Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

Жив Господь и жива душа твоя!..

Живые знают, что умрут

"Живые знают, что умрут..." - говорит Екклесиаст. В факте и неизбежности смерти никто не сомневается. Наша смерть-вопрос времени. Одни из нас- раньше, другие - позже.

С.А.Андриевский в "Книге о смерти" уже воображает то дерево, которое пойдет ему на гроб, и задает вопрос: "Где оно? растет ли еще в лесу или уже распилено на доски? На какую отвратительную близость,- заключает он,- мы оба с ним осуждены!"

"Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?" Как раб жаждет тени и как наемник ждет окончания работы, так каждый из смертных приближается к закату своей жизни... Ибо что такое жизнь наша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий... Жизнь - дуновение...

"Живые знают, что умрут", и меньше всего об этом задумываются. Приятнее забыть о смерти, чем постоянно возвращаться к мысли о ней. Есть привкус даже чего-то неловкого, почти неприличного, когда заговаривают о смерти в обществе. Да, для многих эта истина более чем грустна.

"Живые знают, что умрут"! С такой мыслью примириться людям трудно. Вольтер умоляет врача продлить ему жизнь на шесть месяцев, когда врач сообщает Вольтеру, что он не может гарантировать ему и шести дней жизни. Елизавета, английская королева, умирая, дает сто тысяч фунтов стерлингов за пять минут жизни. Но ни один "человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе". У миллионов людей одни и те же переживания в час расставания с жизнью. Бог заложил в душу человека стремление к беспредельному, к бессмертию, к жизни без смерти. Наше "настоящее" не может являться целью земной жизни, ибо цель наша всегда в будущем. Мы не живем, а только "собираемся" жить. И когда смерть уже готова заглянуть нам в душу, и мы уже ощущаем мрак и плесень могилы, мы, подобно многострадальному Иову, задаем себе вопрос: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" Другими словами: существует ли загробная жизнь? Есть ли у нас основание верить в бессмертие души, в грядущее воскресение умерших?

Будет ли человек жить опять?

Этот ответственный вопрос, терзавший умы лучших людей на протяжении многих веков, грозно восстал у раскрытой могилы первого умершего человека - Авеля. На этот вопрос пытались ответить мудрецы древности - философы, но они облекли вопрос в философскую мишуру и на него не ответили. Основатели языческих и других религий извратили представление о смерти и ввели множество доверчивых людей в пагубные заблуждения. Материалисты всех времен, с их неизменным отрицанием, оставили нам вместо ответа груду нагроможденных друг на друга громких, но пустых слов и утверждений, лишенных истины. Только одно Священное Писание может раскрыть пред нашими духовными очами всю правду, только одно оно способно дать всем нам исчерпывающий ответ.

Слово Божье говорит о двух мирах: о мире духовном и материальном, о видимом и невидимом. Наблюдения над миром видимым неизменно приводят человека к познанию не только мира невидимого, но и к мысли о Творце и Создателе этих двух миров. "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, чрез рассматривание творений видимы". Оба эти мира - реальны. Для Христа душа такая же реальность, как и тело. Душа покидает тело, и человек умирает, но, вернее говоря, умирает только телесно и только временно, до дня всеобщего воскресения мертвых. Факт смерти подтверждает нам реальность того, что мы считали призрачным, и призрачность того, что считали реальным.

Слово Божье не доказывает, а "открывает". В Слове Божьем главную роль играют не слова, а факты, факты доступные восприятию не чувствам и не разуму, а вере. Слово Божье предлагает нам именно то, чего "не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку". Одной притчей о богаче и Лазаре Христос раскрывает душе нашей тайны загробного мира, которые никогда не были бы способны возникнуть в человеческом воображении. В этой притче Христос как бы переносит нас за грань, отделяющую видимое от невидимого, и мы, доверяясь Его непреложным словам, постигаем истину бессмертия. Пред нами - муки и вечное блаженство, закон возмездия и безусловность конечной Божественной справедливости, воздающей каждому по делам его. Земная жизнь богача не заканчивается пышными церемониями его погребения. В книге небесной нам открывается бессмертная душа богача и ее трагическая развязка.

Уверенность в бессмертии

Некто выразил удачную мысль, что есть только одна идея, главенствующая в душе человека, идея, без которой не может жить человек, идея, из которой все другие идеи вытекают,- идея бессмертия. Как старались безбожники-материалисты объяснить происхождение мысли о бессмертии души "чувством страха", "заблуждением", "самолюбием", "невежеством", но все эти старания не привели ни к чему. Надежда жить вечной жизнью всегда была и всегда будет высшим благом каждого человека на земле. В этой надежде черпали свою силу и вдохновение лучшие люди всех времен. Авраам, принося в жертву единственного своего сына Исаака, "верил, что Бог силен и из мертвых воскресить". Иов, разочарованный утешавшими его друзьями, утешается этой надеждой и восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов.19:25-27). Страдания не могли поколебать у Иова этой благословенной уверенности, напротив, они эту уверенность только очистили, углубили, усилили. Даниил с дерзновением пророчествует о том, что "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда" (Дан.12:2-3). Христос подтверждает все эти чаяния верующих людей, говоря: "Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день".

Сократ, Платон, Толстой и множество других "совопросников мира сего" верили в "духовное" воскресение, но Священное Писание говорит не только о воскресении духовном, но и телесном: Бог воскресит "из праха распадающуюся кожу мою сию" и "уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет подобно славному телу Его". Немногие приемлют это утверждение Священного Писания. Большинство же людей не только не приемлют, но каждый на свой лад отрицает и кощунствует над этим утверждением.

Мы всегда бессмертны

Опыт духовной жизни, покоющейся на факте "возрождения свыше", подтверждает истинность бессмертия. Мысль, что, только расставшись с земной жизнью, мы становимся бессмертными - ложная мысль. Мы не "тогда только", а "всегда" бессмертны: бессмертны по своей духовной сущности, бессмертны вне всякой зависимости от нашего земного поведения или выявления нашего характера. Через смерть мы вступаем во врата вечности, суждены ли нам вечные мучения или вечное блаженство. Еще при жизни возрожденному свыше верующему человеку предоставлена полная возможность жить той жизнью, какой он будет жить в небесах. Еще при жизни нераскаянный грешник пользуется правом выбора и живет той жизнью, которой ему придется жить вечно в аду. "Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную". Человек порочный, утопающий в греховном омуте, уже здесь на земле переживает весь кошмар своей больной души. Он знает и никто не разубедит его в том, что беспутная жизнь, какую он ведет, безусловно, требует возмездия. С другой стороны, человек духовный, держащийся "узкого пути", преуспевающий в трудном христианском подвиге самоотвержения и самораскрытия, часто переживает уже здесь счастье души, предвкушая сердцем будущее блаженство. "По плодам их узнаете их", - сказал Христос.

У бессмертной человеческой души есть особый дар, ниспосланный ей с неба, - проявлять небесные качества, неземные добродетели: любовь, милосердие, сострадание, веру, раскаяние, надежду, упование, кротость, мир, радость, воздержание, терпение. Кто, кроме возрожденного человека, обладает подобным даром? Животные также имеют душу, но они живут только чувственно, созерцая окружающее их настоящее. Они не имеют души мыслящей, души, способной устремлять свой взор в будущее и размышлять над прошедшим. У них нет души способной верить, каяться, самосовершенствоваться, приготовлять себя к смерти и к вечности.

