Анастасия
Сценарий военно-патриотической праздничной игры «Один день из армейской жизни» для учащихся

Цель данного мероприятия :

Организация досуга детей

Празднование дня защитника отечества

(военно-спортивная игра проходит в виде путешествия по станциям)

Задачи мероприятия :

Воспитание патриотизма, любви к Родине , уважения к Российской ар-мии;

Развитие мышления, воображения, ловкости;

Установление дружеских отношений между детьми и взрослыми, при-влечение работников детского дома в организации досуга воспитан-ников.

Оборудование и инструменты : компьютер, колонки, флаг РФ, плакат и рисунки на военную тему , таблички с названием станций, мар-шрутные листы, отличительные знаки двух команд (косынки зеленого и си-него цвета хакки, бинты, ножницы, булавки, карточки с заданиями, звезды на самоклейке.

Место и время проведения : КГБОУ Детский дом 34, 22.02.2012 г.

Команды участников : учащиеся 7-8 класса

Руководитель : Бородай А. В.

Ход мероприятия

День защитника Отечества – это праздник не только профессиональ-ных военных , но и всех мужчин. Поэтому в этот день принято поздравлять и тех, кто прошёл службу в армии, и тех, кто находится на службе в данный момент, и тех, кому это предстоит в будущем.

Хорошим подарком для мальчишек будет спортивный праздник . Как лучше организовать его для детей, чтобы они не только соревновались, но и узнавали много интересного о службе в армии? Как вовлечь в него девочек?

Правила игры и участники

В соревнованиях принимают участие учащиеся 5-8-х классов по 6 че-ловека в команде. Девушки выступают в роли болельщиц и помощниц на отдельных этапах.

Программа соревнований

Программа праздника включает :

Торжественное открытие военно-патриотической игры “ Один день из армейской жизни” ;

Прохождение станций-заданий участниками игры ;

Подведение итогов игры , награждение победителей и призеров;

Организация игры

Начало игры

Раздаются фанфары, звучит команда «Парад равняйсь! Смирно» . Ко-манды построены на свои заранее обозначенные места. Командиры отрядов сдают рапорт судье при участниках.

Рапорт командира : Товарищ главный судья, команда (название коман-ды, наш девиз (говорят девиз, на военно-патриотическую игру посвящен-ную празднику Дню защитника отечества, построен. Командир команды (Ф. И. О.) .

Приветствие главнокомандующего :

23 февраля – День защитника Отечества . Этому знаменательному дню посвящается наша игра. Сейчас, как и в былые времена, наша армия гордит-ся своими победами. У нее славное прошлое и, надеемся достойное буду-щее. А будущее нашей армии - это вы, наши сегодняшние мальчишки и дев-чонки. От того, какими вы вырастете, зависит мощь нашей армии. Поздрав-ляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем защитни-ка Отечества.

Равнение на флаг (Звучит гимн России)

Военно-патриотическая игра “ Один день из армейской жизни ” объяв-ляется открытой.

Ведущая Бородай А. В. ознакомляет с программой праздника .

Команды равняйсь, смирно. И так мы начинаем. Сегодня это не про-сто спортивный зал, а ваше место боевых сражений. Оно будет состоять из трех туров.

1. Тур. «Десантирование на место сражения» , где вам нужно будет пройти полосу препятствий, добыть и собрать карту для дальнейшего про-хождения игры .

2. Тур «Военная подготовка » - в соответствии с картой прохождение станций, на которых вы покажите свою военную подготовку .

3. Тур «Боевое сражение» , где вас ждет финальное испытание, на ко-тором вы покажите свою боевую мощь и меткость.

После этого начинается первая часть праздника , 1 тур – «Десантиро-вание на место сражений»

Командам необходима пробежать по лавочке, пройти через тоннель в котором отыскать один из элементов карты , выйдя из тоннеля выполнить кувырок на мате, вернуться к команде и положить готовый элемент карты на стул. Следующие участники повторяют данные действия. После сбора всех элементов карты, команда преступает к ее сбору (мозаика) .Выполнив сбор капитан поднимает руку.

(после этого команда скрепляет все элементы карты с помощью скотча) .

После сбора карты команды отправляются на второй тур – «Военная подготовка » .

Станция 1 – «Рота, подъем!»

Инвентарь : спортивная короткая форма (футболка, шорты) .

Для игроков подготовлены комплекты спортивной одежды – футбол-ка, шорты. Их задача по команде «Подъем» одеть форму поверх своей оде-жды за 15 секунд. Только полностью одетый и в опрятном виде считается выполнившим задание. За опрятный внешний вид и хорошую осанку уча-щимся дополнительно начисляется 1 звезда.

