В воскресенье гуляли в Москве по Котельнической набережной и возле знаменитой высотки. Давно хотела посмотреть на неё вблизи и попасть внутрь. Наконец-то это удалось сделать. Но не совсем удачно получилось.
Дом весь в лесах, его реставрируют. Ну что ж, посмотрели что смогли, все равно интересно.
Мне всегда казалось, что здесь живут исключительно небожители. Отчасти так и есть. Список знаменитостей, проживавших в нем в разное время довольно внушительный: Фаина Раневская, Александр Твардовский, Ирина Бугримова, Никита Богословский, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Галина Уланова, Марина Ладынина, Пырьев, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Константин Паустовский, Людмила Зыкина, Юрий Любимов, и это далеко не полный список известных жильцов.


Начали строить этот дом в 1947 году. Точнее, одно крыло высотки, то, которое вдоль Москвы-реки, к тому моменту уже существовало, его построили еще до войны, к нему пристроили центральную часть и левое крыло. А заселять его начали в 1952 году. Массовое же заселение началось не скоро - очень долго составлялись и утверждались списки жильцов. Квартиры сдавались под ключ и были шикарными: с кухонной мебелью, встроенной импортной сантехникой, бронзовыми светильниками, потолочной лепниной, дорогим паркетом, преобладали белый и золотой цвета. Это был первый в Москве дом с горячей и холодной водой и мусоропроводом. Конечно, желающих заселиться сюда было немало, не обошлось без интриг. Одно крыло дома отдали военным, а в другом поселили людей искусства.
В центральной части 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), высота 176 м. Сталин очень хотел, чтобы в Москве строились дома не ниже Нью-Йоркских, отсюда и шпили, увеличивающие высоту.
В доме расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. Вместе со старым правым крылом количество квартир превышает 700.

Здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже "послания", коряво выцарапанные гвоздем "строили зэки" - утверждают, что такая надпись была в квартире писателя Василия Аксенова.

Сначала заключенных поселили в бараке. А дальше использовалась та же практика, что и сейчас -по мере строительства их переселяли в отстроенные квартиры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно.
Старожилы высотки любят рассказывать, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет - якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба.

Высотка стоит одним крылом вдоль Яузы, а другим вдоль Москвы-реки.


Я прочитала, что дом должен был стать стратегическим объектом, он находится в двух километрах от Кремля. Под землей от него предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку. Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы.

Зашли мы и во двор. Все въезды, конечно, закрыты шлагбаумами.
Во дворе парковка.
А в центре двора вот это желтое здание с большими окнами и красивой белой балюстрадой - гаражный комплекс.

На крыше гаража - две спортивные площадки, несколько запущенного вида.

За огороженными спортплощадками небольшой заросший деревьями пустырь.
Там даже грибы растут, ужасное запустение.
Туда явно заходят справить нужду.

Снаружи белье на балконах сушить, конечно, запрещено, чтобы не портить вид центра столицы, а во дворе - сушат.

Довольно уныло и неуютно все выглядит во дворе.
Но может быть после реставрации все опять будет роскошно и величественно выглядеть.

Нижний этаж здания был занят сферой услуг и быта - прачечная, химчистка, продуктовый магазин, булочная, кинотеатр.
В доме и сейчас находится кинотеатр "Иллюзион", где показывают фильмы из хранилища Госфильмофонда и зарубежную киноклассику типа "Римские каникулы", "В джазе только девушки".

Немного баек про жильцов.
Знаменитые жильцы, конечно, общались между собой.
Вот, например, Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. "Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!" - приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром "Иллюзион" и булочной. "Над хлебом и зрелищами", - как говорила сама Раневская.

Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим соседям.
Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.
- Это из "Госцирка", - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!
Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла у распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.

Побывали мы и внутри дома. В следующий раз расскажу как нам это удалось.
А пока приглашаю зайти в вестибюль.
Массивные деревянные двери подъезда с бронзовыми ручками.

Маленький "предбанник" красиво отделан натуральным деревом, на потолке бронзовый светильник.

Консьержку и ее пост фотографировать не стала, уж очень там все строго.
Но в кадр она все же попала вместе со входом.

Четыре лифта на площадке, над ними красивые барельефы.

В кадр неожиданно попал охранник.

Стены отделаны мрамором.

Очень красивый потолок с лепниной и росписью.

У стены столик с объявлениями о житейских новостях квартиросъемщиков.