Ученые психологи признают, что душа человеческая одарена способностью страдать и наслаждаться. На каком бы языке и с какой бы точки зрения не упоминалась душа, она всегда отождествлялась с ощущением удовольствий и перенесением страданий и олицетворяла собой глубочайшие выражения симпатии и чувства. Только душа человеческая способна наслаждаться Богом и нравственно страдать за свои искаженные чувства, плохие слова и поступки. Когда человек ведет Богоугодную жизнь, он повинуется только внутреннему своему влечению, удовлетворяет запросы живущего в нем внутреннего закона. Здесь разрешается загадка бесспорного и ничем не устранимого человеческого инстинкта Богопочитания и страстного, и как бы необъяснимого, всеобщего стремления к бессмертию. Атеисты, отвергшие всякую религию, воздвигали алтари "богине разума". Настолько сильна эта жажда Бога в душе человека! Вольтер не мог не сказать: "Если бы Бога не было, то Его надо было бы выдумать". Душа создана Богом и для Бога. Она владеет даром познавать Бога, любить Его, принадлежать Богу, наслаждаться сознанием Его к ней близости: переживать "полноту радости пред лицом Его".

Макс Мюллер говорит: "Из всех животных творений один только человек одарен способностью поднять свой взор к небу, и это его исключительная привилегия добиваться чего-то такого, чего не могут ему доставить ни чувства, ни разум".

Душа всегда решительно отказывается удовлетвориться одним земным, временным, тленным. Она, как ребенок, отнятый от матери, и плачет до тех пор, пока снова не возвратится к матери, а, возвратившись, успокаивается. "Только в Боге успокаивается душа моя",- говорит псалмопевец. Только в Боге! А вне Бога - один мрак, "суета сует и томление духа", иллюзии, разочарование, обман, грех, беззаконие, вечная смерть и вечные страдания.

Люди, посвятившие всю жизнь изучению душевных свойств человека, говорят: в душе своей мы обретаем глубокое чувство своего несовершенства, сознание своей духовной нищеты и, сознавая это, стремимся к самосовершенствованию. В глубине каждой человеческой души всегда реальны: тяга к жизни и страх смерти, идеи добра, порядка и справедливости, любовь к истине, к человечеству, социальные проблемы, запросы нравственного, эстетического характера, жажда чего-то простого, искреннего, хорошего, возвышенного, прекрасного. Мы всегда ценим в людях их нравственные качества и добродетели и порицаем безнравственность и пороки. Наши аппетиты и желания плоти встречают противодействие в нашем разуме, чувствах, совести. Чем объяснить этот внутренний антагонизм? Если бы мы были только плотские существа, подобные другим животным, то никогда не знали бы этой борьбы. Мы позволили бы своему телу без сожалений и угрызений совести плыть по течению его низших стремлений. Но мы видим, что наша воля находится всегда в открытой войне с нашими животными инстинктами и порочными наклонностями. И войну эту объявляет наша бессмертная душа, а не наша кровь и наши мускулы. Нам говорят, что чем выше природа человека, тем более требовательные приносит он с собой в мир запросы и тем труднее эти запросы удовлетворить. Эти "безграничные" запросы души требуют для своего удовлетворения жизни бесконечной. Отзывчивое, живое сердце человека нуждается в привязанности. Широкая душа жаждет тех же возвышенных абсолютных чувств, какими полна она сама. Человек создан для счастья и всеми силами к нему стремится.

Жажда счастья

Жажда счастья является также одним из драгоценных качеств души человека. Эта жажда при земной жизни никогда не бывает удовлетворена. Как бы счастливо ни слагалась у человека жизнь, страданий в ней больше, чем радостей. Да, мы созданы для блаженства, и жажда всепоглощающего, захватывающего счастья, жизни, полной смысла, красоты и правды, томит нас неотступно. Лишь в духовных порывах, в мимолетном экстазе души приближаемся мы к этому счастью. Разве лучшими устремлениями нашего сердца мы не чувствуем, как чужды мы земле, как мало мир нас удовлетворяет, как что-то совсем иное, неизведанное нами, но столь властно влекущее к себе, нужно для нашего счастья? Душа, как голубь выпущенный из ковчега, не находит в сем мире твердой почвы, на которую могла бы опуститься. "Кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы..." - говорит Давид. В душе мы носим как бы некий безмерный и в то же время ощутимый масштаб вечности, жаждем всего абсолютного и неизменного, безусловно прекрасного, истинного, а жизнь дает нам одно преходящее, изменчивое, непостоянное, ложное.

Душа, живущая вне времени и пространства, не может быть счастлива во временном и пространственном. Только умирая телесно, человек вступает в область неизведанных радостей, радостей вполне удовлетворяющих его душу. У некоторых верующих людей в час приближения смерти просветляется лицо и светится какой-то неземной радостью, и они высказывают иногда поразительные по глубине своей мысли. Вспоминаются слова Священного Писания: "Кто обращал взор к Нему, те просвещались...". Тайна этого необычайного просветления не кроется ли в том, что их душа, освобождающаяся от чувственных оков и приближающаяся к истинной своей обители, уже зрит эту обитель и ликует? Душа, как индивидуальная сила, неразрушима и должна продолжать свое существование после распада телесного организма, так как никакая сила во вселенной, как в феноменальном, так и в сверхчувственном мире, уничтожиться не может, а тем более сила самостоятельная и разумная.

Душа бессмертна

Душа, примиренная с Богом, не боится телесной смерти и, часто случается, как бы сама идет ей навстречу. Что душа - бессмертная, самостоятельная, духовная единица, "создание", это было признано во все времена людьми, дух которых не мог ограничиться тем, чтобы только скользить по поверхности вещей. Крайне узкое материалистическое представление об уничтожении "всего" со смертью человеческого тела - теперь удел только недалеких, неумных людей. О том, что ничто в природе не погибает и что человек не может ни создать, ни окончательно уничтожить малейшей частички материи, одного атома вещества, знают даже школьники. Если же материи "отказано" в гибели, то зачем предрекать ее душе, охраняющей и животворящей тело?

Некоторые ученые идут в этом вопросе еще дальше. Вейсман, например, с удивительным мастерством разработал свое учение о беспрерывном существовании зародышевой плазмы. Он действительно утверждает, что самое ничтожное из живых существ, представляющее только зародыш жизни, поистине "бессмертно" и что в самом последнем продукте органической природы находятся элементы, не перестававшие жить с тех пор, как жизнь появилась в мире.

Если так устойчива и непрерывна жизнь материи, то что должно сказать о душе? Материя разлагается, распадается на свои простейшие составные элементы, дух же - предвечно сущая субстанция он - не может разлагаться и терпеть какое-либо упрощение. Душа не может быть уничтожена, разве только по воле Божьей. "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь", - говорит муж Божий. Дух не умирает и не может умереть. Если бы он умер, тогда бы умер не дух, а нечто производное от него. Умирающему на кресте разбойнику Христос обещал: "Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю". Ученикам заповедует не бояться смерти: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне".

Профессор Шилтов весьма верно рассуждает о постоянстве и неизменяемости нашего человеческого "я". Нам известно, что материальные частицы тела непрестанно обновляются, причем старые частицы разрушаются и удаляются из организма, а на их месте зарождаются в теле новые частицы; другими словами, молекулярный состав тела всецело обновляется в известный промежуток времени. Нужно, следовательно, знать, что у того или другого субъекта в двадцатилетнем возрасте было одно тело, с известным составом, а в тридцать лет у того же лица от прежнего тела не осталось никаких материальных частиц, а образовалось совершенно новое тело с новым молекулярным составом. А за все это время, за целых десять лет, внутренняя природа человека, его личность осталась той же, какой была раньше, и никаких изменений не последовало. Если бы внутреннее наше "я", душа человека, находилась в прямой зависимости от тела, тогда с изменением и обновлением всего тела, она не могла бы оставаться неизменной, тогда наше сознание и личность потерпели бы изменение, связанное с изменением в теле. В этой неизменяемости нашего "я", при неоднократном полном обновлении всего организма в продолжение всей жизни, кроется одно из серьезнейших доказательств бессмертия нашей души. Внутреннее наше "я" в отпущенный ему срок земного бытия многократно меняет телесную оболочку, само же "я" остается неизменным.