Станция 2 - «Мозговая атака»

Инвентарь : листы бумаги и карандаши.

Задание : за определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оцениваются количество и правильность названий. Время выполнения за-даний – 3-4 мин. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 2 звез-ды.

Для справки :

Виды Вооруженных Сил :

Военно-воздушные силы (ВВС) - штурмовая истребительная, армей-ская , стратегическая авиация;

Военно-морской флот (ВМФ) - надводный, подводный;

Сухопутные войска - танковые, артиллерийские, инженерные, спец-наз.

Рода войск :

1. Космические войска.

2. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) .

3. Воздушно-десантные войска (ВДВ)

Воинские звания :

рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии.

Верховный Главнокомандующий- Президент России.

Станция 3 – «Медсанчасть»

Инвентарь : бинты и вата.

Главный судья на станции : медицинская сестра.

Задание : за определенное время команда должна наложить ватно-марлевую повязку на руку, ногу, голову. Оценивается правильность и акку-ратность выполнения задания – от 2 до 4 звезд.

Станция 4-«На привале»

Главный судья на станции :

Викторина

Про кого говорят, что он ошибается только один раз ? (Сапер)

Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)

Как называется наплечные знаки военного ? (Погоны)

4. Что означает слово таран? (Прямой удар самолета, танка, корабля.)

5. Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля.)

6. Какой год считается годом рожденья Красной Армии ? (1918- й) .

7. Какое лекарственное растение используют при ушибах и ссадинах?

(Подорожник)

8. Какие лесные растения или их часть применяют для заварки чая?

(Листья земляники, малины, брусники.)

9. Как называется подросток – самый младший матрос на корабле? (Юнга)

10. Что общего между деревом и винтовкой? (ствол.)

Станция 5. «КПП»

Главный судья на станции :

Ребятам предлагается поработать связистами, которые расшифровы-вают с помощью ключа разные шифрограммы, содержащие донесения раз-ведчиков.

Каждой команде раздается карточка с шифровкой и ключом. За отве-денное время, кто быстрее и правильнее расшифрует.

Карточка 1.

25, 19, 1, 2, 3, 12, 6, 18, 20,

18, 12, 6, 3, 1, 15, 19, 4, 15, 17,

15,.22, 17, 1, 14, 31, 30, 19, 5, 3, 6,

16, 20, 25, 11, 9, 15, 5, 9, 14, 19, 1, 14, 11.

(Зашифрованный текст карточки : штаб в лесу, слева от гор, охраняют две пушки, один танк ).

Карточка 2.

15, 22, 17, 1, 14, 1, 13, 15, 18, 19, 1

5, 3, 1, 19, 1, 14, 11, 1, 8, 1, 17, 6, 11, 15, 10,

18, 12, 6, 3, 1, 3, 15, 3, 17, 1, 4, 6, 15, 5, 9, 14,

(Зашифрованный текст карточки : охрана моста - два танка за рекой слева, в овраге один танк ).

Карточка с ключом шифра :

а б в г д е ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ш щ ъ ь э ю я.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 23 24 25 26 27 28 29 30 31.

Третий тур «Десант в бою»

Инвентарь : Воздушные шары (16 шт., скейт (2 шт., дротики (2 шт., маты (2 шт.) .

Задание : По сигналу первый участник ложится животом на скейт и движениями пловца «приплывает» к гимнастическому мату, оставляет там скейт, где его ждет судья. Участник выполняет кувырок на мате, получает два дротика и стреляет в воздушный шарик весящий на стене, у игрока две попытки затем выполняет кувырок вперед или назад на мате, ложиться на скейт и возвращается к команде передовая эстафету следующему участнику, который продолжает игру. По окончанию конкурса подводятся итоги. Ко-манда пришедшая на финиш первой получает 2 звезды, за каждые два сби-тых шара дополнительная звезда.

После завершающего этапа команды строятся.Главный судья коман-дует :

Равняйсь, смирно! Прошу капитанов сдать карты прохождения эта-пов.

Карты со звездами сдаются жури, которое подводит итоги пока глав-ный судья говорит завершающее слово.

Вот и подошла к завершающему этапу наша сегодняшняя игра. Се-годня в этом зале вы показали и проявили боевую мощь и отвагу. Вы все как единый отряд, как одна сплоченная команда прошли все испытания нашей игры . Подводятся итоги игры , сладкими призами и военными играми на-граждаются победители и участники игры .

Команды равняйсь, смирно. Игру «Один день из армейской жизни » объявляю закрытой». Поздравляю всех участников и присутствующих в этом зале с Днем защитника отечества (аплодисменты) .