В доме по-прежнему живет много знаменитостей: Евтушенко, Ширвиндт, Нагиев, Ефим Шифрин, одно время жила Рената Литвинова. Вилли Токарев купил здесь квартиру с большой верандой с панорамным видом.
Квартиры продаются и покупаются новыми жильцами с большими кошельками. Покупают по нескольку квартир на этаже, соединяют в большие пространства, все перестраивают.
Была даже история, когда новый жилец построил в своей двухэтажной квартире частный лифт. Он опускался прямо на потолок кухни нижних соседей. От этого по дому пошли трещины. После того, как жильцы подняли в СМИ скандал, лифт пришлось демонтировать.

Этот дом часто снимали в фильмах, он упоминается во многих литературных произведениях. Наша историческая достопримечательность.
У меня панорамного снимка высотки нет, поэтому в заключении фотография из интернета, здесь хорошо видно величие и монументальность этго здания.

В следующий раз расскажу про одну из квартир этого дома, в которой мы побывали...


Этот дом с момента застройки считался самым престижным в Москве. Квартиры в высотке на Котельнической набережной были пределом мечтаний советской элиты, но получали их люди, имеющие особые заслуги перед страной. Здесь жили лауреаты государственных премий, учёные, артисты, деятели искусства. Но почему-то в шикарных, полностью обставленных квартирах с панорамным видом на Москву, они не могли быть счастливы.

Лидия Смирнова


До того, как стать настоящей звездой, Лидия Смирнова прошла через множество испытаний: выносила унижения от родственников, голодала, жила в невыносимых условиях. Она уже была звездой, её муж Владимир Рапопорт, известный кинооператор и режиссёр, был трижды лауреат Сталинской премии, а они ютились в какой-то крохотной комнатушке в коммуналке. Лидия Смирнова написала письмо самому Берии с просьбой улучшить её жилищные условия. И получила квартиру в самом лучшем доме, в одном подъезде с Фаиной Раневской.


Не нужно было покупать мебель, всё уже стояло на своих местах. Они с мужем въехали в роскошную квартиру. Но счастье было недолгим. Вскоре Лидия влюбилась в режиссёра Константина Воинова. Они сняли комнату, в которой планировали жить вместе.


Константин Воинов, мучаясь угрызениями совести, порвал со своей семьёй, а Лидия Смирнова пришла и сказала, что не может оставить мужа. Она ещё много лет разрывалась между мужем и возлюбленным. Владимир Рапопорт долго и тяжело болел, она ухаживала за ним, стараясь максимально облегчить его страдания. Ему давали всего 2-3 года жизни, но Владимир Рапопорт прожил, благодаря ей, 13 лет. Позже история повторилась уже с Константином Воиновым: тяжёлая болезнь и долгие годы борьбы со смертью.


После смерти мужа, а затем и любимого мужчины, Лидия Смирнова жила одна. Скончалась она в возрасте 95 лет в Москве.

Фаина Раневская


Она жила над кинотеатром «Иллюзион» и булочной, располагавшимися прямо в доме. И не переставала шутить по этому поводу: «Живу над хлебом и зрелищами». Она всегда была одинока, находя утешение лишь в работе и ещё в бесконечной преданности своего Мальчика, беспородного пса, подобранного когда-то на улице. Но вскоре Фаина Раневская стала просить, чтоб ей дали возможность сменить место жительства. В булочной под её окнами было очень шумно, часто гремели деревянные поддоны, и Фаина Георгиевна не могла отдыхать. Ей пошли навстречу и выделили другое жильё.

Людмила Зыкина


Эту певицу знала и любила вся страна. Когда певице дали 100-метровую квартиру в знаменитом доме, она восхищенно говорила: «Ну куда мне столько?». Неоднократно побывав замужем, Людмила Зыкина на закате дней была совершенно одинока, а дома её ждала лишь помощница по хозяйству. Как известно, Зыкина любила антиквариат, её коллекция была одной из лучших в стране. Глядя на всё это великолепие, домработница спрашивала иногда, кому оно достанется. И Зыкина отвечала: народу. Но после смерти певицы последовала череда тяжб и разбирательств, а квартира перешла по наследству племяннику знаменитости.

Галина Уланова


Великая балерина всю жизнь посвятила профессии. Конечно, в её жизни были мужчины, поклонники и мужья. Но на первом месте всегда был балет. Галина Уланова осознанно отказалась от радости материнства, считая: сцена и дети не могут сосуществовать в её жизни. В быту звезда мирового балета была совершенно беспомощна. Она не умела готовить, не знала, где оплачивают коммунальные платежи, в случае какой-то поломки даже не представляла, как вызвать мастера.
В 1970-е годы она чувствовала себя абсолютно одинокой, но судьба подарила ей встречу с самым близким и важным человеком в её жизни.