Кто из нас не знает, что внешние впечатления и представления запечатлеваются и сохраняются в душе долго, иногда на всю жизнь. Если бы хранилищем этих представлений служил мозг,- рассуждают ученые,- то с обновлением материальных частиц мозга, казалось бы, должны исчезнуть и все таящиеся в нем представления и образы. Тело изнашивается, душа же остается бодрой, юношеской. "У меня такое чувство,- говорит один из героев Чехова,- как будто я никогда не умру. Ой,- думаю себе,- старый, умирать пора! А в душе какой-то голосочек: не верь, не умрешь!" "Голосочек" этот и помогает слабому человеку жить ложной надеждой неверия. Верующий человек не ищет смерти, но и не боится ее. Он уже здесь на земле живет жизнью души, которая не умирает при смерти тела. "Ибо знаем, - говорит Апостол Павел, - что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный". Больше того, если бы душа и тело были одно и то же, то как бы мог человек испытывать одновременно чувство удовольствия и неудовольствия? И при больном теле может ли оставаться здоровым самодеятельный ум, и, наоборот, при здоровом теле может ли так страдать морально душа и быть подвержена своим душевным недугам?

Мы уже говорили, что человек в земной жизни не находит полного духовного удовлетворения, он вечно стремится к нравственному и умственному совершенствованию. Неудовлетворенность эта объясняется обреченностью всех доступных нам на земле знаний, условных и неглубоких. Дух человека стремится к знанию совершенному, а такое знание недостижимо в этой жизни: "Ибо мы отчасти знаем...", теперь же видим "как бы сквозь тусклое стекло". Если бы душа наша не была бессмертной, а функции ее только отражали и контролировали функции тела, то едва ли у человека зародилось бы безграничное стремление к беспредельному знанию; тогда удовлетворение одних телесных потребностей оказалось бы достаточным для полного благополучия и довольства жизнью. Но мы видим обратное: каким бы благополучием человек ни пользовался, он удовлетвориться им не может.

Противоречит также здравому смыслу и то представление, согласно которому разумное существо обладающее стремлением к беспредельному усовершенствованию себя самого и себе подобных, является созданием, наделенным разумной жизнью, действующей только в краткий срок своего земного бытия. "Зачем,-говорит тот же герой Чехова,- мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и в конце концов охладеть вместе с земной корой, а потом миллионы лет без смысла и без цели носиться с землей вокруг солнца?" И, действительно, при таком самоощущении бессмыслицы жизни человек обречен на прострацию, душевную катастрофу, а мир, в котором он живет,- заколдованному кругу, из которого нет выхода. Но достаточно внести в общую картину мира эти дивные штрихи истинности бессмертия, чтобы она из незаконченного творения обратилась в шедевр Гения. "Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностию воды, до границ света со тьмою... Силою Своею волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость. От духа Его - великолепие неба..." (Иов.26:7-13).

Истинность бессмертия души, открытая нам Священным Писанием, подтверждается также, если мы рассматриваем этот предмет с психологической и физиологической точек зрения. "Как разуметь,- спрашивают ученые,- эту трансформацию одной живой формы в другую живую форму, превращение хотя бы гусеницы в бабочку, какого-нибудь ползающего шелковичного червя в порхающее легкокрылое существо? Не есть ли это пробуждение после сна, воскресение после смерти?" И в Священном Писании мы встречаем указание на подобную метаморфозу, на связь форм истлевающих с формами в них воскресающими: "Есть тела небесные и тела земные... сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор.15:40-44).

И еще вопрос, над которым трудились люди науки: может ли живое существо с потерей сознания продолжать жить? Конечно, может! Уже в чередовании сна и бодрствования мы наблюдаем эту смену сознания и забытья. У нас нет даже мельчайшей капли сознания в период утробной нашей жизни и все же мы живем. Нужно сказать, что во время нашего созревания, в юности, вполне развившееся сознание приходит к нам не сразу, мы владеем им только в годы нашей зрелости. Наконец, треть нашей жизни, отданная сну, - протекает вне трезвого сознания. Прав был Кант сказавший: "Все действительное разумно и разумное действительно".

Едва ли стоит говорить о тех людях, которые столь "умны в своих глазах", что боятся даже произнести слово "бессмертие" как "несозвучное эпохе", как "пережиток суеверия". Мы знаем, с каким упорством люди часто отказывались и отказываются признать очевидные для всех истины. Очень полезно иногда усомниться в своих взглядах и пересмотреть их во свете Священного Писания, отбросить без всякого милосердия все то, что ложно, и принять то, что истинно.

Мы убеждены, что отрицание бессмертия души и существования загробной жизни основано не на выводах разума, не на достижениях и открытиях науки и знания, а на инертности всего умственного склада отрицателей, на их духовном невежестве. Люди отрицают предложенную им истину, чтобы успокоить свою совесть, оправдать свои поступки; отрицают - "по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения"... Но такой, например, ум, как Стюарт Милль, отдавшийся кропотливым размышлениям о столь высоком предмете, должен был признаться, что у науки нет ни одного положительного доказательства против бессмертия души.

Что страшнее для разумного существа, чем полное уничтожение? Представление о полном личном уничтожении так сильно противоречит всей нашей натуре, что мы совершенно не способны объять это понятие со всеми его ближайшими последствиями. А последствия эти лучшие мыслители суммировали так:

если нет бессмертия, тогда нет никакой возможности объяснить себе эту тягу нашей души к беспредельному;

если нет бессмертия, устои нравственности лишаются прочной основы и неизбежно рухнут, ибо подлинно нравственная жизнь неразрывно связана с идеей бессмертия;

если нет бессмертия, тогда всякая общественная моральная жизнь оказалась бы пустой утопией, лабиринтом одних лишь несообразностей и противоречий;

если нет бессмертия, тогда отсутствие совершенного порядка и абсолютной справедливости в этом мире не убеждали бы нас в том, что вместе с телесной смертью не кончается жизнь разумного существа и что каждому "воздается по делам его". Избежав суда людского, мы не уйдем от Божьего суда.

Но душа бессмертна! Наша телесная смерть - только перемена одежды души: умирая, мы снимаем только платье.

Но душа бессмертна! Дух не умирает, он не разлагается, а поэтому и не может умереть. Прав был один ученый, сказав: "Без "нематериальных" сил мир не мог бы ни возникнуть, ни явить себя во всем раскрытии. Без души немыслим человек, как высшее, разумное существо в природе, а душа, как духовное начало, немыслима вне бессмертия".

Познать запредельное, и узнать, что находится за последней чертой, – после смерти, окончательный конец или новое начало, новая жизнь, человек пытался тысячелетиями. Людям хотелось верить в то, что говорит религия. Что все так быстро не кончается, а родные и близкие люди вовсе не умерли, а ушли жить в другой мир.

Что есть какой-то смысл в жизни. И единственной ниточкой, связывающей этот и тот мир, с потусторонним миром является вера в наличие души человека.