Организованный уход с праздника .

Военно-спортивная игра на местности «Марш-бросок». Сценарий

Цели и задачи:

Крепить здоровье детей в командных первенствах;

Научить выявлять свои индивидуальные возможности, привить стремление к физическому самосовершенствованию;

Военно-патриотическое воспитание ребят;

Приучить к здоровому образу жизни в игровой спортивной форме;

Развить у ребят наблюдательность, сообразительность, находчивость и ловкость.

Время проведения : 2 часа.

Место проведения : территория лагеря.

Реквизит : лежни, бинты, пластиковые полуторалитровые бутылки, наполненные водой, деревянные колья, волейбольная сетка, флажки, мины, пневматическая винтовка, веревка (20 м), щупы, пластиковые 5- и 3-литровые бутылки, дот, гранаты, пакеты с зашифрованным словом.

Для участия в игре каждый отряд готовит команду — отделение из 9 самых спортивных мальчиков (5 чел.) и девочек (3 чел.) и 1 вожатого, выбирает капитана. Все дети должны иметь медицинский допуск к участию в игре. Форма одежды — спортивная. Перед игрой спортинструктор собирает капитанов и проводит их по маршруту движения отделения, поясняя местонахождение и правила прохождения каждого этапа. Маршрутные карты отделениям выдаваться не будут, и все результаты отмечаются судьями, которые стоят на этапах.

В назначенное время отделение подходит на площадку старта. Всем мальчикам (кроме капитана) отправляющий судья выдает по полуторалитровой пластиковой бутылке, наполненной водой, и ставит перед отделением военную задачу: доставить «ценный груз» на последний участок марш-броска. Команды стартуют с интервалом в 5 минут. Время учитывается, как этап. Задача отделения пройти все этапы за короткое время и получить как можно меньше штрафных очков.

Этапы

1. Гать . Судья выдает отделению 4 лежни — бруски, длиной 2 м и шириной 10 см. Вся команда встает на 2 бруска. Задача ребят: пройти расстояние 6 м по лежням, передавая и бросая их вперед. За срыв каждого игрока начисляется штрафной балл.

2. Перевязка . На этом этапе судья выдает отделению бинты и просит перевязать 3 участников команды, которые получили ранение в ногу, голову и плечо. За каждую неправильную перевязку начисляется 3 штрафных балла.

3. Шкуродер . На шести вбитых кольях судья крепит сетку так, чтобы ее высота от земли не превышала 30 см. Задача каждого участника команды: проползти под сеткой (длина пути не менее 5 м) так, чтобы ее не задеть. За каждое касание начисляется штрафной балл.

4. Глазомер . На этом этапе судья определяет точку, которую отмечает на земле. Затем берет 3 красных флажка и устанавливает их на разном расстоянии от точки, измеряет его. Команда, придя на этап и встав на точку, должна сказать, сколько метров до каждого флажка. За ошибку в 1 метр начисляется штрафное очко.

5. Мины-растяжки . На этом этапе судья устанавливает десять мин-растяжек (отрезанная верхняя часть полуторалитровой бутылки, к которой леской привязан колышек).

На донышко мин кладутся камушки или наливается вода. Расстояние между первой и последней растяжкой должно быть не менее 20 м. Задача отделения: пройти этап, не задев ни одной мины-растяжки. (Она считается взорванной, если проливается вода или гремят высыпавшиеся камешки.) За каждую взорванную мину, команда получает 3 штрафных балла.

Мина-растяжка

6. Стрельба из винтовки. Судья на этом этапе заряжает пневматическую винтовку и дает возможность каждому члену команды сделать 1 выстрел по мишени (пластиковые бутылки, установленные на расстояние 15 м от места стрельбы). Штрафные баллы начисляются за несбитые бутылки.

7. Перенос пострадавшего . На этом этапе судья просит отделение перенести 2 участников команды, получивших повреждение ноги. За неправильную переноску или срыв начисляется 5 штрафных баллов.

8. Снайпер. На расстояние 80- 90 см от земли судья закрепляет веревку длиной в 20 м — это тот самый отрезок, на котором работает снайпер. Штрафное очко получает каждый, кто поднимется выше веревки.

9. Минное поле . На песочной площадке длиною 5 м и шириной 3 м судья закалывает на глубину 5 см 10 пластиковых полуторалитровых бутылок. Отделение, придя на этап, выбирает 3 саперов, которые должны обнаружить мины за 4 минуты. Для этого судья выдает им деревянные щупы с закрепленными на конце стальными стержнями длиной 10 см. Штрафной балл начисляется за каждую ненайденную мину.

