По оценкам социологов в 2011 году на планете Земля проживало чуть больше 7 миллиардов человек. И с каждым годом эта цифра увеличивается (прогноз на 2050 год - 9 миллиардов). Чем больше людей живет на планете, тем чаще мы задаемся вопросом: "А с чего все началось?" Сколько людей жило на планете в стародавние времена, откуда они появились, и откуда берется индивидуальность в таком густо населенном мире? И самое главное - как остаться самим собой, не быть похожим ни на кого?

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что основной источник информации по этой теме - Библия. Именно в ней говорится, сколько было детей у Адама и Евы. Конечно, есть еще теория Дарвина и разного рода фантастические версии происхождения человечества. Но библейское объяснение нам как-то ближе и понятнее.

Почему нам это интересно

Сколько было детей у Адама и Евы? Этим вопросом в то или иное время задается каждый человек. И неважно, движет нами простое любопытство или мы сознательно ищем ответ, чтобы понять, чем в действительности так отличаются представители разных народов. А порой и в одной семье встречаются чуть ли не противоположные характеры, что изумляет еще больше. Все мы настолько разные, что сложно себе представить, что у всех людей на планете всего-то два прародителя: Адам и Ева.

Что достоверно известно из Библии

Эту книгу человечество изучает уже не одно тысячелетие. И можно ответственно заявлять, что в Библии нет четкого указания на то, сколько у Адама было детей. То есть все мы знаем, что после изгнания из рая и грехопадения Ева родила двоих сыновей. И еще через 800 лет Адам зачал третьего сына, Сифа. Этими тремя официальная версия и ограничивается. Во что сложно поверить современному человеку? Как Адаму и Еве удалось прожить столь длинную жизнь и ни разу больше не зачать ребенка? В такое "везение" не поверит даже глубоко верующий человек. Что уж говорить об атеистах!

И еще у скептиков возникает вполне резонный вопрос: если все дети Евы мужского пола, то как им удалось размножиться? Способность к деторождению ведь есть только у женщин. Мужчины в этом случае могут всего лишь помочь зачать ребенка, а вот выносить и родить - только женщина. Некоторые специалисты ставят под сомнение само наличие только двух прародителей человечества и утверждают, что Бог создал больше людей. Просто они были первыми и "прославились" тем, что согрешили. Вот мы и знаем только их историю и то, как звали детей Адама и Евы.

О чем еще можно прочесть в Библии

Однако теологи все же настаивают на том, что в Библии есть ответы на все вопросы. Нужно искать смысл в каждой строчке. В этом случае получается, что подсчитать, сколько было детей у Адама и Евы, практически невозможно. Ведь, изгнав их на Землю, Бог дал повеление: "Плодитесь и размножайтесь". За 930 лет жизни на Земле, вероятно, Адам зачал не троих сыновей, а несколько больше.

Возьмем, к примеру, факты современной истории. В книге рекордов Гиннеса зафиксировано рекордное количество детей, рожденных одной женщиной: 58. И это в начале XIX века! Поэтому сомневаться в том, что дети Адама и Евы в Библии "плохо посчитаны", не приходится. Один из историков, изучавший этот вопрос, пришел к выводу, что Адам зачал 33 сына и 23 дочери. Но и это недоказуемо.

Сыновья Адама

Имена детей Адама и Евы известны каждому мало-мальски просвещенному человеку. Библейская история о братоубийстве Авеля Каином учит нас не завидовать и не предавать самых близких и родных людей. Имя Каина стало нарицательным для обозначения злобного, завистливого и нечестного человека.

Возвращаясь к вопросу, сколько детей было у Адама и Евы, необходимо признать, что если бы их было лишь двое, то после убийства Авеля все люди были бы потомками Каина. Библия не может допустить того, чтобы человечество происходило от грешного в самом плохом смысле этого слова человека. Поэтому Каин погибает от Всемирного потопа. И тогда остается только третий официальный сын Адама - Сиф, который считается прародителем Ноя, выжившего во

Можно считать, что для определения истоков человечества все довольно просто. Дети Адама и Евы - это трое сыновей. Один (Авель) погиб от рук старшего брата. Поэтому предоставить ему, Каину, возможность плодиться дальше и сеять на Земле грех было бы неправильно. Поэтому в результате Потопа он не выживает. Но человечество все равно продолжает свою историю, а значит, был и третий сын. Именно он, Сиф, и стал продолжателем рода человеческого.

Женщины в роду Адама

Согласно древней традиции род ведется по мужской линии. Поэтому в Библии очень редко встречается упоминание чьих-то дочерей. Возможно, поэтому мы и не знаем ни одной дочери, которых зачали Адам и Ева. О них просто никто и никогда не писал, и не упоминал их имен.

Но, как уже отмечалось выше, только три сына не могли расплодиться и дать жизнь всем народностям, населяющим современную Землю. Поэтому неоспорим тот факт, что у Адама были еще и дочери. Тем более что есть прямое указание на это: и родил он сынов и дочерей. Так что смело утверждаем, что дети Адама и Евы в Библии упоминаются далеко не все. Вероятно, для Библии представляли интерес только те личности, чья жизнь принципиально повлияла на развитие человечества.

Ведь иначе опять возникает вопрос: "Откуда у Каина взялась жена?" В Библии четко говорится, что, когда он ушел в землю Нод, он был женат. Но поскольку нет никакого намека на происхождение жены Каина, остается только догадываться, кем она приходилась братоубийце: сестрой, племянницей или кем-то еще.

Браки с близкими родственниками

Если остановиться на версии, что первых людей было двое, то, без сомнения, приходит понимание того, что женились и создавали семьи с ближайшими родственниками. Буквально первые поколения людей, помимо того что были мужем и женой, приходились друг другу еще и братьями и сестрами.

Это противоречит современной морали, когда во многих странах существует запрет на браки между близкими родственниками. Но мы-то говорим о событиях, происходивших более двух тысяч лет назад. Поэтому современные принципы морали и генетики нельзя переносить на поведение первых поколений людей.

Генетические уродства

Генетические уродства - это нарушения и ошибки в генах, которые ребенку передают отец и мать. Не первый день известно, что половину генов ребенок получает от отца, а половину - от матери. За тысячелетия существования человечества накопилось невероятное множество наборов генов, и почти в каждом наборе есть так называемые "ошибки".

Современными исследователями доказано, что, чем меньше родство родителей, тем меньше вероятность передать ребенку одинаковый набор этих ошибок. В природе побеждает сильнейший, а значит, в каждой паре генов "ущербный" будет подавлен "сильным". И человек спокойно проживет жизнь, будучи красивым и здоровым. Так, если у папы в роду у всех кривой нос, а у мамы - асимметричные уши, то ребенку с большой долей вероятности достанутся нормальный нос и аккуратные уши. В крайнем случае, огрехи будут не очень заметны.

Совершенно другое дело - родители, которые состоят в близком родстве между собой. Набор их генетических ошибок почти одинаковый, и потомству он передается с коэффициентом «2». Кривой нос папы плюс кривой нос мамы даст совершенно безобразное лицо ребенку.

Запрет на браки близких родственников

В древности никем не проводились доскональные исследования. Ученых и просвещенных людей было немного. Но и обычные "дети Адама и Евы" стали подмечать такие особенности рожденного от близких родственников потомства. Поэтому сначала возникли которые осуждали интимные взаимоотношения между близкими родственниками. Появилось даже утверждение, что каждому роду нужна "свежая кровь". Поэтому принято было жен и мужей выбирать даже не из своего поселка, чтобы наверняка избежать родства родителей.

Со временем большинство стран ввело запрет на браки внутри одной семьи. На родословную и традиции стали закрывать глаза даже такие страны, как Англия, Франция и Испания. Ведь чистота крови у вельмож этих государств стояла превыше всего. Однако невероятное количество уродцев и умственно отсталых детей заставило пересмотреть свои каноны и их. Сейчас никого не удивляет, что принц женится на фотомодели, а принцесса выходит замуж за предпринимателя. А еще сто лет назад это было невозможно!

Библейская мораль

В продолжение темы запретов на близкородственные браки следует отметить, что в Библии впервые осуждение таких союзов возникает аж во времена Моисея. А это 2500 лет спустя после грехопадения Адама и Евы. Вполне понятно, что первые поколения были, что называется, "абсолютами". В генах Адама и Евы не было никаких ошибок, ведь их сотворил Бог по образу и подобию своему. Вероятно, и их дети получили чистейшие гены.

Но за грех Бог проклял людей и послал им болезни, уродства и старость. Сколько поколений так продолжалось, и в какой момент появились те самые генетические ошибки, сказать практически невозможно. Однако осуждение браков между близкими родственниками пришло в человечество через закон Божий, который огласил Моисей. Как уже говорилось, он жил почти три тысячи лет спустя. Конечно, за такое время собралась весьма обширная база генетических ошибок. Учитывая разросшуюся численность населения планеты, вполне можно было отказаться от близкородственных браков в пользу здоровья наций.

Заключение

Несмотря на массу исследований, которые теологи, генетики, историки и прочие специалисты проводят не один десяток лет, у нас нет точного ответа на вопрос: "Сколько было детей у Адама и Евы?"

Генетики, проводившие исследования сотен тысяч ДНК на протяжении 20 лет, пришли к выводу, что вполне вероятна ситуация, при которой все люди на планете могут считаться родственниками. По крайней мере, это не противоречит ни ни библейской версии появления рода человеческого.

Хочется только отметить, что если все мы - одна семья, то почему же мы так часто не понимаем близких и обижаемся друг на друга? Давайте жить дружно, родственники!

И Сифа - первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.

Сотворение человека

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» изготовил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву - первую женщину.

Ева стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева - не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая «неудачная» жена Адама, которую Бог создал до Евы. Об этом рассказывается в книге Зогар.

Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.


Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы - в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.

Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности.

Первородный грех

Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева - Древо познания Добра и Зла и Дерево Жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.


Первое время люди соблюдали господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уламывать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.

Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив – съевши плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и на счет того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения - от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.


Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.

За пределами райского сада мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах - в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима - многокрылого ангела с огненным мечом.


После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына - Каина, а за ним второго - Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода этого Сифа произошел Ной - ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы - Каина и Авеля - погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.

Экранизации

В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте слетать с катушек, превращаясь в убийц-психопаток.


В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной», где образ Евы воплотила актриса Ариан Райнхарт.

В сериале «Сверхъестественное» Ева - праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.


В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров - андеграундном музыканте (), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене (), которая любит поэзию и поболтать по вечерам с современником английским поэтом Кристофером Марло в теплом марокканском городе Танжере. Оба вампира названы именами библейских прародителей - Адам и Ева.

  • Образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.

  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины, и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм «Discovery» «Настоящая Ева».
  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена . За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.

  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается, без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни . В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина - на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз - близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы по исламской версии родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

Цитаты

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». - Быт.3:20
«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». - Быт.3:1-6
«Наш Сад есть единое Древо,
С многолиственным сонмом ветвей.
Его насадила лучистая Ева,
В веках и веках непорочная Дева...»

Откуда на Земле появились люди? Этот вопрос, скорее всего, задавал себе каждый человек. Однако, несмотря на многовековые попытки многих поколений людей найти правильный путь к решению этой головоломки, выяснить правду до сих пор не удалось никому.

Конечно же, прежде всего, следует искать истоки истины в древнейших источниках, которыми являются легенды и мифы той поры, когда люди были наиболее близки к началу «проблесков разума» в развитии человечества.

Первые из легенд, повествующие о сотворении человека, рассказывают о том, что люди были созданы Высшим Разумом (Богом или Богами) из глины.

Шумеры, ханты, египтяне, греки, а также жители Алтая и Полинезии верили в то, что боги слепили первых людей именно из этого материала.

Но почему всё-таки глину выбрали в качестве «строительного» материала для человека? Как известно, любой созидательный или деструктивный процесс требует больших энергетических затрат. Но дело в том, что иногда к составу глины примешивается уран – радиоактивное вещество, способное при распаде выделять огромное количество энергии. И возможно, по каким-либо соображениям именно из урана, содержащегося в глине, и была взята энергия для сотворения всего живого на земле.




Опять-таки, если рассмотреть процесс переработки урановой руды то можно заметить, что на определённом этапе очищенная форма урана становится похожей на глину жёлтого цвета, и именно в виде такого состава уран затем используется для расщепления и получения энергии. Подсчитано, что 3000000 кг каменного угля содержат столько же энергии, сколько содержится в одном (!) килограмме урана. Неплохо, правда?

Но вернёмся к процессу сотворения. Согласно другому предположению, тоже не менее древнему, люди произошли от неких обоеполых существ (гермафродитов), и только гораздо позже люди были разделены по половому признаку. Такие мифы можно встретить у народов Африки, в частности, жителей западного Судана.

Более современные версии появления человека на Земле связывают с вмешательством в эволюционный процесс Земли пришельцев с других планет, которые искусственно выявили разумную жизнь на нашей планете.

Несмотря на такое разнообразие гипотез о происхождении человека (включая дарвинизм), всё равно большая часть человечества принимает ту сторону возникновения Жизни, которая отражается в его религиозном мировоззрении. Учитывая огромное количество различных течений, основными религиями мира считаются Христианство, Ислам и Буддизм. Несмотря на многочисленные противоречия Христианства и Ислама, две эти религии «перекликаются» между собой, и даже иногда дополняют одна другую.

Например, каждому христианину известно, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, но не все знают о том, что ранние апокрифы христиан, еврейский текст Исаии, Алфавит Бен-Сира, Свитки Мёртвого моря и Книга Зогар упоминают о создании Богом Первой Евы – Лилит. Эта женщина, так же как и Адам была создана из глины. В другом варианте упоминается даже то, что Адам и Лилит были братьями-близнецами.

Но всё же сюжет с Лилит женского пола более распространён, тем не менее женой Адама в древних литературных источниках она никогда не называлась – только женщиной. И не желая признавать себя ниже Адама, и покориться мужчине, Лилит «улетела» от него, превратившись в демона. В мифологии мусульман ей даже приписывалась роль подруги Князя Тьмы. Также Лилит называют ночным привидением, и согласно поверьям, этот злой дух убивает младенцев.

Здесь хочется обратить внимание на то, что Лилит не ушла, не убежала от Адама, а именно «улетела». Но ведь эти созданные Богом существа были равными, значит и Адам мог летать, то есть, был бестелесным духом! В Библии сказано о том, что после того, как Адам и Ева отведали запретный плод, Бог дал им «одежды кожаные» (тела?) и изгнал из Рая на Землю.

Из достоверных исторических источников нам известно, что на протяжении многотысячелетней истории человечества на Земле неоднократно происходила смена различных цивилизаций. Так вот некоторые современные учёные придерживаются того мнения, что первоначально нашу планету населяли однополые существа, подобные духам, которые обладали способностью к телепатии, левитации, телекинезу и прочим сверхъестественным вещам.

Однако со временем они приобрели способность к материализации, и открыли для себя различные чувства. Со временем духи разнообразили количество материализованных тел и видоизменяли их для того, чтобы в полной мере наслаждаться всеми процессами: звуковосприятием, поглощением пищи, касаниями и т.д. Так появились гиганты - лемурийцы, которые всё ещё сохраняли сверхъестественные способности.




Со временем жители загадочной Лемурии «трансформировались» в Атлантов, которые уже имели представление о сексуальном наслаждении и постепенно происходила их дифференциация на мужчин и женщин. На смену Атлантам пришли люди, которые были в совершенстве приспособлены к существованию в материальном мире, однако практически полностью утратили все сверхспособности.

Но тут опять может возникнуть вопрос: кто же появился раньше: мужчина или женщина?

Недавно проведённые научные исследования позволили доказать, что изначально все зародыши человека имеют женский пол, и только затем в процессе гормональных перестроек часть зародышей превращается в особей мужского пола. Косвенным доказательством этого предположения могут стать наблюдения, проведённые учёными-зоологами над белыми медведями в естественных условиях. Специалисты заметили, что с появлением «озоновой дыры» над территорией Арктики у медведиц участились случаи рождения медвежат - гермафродитов. То же происходит и с «сильным полом» человечества: наблюдается резкий всплеск гомосексуализма, а также участились случаи бесплодия у мужчин.

Ирина Ермакова, научный сотрудник Института нейрофизиологии полагает, что такие процессы связаны с изменением генотипа мужчин, в результате чего наблюдаются дегенеративные процессы в Y-хромосоме, которая как раз и определяет мужской пол. Как полагает специалист, с таким положением дел уже через пять поколений Землю снова будут населять женщины-гермафродиты, как это было когда-то давно.

Гипотезу женщины-учёного поддерживают и специалисты из США, которые провели сравнительные исследования останков людей, поживавших в пещерном периоде. Результаты анализа были потрясающими: выяснилось, что женская Х-хромосома старше мужской Y-хромосомы на 80000лет! А это с большой вероятностью значит то, что именно в результате видоизменения женской хромосомы на земле появились мужчины.

Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая - самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.


Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая - точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.


Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях - гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).



Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.



Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?



Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера - братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них - Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.
Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение - композиционное и смысловое - изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря - и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь - в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь - не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.



«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.

Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей - создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде" прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха - воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда - прямо в ад.


Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно - там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.



Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины - «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно - его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.



Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения - древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Иллюстрации с сайта

Книга Бытия сообщает, что из Эдема выходила река для орошения рая, которая потом разделялась на четыре реки: Фисон, обтекавшую всю землю Хавила (ту, где золото; и золото той земли хорошее; там в долах и камень оникс); Гихон, омывавшую всю землю Куш; Хиддекель, тянущуюся перед Ассириею; Евфрат.

Учитывая, что два из четырех названных водных потоков опознаваемы (Евфрат и Хиддекель, как прежде назывался Тигр), большинство ученых, как богословских наук, так и светских, определяют местоположением райского сада Междуречье, т. е. Месопотамию.

Большинство, но не все. Что же мешает единодушию во мнениях? Во-первых, указание «на востоке» без уточнения — от чего именно. На этом основании одни специалисты берут за точку отсчета Палестину, Ханаан. Именно в восточном направлении от этого места находятся Ассирия и Хиддекель (Тигр).

На том основании, что Евфрат, как и Тигр, вытекает из Армянского Тавра, или Малого Кавказа, идентифицируют библейский Гихон как реку Гих, что протекает в Чечне. Кроме того, ссылаются на то, что древнейшими жителями Армянского Нагорья были хурриты, и слово хур у них означало не что иное, как восток, у нынешних чеченов и ингушей — тоже (Б.Танаев, 1998). Но вообще-то ныне Армянское нагорье расположено в восточной части Турции.

А вот Евгений Гладилин полагает, что Эдем находился в Краснодарском крае, поскольку Кубань стекает с гор четырьмя рукавами в районе, знаменитом своими яблочными садами. Где только не находили исследователи библейские реки: в Гихоне — Аракс, в Гихоне и Фисоне — Сырдарью и Амударью…

Оппоненты кавказской версии напоминают, что к востоку от Израиля, в нижнем течении Тигра и Евфрата первой цивилизацией была шумерская, и эдем на языке шумеров означал слово долина или плодородная земля. И имя Адама упоминается в древних шумерских текстах (в значении «человек от земли»). Профессор Б. Ландсберг, правда, утверждает, что слова эти принадлежат протоевфратийскому языку , на котором говорил народ, живший в этом регионе задолго до шумеров.

Шумерский миф о боге Энки повествует о рае как дивном саде с изобилием плодовых деревьев, в котором люди и звери живут в полном согласии между собой и не знают страданий. А располагался он в Дильнуме, что в Персии.

Другой исследователь, Ольга Миронова сообщает, что во времена шумеров Евфрат и Тигр впадали в Персидский залив раздельно, на расстоянии порядка 160 км друг от друга, а сам залив вдавался в сушу почти на триста километров. Постепенно образовалась дельта, Тигр покатил свои воды на юг, Евфрат — на восток, а потом они встретились и слились в едином потоке Шатт-эль-Араб.

Автор высказывает гипотезу, согласно которой библейские авторы могли считать рекой, вытекающей из Эдема (Шумера) именно Шатт-эль-Араб. А землю Хавила (обтекаемую Фисоном) на основании библейского упоминания при описании местообитания исмаилитских племен относит к владениям северных арабов, обитавших в приграничье между Иудеей и Вавилоном.

Профессор Ю. Заринс (США) считает, что райский сад сокрыт водами Персидского залива. В качестве Гихона предлагает считать современную реку Карун, исток которой находится в Иране, а воды текут к знаменитому заливу.

Но на этот счет есть и другое мнение: Хавила — это Индия, а река Фисон — соответственно — Инд. Более того, находятся исследователи, считающие, что Гихон, омывающий землю Куш — это Нил, поскольку в библии словом Куш часто обозначает место обитания древних нубийцев, которое, как ни странно, называлось Эфиопией с легкой руки греков (найдите на карте северную часть Судана — вот там и располагался Куш). Так считали еще Епифаний, Амвросий и Августин.

Высокие умы из Византии помещали Эдем в Гималаях либо на Цейлоне. Некоторые современные специалисты утверждают, что он был на земле касситов, некогда воинственного и могущественного народа, что обитал восточнее Тигра и во втором тысячелетии до нашей эры захватил Вавилон. Ну и, разумеется, таким местом называют Иерусалим.

Вопрос о местонахождении земного рая интересовал мудрецов с древних времен, и доныне он волнует ученые умы. А месяц назад британская «Таймс» опубликовала еще один адрес: граница Намибии и Анголы. И даже привела точные координаты: 12, 5 градусов восточной долготы и 17,5 — южной широты.

Профессор С. Тишкофф, давшая интервью газете, сообщила, что по данным ее исследовательской группы, прямые потомки Адама и Евы — это… бушмены, в языке которых сохранились звуки человеческой «праречи». Как вам такая новость?