С появлением интернета сейчас...

В тиши комфортабельных голландских клиник, похоже, назревает переворот в медицинской науке. Группа ученых под руководством Пима ван Ломмеля опубликовала в авторитетнейшем журнале Lancet результаты многолетних исследований в области изучения функций мозга.

Применив собственную методику работы с пациентами, голландцы - ни много ни мало - поставили под сомнение один из основных постулатов физиологии, а именно - что наше сознание является неотъемлемой функцией мозга.

Голландцы заявляют: когда...

Последний век второго тысячелетия отличался трезвостью мыслей. Ученые, а вслед за ними и все здравомыслящие люди, были убеждены, что души у нас нет. Дескать, существует лишь абстрактное понятие, объясняющее религиозные догматы, да захватывающие детские волшебные сказки.

И вдруг все чаще и чаще в прессе стали появляться сообщения о совершенно поразительных явлениях, объективно демонстрирующих, что наперекор официальной науке душа у человека все-таки есть.

В Институте полупроводников...

Молодильные яблоки; кипящие чаны, окунувшись в которые можно стать молодым красавцем (можно, правда, и свариться заживо); заветные бутылочки с мертвой и живой водой, способной воскресить павшего богатыря: Это наши русские сказки.

Но в эпосе и фольклоре любой страны отражены попытки людей обрести бессмертие.

Многое, дошедшее до нас из глубины веков, не похоже на сказки и имеет все приметы исторических хроник.

Так, зафиксированы факты, когда, в разные эпохи, в разных местах Земли...

Бессмертие и искусственный интеллект

«Если бы смерть была благом,
боги не были бы бессмертными».
САФО.
- Но не потому ли Бог Отец сотворил смертного человека, что Ему наскучило Его бессмертие? И не наскучит ли оно и нам?

Бессмертие – давняя мечта человека, но до недавних пор она была уделом всевозможных пустых мечтателей, а не серьезных ученых, работающих над ее реализацией. Однако в последние десятилетия наука настолько продвинулась, что многие ученые всерьез...

Бессмертие и современная наука

Современная наука активно занимается исследованиями возможности вечной жизни и уже добилась некоторого успеха в этой области. Самыми перспективными представляются три направления этих исследований:

Стволовые клетки,
генетика,
нанотехнологии.
Наука о бессмертии (‛иммортология“, от лат. im – ‛без“, mors, mortis – ‛смерть“, термин ввел Игорь Владимирович Вишев, доктор философских наук) также рассматривает следующие направления: понижение...

Если верить индийским ученым, возраст, который им удалось засвидетельствовать, был столь почтенным, что это скорее смахивало на сказку – 5000 лет! Помните наши русские сказки? Молодильные яблоки, кипящие чаны с молоком, окунувшись в которые, можно стать молодым и красивым, сосуды с живой и мертвой водой, способные оживить даже покойника…

Люди во все времена мечтали обрести бессмертие. Однако в хрониках и старинных летописях есть множество свидетельств того, что некоторые люди жили от 100 до...

Душа – это тонкая энергетическая субстанция, на которой отображается вся информация о жизни человека. Говоря современным языком – это информационная дискета с записью всего, что совершила плохого и хорошего эта душа во всех прошлых жизнях и совершает в настоящей жизни.

Переселение душ существует, душа живет дольше физического тела, переходя из одного тела в другое. Ее переход из одного тела в другое тело зависит от прожитых прошлых жизней, насколько богоугодно человек прожил прошлые жизни...

Должен признать, я сделал поразительное открытие: наше вполне законное и нормальное желание познать природу и сущность , узнать существует ли душа отдельно от тела и в действительности ли она живет после того, когда земная оболочка человека разрушена, это, казалось бы невинное желание дает нам врагов, противников, которые затрачивают неимоверные усилия для того, чтобы возвести на пути свободных и независимых исследований тысячи и тысячи препятствий, дабы остановить их любой ценой и положить конец поискам истины!

Сейчас мы попробуем рассмотреть интересующую нас проблему…

«Исследования природы и сущности души человека, а также возможности ее существования должны проводиться по тому же методу и по той же системе, что и любые другие научные исследования, то есть без предубеждений, без предвзятости, без учета влияний каких-то чувств или религиозных верований.

Может ли дух умершего являться живым? Вот в чем вопрос! И я заявляю, что может и является! Так как «Журналь» привлек всеобщее внимание к вопросу бессмертия души, волновавшему лучшие умы в течении веков, то я хочу предложить одну историю, которая для меня была лучшим доказательством бессмертия души.

Перейдем к изложению фактов… Произошло это с владельцем двух заводов, один из которых был расположен в Глазго, а второй — в Лондоне. У него на службе в Шотландии состоял молодой человек по имени Роберт Маккензи, который испытывал к хозяину чувство глубокой признательности за то, что тот принял участие в его судьбе. Надо отметить, что патрон как правило жил в Лондоне, а в Глазго бывал только наездами по делам.

Как-то раз в пятницу вечером у рабочих Глазго состоялся ежегодный праздник с обильными угощениями, музыкой и танцами. Роберт Маккензи, не имевший никакого пристрастия к танцам, попросил разрешения помогать за стойкой и подавать еду и напитки. Все прошло довольно хорошо, праздник продолжился и на второй день, в субботу. А во вторник, около 8-и часов утра, владельцу заводов, находившемуся в то время в своем доме в Кемден-Хилл в Лондоне, явился дух Роберта Маккензи, как стало ясно в последствии.

Сам босс рассказывал об этом так: «Мне приснился сон, что я сижу за столом и беседую с неким незнакомым джентльменом. Вдруг появляется Роберт Маккензи и направляется прямо ко мне. Я был раздосадован тем, что он помешал нашей беседе, и весьма резко сказал ему, что занят. Роберт отошел, но было заметно, что он чем-то до крайности огорчен.

Однако спустя несколько минут он снова приблизился к нам, будто желал немедля переговорить со мной о каком-то срочном деле. Я еще более резко, чем в первый раз, упрекнул Роберта в отсутствии такта и в неумении себя вести. Между тем джентльмен, с которым я проводил переговоры, откланялся, и Маккензи вновь подошел ко мне.

— Что все это значит, Роберт? — вскричал я, рассерженный не на шутку. — Почему Вы вели себя так бесцеремонно? Неужели Вам было не видно, что я занят?

— Да, сэр, видел, — ответил он, — но мне необходимо немедленно поговорить с Вами. — О чем? К чему такая спешка? — Я хочу Вам сообщить, сэр, что меня обвиняют в преступлении, которого я не совершал. Для меня очень важно, чтобы Вы это знали и чтобы Вы простили меня, ибо я невиновен. Потом он повторил еще раз: — Я не делал того, в чем меня обвиняют. Но в чем вас обвиняют? — настаивал я. В ответ он вновь повторил, что не виноват. — Но как я могу простить Вас, если Вы не хотите мне сказать, в чем вас обвиняют?

Я никогда не забуду, как печально и с каким пафосом произнес он на шотландском диалекте слова: «Скоро вы обо всем узнаете».

Я повторил вопрос два раза, и он дважды произносил в ответ одно и то-же самым напыщенным тоном. Тут я проснулся, и после этого странного сна у меня осталось чувство некой смутной тревоги. Я спрашивал себя, означает ли этот сон что-то, когда в комнату поспешно вошла моя супруга, очень взволнованная, с распечатанным письмом в руке. Она с порога начала говорить:

— О, Джеймс! Какое ужасное несчастье произошло во время ежегодного праздника рабочих! Робер Маккензи !