К ней пришла брать интервью журналистка Татьяна Агафонова из «Комсомольской правды». Вскоре корреспондент уволилась из газеты, посвятив себя великой балерине. Уланова называла Татьяну своей приёмной дочерью, очень её любила, даже составила на неё завещание. Они жили вместе в доме на Котельнической. Татьяна быстро организовала быт великой балерины, могла очень быстро решить любой вопрос. К сожалению, Галина Уланова пережила и свою приёмную дочь. Татьяна Агафонова скончалась от онкологического заболевания. Её уход балерина переживала очень тяжело и скончалась почти через 4 года полного одиночества.


Ирина Бугримова


Известная дрессировщица за время творческой деятельности успела поработать с сотней львов. Опасные хищники подставляли ей для поглаживания свои крупные морды и послушно садились на качели, которые возносили их под купол цирка. В течение 40 лет Ирина Бугримова снова и снова входила в клетку с хищниками, несмотря на довольно серьёзные травмы, которые она получала на арене. Лишь в 67 лет она оставила профессию.


Ирина Бугримова жила в доме на Котельнической одна. И не любила этот дом. Уже в зрелом возрасте она сетовала на то, что в доме никогда не проводился капитальный ремонт, а все коммуникации давно требовали замены. В 1981 году её квартиру обворовали, унеся уникальную коллекцию бриллиантов. Происшествие было немыслимым в своей дерзости, в причастности к нему подозревали даже Галину Брежневу. Это происшествие не добавило Ирине Бугримовой любви к своему жилищу.


Знаменитая дрессировщица до конца дней прожила одна, тратя свои сбережения на оплату помощниц по хозяйству, сиделок, кухарок. Лишь верный кот Нерон скрашивал её одиночество. Она скончалась в 2001 году от сердечного приступа.

Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе.

Сталинская высотка на Котельнической набережной - один из памятников советской архитектуры сталинской эпохи. Авторами проекта этого монументального строения, выполненного в стиле сталинский ампир, являются известные архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский.

Здание, которое замыкает перспективу от Кремля к устью реки Яуза, строилось в два этапа. Первый этап строительства длился с 1938 по 1940 год, второй - с 1948 по 1952 год. Высота центральной части строения насчитывает 26 этажей и составляет около 176 метров. Всего в высотке 700 жилых квартир, имеется несколько магазинов, отделение почты и кинотеатр «Иллюзион». Этот огромный архитектурный комплекс состоит из четырех корпусов.

Первым этапом возведения знаменитой высотки на Котельнической набережной стало строительство корпуса А. Это девятиэтажный корпус, фасад которого выходит на Москву-реку. Так как проектировался он ещё в тридцатые годы, то в нём было предусмотрено дровяное отопление: на кухнях стояли дымоходы, в комнатах - дровяные печки. Впрочем, такой вид отопления задействован не был - со временем к зданию была подключена подача газа.

В корпусе А, в нижней его части, находится самый первый в Москве частный автомобильный паркинг. Именно с него и начато было строительство, в котором, кстати, участвовало большое количество политзаключенных и пленных немецких солдат. Паркинг, помимо своего основного предназначения, выполняет ещё и функцию подпорной стены. Так проектировщики обезопасили находящееся на холме здание от возможных оползней.

Вторым этапом строительства высотки стало возведение корпуса Б - самой величественной и высокой части архитектурного комплекса. Всего в корпусе 33 этажа (вместе с подсобными и хозяйственными помещениями). Следует отметить, что эта часть здания действительно поражает своим великолепием и размахом. У центрального входа установлены красивые фонари и скамьи для отдыха, а при оформлении вестибюля была использована характерная для эпохи барокко архитектурная техника «гризайль». Фарфоровые барельефы, гигантские хрустальные люстры, шикарные бронзовые подсвечники, массивные входные двери - всё это символизирует величие, мощь, силу и красоту.

Ещё один корпус, входящий в архитектурный ансамбль, называется корпусом В. Фасад этой части здания выходит на реку Яузу. Здесь находятся почтовое отделение и телеграф. Один из залов корпуса имеет форму каменного цветка. В его центре установлен гигантских размеров почтовый ящик, на котором изображён герб страны советов.

В здании также находится . Некогда здесь выстраивались гигантские очереди в билетную кассу, в наше время кинотеатр тоже пользуется популярностью среди любителей старых фильмов. Являясь государственной организацией, кинотеатр предлагает билеты на сеансы по весьма демократичным ценам.