11. Дот . Судья выдает отделению гранаты (пол-литровые пластиковые бутылки с песком). Задача каждого участника поразить гранатой дот (мальчики кидают лежа, девочки стоя). За каждый промах судья зачисляет команде штрафной балл.

12. Расшифровка. На последнем этапе судья выдает команде пакет с зашифрованным словом (пароль). Шифр заключается в наборе цифр, например 14.1.5.1.4.1.19.12.1.18. Ключ к шифру — алфавит. Каждая цифра — это порядковое число букв в алфавите — А — 1,Б — 2 и т. д. В результате расшифровки получается слово (Мадагаскар). После того как отделение назовет пароль, судья останавливает время и забирает ценный груз.

Я считаю, здоровый телом и духом молодой человек, знающий и любящий культуру своей страны, ее героическое прошлое, способен успешно социально адаптироваться. Для этого необходимо уже с 1-го класса воспитывать уважение к своему Отечеству.Конкурсимеетвоенно-прикладную направленность, способствует развитию чувства товарищества, формированию правильного восприятия назначения и роли мальчиков как защитников Отечества.

По результатам каждого конкурса команды награждаются орденами Славы I, II степени. Важным атрибутом спортсмена являются спортивные наручные часы для спортивной ходьбы, скалолазания, плавания, дайвинга, парашютного спорта. Они были подарены победителям.

Цель конкурса: воспитание патриотических чувств у обучающихся.

Задачи конкурса:

  • получение навыков военно-прикладного направления;
  • проявление личностных качеств;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Зал украшен плакатами с пословицами: «Если армия сильна, непобедима и страна», «Смелый боец и в учении, и в бою молодец», «В армии быть - народу служить» и др.; шарами (голубой, красный, белый). Под звуки военного марша в зал входят команды, строятся в шеренги.

Ведущий. Сегодня особенный день - мы отмечаем День защитника Отечества. Пройдёт время, на смену нынешним воинам нашей Армии придут наши мальчишки.

Как будущие солдаты и командиры вы должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть сильным, мужественным, благородным, добрым.

Сегодня предлагаю нашим мальчишкам показать, как они готовятся к будущей роли защитника Отечества.

Наш военно-спортивный конкурс состоит из двух частей.

Первая часть: «Школа молодого бойца».

Конкурс состоит из строевых упражнений. Девиз «Хорош в строю, силён в бою». (А. В. Суворов).

Вторая часть: спортивные соревнования.

Девиз «Тяжело в учении - легко в бою». (А. В. Суворов).

Ведущий представляет жюри.

Ведущий. Мальчишки! Желаю мужественных сражений и честных побед.

Главный судья конкурса. Командирам отделений сдать рапорт.

Главный судья. Будущие солдаты! Поздравляю вас с праздником Днём защитника Отечества!

Дети: Ура! Ура! Ура!

Ведущий. Свои поздравления для вас, мальчики, приготовили девочки.

Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлём свои.
Для поздравленья есть причины -
Ура защитникам страны!

Когда на ваши потасовки
На переменах мы глядим,
Мы верим - с вашей подготовкой
Страну всегда мы защитим!

Пускай под глазом расцветает

Синяк пурпурно-голубой,
В ученье тяжело бывает,
Гораздо легче будет бой!

Первая часть конкурса. «Школа молодого бойца».

Отделения согласно очерёдности выполняют строевую подготовку.

Ведущий. Закончилась первая часть конкурса, дружными аплодисментами провожаем мальчишек для подготовки ко второй части.

Звучит военный марш.

Мальчики уходят в раздевалки и переодеваются в спортивную форму.

Ведущий. Загадывает загадки зрителям.

Полосатая рубашка - тельняшка.

Судовой повар - кок.

Работает на ключе - радист

Не подлежит обсуждению - приказ .

Солдатское пальто - шинель.

Солдатский дом - казарма.

Солдатские носки - портянки.

Морская фуражка - бескозырка.

Ведущий. Команды готовы ко второй части - спортивному конкурсу.

Под спортивный марш команды входят в зал.

Ведущий. Слово жюри. Объявляются результаты первой части конкурса.

Вторая часть конкурса. Спортивные соревнования.

Ведущий.

«Подъём»

Напротив каждой команды - гимнастический мат. На него ложится первый участник команды. По команде «Подъём» он берёт кирзовые сапоги, обматывает стопы портянками, обувает сапоги, надевает пилотку, перекидывает через плечо автомат и бежит до поворотной стойки, обегает её и прибегает на финиш. Снимает пилотку, сапоги, портянки, автомат, передаёт следующему участнику.

«Донесение в штаб»

Во время военных действий донесение в штаб доставляется быстро.

По сигналу первый участник через плечо надевает сумку, в которой лежит пакет- донесение, пилотку и бежит до поворотной стойки, обегает её, передаёт пилотку и сумку следующему участнику.

«Быстрей к окопу»

В 1м от стартовой линии стоят по два помощника и держат обруч, к которому пришит полый мешок. По команде судьи капитаны команд добегают до тоннеля, проползают, бегут до поворотной стойки, обегают её и возвращаются к линии старта. Так выполняет задание каждый участник.

«Передача автоматов»

У командиров в руках по автомату. По сигналу они передают автомат над головой следующему участнику. Участник передаёт его третьему и т. д. Последний бежит с ним, встаёт вперёд и снова передает. Эстафета продолжается, пока командир с автоматом в руках не встанет первым.

«Юные разведчики»

На полу лежат три гимнастических мата и на них - кегли (гранаты) по количеству участников, в одном метре от матов - барьер, в 4 метрах от барьера лежит автомобильная покрышка. Первый участник ползёт по-пластунски с кеглей в руке по матам, прыгает через барьер, бросает кеглю в покрышку и бежит в обратную сторону. Это задание выполняют все участники эстафеты.

«Патроны на передовую»

На полу перед стартовой линией стоит ящик с «патронами». На плече у первого участника автомат. По сигналу участник берёт ящик, бежит до поворотной стойки, обегает ее, на финише передаёт ящик и автомат следующему участнику.

Ведущий. Вы знаете, наверное, о том, что раненого бойца на поле боя никогда не бросают. Покажите нам, как вы сможете вынести бойца с поля боя.

«Раненый боец»

2 участника держат носилки (гимнастические палки с пришитой тканью) с «бойцом» - мягкой игрушкой с завязанной головой. По команде участники берут носилки с «бойцом» и несут до поворотной стойки и обратно.

«Победа!»

На подносе лежат буквы. Первый с автоматом на плече и в головном уборе, взяв одну букву, бежит к стенке, прикрепляет букву и бежит к финишу. Так выполняет каждый участник команды. В результате на стене должно появиться слово «Победа!».

Подведение итогов конкурса

Подсчитав все ордена, судейская коллегия объявляет итоги сражений.

Награждение.

Девочки в русских сарафанах подносят мальчикам сладкие пироги.

О себе: Люблю дарить детям праздники. В моих стартах участвуют все желающие. И наша дружная совместная работа приводит к тому, что соперничество становится содружеством. Для меня главное, чтобы дети были здоровы, веселы и занимались спортом с удовольствием. Выпустила учебно-методическое пособие «Подари детям праздник».

Cценарий военной игры в пионерском лагере

Этот сценарий военной игры в пионерском лагере опубликован в детском журнале "Костер" 1968 года.
От редакции:
А теперь откроем вам нашу военную тайну.
Думаете, мы эту игру просто так напечатали - прочесть да забыть? Нет, мы решили помочь ребятам, которые хотят устроить у себя в пионерлагере или в деревне военную игру, а с чего начать - не знают.
Наша игра - это подсказка для тех, кто любит сам фантазировать, кому лишь намекни, а дальше он такого напридумывает, только держись!
А тем, кто любит, чтоб разжевали да в рот положили - наша игра не поддержка...

СЕВЕРНЫЕ И ЮЖНЫЕ

ТРЕВОГА
- Костя, вставай, тревога!
Вожатый открывает глаза.
- Какая еще тревога в такую рань?
- Ничего себе рань, - шесть сорок! Слушай, Костя, я точно знаю, на такую пакость способен только Мишка...
- Да в чем дело?
- Понимаешь, с четырех у костра дежурил Серега. Ну и заснул. Проснулся, а рядом пугало. Кстати, на нем твоя куртка и шляпа! И тут же плакат, вот, полюбуйся...
Вожатый берет лист и читает вслух:
- Началось, - говорит вожатый, - буди горниста, Толя.
Горнист выскакивает из палатки, хватает горн, сигналит, потом как-то странно морщится, бросает горн на землю и начинает чихать и плеваться.
- Что? Что с тобой?
- Горчица! Черт! Намазал кто-то мундштук!..
Толя и вожатый смотрят друг на друга.
- Ну, командарм, - говорит вожатый, - действуй...

ИЗ РЕШЕНИЯ ВОЕНСОВЕТА ЮЖНОЙ АРМИИ
"...Военсовет надеется, что каждый боец проявит максимум смелости и выдержки, чтоб наподдать как следует зазнавшимся северянам"

РАЗВЕДКА
Разведчики выбегают на просеку.
ВОВКА: "Обнаружили нас, наверно... Я говорил, пойдем через овраг!"
БОРИС: "Командир-то пока я... Отряхнись, ты весь в зубном порошке".
АЛЕНА: "Потеха! Здорово они придумали - зацепился за веревку, а на тебя - пакет с порошком! Вовка, ты весь седой!"
БОРИС: "Ш-шш... Хотите, чтоб нас и вправду заметили? По-моему, там кто-то есть... Поползли... Алена, не хихикай..."
За кустами они видят шалаш.
БОРИС: "Слушайте приказ. Алена, ты сдаешься в плен. Приказ не обсуждать! Только сначала выманишь часовых с поляны. А мы с Вовкой разведаем объект. Чую я, это ихний штаб..."
Минута. Две. Три. Послышался голос, смех, песня, а потом как зашумит по кустам, как затрещит валежник! Молодец, Алена! Часовые суетятся, не знают, что делать, советуются... Двое бегут на голос. Третий топчется на месте, кричит: "Ребята, вы куда?" - и бежит следом.
Борис и Вовка в шалаше. На земле - пакет. Борис осторожно вскрывает его ножом, вытаскивает лист бумаги, кладет пакет на то же место. Разведчики скрываются в кустах. В ту же минуту часовые выводят на поляну упирающуюся Алену.
ВОВКА: "Стой, дай поглядеть! Непонятно чего-то..."
БОРИС: "А, зеркало надо! Это наоборот написано! Бегом в штаб!.."

ЗАСАДА
Оперативная разведгруппа "северных" колеблется: идти по заданному маршруту или в сторону непонятного шума. Поблизости что-то оглушительно трещит.
- Сейчас сползаю, - решает командир Санька.
Вскоре он машет рукой своим:
- Сюда, это трещотка!
Разведчики выходят на поляну. Длинный шест. На верхушке укреплена трещотка. Она крутится от ветра.
- И зачем это здесь? - спрашивает один из разведчиков.
Наверху, на дереве, что-то щелкает. Еще раз, еще... Санька подымает голову. Прямо в него целится объектив фотоаппарата.
- Атас, ребята! - кричит Санька. - Засада!

ДОПРОС
- Ну, что, пленный, говорить будем или молчать?
- Давай, Валерка, поговорим.
- Пленный, тут вам не Валерка, а начальник штаба! Ваша фамилия?
- Сергеева Елена.
- Военная специальность?
- Да разве она военная? Фотокорреспондент...
- Почему оказалась на нашей территории?
- Так, случайно... Заблудилась...
- А снимала тоже случайно?
- Я птиц снимала для зоокружка...
- А мы сейчас твоих птиц засветим!
- Ну, ребята...
- Ладно. Чаю хочешь?
- Спасибо...
- Чего спасибо, пей. Слушай, мы твоих птиц не тронем, только скажи, ну так, в общем, примерно хотя бы, в какую сторону нам топать, а?
- Не на такую напали! Ведите меня на нейтральную полосу!
- Ну, это ты брось! Чтоб ты там всем растрезвонила, где наш штаб? Не выйдет!
- Вы не имеете права меня здесь держать! Не по правилам!
- Война идет, дурочка! Какие правила!
- Ах,так? Больше ни слова не скажу!

ПОСРЕДНИК
Костя-вожатый учится в университете на геолога. Костя - посредник у "северных". "Северные" вначале обрадовались, потому что Костя - вожатый второго отряда, а у "северных" почти весь второй. Но Костю словно подменили. Он строгий и неподкупный.
- Будто мы ему чужие, - злится Мишка, командир разведки "северных".
А на второй день игры, утром, вот что с этим Мишкой произошло. Он засел в лоЩине около нейтральной полосы и всем своим "северянам", идущим в плен, потихоньку выдавал фальшивые нарукавные повязки. Весть о Мишкиных проделках дошла до Кости.
- Если по совести, поступил ты подловато, - сказал Костя.
- Почему? - вступились "северяне". - Война же!
- Ну и что? А правила для кого?
- Все-таки противник, - оправдывался Мишка.
Через час командарм "северных" зачитал перед строем приказ, составленный не без Костиного участия:

ПОЛЕВАЯ КУХНЯ
"Северные" ужинают.
- А кисель-то соленый!..
- Я не виновата, - оправдывается главный повар Галя Воликова, - это Кошелкин виноват. Загалдел в лесу, мы его спасать, а в это время "южане" откуда ни возьмись - буханку стащили и соли в кисель подсыпали. А Кошелкин просто непонятно отчего вопил...
- Как это непонятно, - возмущается Кошелкин, - в меня шишкой запустили, а я заметил врага и номер его записал и кричу: "Ко мне!" А вы...
- Не хочу больше быть поварихой, - говорит Галя Воликова, - тоже воевать хочу. Давайте кидать на морского...

КОСТЕР
"Южные" отчитывают Алика Деревянного.
- Твой номерной знак записали восемь противников! Ты что, специально показывал?
- А у него знак красивый, как не похвастаться.

Алик толстый, неповоротливый и кажется очень растерянным.
- Ты объясни, в чем дело-то?
- Я от своих отбился, - говорит Алик чуть слышно.
- А потом?
- А потом бруснику ел, - еще тише говорит Алик.
- Что-о?!
- А потом меня одна девчонка толкает и говорит: бери "ФЭД", беги к нашим. Ты, говорит, наш? Я говорю: наш. Она говорит: ну, так беги скорей. Я ее спрашиваю: а где наши?..
- Олух! - кричит командарм "южных". - Где "ФЭД"?
Алик молча лезет под рубаху.
- Борис! - приказывает командарм. - Бери "ФЭД" и на велике - в лагерь. Через четыре часа с контрольными снимками сюда. Дело будет, ребята...


ЗАПИСКА КОМАНДАРМА ЮЖНОЙ НАЧАЛЬНИКУ СВОЕЙ РАЗВЕДКИ

"Борька, будь друг, сгоняй еще разок в лагерь, привези для Алены стеклянную медаль с начинкой!
Там у нас в палате, в тумбочке у меня - вишневое, мать привезла
Толька"

ШТУРМ
А в это время на велосипедах мчится по шоссейной дороге в тыл "северянам" летуий отряд "южан". Пять велосипедистов, у каждого на багажнике - напарник. Отряд ведет сам командарм, Толя Шагин.
Крутятся педали, мелькают километровые столбы - один, другой, третий, пот заливает лица. Ничего, терпи, ребята, такого глубокого рейда враг не ждет...

Крутятся педали... Речка, тропка, канава... Соскочили с велосипедов, командарм махнул рукой - побежали по брусничнику, пригибаясь к земле. Вот геодезическая вышка, а вот и палатка видна...
- Ура! - кричит командарм, - На штурм!
Выскочил из палатки начальник штаба "северных", что-то кричит своим. "Северные" взялись за руки и встали вокруг палатки двойной живой цепью. Главное, не пропустить в палатку, не дать не дать выбить колышки и снять ее...
- Вперед! - кричит Толя. - Вперед, ребята! Прорывай оборону!
"Южане" наваливаются на "северян". Вот-вот оборона не выдержит... В это время из-за леска неожиданно взмывает в небо красная ракета. Она набирает высоту, все видят ее и постепенно понимают, что произошло.
- Ура, братцы! - кричит начальник штаба "северян". - Наши взяли штаб южаков! Победа!

ИЗ ПРИКАЗА ПОСРЕДНИКОВ

ПОБЕЖДЕННАЯ АРМИЯ КОРМИТ УЖИНОМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПОСРЕДНИКОВ.

УСЛОВИЯ ИГРЫ
Военную игру между вторым и третьим отрядами провести в походе. В первый день похода штабам иметь карты поля боя, опознавательные знаки и список армии по подразделениям.
Состав армии: штаб - 3 человека, разведка, саперы, журналисты и так далее, по вашей инициативе.
У каждой тактической группы свой опознавательный знак - лоскут 20х15 см, пришитый на грудь куртки, цветная эмблема и номер бойца. А также нарукавная повязка на резинке. Если повязку сорвут, боец идет в плен.
Первый день - разведка. Захват штабов запрещается, уничтожение противника не рекомендуется.
Задача: как можно больше увидеть, записать, оставаясь незамеченным.
В конце первого дня сдать посредникам сведения о противнике и карту с обнаруженными объектами.
Посредники решают, у какой армии преимущество.
Записал опознавательный знак и номер - 3-5 очков.
Сорвал повязку - 1 очко.
Обнаружил штаб - 20 очков.
Обнаружил ложный объект - 5 очков.
Второй день - штурм!
Игра прекращается после захвата штаба противника. Сигнал - красная ракета.



Военные советники:
Николай Крыщук, Александр Прутт, Владимир Цивин
Рисунки Г.Ковенчука

Этот день можно разделить на несколько этапов:

1. Поиск знамени.

2. Военно-спортивные эстафеты.

3. Смотр строя и песни.

4. Выпуск боевого листка.

5. Солдатский привал.

Если лагерь загородный, то еще вечером предыдущего дня на территории лагеря вводится «военное положение»: раньше заканчивается дискотека, детям не разрешается ходить по одному и т. д. Дети ложатся спать раньше, потому что утром их ждет более ранний подъем под звуки горна. После подъема дети собираются на линейке (оценивается, какой отряд придет раньше), им сообщается о том, что началась игра «Зарница», командиры отрядов получают записки-шифровки и отправляются на поиски знамени.

Если лагерь пришкольный, то утром дети собираются на линейке и им сообщается о начале игры «Зарница». Все остальные этапы и в пришкольном, и в загородном лагерях совпадают.

После того как отряды, отправившиеся на поиски знамени, возвращаются, их ожидают в «штабе». Важно, чтобы дети вместе со знаменем принесли все записки-шифровки. Нужно заранее объяснить детям, что нельзя забирать записки других отрядов. Конечно, знамя может принести только один отряд, за это он получает дополнительные 10 баллов, у остальных отрядов оценивается то, когда они пришли в «штаб», и количество записок (если записки были собраны все - это 5 баллов).

Затем начинаются военно-спортивные эстафеты.

Дети проходят несколько этапов, каждый этап оценивается в 5 баллов. Все отряды приходят на этапы в соответствии со своим маршрутным листом.

Можно предложить следующие этапы:

1. Физподготовка:

1) На этом этапе девочки отжимаются, мальчики - подтягиваются. (Выбирают самый высокий результат в отряде и заносят в маршрутный лист.)

2) Бег - 100 метров. (Может бежать весь отряд; учитывают лучшее и худшее время, а можно выбрать из отрада 5 мальчиков и 5 девочек.)

3) Метание гранат. (Из отряда выбирают 5 мальчиков и 5 девочек.)

Можно оценивать по-разному:

Самый лучший результат в отряде;

По сумме результатов всего отряда.

4) Челночный бег. (Учитывают общее время отряда.)

5) Прыжки в длину. (Учитывают общий результат отряда и самый лучший прыжок.)

2. Полоса препятствий. Весь отряд преодолевает полосу препятствий: рукоход, бревно, шведская стенка, лабиринт; проползти под натянутыми веревками, не касаясь их.

3. Пункт первой медицинской помощи. Девочки накладывают повязки, шины, рассказывают, как оказать первую помощь при порезах, кровотечении, ожогах.

4. Переноска раненых. Мальчики, 10 человек, должны перенести всех девочек и «раненых» мальчиков с одного места на другое. Можно использовать носилки, а также переносить на руках, спине и т. п.

(Учитывают скорость и бережное отношение к «раненым».)

5. Палатка. Отряд должен установить палатку, а затем сложить ее. (Учитывают качество и затраченное время.)

6. Маскировка. Отряд должен замаскироваться подручными средствами и пройти незамеченным мимо ответственного за данный этап.

7. Гражданская оборона. Из отряда выбирают 3 мальчика и 3 девочки. Нужно на время (по команде) надеть противогаз, а затем снять и сложить его в сумку.

8. Автоматы. За этот этап отвечает только преподаватель гражданской обороны или военнослужащий. Из отряда выбирают 4 мальчика, им необходимо на время разобрать и собрать автомат. (Учитывают скорость и качество.)

9. Минное поле. В песке замаскировано несколько «мин». «Саперы» - 5 человек из отряда - ищут их. Каждая найденная мина - 1 балл; если «сапер» наступил на мину, - отряд получает 0 баллов.

Днем в лагере проходит смотр строя и песни, затем дети выпускают боевой листок о событиях прошедшего дня, а вечером - солдатский привал. В солдатском привале участвуют все мальчики отрядов таким образом, чтобы в каждом конкурсе принимали участие разные дети.

Конкурс 1 - «Воинские звания». Из отряда выбирают 1-2 человека. За 30 секунд надо написать как можно больше воинских званий.

Конкурс 2 - «Солдатская каша». Из отряда выбирают 2 человека. Обоим участникам завязывают глаза. И по команде один начинает кормить другого кашей. (Оценивают скорость и аккуратность.)

Конкурс 3 - «Отбой». Из отряда выбирают 1-2 человека. По команде участники расстилают матрас, постельное белье, раздеваются и ложатся.

По следующей команде проделывают все в обратном порядке: одеваются, складывают постельное белье, сворачивают матрас. (Оценивают быстроту и аккуратность.)

Конкурс 4 - «Солдатские прибаутки». Участники рассказывают солдатский анекдот или шутку.

Конкурс 5 - «Танцевальный». Из отряда выбирают 1-2 человека, и ребята исполняют танец «Яблочко».

Конкурс 6 - «Солдатская песня». В конкурсе участвует весь отряд. Дети инсценируют песню военной тематики.

(Этот конкурс оценивают отдельно от пяти предыдущих.)