Вот тогда я и понял, что означало видение, пригрезившееся во сне. Я произнес с полной уверенностью в своей правоте: — Нет, он не покончил с собой. — Но как Вы можете это утверждать? Откуда Вы знаете?


— Он сам мне только что об этом сообщил. Замечу, что я, не желая прерывать мой рассказ, опустил некоторые существенные детали… Так вот, когда Роберт явился мне во сне, меня поразил его внешний вид: лицо у него было мертвенно-бледное, даже синеватое, а на лбу выступил обильный пот и виднелись какие-то темные пятна.

Спустя некоторое время мы узнали, что произошло с бедным Робертом в действительности. Когда праздник закончился, в субботу вечером, Маккензи прихватил с собой домой бутылку с неочищенной азотной кислотой, ошибочно приняв ее за бутылку виски. Придя домой, он налил себе стаканчик и залпом выпил его содержимое. В воскресенье он скончался в страшных мучениях.

Все подумали, что он так свел счеты с жизнью. Вот почему его дух явился ко мне и начал уверять в том, что он не был виновен в преступлении, в коем его обвинили. Я после специально проверил, какие симптомы могут быть при отравлении азотной кислотой, и обнаружил, что они совпадают с теми признаками, которые я отметил на лице Роберта Маккензи.

В скором времени и власти в Глазго признали, что ошибочно приписали сметь бедняги Маккензи самоубийству, о чем меня и известил на следующий день письмом мой представитель в Шотландии.

Явился же мне его дух, очевидно, потому, что Маккензи испытывал ко мне чувство глубокой признательности за то, что я вытащил его из нищеты. Бедняга, как видно, хотел, чтобы мое доброе отношение к нему осталось неизменным.

Что можно сказать об отчете, предоставленном в мое распоряжение промышленником из Глазго? Не служит ли явление духа умершего рабочего доказательством бессмертия души? Кстати, следует заметить, что в Англии самоубийство считалось преступлением.

В вышеприведенном случае, молодой человек, отравившийся по ошибке в ночь с субботы на воскресенье в Глазго, явился во вторник к своему патрону в Лондоне, ничего не знавшему о его смети, для того, чтобы объявить то, что он не совершал самоубийства. Но к тому времени он уже был мертв, и не час, не два, а целых двое суток! В этом случае нельзя предположить наличие случайного совпадения… Камиль Фламмарион».

«Перескажу вам вот такой случай.
1861 год — однажды вечером господин Гарри Кауэр сидел в столовой своего дома в Сиднее (в Австралии). Он пребывал в дурном расположении духа, аппетита у него не было, и ему никак не удавалось отвлечься от грустных мыслей. Неожиданно он услыхал какой-то странный тихий звук, нечто наподобие потрескивания. Он обернулся и увидал, что зеркало над камином треснуло.

— Как странно! – удивился Гарри Кауэр. — С чего бы это?

И что вы думаете? Спустя несколько недель он узнал, что именно в то время, когда треснуло зеркало, его престарелая тетушка, миссис Доротея-Элизабет Макклур, скоропостижно скончалась в своем доме в Миннеаполисе (штат Миннесота).

Вот рассказ господина Арчибальда Блэкберна из Чикаго, которому в 1874 г. в Вудстоуне (штат Огайо) явился дух его друга, господина Джона-Уильяма Салливана, проживавшего в городке Нью-Типперери (штат Массачусетс). По словам Блэкберна, он вдруг увидал своего приятеля в довольно странном виде: лицо у него было какое-то сморщенное, перекошенное, он тяжело дышал, хватал ртом воздух и нелепо размахивал руками.

— Что с Вами? — спросил Блэкберн. — На помощь! Я тону! — прохрипел Салливан и тут же исчез.

Очень встревоженный, Блэкберн возвратился домой. А спустя неделю он узнал, что его друг утонул, купаясь в реке Миссури, и произошло это как раз в то самое время, когда его дух звал на помощь.

«В ночь на 25 марта 1880 г. мне приснился сон, что мой брат Ричард сидит на стуле напротив меня. Я ему что-то говорю, а он только кивает головой, потом встает и выходит из комнаты. Тут я проснулся и обнаружил, что не лежу, а стою в довольно странной позе: одной ногой на полу, а другой — на постели. К тому же я пытаюсь говорить и произнести имя брата. Ощущение, что он в действительности только что был в моей комнате, было столь сильным, а сама сцена запомнилась так точно и живо, что я тотчас же отправился на поиски брата.

Неожиданно у меня появилось предчувствие, что вот-вот должно произойти какое-то ужасное и неотвратимое несчастье. Я сделал запись в дневнике, о моем видении, .. о том, что у меня появилось дурное предчувствия. В заключение я написал: «Не допусти сего, Господи!» Но это не помогло… Через три дня я получил известие, что мой брат умер 24 марта в половине девятого вечера из за травм, которые он получил при падении с лошади на охоте. Итак, смерть наступила несколькими часами раньше, чем у меня было видение».

Это произошло в Париже в 1911 году…
”Мой отец скончался в результате неудачной операции в феврале 1906 г. в больнице. Наша семья была так бедна, что у моей матери не было денег на достойные похороны, а поэтому хлопоты и расходы по захоронению взяла на себя больница, в результате чего моего отца похоронили в общей могиле на кладбище Бане.

Случай, о котором я рассказываю, произошел через пять лет после смерти отца, когда я жила в Париже на улице Этекс. Итак, как-то утром я была дома. Я пошла на кухню, собираясь позавтракать (было 7 часов утра), и неожиданно увидала стоявшего прямо посреди кухни дух отца, одной рукой он опирался на раковину. Это был он, я его узнала! И вид у него был такой же спокойный и умиротворенный, каким обычно бывал при жизни.

После того прошло несколько месяцев. Я никому не говорила о том, что ко мне явился дух отца, так как побоялась насмешек. Но вот однажды, когда я приехала в гости к сестре, я рассказала ей мою тайну. Она выслушала мой рассказ очень внимательно, задумалась, а после с неподдельным изумлением воскликнула:

— Ну надо же! Ведь это случилось как раз в тот день, когда перезахоранивали прах отца!

Теперь настал мой черед удивляться. Мне ничего не было известно о том, что отца перезахоронили, и спросила, почему мне не сказали и не позвали.

— Да мы подумали, что ты у нас соня и не сможешь прийти на кладбище так рано, — ответила сестра.

— А в котором часу вы были на кладбище? — В 7 часов утра.

Почему дух отца пришел ко мне? Возможно, он хотел упрекнуть меня за то, что я не присутствовала в то время на кладбище? Но ведь я не виновата, меня не предупредили…

Тогда я еще не верила в Бога, я вообще ни во что не верила, потому как была воспитана вне всякой религии, однако с того самого дня, когда я увидала призрак отца, я, клянусь, уверовала в Бога и в бессмертие души.

Соблаговолите принять мои уверения в полнейшей истинности всего рассказанного мною.
Мадемуазель N.N. (прошу сохранить мое имя в тайне от всех)».

Приведу еще один пример явления души умершего, в этом случае имеются два независимых свидетеля. Письмо пришло из Страсбурга и было написано 17 июня 1922 г.:

«Мой брат Юбер Блан был духовником обитателей монастыря в Сен-Поль-Труа-Шато в департаменте Дром. Один из братьев-монахов был уже на протяжении долгого времени настолько плох, что не вставал с постели. Все знали, что он при смерти. Мой брат почти ежедневно приходил к умирающему, чтобы провести у его изголовья несколько минут. Как-то раз во время неторопливой беседы больной, знавший, что дни его сочтены, сказал:

— Знаете, отец мой, я не отойду в мир иной, не простившись с Вами. Если Вас не окажется поблизости, я сам приду с Вами попрощаться.