Мало кто знал, что в доме на Котельнической набережной селились чекисты и что никто не может назвать точное количество квартир. Вместе с этим легендарная сталинская высотка хранит в себе и другие тайны. Автор сайт Николай Большаков подбирает самые интересные факты и мифы об этой высотке.

Рост небоскреба

Высотка на Котельнической была частью общего замысла по строительству сталинских небоскребов в Москве. Причем, она построена уже на базе существующего дома, воздвигнутого еще до Отечественной войны. Впоследствии этот дом получит будет называться как корпус «А», и сейчас его легко можно увидеть, так как строение выходит лицом к Москве — реке. И вообще, дом на набережной должен был играть вспомогательную роль, которая заключалась в том, чтобы здание органично вписалось в архитектурную композицию Дворца Советов на месте храма Христа-Спасителя. Однако проект этого огромного дворца, как известно, не был осуществлен, и теперь высотка стоит сама по себе, развернувшись к красным стенам Кремля.

Высотка должна была создать с Дворцом Советом единую композицию


Проектом высотки руководил один из талантливейших советских архитекторов того времени Дмитрий Чечулин. А строительством заведовал сам Лаврентий Берия, потому что тот корпус «А» предназначался именно для сотрудников НКВД. И потому этот корпус был неслучайно назван «чекистским», ведь в нем действительно проживали чекисты, а список новоселов из НКВД подписывал лично Берия. Небоскреб строился с 1948 по 1952 годы, он вырос в 32 этажа, и высота составила 176 метров. Из всех «сталинских небоскребов» высотка на Котельнической была заселена самой первой. Это здание целый год оставалось самым высоким в Москве и в России, пока это звание не отобрало ГЗ Московского государственного университета.

Первый корпус здания был построен еще до войны

Тайны и легенды высотки

Этот дом всегда был знаменит известными жильцами. Тут любила селиться советская элита, ибо если взглянуть на список соседей, то можно удивиться плотности населения звезд на квадратный метр. Тут жили такие актрисы, как Фаина Раневская, Лидия Смирнова и Клара Лучко. Здесь отдыхал поэт Андрей Вознесенский, пили чай Александр Твардовский, Евгений Евтушенко, Людмила Зыкина, Александр Ширвиндт и Юрий Любимов. На Котельнической проживала Софья Николаевна Перовская — правнучка революционерки Софьи Перовской, а также многие другие знаменитости.

Именитые жильцы не могли не встречаться друг с другом внутри этого большого здания. К примеру, старожилы рассказывают, что Твардовский имел честь познакомиться с Фаиной Раневской в совершенно неловкой ситуации. Дело в том, что он просто забыл ключи от дома, когда ему нужно было срочно в уборную, а в квартире при этом никого не было. Потому поэт был вынужден постучаться в дверь Фаины Раневской, благодаря чему и завязалось их знакомство. Раневская, провожая Твардовского, приглашала его заходить снова: «Приходите еще, — говорила она, — двери моего клозета всегда открыты для вас!».

Высотка строилась постепенно, шаг за шагом с помощью труда заключенных

В доме на Котельнической жили Фаина Раневская и Александр Твардовский


Впрочем, есть и жуткие истории, связанные с этой высоткой. Так, жильцы любят рассказывать, что если вбивать гвоздь в стену, то можно случайно наткнуться на чей-нибудь скелет. Это все потому, что дом строился трудами заключенных, и кто знает, может, тут действительно довелось замуровывать неугодных работников… Также говорят, что в одном особом помещении под строгим секретом находилось специальное оборудование, а над ним размещалась тайное общежитие Генштаба в одной из квартир корпуса «В». То есть, высотка могла вполне стать важным стратегическим объектом советского государства, ведь не зря туда заселяли чекистов. А еще есть теория, утверждающая, что из здания на Котельнической набережной собирались провести подземные тоннели к Кремлю. И для этих целей было специально сдвинуто русло Яузы.

Казалось бы, ни в чем, как в количество квартир, можно было бы меньше всего сомневаться. Однако их число в высотке тоже является необъяснимой загадкой. Официальные источники расходятся хотя бы в приблизительных цифрах: ежегодный журнал «Советская архитектура» за 1954 год утверждал, что квартир в здании 344, в то время как книга «Высотные здания Москвы» утверждает, что их примерно восемьсот.

