кинжалы, арбалеты, дробовики, пулеметы, коктейли Молотова. Нередко огнестрельное оружие имеет оптические прицел. В 3D-шутерах игрок может сразиться с противником в рукопашную, нанося удары ногами и .

3D-шутеры могут быть от первого лица (игрок видит локацию «глазами» персонажа) и от третьего лица (игрок видит персонажа с какой-либо стороны, например, со спины, или может отдалить «камеру» и увидеть персонажа целиком. В ряде игр можно переключаться на первое или третье лицо горячими клавишами. Шутеры также делятся на кровавые (нужно уничтожить большое количество виртуальных врагов, которые надвигаются на персонажа группами) и тактические (персонаж действует в составе группы героев). Примерами кровавых шутеров являются Will Rock, Left 4 Dead, примерами тактических – Counter-Strike, Arma, Batllefield.

Жанр файтинга предполагает серию поединков между двумя и более противников. В этом жанре популярны Mortal Kombat, Street Fighter, Dead or Alive, Guilty Gear X.

В играх, сделанных в жанре аркады, приходится быстро думать и быстро действовать. Игровой процесс достаточно прост, однако сложность представляет добывание всевозможных бонусов, без которых невозможно получить доступ к некоторым элементам игры.

Симуляторы (менеджеры)

Игры типа симуляторов позволяют игроку управлять тем или иным процессом, основа которого взята из реальной жизни. Технические симуляторы позволяют взять в свои руки управление автомобилем или боевым самолетом, решая разнообразные задачи. Примерами технических симуляторов являются F1 2011, «Ил-2 Штурмовик», War Thunder, Railworks, Ship Simulator. В аркадных симуляторах физика, как правило, упрощена, однако все-таки присутствует (в отличие от собственно аркад). Примеры игр: Need for Speed, Wing Commander, X-Wing. В спортивных симуляторах максимально полно сымитирована какая-либо игра. Наиболее популярными являются симуляторы футбола, боулинга, бильярда, гольфа. В отдельную категорию выделяются спортивные менеджеры, где игроку предлагается управлять спортсменом или командой, ставя основной целью не победить в том или ином матче, а выстроить грамотное управление инфраструктурой.

К экономическим симуляторам (в них зачастую просматриваются элементы стратегии) относят игры о предпринимательстве. Игрок должен управлять предприятием, извлекая из него прибыль. Популярные игры в этом жанре: «Виртономика», «Монополия», «Capitalism». К экономическим симуляторам относится и игровая система управления городом (SimCity), государством на острове (Tropico), фермой (SimFarm).

Стратегии

Стратегии – игры, которые требуют выработки определенного алгоритма действий для достижения той или иной цели. Игрок управляет миром, предприятием или каким-либо подразделением. По схеме игрового процесса такие игры делятся на:

Стратегии в реальном времени, где игроки делают ходы одновременно, собирают ресурсы, укрепляют свои базы, нанимают солдат: Warcraft, Starcraft, Age of Empires;
- пошаговые стратегии, где необходимо по очереди совершать ходы: Civilization, Heroes of Might and Magic, Disclipes;
- карточные стратегии, представляющие собой компьютерные версии популярных карточных игр: «Спектромансер», Magic the Garthering.

По масштабу игрового процесса стратегии делятся на:

Варгеймы, где игроку предлагается создать армию и одержать победу над противником: Panzer General, Steel Panthers, MechCommander;
- глобальные стратегии, в которых игроку дается возможность управлять экономикой и внешней политикой государства, а также развивать научный прогресс, дипломатию, осваивать новые земли: Master of Orion, Hearts of Iron, Empire: Total War и другие;
- симуляторы бога позволяют игроку контролировать развитие небольшого городка, превращать его в , уделяя внимание не только постройке зданий, но и поддержанию оптимального состояния общества: Spore, Black&White, From Dust.

Приключения

Во время игры-приключения игрок взаимодействует с другими персонажами и решает . Такие игры делятся на:

Текстовые приключенческие игры (текстовые квесты), где игроку приходилось давать указания через командную строку: «Охота на Вампуса», Zork и другие;
- графические приключенческие игры (графические квесты), графический интерфейс и возможность управлять игрой при помощи компьютерной мыши: «Ларри в выходном костюме», Syberia, Space Quest;
- приключенческий боевик, в котором успех игрока зависит от быстроты его реакции: Legend of Zelda, Resident Evil;
- визуальные новеллы предполагают вывод на экран текстовых блоков и статичных картинок, а игроку предлагается выбрать тот или иной вариант ответа в зависимости от предлагаемой ситуации.

Музыкальные игры

В таких играх игровой процесс строится на музыкальном оформлении. Подтипом музыкальных игр являются ритмические игры, где игроку предстоит правильно нажимать показанные на экране кнопки, которые появляются в такт музыке.

Ролевые игры

В ролевых играх важное значение играют личные характеристики персонажа (здоровье, владение профессией, магией) и экипировка. Характеристики можно повышать путем уничтожения других персонажей или мобов. Как правило, в ролевых играх достаточно масштабный мир, тщательно продуман сюжет. Примерами таких игр являются Mass Effect, Diablo, Fallout, "Техномагия".

Логические игры

В логических играх реакция игрока никак не влияет на ход игры. Важно правильно решить ту или иную поставленную задачу за отведенное время. Весьма популярные такие логические игры (головоломки) как «Сапер», Sokoban, Portal.

Настольные игры

Этот тип представляет собой компьютерную адаптацию традиционных настольных игр: «Монополия», шашки, карты, шахматы.

Текстовые игры

Текстовые игры практически не требуют ресурсов компьютера. Их история началась давно, однако такие игры до сих пор находят поклонников. Игроку предлагается выбрать один из предложенных вариантов действий. Разновидностью текстовых игр являются игры в псевдографике, то есть мозаике, построенной из набора символов.



По времени действия (историческая эпоха):










3.2. Классификация по сеттингу:

Сеттинг (от англ. «setting» - обстановка, декорация, антураж) – игровой мир, место и время, в котором происходит действие художественного произведения.

Сеттинг указывается при описании игры, так как жанр определяет только игровой процесс (отвечает на вопрос «что?»), сеттинг же определяет окружающий антураж в игре (отвечает на вопросы: «где?» и «когда?»).

Авторы могут комбинировать различные сеттинги между собой, таким образом появляются гибридные вымышленные миры, типа: фентези мир в эпоху киберпанка; мифологии различных стран в одном мире; «гостевые» персонажи из других вселенных.


По месту действия (тип вымышленного мира):

3.2.1. Реальный мир (игровой мир мало чем отличается от нашего мира).

3.2.2. Параллельные миры (реальный мир и переходы в искаженные миры).

3.2.3. Альтернативная история (другие варианты исторических событий).

3.2.4. Фэнтези (сказочный мир с наличием магии).

3.2.5. Геройская мифология (сверхсущества: супергерои, мутанты, полубоги).

3.2.6. Христианская мифология (ангелы, демоны, рай, ад).

3.2.7. Современная мифология (нашествие зомби, нашествие инопланетян, постапокалипсис).


По времени действия (историческая эпоха):

3.2.8. Зарождение жизни (простейшие организмы, игры на клеточном уровне).

3.2.9. Доисторические времена (эра динозавров, пещерные люди).

3.2.10. Зарождение цивилизаций (Древний Рим, Древний Египет).

3.2.11. Средневековье (рыцарские походы, междоусобицы, инквизиция).

3.2.12. Эпоха колонизации (морские путешествия, новые земли).

3.2.13. Эпоха индустриализации (XVIII – XIX века, стимпанк).

3.2.14. Прошедшие войны (Вторая Мировая война, локальные конфликты).

3.2.15. Наше время (привычный мир).

3.2.16. Информационная эпоха (киберпанк, антиутопия будущего).

3.2.17. Освоение космоса (научная фантастика, SciFi, космические путешествия).

3.2.18. Эволюция (наличие нескольких эпох в одной игре).


По условиям внутри мира:

3.2.19. Место с определенной культурой (дикий запад, утонченный восток, арабские страны, банановая республика, тоталитарное государство).

3.2.20. Определенная климатическая зона (арктика, тундра, лесостепь, пустыня, побережье, горы, воздушный мир, водный мир, подводный мир, подземный мир).

3.2.21. Наличие катаклизма (нашествие зомби, пришельцев).

3.2.22. Хоррор (пугающая, напряженная атмосфера).

3.3. Классификация по цели игры:

Термин «игра» настолько обширен, что в него входят сразу несколько понятий, совершенно не похожих друг на друга. Игра может быть как забава, соревнование, обучение, творческое занятие, перевоплощение в чужую роль. В зависимости от того, какая основа положена в игру, изменяется и цель в этой игре.


3.3.1. Игра на прохождение (выполнение целей, сюжет).

В сюжетной игре все игровые задачи взаимосвязаны между собой, следуют одна за другой, образуя линию сюжета. Данный тип игр конечен, после прохождения сюжета игра заканчивается (если в составе игры есть элементы игры-песочницы, то остаётся доступ только к этим элементам). Сюжетные игры не долговечны, сразу после прохождения сюжета к ним пропадает интерес. Такую игру можно сравнить с прочтением книги, просмотром фильма. (Пример: Half Life).


3.3.2. Обучающая игра (получение новых знаний).

Это общеразвивающие игры для детей или узкоспециализированные симуляторы для взрослых. В процессе игры в игровой форме подаётся информация для изучения.


3.3.3. Казуальная (повседневная) игра (наслаждение самим процессом).

На освоение игровой механики нужно минимум времени, всё просто и интуитивно понятно. Игра построена так, что её можно временно прервать в любой момент, а затем продолжить. Часто процесс игры разделен на небольшие уровни. (Пример: Angry Birds, Plants vs Zombies).


3.3.4. Игра-песочница (творческие возможности, выбор целей).

Игры без сюжета и целей. Основой игры-песочницы являются разнообразные игровые возможности, которые игрок может применять по своему усмотрению. Довольно часто песочницы, это не отдельные игры, а специальные режимы в сюжетных играх. (Пример: Grand Thief Auto, Minecraft, SimSity).


3.3.5. Игра-соревнование (дуэль, чемпионат) (соперничество).

Игра, в которой игроки соревнуются между собой за статус победителя. Во многих играх есть возможность соревноваться как с реальными игроками, так и с компьютерными противниками. Качественные игры-соревнования очень долговечны – в них могут играть спустя десятилетия после даты выхода игры, что не естественно для других видеоигр. (Пример: StarCraft, Counter Strike, Battlefield).


3.3.6. Хардкорная (очень сложная) игра (улучшение игровых навыков).

Игра, созданная специально для опытных игроков, для испытания их игровых навыков. Отличительная особенность: игра разделена на небольшие уровни, в каждом уровне подсчитывается затраченное время или количество заработанных очков. Игроки раз за разом проходят одни и те же отрезки игры, чтобы получить наилучший результат - рекорд. В таких играх на первом месте стоит игровой процесс и замысловатый дизайн уровней. (Примеры: Super Meat Boy, Battleblock Teathre).

Часто к хардкорным играм относят так же сюжетные игры с повышенной сложностью, где приходится много раз проходить одну и ту же игровую ситуацию, пока не получится её пройти. Но в этом случае наградой служит не рекорд, а доступ к следующему этапу игры. (Пример: Dark Souls).

4. Классификация игр по издательским критериям

4.1. Классификация по бюджету разработки:

От того, какие финансы вложены в игру, зависит её внешний вид, проработанность деталей, разнообразие игровых возможностей.


4.1.1. Профессиональная игра высшего качества (ААА-класс, блокбастеры).

Самые дорогие игры у всех на слуху. Их разработка стоит баснословных средств, в разработке участвуют сотни людей, но результат нацелен на самую широкую публику, и, за счёт большого количества покупателей, такие игры окупают свой гигантский бюджет. Можно критиковать блокбастеры за их однотипность и упрощенность, но в своей сфере они служат локомотивами игровой индустрии - именно за счёт них развивается уровень графики, появляются игровые движки для игр с более скромным бюджетом.


4.1.2. Профессиональная игра (игры со средним бюджетом).

Игры, создаваемые профессионалами, но без использования огромных бюджетов. В таких играх меньше лоска, ограниченное число спецэффектов, разнообразных декораций, но в целом, чувствуется профессиональный подход.


4.1.3. Инди-игра (независимая игра, малобюджетный класс).

Игры, создаваемые одним автором или небольшой группой. Инди-авторы – это чаще всего профессионалы в своём деле, у них получаются отличные игры. Единственный минус – при создании инди-игр не расходуются средства на покупку сторонних специалистов, всё создаётся самостоятельно. Игры выходят с уникальным игровым процессом, но с низким качеством графики. (Инди-игры могут выходить и с отличной графикой, но при этом процесс разработки растягивается на долгие годы).


4.1.4. Любительская игра (бесплатная игра с минимальным качеством).

Сейчас существует множество игровых движков, значительно упрощающих процесс создания игры. Порог вхождения в число разработчиков игр значительно снизился. Созданием игры может заняться даже студент или школьник, уверенно разбирающийся в компьютерах, но, например, ничего не знающий о игровом балансе, дизайне и стиле. В результате, чаще всего получаются игры, в которых очень много недостатков. Низкокачественное творчество, созданное непрофессионалом, и называется любительской игрой.

4.2. Классификация по издательскому формату:

4.2.1. Оригинальная игра .

Любая игра, рассказывающая о какой-то новой истории, не копирующая полностью старые идеи из других игр, является оригинальной. Первая часть в сериях игр так же является оригиналом.


4.2.2. Очередная игра в игровой серии (сиквел, приквел, ремейк).

Игры, получившие достаточную популярность у игроков, продолжают развиваться дальше. Создатели оставляют старых героев, прочие полюбившиеся игровые элементы, и переносят их в новые игровые ситуации – так получаются продолжения игр.

По развитию сюжета есть несколько вариантов: сиквел – описываются события, следующие за предыдущей частью игры; приквел - описываются события, произошедшие до предыдущей части игры; ремейк – тот же самый сюжет, что и в предыдущей части, но с изменениями в графике и небольшими поправками в механике игры).

Новая часть игры имеет название оригинальной игры, но с добавлением порядкового номера (пример – BioShock 2) или с дополнительным названием через двоеточие (пример – BioShock: Infinity).


4.1.3. Дополнение к игре .

Небольшое по объему продолжение игры, которое может работать только в комплекте с оригинальной игрой, называется дополнением к игре.


4.1.4. Скачиваемый контент к игре (DLC) .

DLC - набор игровых элементов (герои, оружия, костюмы, полезные предметы, уровни, враги), которые не входят в стандартный набор игры, но которые можно докупить у разработчиков за отдельную плату, и добавить в игру.

Любые неофициальные дополнения к игре, созданные не разработчиками, а игроками-фанатами, называются модификациями (сокращенно – моды).

5. Классификация по типу распространения игр

Платные игры

5.1. Игра на физическом носителе (диски, картриджи). Классический способ распространения игр, использовавшийся с момента зарождения игровой индустрии. Физические носители информации – картриджи (модули оперативной памяти), различные виды дисков: CD, DVD, BluRay. Игровые картриджи и диски распространяются через специализированные компьютерные и игровые магазины. Так же есть возможность заказывать игровые диски по почте, через интернет-магазины.


5.2. Цифровая копия игры (продажа игр через Интернет). Развитие интернет технологий и увеличение пропускной способности интернет кабелей открыло возможность скачивания файлов больших объемов по глобальной сети. Копия игры, скачанная с интернет-ресурса продавца, называется цифровой копией. Сам процесс такой продажи называется цифровой дистрибьютицией.


5.3. Оплата за игровое время . В некоторых случаях продаётся не копия игры, а игровое время.

5.3.1. Оплата за сеанс игры. Используется в играх на аркадных игровых автоматах.

5.3.2. Подписка на игру. Используется в некоторых онлайн-играх. Обычно, доступ к игре оплачивается раз в месяц.


Бесплатные игры:

5.4. Условно бесплатная игра (shareware). Игры, в которые можно поиграть бесплатно некоторое время или несколько первых уровней. Для открытия доступа к полноценной игре, её необходимо купить. Это своеобразное развитие идеи демо-версии (бесплатной ознакомительной версии игры). Отличие в том, что это не часть игры, как в демо-версии, а полноценная игра, с временно включенным режимом демо-версии.

Такой принцип игры очень удобен, он позволяет игроку сначала оценить игру, а уже затем решать, покупать её или нет. Большая часть казуальных игр распространяется именно по такому shareware-принципу.

Есть такие shareware игры, где сразу же открыт доступ ко всей игре, но если за игру не уплачены деньги, то на экране постоянно появляется реклама или просьба о материальной помощи авторам игры.


5.5. Бесплатная игра с микротранзакциями (free to play, free2play) (большая часть MMO-игр). Игры, которые можно бесплатно скачивать в интернете, устанавливать, играть без каких-либо ограничений. Оплату никто не требует. Но в игре есть возможность покупки дополнительных вещей, бонусов, улучшений, игровой валюты за реальные деньги. При этом, игровой процесс часто поставлен так, что потратив на игру реальные деньги, потратившийся игрок (донат) получает преимущество над обычными игроками.


5.6. Бесплатная игра (флеш-игра, браузерная игра, скачиваемая игра). Игра, за которую не нужно платить. Обычно это низкокачественные игры, на которые действительно никто не потратит деньги. Но иногда встречаются достойные игры, распространяемые совершенно бесплатно.

6. Классификация по количеству игроков

Игра без участия игроков (Zero Player Game).

В некоторых играх есть возможность настроить компьютерных противников так, что они будут сражаться между собой, а сам игрок даже не будет участвовать в игре. Данный игровой режим не входит в нашу классификацию. Игра без гемплея – это уже не игра, а красивая заставка на игровом движке.


6.1. Одиночная игра (Синглплейер, англ. Singleplayer).

Тип игры, в которой игровой процесс рассчитан на одного игрока. Всеми противниками и союзниками в такой игре управляет компьютер.


6.2. Совместная игра на одном устройстве (Hotseat, Splitscreen).

Игра, в которой могут участвовать сразу несколько игроков на одном устройстве.

6.2.1. Совместная игра на одном устройстве по очереди (англ. Hotseat).

Поочерёдная игра возможна в играх с пошаговым режимом игры. Игроки совершают свои ходы по очереди, используя один и тот же компьютер или консоль. Реже поочередность возможна в играх с режимом реального времени, где есть разделение на короткие этапы. В этом случае игроки по очереди проходят каждый отдельный этап, соревнуясь по количеству полученных очков.

6.2.2. Совместная одновременная игра на одном устройстве (англ. Splitscreen).

В таком режиме игроки играют одновременно, используя для этого различные наборы клавиш на клавиатуре или разные геймпады. При этом в двухмерных играх изображение на экране масштабируется так, что все игроки остаются в пределах экрана. В играх с видом от 1-го или 3-го лица экран делится на две или четыре части, в зависимости от количества участников. В каждой части экрана показывается изображение для определенного игрока. Благодаря этому игрокам уже не требуется ждать своей очереди и действие игры может разворачивается в реальном времени.


6.3. Многопользовательская игра (Мультиплейер, Multiplayer).

Тип игры, в которой могут принимать участие сразу несколько игроков. Каждый игрок входит в игру через своё устройство (компьютер, консоль, мобильное устройство). Связь между подключенными устройствами происходит с помощью локальной компьютерной сети или с помощью интернета (вариант подключения не меняет сути игры, и не служит критерием отличия: сетевая игра или онлайн игра). Объединяющим звеном в сети устройств становится один из игроков (хостер) или специально предназначенный для этого компьютер (сервер).

Многопользовательская игра часто является дополнительным режимом для основной однопользовательской игры.

Отличительная особенность мультиплеера - игра состоит из отдельных партий, сессий, раундов, прохождений. Игроки или сами выбирают себе союзников и противников для партии, или это делает сервер с помощью случайного подбора. В каждой игре есть ограничение по количеству игроков в одной партии.


6.4. Массовая онлайн игра (англ. Massively multiplayer online game, MMO).

Тип игры, в которой может принимать участие огромное количество людей (десятки и сотни тысяч игроков). Такие онлайн игры построены по принципу «клиент-сервер». Основная часть игры располагается на специальном мощном компьютере, который постоянно подключен к интернету (сервер). Игроки подключаются к игровому серверу через интернет со своих устройств (клиент). На устройствах игроков установлена небольшая графическая часть игры (клиентская игра), или эта часть каждый раз загружается с сервера при очередном запуске игры (браузерная игра).

Отличительная особенность MMO – игровой мир существует непрерывно (не разделен на партии как обычные мультиплеерные игры). Игроки могут по своему усмотрению подключаться к этому миру в любое время. Теоретически, количество игроков в MMO-играх ничем не ограничено.


Многопользовательская оффлайн-игра (PBEM).

Этот режим пришел в компьютерные игры из шахматного сообщества, где раньше использовали обычную бумажную почту для обмена информацией о совершенных ходах. Таким образом, шахматисты из разных уголков Земли могли играть друг с другом ещё до появления телефонной связи и интернета, но игровые партии из-за этого растягивались на годы. Сейчас PBEM-режим игры заменил бумажную почту, но используется он только для некоторых жанров (пошаговые стратегии, прочие логические игры), где на обдумывание каждого хода уходит очень много времени.


Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
money.yandex.ru/to/410011922382680
+ Добавить комментарий