— Очень на это рассчитываю, — ответил мой брат шутливым тоном.

Через дня два или три мой брат и моя мать, часов в 10 вечера отправившиеся спать, одновременно услышали, как кто-то поворачивает ключ в замке входной двери, а потом услышали чьи-то шаги в коридоре. Надо отметить, что их спальни находились довольно далеко друг от друга.

Моя мать, напуганная непонятным ночным визитом, начала кричать, призывая на помощь моего брата: — Юбер, кто-то забрался к нам в дом! Мой брат, услыхавший таинственные звуки и крики матушки, вскочил с постели, обошел весь дом, осмотрел входную дверь и убедился, что она заперта. В доме не было никого, кроме них двоих. Но как только брат закончил осмотр дома и собирался было снова лечь спать, раздался телефонный звонок.

— Алло! Святой отец, брат такой-то умирает и хочет с Вами проститься. Приходите поскорей!

Брат, конечно, поспешил в монастырь и поспел как раз в тот момент, когда монах испустил последний вздох.

Брат тотчас же рассказал эту историю настоятелю монастыря, и она произвела на братию большое впечатление, ведь подвергать сомнению свидетельство брата и матушки, людей добропорядочных, честных и верующих, у них оснований не было.

Брат с матушкой частенько вспоминают про тот случай, и я прошу Вас, если Вы сочтете нужным и уместным, довести его до сведения Ваших читателей.

Мой брат умер и похоронен в Гриньяне (департамент Дром), где он служил Господу и людям в качестве кюре кантона.

Мариус Блан, технический руководитель бисквитной фабрики «Аист» в Страсбурге».

Приведу еще один пример того, что имело место явление души умершего, а не телепатический контакт двух живых людей.

Итак, некой миссис Стори из Эдинбурга, жившей в городке Хобарт-Таун в Тасмании, как-то раз приснился странный, путаный и кошмарный сон, состоявший из череды смутных видений, вроде бы даже не связанных друг с другом. Вначале она увидала своего брата-близнеца, который сидел под открытым небом на каком-то возвышении.

Он воздел руки к черному ночному небу и сказал: «Поезд! Поезд!» После раздался глухой удар, словно некое крупное тело налетело на этого человека, он упал на землю бездыханным,- а мимо со свистом пронеслось что-то огромное и черное. Потом миссис Стори увидала во сне купе железнодорожного вагона, и в этом купе сидел пастор Джонстон, которого она сразу узнала. Затем она снова увидала своего брата, поднесшего руку ко лбу, как если бы у него очень сильно болела голова и он очень страдал, а в след за этим чей-то незнакомый голос ей сообщил, что ее брат только что умер.

Как стало известно в последствии, брат миссис Стори погиб той ночью под колесами поезда, так как присел на насыпь отдохнуть.

Надо заметить, что все детали сна в точности соответствовали реальности; к примеру, достопочтенный пастор Джонстон в действительности ехал в поезде, под колесами которого погиб брат миссис Стори. Так как сей факт не мог стать известен несчастной жертве этой трагедии при жизни, то остается признать, что именно дух умершего узнал об этом обстоятельстве и, показывая ход событий госпоже Стори, сообщив ей и эту деталь.

Как правило, подчиняясь законам логики, человек должен искать объяснения каких-то феноменов в способностях, присущих людям живым, но еще не известных науке. Что до меня, то я склонен поступать именно так, потому что в астрономии мы имеем дело со звездами, более не существующими. Но свет этих давно погасших светил доходит к нам сейчас, хотя и был излучен миллион лет назад. Звезды мертвы, но они разговаривают с нами на своем языке…

Нельзя пренебрегать вечным.

Стивен Кинг. Почти как бьюик

Человеческое тело является всего лишь физической оболочкой

души - и представляет собой просто кусок мяса, когда душа уходит.

Дэн Симмонс. Террор

Вечность (Бессмертие) души как качество личности – способность обладать бессмертной душой, быть вечной духовной сущностью.

Однажды Бог собрал своих слуг и спросил их. Куда мне спрятать неисчерпаемый потенциал души человека, чтобы он его никогда не нашел? Ему предлагали разные места, где можно было схоронить этот дар. На луну, на самую высокую вершину, в глубины мирового океана, в центр земли… Но, куда бы не помещали этот таинственный потенциал, Бог видел, что пройдет совсем немного времени и человек его отыщет. Он уже совсем было загрустил, но тут маленький ангелочек предложил. А давайте спрячем неисчерпаемый потенциал человеческой души в самом человеке! Это единственное место, куда человек никогда не заглядывает. Или заглядывает в последнюю очередь. Так и поступили. Поместил Бог беспредельный, неисчерпаемый источник душевных сил в сердце человека и наблюдает, как тот ищет его где угодно, но не в себе!

Временно наше тело, но не душа. Тело обязательно умрёт. Душа по своей природе безгранична во времени, ибо она никогда не рождается и никогда не умирает. Разумный человек говорит: - Я вечная душа. Тело – это одна большая неприятность, одно большое желание. Оно всё равно состарится, заболеет и умрёт. Я выше своей плоти. Моя природа - вечность. Я никогда не рождаюсь и никогда не умираю. Я – вечная духовная сущность. Я – искорка моего вечного отца – Бога.

Да, в нашем теле под влиянием времени что-то обязательно сломается и, как ни чини, всё равно тело внезапно умрёт. Тело в яму, а наша душа отправится или в духовный мир, если достигнет высот духовности, или отправится за новым телом. То есть, смерть для человека, если он жил благочестиво, весьма выгодное событие: старое, больное тело меняется на молодое, здоровое. Какой водитель откажется поменять старый «Запорожец» на новый «Мерседес»?

Но нужно помнить, что тело дано человеку, чтобы он мог в материальном мире развивать свой разум, личностно расти, проходить жизненные уроки, совершенствоваться, заниматься самосознанием, делать максимальные усилия, чтобы как можно ближе подойти к Богу. Тот, кто проявляет невнимание к своему телу, либо гордец, либо глупец, к тому же, небогоугодный глупец. Человек, угробив своё тело, то есть сам перекрывший себе дорогу к развитию, не может нравиться Абсолютной Истине. Поэтому Высшие Силы приветствуют внимание к себе. Естественно, оно должно осуществляться в разумных пределах, чтобы не перерасти в нарциссизм, самовлюблённость и самообожание. Иными словами, первая крайность – это пренебрегать своим телом, а вторая крайность – слишком сосредотачиваться на нем.

Атеиста страшит мысль о временности всего, чем он обладает, что любит и к чему привязан. Его ум говорит: - Будущего нет. Всё будет стёрто с лица Земли. Ну, будут помнить о тебе дети, немного внуки, а правнукам ты уже будешь до лампады. Так – ветвь генеалогического дерева. За твоей могилой в первые годы после смерти поухаживают родственники, а через сто лет к ней, может, случайно придёт бродячая собака, поднимет заднюю лапу и оставит «письмо» для других псов. Для материального ума это трагедия.

Для духовного разума никакой трагедии нет. Он знает, что на духовном пути не бывает потерь. Всё, что душа наработала, она возьмёт с собой в следующие воплощения. Она в следующей жизни будет стартовать с того уровня приближённости к Богу, какого она достигла в этой жизни. Бессмертие души бесстрашит. Духовный человек не видит трагедии в смерти. Он знает, что смерть – выгодная сделка. Старое, больное тело обменивается на молодое и здоровое. Какая уж тут трагичность? Всё очень даже прекрасно устроено.