Высота дома на Котельнической набережной составляет 176 метров


Незабываемые истории

В этом доме прямо в центре Москвы абсолютно все являлось предметом сладких мечтаний советской и партийной элиты. Роскошь поражала воображение любого человека: хрустальные люстры, бронзовые светильники, потолочная лепнина, дорогой паркет, мрамор и гранит, обрамляющие внутренний вестибюль постройки. Многие иностранцы, проживающие в Москве, желают оформить здесь себе прописку. И по идее, все должно находиться под самой надежной охраной, но даже эта высотка не осталась неграбленой.

История беспрецедентного ограбления гласит: 30 декабря 1981 года группа никому не известных мужчин с елкой и коробкой в руках появилась у входа в дом. Они заявили доверчивой консьержке, что они пришли из Госцирка и что им поручено оставить елку с коробкой у дверей дрессировщицы Ирины Бугримовой. Их без всяких сомнений впустили внутрь, но больше на глазах консьержки не появлялись. Позже оказалось, что дверь была уже давно открыта настежь, а квартира ограблена! Мужчины, прихватив с собой коллекцию бриллиантов Бугримовой, сбежали через черный вход.

Звезда дома перекрашена в цвета украинского флага

Высотка на Котельнической, точнее ее звезда, успела стать центром внимания и в наши дни. В августе 2014 года, во время конфликта на востоке Украины, неизвестные забрались на этот шпиль с помощью альпинистского вооружения и перекрасили верхнюю половину желтой звезды в синий, из-за чего казалось, что у звезды расцветка украинского флага. Также один молодой человек размахивал на вершине украинским флагом, который потом провисел там около трех часов. Как только заметили, что творится на шпиле здания, сразу прибыла полиция. Полицейскими были задержаны два молодых человека и две девушки, в отношении которых завели уголовное дело.

Некоторые архитектурные сооружения не нуждаются в особом представлении. Относится к ним и высотка на Котельнической набережной в Москве. Хотя бы на фотографиях этот дом видел любой житель нашей страны. Но далеко не все знают его удивительную историю. О чем же молчит известный сталинский небоскреб?

История здания

Высотка на уникальна во многих смыслах. Всего подобных зданий семь, и построены они были практически в одно время, при этом полностью жилыми из них являются только два. Сдан в эксплуатацию этот дом был в 1952 году. Авторами проекта и руководителями строительства стали известные архитекторы Чечулин и Ростковский, а так же инженер Гофман. К возведению здания были привлечены заключенные, в том числе и военно-пленные. По задумке Сталина, все семь зданий должны были стать не только символом величия государства, но и напоминанием о великой победе. Строители оставили даже послания на стенах некоторых квартир, отдельные строчки из них сохранились и до наших дней. Сверху высотка напоминает без одной стороны. Такое впечатление создает центральная башня и два отходящих симметрично от нее крыла.

Сразу после заселения...

Поселиться в этом доме в прежние времена было невозможно ни за какие деньги. Первоначально в одном крыле проживали исключительно военные с семьями, а второе досталось деятелям искусства. Квартиранты получили новую жилплощадь с максимально роскошным ремонтом и полной меблировкой. В разные годы здесь жили такие известные люди, как Нонна Мордюкова, Фаина Раневская, Галина Уланова и Александр Твардовский. Разумеется, на этом список известных жильцов не заканчивается, продолжать его можно бесконечно. Высотка на Котельнической набережной была пределом мечтаний даже для состоятельных граждан тех времен. Подъезды всегда были под наблюдением бдительных консьержей и охранников. Несмотря на все богатства, жители дома могли ходить друг к другу в гости, оставляя двери нараспашку.

Высотка на Котельнической набережной: фото в наши дни и современная история

Дом давно утратил свою элитарность и недоступность. Сегодня приобрести здесь квартиру может любой желающий. Однако не все миллионеры стремятся заселиться в этот дом, и это совсем неудивительно. Изначально квартиры здесь не были достаточно большими. Высокие потолки и шикарная лепнина в сочетании с абсолютно непродуманной планировкой и тесными проходными комнатами - это далеко не лучший вариант. Впрочем, не только этим плоха высотка на Котельнической набережной для жилья. Имеются большие проблемы и с инфраструктурой. Возле здания трудно поставить машину, затруднен вывоз мусора, имеются перебои водоснабжения и отопления. Квартиры в этом здании продаются постоянно, также можно арендовать их на сутки или длительный срок. Но делать это стоит исключительно ради атмосферы. В отношении комфорта за аналогичную стоимость совсем нетрудно найти более удобное и приятное жилье в новостройке. Если же вас пленит высотка на Котельнической набережной, квартиры в ней можно осмотреть и во время экскурсии. Наибольшей популярностью среди туристов в этом здании пользуются музей Галины Улановой и