Великий Гавриил Державин писал:

Жива душа моя! и вечно
Она жить будет без конца;
Сиянье длится безпресечно,
Текуще света от Отца.

От лучезарной единицы,
В ком всех существ вратится круг,
Какие ни текут частицы,
Все живы, вечны: - вечен дух.

Каждый человек, как душа, является искоркой Бога, является вечной духовной сущностью, имеет свой неповторимый, бесконечный микрокосмос, своё неповторимое миропонимание, видит мир по – своему. Душа не рождается и не умирает. Её бытие не имеет ни начала, ни конца. Будучи не рожденной и вечной, душа нетленна. Она неисчерпаема и вечно юна, хотя и древнее всего. Рождение и смерть тела не затрагивают её.

Потребности души – это вечность, всеобъемлющее знание и счастье.

Психолог В.Р. Тушкин пишет что, если внутри нас кто-то желает вечной жизни, это обозначает, что такова природа этого желающего, то есть сознания. Сознание стремится к вечному состоянию. Именно сознание является главным, основным признаком души. Вторая потребность души – это всеобъемлющее знание, которое отличается от обычного прикладного знания, необходимого для создания материального комфорта. Духовное знание выходит далеко за границы повседневности, материальной практичности и дает нам ответы на запредельные вопросы бытия: - Кто мы такие? Откуда мы пришли? Каков смысл жизни?

Именно в таком знании, то есть во всеобъемлющем знании, больше всего нуждается душа, потому что обычное прикладное мирское знание – это, скорее, потребность нашего тела, нежели души. Тело может интересоваться такими вопросами, как заработать деньги для материальной жизни, то есть, как прокормить семью, какие новости, что где происходит и так далее, какие-то практические материальные вопросы пытается выяснить. А вот всеобъемлющее, сокровенное знание, именно, запредельное знание, знание о таких принципиальных вещах, о смысле жизни, о своем положении – вот это знание является потребностью, именно, самой души. Именно в таком всеобъемлющем знании больше всего нуждается душа.

Энергия души – вечность, радость, счастье, знание и блаженство. Если душе дать полную свободу, она будет излучать именно эту энергию. Но душа подвержена влиянию чувств, ума, ложного эго, разума. Если влияние отрицательное, то энергия души искажается.

Обусловленная душа – осквернённая душа. Представьте, что душа – это электрическая лампочка. Если мы набросим на нее прозрачную тюль, мало что изменится, лампочка так и будет освещать комнату. Если мы накроем её тонкой зеленой материей, она уже будет излучать зеленый цвет, а если закроем плотной чёрной тканью, энергия души будет полностью искажена. Как это происходит в реальной жизни. Душа обусловливается качествами личности человека. Если она обусловлена завистью, корыстью, эгоизмом, жадностью и злостью, значит, в окружающем мире проявится энергия обусловленной души. Вместо радости и счастья выплеснется зависть и злость.

Это как с электричеством. Из одной и той же розетки идёт электричеству к обогревателю и холодильнику. Только первый воспроизводит тепло, а второй – холод. То есть социальный окрас электричества обусловлен принадлежностью бытовой техники.

Душа привыкла оглядываться на ум, ложное эго и разум. Если ум контролирует чувства, разум контролирует ум, душа в таком случае спокойна. Когда человек превращается в раба своих чувств, душа получает статус Золушки. Ее статус обусловлен ненасытными чувствами. Энергия души под влиянием обусловленности искажается и превращается в нечто невообразимое.

Что страшнее для разумного существа, чем полное уничтожение? – задаёт себе вопрос один богослов. Представление о полном личном уничтожении так сильно противоречит всей нашей натуре, что мы совершенно не способны объять это понятие со всеми его ближайшими последствиями. А последствия эти лучшие мыслители суммировали так:

— если нет бессмертия, тогда нет никакой возможности объяснить себе эту тягу нашей души к беспредельному;

— если нет бессмертия, устои нравственности лишаются прочной основы и неизбежно рухнут, ибо подлинно нравственная жизнь неразрывно связана с идеей бессмертия;

— если нет бессмертия, тогда всякая общественная моральная жизнь оказалась бы пустой утопией, лабиринтом одних лишь несообразностей и противоречий;

— если нет бессмертия, тогда отсутствие совершенного порядка и абсолютной справедливости в этом мире не убеждали бы нас в том, что вместе с телесной смертью не кончается жизнь разумного существа и что каждому «воздается по делам его». Избежав суда людского, мы не уйдем от Божьего суда.

Но душа бессмертна! Наша телесная смерть — только перемена одежды души: умирая, мы снимаем только платье. Но душа бессмертна! Дух не умирает, он не разлагается, а поэтому и не может умереть. Прав был один ученый, сказав: «Без «нематериальных» сил мир не мог бы ни возникнуть, ни явить себя во всем раскрытии. Без души немыслим человек, как высшее, разумное существо в природе, а душа, как духовное начало, немыслима вне бессмертия».

Петр Ковалев 2016 год

Бессмертие души

(Гаш"арат hа-нефеш )

Вера в Б. Д. является одним из основных положений иудаизма; с ним связана в воздаяние. О Б.Д. не сказано в Торе* непосредственно, но многие толкователи нашли в ней намеки на это. Рамбан* заключает из стиха "Сделаем человека по образу Нашему и подобию Нашему" (Быт. I, 2.), что человек подобен высшим бестелесным существам. Другой комментатор заключает из стиха "...и вдохнул в ноздри его дыхание жизни" (Быт. II, 7), что ("дыхание" и "душа" - синонимы на иврите) живет вечно и не умирает со смертью тела. Однако мы находим в Писании несколько мест, в которых с определенностью говорится о существовании души, отличающей живого человека от мертвого. В книге "Притчи" (XX, 27) сказано: "Свеча Господня - душа человека", а в книге " " (XXXII, 8) читаем: "Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение" и (там же, XXXIV, 14-15): "Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух его и дыхание его [человека], вдруг погибла бы всякая плоть, а человек вернулся бы в прах".

Нет в Библии непосредственного описания жизни души после смерти человека. В Торе приводятся обещания награды каждому, соблюдающему Господа, и обещания кары нарушителям законов Торы, но не сказано даже намеком, что обещания эти исполнятся в мире будущем. Правда, некоторые из наших мудрецов утверждают, что в Торе упомянуты только те события, которые подтверждают, что, когда народ идет путем Торы, он удостаивается жизни мирной и зажиточной, но если он преступает законы Торы, на его долю выпадают и муки, бедность и болезни (см. I Сам. XII). И поэтому ничего не сказано в Торе о воздаянии или наказании душе, ибо нельзя показать людям достоверность возмездия.

Правда, упомянут в Библии подземный (преисподняя) - "шеол", куда спускаются люди после смерти, и, по некоторым намекам Писания, уготованы им там муки и страдания. Шеол находится во Господа, и Он может избавить от него угодных Ему, и выражает надежду, что не будет брошен в шеол: "Господь избавит душу мою от шеола, когда возьмет меня" (Пс. XLIX, 17). Ясно, что всякое человеческое сознание мыслит добрые деяния вознагражденными, а грешные - заслуживающими возмездия; и требование правосудия в управлении миром находит самое сильное свое выражение в периоды несчастий как в частной жизни каждого, так и в жизни народа. Когда пало Иудейское царство, народ ушел в изгнание, и самое существование нации стояло под сомнением, все вопрошали: "Почему путь нечестивых успешен, и все вероломные благоденствуют?" (Иер. XII, 1), а пророк Хавакук спрашивает (1,3-4): "Для чего даешь Ты мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабеж и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимает раздор. От этого закон потерял силу, и правосудия праведного нет"... А Асаф утверждает (Пс. LXXIII, 3): "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых". Красной нитью через всю книгу Иова проходит мысль: " - и плохо ему, грешник - и хорошо ему".

По-разному в разные времена пытались разрешить это противоречие, но самым успокаивающим и убедительным объяснением было Б.Д. и воздаяние после смерти человека. в Б.Д. выражена в книге Псалмов (XVI, 10-11): "Ибо Ты не оставишь души моей в шеоле, и не дашь милости Твоей видеть тление. Ты укажешь мне путь жизни, полной радости пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек".

Свидетельство сомнений, которые вызывала вера в Б.Д., содержится в книге Эккл. (III, 21) : "Кто знает, восходит ли дух человеческий вверх и нисходит ли душа животного вниз, в землю". Но там же (XII, 7) сказано: "И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух вернется к Богу, Который дал его". Бен Сира* верит в то, что душа нисходит в шеол, а что касается вопроса о воздаянии, то "в шеоле не ждут наслаждения". А награда: "Правота человека, как печать его с ним, а праведность, как зрачок живого существа". Другими словами, награда - в добром имени праведника, которое не подлежит забвению, а грешника забудут и имя его будет покрыто позором.

В народе же укоренилась вера в Б.Д., и в период преследований Антиоха* (II в. до н. э.) многие евреи погибли за религию, твердо веря в посмертную награду. В книге Даниэля (XII, 2) сказано об этом совершенно отчетливо: "И многие из усопших в прахе земли пробудятся, одни - к жизни вечной, другие - к позору вечному и поношению". Второй сын Ханы* говорит Антиоху (Книга II Маккавеев VII, 9): "Ты, грешник, удаляешь нас из жизни этого мира, а Царь Вселенной вернет нас после смерти, ради Торы Своей, к жизни вечной", а последний ее сын говорит: "...ибо братья наши, испытавшие краткие страдания, обрели жизнь вечную в завете Божьем".

Прушим* (фарисеи), в противоположность цдуким, верили в воскресение из мертвых. Согласно взгляду хасидеев*, человек сотворен для другой, более возвышенной жизни, поэтому сказал Всесвятой, благословенно Имя Его, Аврааму, чтобы оставил он этот суетный мир, оставил бы свое недужное тело и пребывал бы в обществе праведных (" Авраама", I). О посмертной жизни говорит и следующая агада*: повторял рабби Ишмаэль басню о царе, у которого был сад, а в нем - прекрасные плоды. И поставил царь двух стражей, одного - хромого, второго - слепого, и сказал им: "Стерегите эти прекрасные плоды". Через несколько дней сказал хромой слепому: "Красивые плоды я вижу в саду". Сказал ему слепой: "Давай, отведаем их". Сказал ему хромой: "Разве могу я ходить?" Сказал слепой: "Разве я вижу что-то?" Взобрался хромой на спину слепого, и добрались они до плодов, съели их и вернулись на свои места. Через несколько дней пришел царь в сад. Спросил их: "Где же спелые плоды?" Сказал ему слепой: "Государь мой, разве зряч я?" Сказал ему хромой: "Государь мой, разве могу я ходить?" Царь тот был умен. Что же он сделал? - Посадил хромого слепому на спину, и стали они ходить. Сказал им: "Так вы и поступили и съели плоды". Так и в будущем с человеком. Спросит Всесвятой, благословен Он, душу: "Почему согрешила ты предо мной?" Ответит Ему душа: "Владыка миров! И не согрешила, тело, в котором я была, согрешило. С того часа, как отделилась я от него, подобно птице чистой витаю я в воздухе. Чем же могла я провиниться пред Тобою?" Спросит Он тело: "Почему согрешило ты предо Мною?" Ответит Ему тело: "Владыка миров! Я не грешило. , которая была во мне, согрешила. С того часа, как отделилась она от меня, подобно камню, брошенному на землю, недвижимо я. Чем же провинилось я пред Тобою?" И что же делает Господь? Приносит Он душу, и возвращает ее в тело, и судит их как одно целое (Лев. Р. IV, 8). Сказания Талмуда* повествуют обычно не только о Б. Д., но и о воскрешении из мертвых.

По определению Рамбама* (Гилхот тшува VIII, 2), "в будущем мире нет тел, но лишь души праведников, без тела, подобные ангелам. А так как нет в нем тел, нет в нем еды и питья, и всего, что потребно человеческому телу в этом мире [...] В мире будущем живут праведники, и венцы на головах их, и наслаждаются сиянием, излучаемым Божьей Благодатью [...] Говоря "живут праведники", подразумевают присутствие их душ...".

Иначе трактуют душу каббалисты: "Свеча Господня - душа человека"* - говорят они. Душа - это Божественная часть человека, и со смертью тела возвращается она к своему источнику, первоисточнику света. Это и составляет вечную жизнь.


Энциклопедия иудаизма. - Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив . Шломо-Залман Ариэль . 1983 .

Смотреть что такое "Бессмертие души" в других словарях:

    БЕССМЕРТИЕ - существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под… … Философская энциклопедия

    БЕССМЕРТИЕ - БЕССМЕРТИЕ, бессмертия, мн. нет, ср. (книжн.). 1. В религиозных представлениях вечная жизнь. Вера в бессмертие души. 2. Длительная слава в последующих поколениях. Стяжать себе бессмертие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Бессмертие - Бессмертие ♦ Immortalité Бессмертен тот, кто не может умереть; по Платону, это душа; по убеждениям верующих – Бог. Следует отметить, что бессмертие души не является ни христианской (если Иисус спасает нас от смерти и обещает воскресение,… … Философский словарь Спонвиля

    бессмертие - Кельты верили в бессмертие души; они были в числе первых европейских народов, усвоивших такие представления. Притом это не было учение о реинкарнации, а верование, в основе которого лежал тот факт, что, когда человек умирает, он просто… … Энциклопедия мифологии

    бессмертие - я, только ед., с. 1) Непрекращающееся существование, бытие. Бессмертие природы. Нельзя доказать строго ни бессмертия души, ни ее невещественность: но можно доказать жизнь души после той минуты, которую называем смертью: для нравственности этого… … Популярный словарь русского языка

    Бессмертие - – вера в бессмертие есть одно из постоянных верований в человеческом роде; она так же древня, как сам человек и его религия. Эта вера существует с первобытных времен и с тех пор сохраняется в человеческом роде. Но человек не останавливается… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    БЕССМЕРТИЕ - свойство не подвергаться смерти. Глубже всего о проблеме бессмертия души размышляет Платон (в диалоге «Федон» от имени одного из собеседников Сократа): он доказывает бессмертие души, опираясь на чувство полноты жизни. Следует различать понятия… … Философский словарь

    БЕССМЕРТИЕ - термин, которым обозначается проблема жизни после смерти. Существуют: а) отрицательное научно материалистическое решение проблемы и б) положительное (в восточных концепциях реинкарнации, в средиземноморско европейских концепциях загробного… … Тематический философский словарь

    Бессмертие - вера в то, что человеческая душа после смерти не перестает существовать. Вера в личное бессмертие возникает в первобытном обществе. У примитивных народов эта вера подкреплялась страхом смерти и сновидениями. В древних религиях (например, в… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник