Ведущим направлением современной стоматологии становится профилактика. Известно, что подавляющее большинство населения от кариеса в различных формах. Нередко уже в детском возрасте наблюдаются серьезные разрушения молочных зубов. Кроме того, почти 100 % населения страдают от воспаления десен и кровоточащие десны многими уже воспринимаются как вполне обычное явление. А ведь это приводит к воспалению периодонта и затем – к потере зуба. Лечение и протезирование, в свою очередь, достаточно болезненны и дорогостоящи. На сегодняшний день, очевидно, что легче предотвратить развитие многих заболеваний, чем в последствии вкладывать большие моральные и материальные силы в устранение патологии. В наше время существенно увеличивается влияние практикующих врачей в стоматологическом просвещении населения. К сожалению, немногие специалисты способны на должном уровне провести индивидуальную мотивацию и обучение пациентов в области оральной гигиены. И для того, чтобы профессиональная гигиена на самом деле стала мощным этапом борьбы с современными стоматологическими заболеваниями, необходимо четко знать все группы и методы основных профилактических мероприятий.

Зубные отложения

В литературе до настоящего момента не существует единой терминологии, объективно характеризующей зубные отложения. Под одним и тем же названием нередко подразумевают различные структурные образования. Наиболее популярен в настоящее время термин «plaque» и его перевод на русский язык – «бляшка» или «зубной налет».

Все зубные отложения можно сгруппировать следующим образом:

  1. Неминерализованные зубные отложения.
    1. Кутикула;
    2. Пелликула;
    3. Плотный зубной налет (зубная бляшка);
    4. Мягкий зубной налет.
  2. Минерализованные зубные отложения.
    1. Наддесневый зубной камень;
    2. Поддесневый зубной камень.

Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, вскоре после прорезывания теряется, поэтому в физиологии зуба существенной роли не играет.

Пелликула (приобретенная кутикула) образуется на поверхности зуба вскоре после его прорезывания и является производным слюнных гликопротеидов. При снятии пелликулы абразивным средством она быстро восстанавливается, если зуб находится в контакте со слюной (20-30 минут). Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксируемым к поверхности зуба. Бактерий в пелликуле обнаружить не удалось. От состояния пелликулы зависит процесс диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали, изменение состава и свойств пелликулы может благоприятствовать развитию кариеса. Во-первых, пелликула способна уменьшить начальный поток фтора в зуб, в то же время она может задержать обратную диффузия из зуба образовавшихся фторидэмалевых продуктов.

Зубная бляшка располагается над пелликулой зуба, она бесцветна, поэтому для ее обнаружения используются окрашивающие растворы. Это образование с шероховатой поверхностью, которое располагается над десной, чаще в пришеечной области зуба, под десной, в фиссурах. Зубная бляшка образуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали, плотно прикреплена к ней и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий. Кроме того, она содержит эпителиальные клетки, лейкоциты и макрофаги. В механизме образования зубной бляшки большую роль играют углеводы, которые способствуют прилипанию налета к поверхности зуба.

Мягкий зубной налет ясно виден без окрашивания специальными растворами. Он накапливается в ночное время, в период покоя речевого и жевательного аппарата, у лиц, не осуществляющих регулярный уход за полостью рта. Мягкий зубной налет, в отличии от плотного, не имеет постоянной структуры. Он состоит из органических и неорганических веществ, осевших на поверхности эмали в результате распада скоплений отторгнувшихся клеток покровного эпителия, слизистой оболочки полости рта, лейкоцитов, микроорганизмов, остатков пищи, пыли. Мягкий зубной налет является причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также основным центром минерализации и образования зубного камня.

Минерализованные зубные отложения (зубной камень) являются отвердевшей массой, которая образуется на поверхности естественных и искусственных зубов, а также зубных протезов. В зависимости от соотношения с десневым краем выделяют наддесневой и поддесневый зубной камень.

Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Он обычно белого или беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания. Цвет его часто зависит от воздействия табака или пищевых пигментов. Чаще всего наддесневой зубной камень локализуется на щечных поверхностях верхних больших коренных зубов, на язычных поверхностях передних зубов нижней челюсти. Наддесневой зубной камень относится к слюнному типу (образуется из минеральных веществ слюны).

Поддесневой зубной камень располагается под маргинальной десной и обычно в десневых карманах. Поддесневой камень не виден при визуальном осмотре ротовой полости. Чтобы определить местонахождение и протяженность поддесневого зубного камня необходимо аккуратное зондирование. Он обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности зуба. Часто у пациентов обнаруживается и наддесневой, и поддесневой зубные камни, не исключено образование наддесневого или поддесневого зубного камня в отдельности. Поддесневый зубной камень относится к сывороточному типу (так как доказано, что источником минералов для него является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку).

Начало и скорость минерализации зубной бляшки неодинаковы у разных индивидуумов и на различных зубах и одного и того же субъекта. Это позволяет выделять людей с быстрым образованием камня, с умеренным, с незначительным и лиц у которых вообще не образуется камень.

Профессиональная гигиена полости рта

Профессиональная гигиена полости рта – система лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта.

Выделяют четыре основных этапа проведения профессиональной гигиены полости рта:

  • Контролируемая чистка зубов;
  • Удаления зубных отложений;
  • Шлифовка и полирование;
  • Флюоризация.

Контролируемая чистка

Тщательное обследование пациента с обязательным расчетом индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+КП, КП), гигиенического индекса (ИГР-У), оценкой состояния слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта (индекс КПУ). Необходимо определить вид прикуса, наличие активнодействующих факторов риска стоматологических заболеваний.

Далее необходимо сформировать у пациента положительную мотивацию к выполнению им правил гигиены полости рта. Важно информировать пациента о том, что от качества ухода за полостью рта зависит успех лечения заболеваний пародонта, сохранность здоровых зубов, пломб и реставраций.

Желательно провести контролируемую чистку зубов. Пациент чистит зубы индивидуальной зубной щеткой, а затем проводится окрашивание оставшегося налета (используют жидкий индикатор зубного налета Plaviso (Voco), таблетки «Dent» (Япония), «Динал» (Россия) и др.).

Одновременно производится демонстрация последовательности движений средств индивидуального ухода и порядка проведения массажа десен (на модели), производится подбор средств индивидуальной гигиены, даются рекомендации по подбору зубной щетки, зубной пасты, средств для междузубных промежутков и ополаскивателей, даются рекомендации по правильному питанию и использованию жевательной резинки. На данном этапе возможно привлечение печатной и видеопродукции.

Удаление зубных отложений

В первую очередь необходимо обязательно провести ирригацию полости рта растворами антисептиков (хлоргексидин, фурацилин, метрагил, прополис и др.) или настоями лекарственных трав (зверобой, ромашка, шалфей, календула, эвкалипт).

При необходимости следует провести местное аппликационное или инъекционное обезболивание.

Затем проводится непосредственное удаление зубных отложений.

Различают четыре типа воздействия на зубную бляшку.

1. Низкочастотное воздействие (Sonic)

Кончик инструмента осуществляет круговые колебательные движения до 1 мм с частотой 1500-1700 Гц. Инструмент укрепляется к разъему взамен обычного наконечника.

Эффективность применения данного метода очень низкая: кавитация не достигается, и при этом травмируются ткани пародонта. Sonic используется только при удалении наддесневых зубных отложений. Противопоказано применение в области открытого цемента.

2. Ультразвуковое воздействие (ультразвуковые, магнитостринтивные скалеры)

Вибрация кончика – эллиптическая, с частотой 25000-30000 Гц, за счет колебания тонких металлических пластинок при подаче низковольтного электрического сигнала.

Кавитация – эффективная, особенно в сочетании с ирригацией растворами хлоргексидина, йода, фтора, соды. Генерирует тепло.

3. Пьезокерамическая (кристаллическая) системы передачи (пьезоэлектрические скалеры)

Кончик инструмента движется только в линейном (вперед-назад) направлении с частотой 45000 Гц. Более комфортабельны т.к. не генерируют тепло.

Следует помнить, что чем сильнее нажим инструмента, тем меньше эффективность.

4. Ультрадисперсное (порошково-струйное) воздействие (Air-Flow, EMS, Швейцария, Cavi-Jet, Dentsplay)

В отличие от кинетической энергии движущихся инструментов, - этот метод состоит в направленной подаче реактивной струи аэрозоля, содержащего воду и абразивное средство (профилактический порошок с бикарбонатом натрия и альфа-оксид алюминия). Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник расширяются возможности применения данного метода: удаление зубных отложений, обработка фиссур перед запечатыванием, устранение глубоких пигментаций, препарирование небольших кариозных повреждений, подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

Если при применении данных аппаратов не обеспечена достаточная подача воды, то температура рабочей части может достигнуть 200оС. Такие температуры приводят к травмам зубов и десен. Лучше всего себя зарекомендовала внутренняя подача воды к рабочей части инструмента. Вода не только охлаждает, но и за счет распыления ультразвуковыми волнами, смывает удаляемые отложения, очищая обрабатываемый участок. Этот водный туман во взвешенном состоянии выносит из ротовой полости массу микроорганизмов. Например, возбудители гепатита могут переносится воздушно-капельным путем в дыхательные пути и на восприимчивые участки глаз. Поэтому во время работы необходимо надевать маску и защитные очки.

Применяемые инструменты имеют различную форму рабочей части. Следует применять тонкий с закругленными краями инструмент. Однако при неправильном применении и такой инструмент тоже может повреждать зубы. Эффективная зона действия инструмента проходит вдоль его продольной оси. Никогда нельзя обрабатывать зуб непосредственно острием ультразвуковой насадки, т.к. это может привести к сколам эмали и даже, более того, дентина. Следует соблюдать осторожность при обработке краев пломб! Края пломб могут быть повреждены микроколебаниями инструмента и отсоединится от зуба, что увеличивает возможность возникновение вторичного кариеса. Неправильное использование инструментов может также способствовать расцементировке несъемных ортопедических конструкций. Следует помнить, что при частом использование рабочая часть инструмента изнашивается и, во избежании поломок, инструмент подлежит замене два раза в год. Рабочую часть инструмента нужно вести вдоль оси зуба без давления. Отделение зубного камня происходит благодаря ультразвуковым колебаниям, а из-за давления на инструмент. Если после обработки ультразвуковыми приборами и пневмоскалерами на поверхности зуба остаются островки зубного камня, то последующая обработка должна производится ручными пародонтальными инструментами. Они сконструированы таким образом, чтобы была возможность очищать любые поверхности зубов. Для этого они соответствующим образом изогнуты, закручены и имеют острые режущие грани на конце. Это дает возможность срезать застарелые отложения, оставляя при этом относительно гладкую поверхность.

3. Полировка

Чтобы предотвратить образование нового налета на очищенных поверхностях, применяется полировка резиновыми чашечками, щеточками и полировочными пастами.

Сначала производится шлифование и предварительное полирование шеек и доступных участков корней зубов гибкими абразивными инструментами (лавсановыми диски и полоски-штрипсы с абразивным покрытием, ленты, флоссы и щетки).

Затем приступают к окончательному полированию с использованием щеток, резиновых колпачков и полирующих абразивных паст: Unit Dose, Prophy Paste (Oral-B), Detartrine (Septodont), Nupro (Dentsply), Klint (Voco), Remot (Lege Artis), Cleanpolish (Hawe Nenos).

Начинается полировка грубой полировочной пастой резиновой чашечкой неабразивного свойства. Затем производится обработка среднезернистой пастой, благодаря которой сглаживаются неровности, образованные предыдущей пастой. Следует отметить, что нужно четко соблюдать порядок чередования полировочных паст. Только в этом случае можно получить чисто отполированную поверхность. Ни в коем случае нельзя перепрыгивать через ступени полировки. И в заключении производится окончательная полировка мелкозернистой, флюоридсодержащей пастой. Предпочтительнее полировать плоские поверхности резиновыми чашечками, а для полировки бугров использовать щеточки.

В заключении профессиональной очистки зубов производится очистка межзубных пространств с помощью специальных средств. Очистка апроксимальных областей осуществляется с помощью ниточки и мелкозернистой пасты. Для полировки значительно широких межзубных участков имеет смысл применение специальных межзубных щеточек.

Затем производится заключительная ирригация полости рта для удаления абразивной пасты (для этой цели используются слабые растворы антисептиков). Также на данном этапе желательно провести контрольное определение гигиенических индексов.

4. Флюоризация

Для улучшения процессов реминерализации эмали и дентина обязательным этапом профессиональной гигиены полости рта является флюоризация зубов с использованием фторосодержащих гелей, лаков и ополаскивателей: Fluoridin Gel № 5 (Voco), Pro Fluorid gelee (Voco), Bifluorid 12 (Voco), Fluocal (Septodont), Vernident (Voco), Fluramon (Voco), Pro Fluorid M (Voco). Возможно проведение глубокого фторирования по Кнапповосту (ф. Mumanchemie, Германия).

Таким образом профессиональная очистка зубов длится около 40 минут, вместе с консультацией врача это займет около 1 часа.

Но чтобы закрепить успех, недостаточно одного такого посещения врача. Только на протяжении всей жизни регулярно проводимая профессиональная гигиена полости рта поможет избежать заболеваний. Целесообразно проводить в кабинете гигиены регулярные осмотры (не менее двух раз в год).

Особенности применения средств индивидуальной гигиены полости рта: вопросы и ответы

Какова роль фтора в процессе реминерализации?

Литература

  1. Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Т.И.Лемецкая «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» / учебно-методическое пособие, Москва, 1986 г.
  2. Г.Н.Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии» / Медицина, Москва, 1982 г.
  3. В.В.Горюнов, И.А.Шляхтова, Т.В.Горбунова «Алгоритм работы кабинета гигиены полости рта» / Уральское стоматологическое обозрение. 2000, №2(11).
  4. Е.А.Парпалей, Л.Б.Лепорская, Н.О.Савичук «Профессиональная и персональная гигиена ротовой полости как метод профилактики стоматологических заболеваний» / Современная стоматология. 1999, №4.
  5. Г.Х.Бестинг, Р.Хильгер, С.Фас, П.Берманн «Профессиональная гигиена»/ Российский стоматологический клуб.

У 60-90% детей школьного возраста и почти у 100% взрослых людей имеется кариес зубов. У 15-20% людей среднего возраста (35-44 года) обнаруживается тяжелый пародонтит (болезнь десен), который может приводить к выпадению зубов. Вопрос профилактики заболеваний полости рта имеет решающее значение.

Наиболее распространёнными и массово встречаемыми факторами риска развития заболеваний полости рта, являются наличие зубного налета, зубного камня, плохая гигиена полости рта.

Зубной налет или зубная бляшка - это организованные колонии бактерий, часть из которых вызывают развитие заболеваний десен, другая часть развитие кариеса.

Зубной камень - это отвердевший зубной налет, образующийся на поверхности зубов.

| Плохая гигиена полости рта часто связана с неправильно используемой методикой чистки зубов.

Профессиональная гигиена полости рта в нашей клинике - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов риска развития заболеваний полости рта. Данная процедура проводится индивидуально для каждого пациента, с учетом его особенностей и состоит из следующих этапов:

  • | Снятии зубного камня без повреждения эмали зуба при помощи ультразвука
  • | Снятие зубного налета без травмы мягких и твердых тканей полости рта путем обработки поверхности зуба содосодержащим раствором под давлением (Air-Flow)
  • | Полировка обработанной поверхности
  • | Глубокое фторирование - обработка поверхности зубов фтор-содержащими препаратами (для профессионального использования в стоматологии). В организме человека фтор, в основном, содержится в эмали зубов. При недостаточном его содержании происходит разрушение зубной эмали и как следствие развитие кариеса.
  • | Обучение и контроль гигиены полости рта. Выдается одноразовая зубная щетка, при помощи которой Вы чистите зубы по привычной для Вас методике под контролем врача. Далее проводится контроль оставшегося после чистки зубов налета при помощи окрашивающих налет таблеток. После этого врач проводит обучение индивидуальной методике чистки зубов актуальной для Вас с учетом Ваших особенностей, а также подбор индивидуальных средств гигиены полости рта.

Как правило зубной налет и зубной камень, покрывающие поверхность зубов, темного цвета, за счет чего зубы в целом темнеют. Поэтому, при снятии налета и камня, многие пациенты ошибочно считают, что провели процедуру отбеливания, хотя зубам лишь возвращен истинный цвет. Как правило образование зубного камня и налета продолжается от 4 до 6 месяцев. Поэтому важно как минимум раз в полгода посещать стоматолога.

| Важно знать , при неправильном, непрофессиональном использовании этих современных приборов процедура, направленная на снятие зубных отложений, может стать причиной микротравм десен и разрушения зубной эмали. И тогда регулярные профессиональные чистки зубов перестают быть профилактикой, переходя в разряд нарушителей целостности органов полости рта.

Ведущим компонентом еще профилактики стоматологических еще заболеваний является он гигиена полости еще рта. Систематическая чистка еще зубов, удаление еще мягких зубных еще отложений способствуют он физиологическому процессу еще созревания эмали еще зубов. Биологически активные он компоненты средств еще гигиены (зубных еще паст, эликсиров) он обогащают ткани еще зуба и пародонта он солями фосфатов, он кальция, микроэлементами, еще витаминами, повышая еще их устойчивость к он вредным воздействиям. Регулярный массаж еще десен при еще чистке зубов еще щеткой способствует еще активации обменных он процессов, улучшению еще кровообращения в тканях он пародонта.

Гигиене полости рта принадлежит большая роль в профилактике оболочки рта. По данным литературы, регулярная контролируемая двухразовая ежедневная чистка зубов в течение двух лет снижает поражаемость зубов кариесом в 2 раза.

Именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать.

Профилактическая гигиена еще полости рта – еще это комплексное еще мероприятие, включающее в он себя и ежедневную он чистку зубов, и еще посещение гигиениста стоматологического один раз в полгода. Средства гигиены он полости рта еще являются своего еще рода многокомпонентной еще системой, в состав еще которой входят он разнообразные натуральные и еще синтетические вещества, еще предназначенные как еще для профилактического, он так и для еще терапевтического воздействия он на полость еще рта в целом. Для того еще чтобы иметь еще здоровую и красивую он улыбку, важно он правильно подбирать еще средства для еще гигиены полости он рта. Качественный уход он является залогом еще крепких зубов и он десен. Предметы гигиены он полости рта еще делятся на еще основные и вспомогательные:

Основные: зубные щетки, зубные нити (флоссы).

Вспомогательные: зубочистки, ершики, ирригаторы, скребок для языка .

Рассмотрим основной предмет ухода за полостью рта. Классификация зубных щеток

1. По виду зубные щетки бывают: детские, подростковые, взрослые.

2. По группе зубной щетки: гигиенические, профилактические (пародонтологические), дополнительные (специального назначения). Щетки специального назначения в равной степени могут быть использованы как взрослыми пациентами, так и детьми и подростками.


3. По классу зубной щетки: мануальные (ручные), механические (мануальные), электрические.

4. По подклассу: прямые, угловые (ангулярные).

5. По подподклассу: без индикации и индикаторные.

6. По виду щетины: натуральная, искусственная.

7. По классу щетины (по материалу щетины): нейлон, сетрон, перлон, деролон, смешанная, комбинированная, микротекстурная.

8. По подклассу щетины (по степени жесткости): искусственная щетина - очень мягкая типа «Сенситив», мягкая типа «Софт», средняя степень жесткости типа «Медиум», жесткая тип «Хард», очень жесткая тип «Экстра Хард», «ХН»; смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (комбинация нескольких видов материалов, меняющих жесткость щетины).

9. По группе щетины (по характеру размещения пучков и степени обработки щетины):

а) искусственная щетина зубной щетки: одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая, многоуровневая;

б) искусственная щетина: нарезная, полированная, закругленная, шлифованная, комбинированная.

Во всём мире большинство взрослых неправильно чистят зубы, соответственно они неправильно учат чистить зубы и своих детей.

Опыт показывает, что необходимый уровень гигиенических навыков и систематический уход за полостью рта у детей может быть обеспечен только при содружестве стоматологов, воспитателей яслей и детских садов, учителей и родителей. Особого внимания требуют дети с зубочелюстными аномалиями, так как неправильное положение зубов и их скученность предрасполагают к возникновению кариеса зубов и болезней пародонта.

Гигиена полости рта складывается из обучения, выполнения гигиенических мероприятий, контроля за правильностью их осуществления и включает в себя чистку зубов и полоскание полости рта. Для этого используют специальные средства и предметы гигиены, позволяющие эффективно очищать полость рта от зубных отложений и остатков пищи.

К средствам и предметам гигиены полости рта предъявляют определенные требования:

Абсолютная безвредность для тканей зубов и слизистой полости рта;

Хорошие очищающие свойства;

Противовоспалительное действие на десны и слизистую полости рта;

Противокариозное действие;

Не нарушать физиологического равновесия микрофлоры полости рта;

Не влиять на активность слюнных ферментов;

Не изменять кислотно-щелочной баланс во рту и др .

еще Рассмотрим стандартный он метод чистки еще зубов Пахомова Г.Н. Зубной ряд он условно делят он на несколько он сегментов. Чистка зубов еще начинают с участка в еще области верхних он правых жевательных еще зубов, последовательно еще переходя от он сегмента к сегменту. В таком же он порядке проводят еще чистку зубов он на нижней еще челюсти. При очистке еще вестибулярных и оральных еще поверхностей моляров и еще премоляров рабочую еще часть зубной он щетки располагают он под углом 45 ° к еще зубу и производят он очищающие движения он от десны к он зубу, одновременно еще удаляя налет с еще зубов и десен. Жевательные поверхности он зубов очищают он горизонтальными (возвратно - он поступательными) движениями он так, что еще волокна щетки еще проникают глубоко в он фиссуры и межзубные он промежутки.

Вестибулярную поверхность еще фронтальной группы он зубов верхней и еще нижней челюстей он очищают такими еще же движениями, он как моляры и он премоляры. При чистке он оральной поверхности он ручку щетки еще располагают перпендикулярно к еще окклюзионной плоскости еще зубов, при он этом волокна еще находятся под он острым углом к еще ним и захватывают еще не только он зубы, но и еще десны. Заканчивают чистку еще всех сегментов еще круговыми движениями. Наиболее широко еще используется у лиц он без патологии еще пародонта.

гигиена рот антисептический полировка зуб

Гигиена полости рта у детей до года

  • 1. Мотивационную работу и обучение гигиеническому уходу за полостью рта следует проводить с каждой беременной женщиной, посещающей стоматолога:
    • а) проводится подбор индивидуальных средств гигиены для женщины в соответствии с клинической ситуацией;
    • б) рассказывается о причинах возникновения стоматологических заболеваний у детей с обучением уходу за полостью рта новорожденного:
      • - не следует целовать ребенка в лицо;
      • - нельзя выпавшую изо рта ребенка соску облизывать, необходимо ее обрабатывать кипяченой водой;
      • - не рекомендуется облизывать детскую ложечку перед кормлением младенца;
      • - необходимо после каждого приема пищи очищать полость рта младенца с помощью одноразовой мягкой махровой тряпочки, смоченной в теплой кипяченой воде или с помощью детской зубной щеточки для беззубых челюстей;
      • - первые прорезавшиеся зубы необходимо протирать влажной салфеткой от десны к режущему краю зуба, удаляя весь налет. Процедуру проводят 2 раза в день.
    • в) разъясняется необходимость посещения стоматолога с ребенком после 1,5 лет для коррекции гигиены полости рта.

Следует обратить внимание на то, что гигиенические мероприятия в полости рта ребенка осуществляют только родители, поэтому необходимо иметь 2 зубные щетки. Одна из них предназначена для очищения зубов ребенку именно родителями и должна иметь длинную ручку и маленькую головку с очень мягкой щетиной, например, Oral-B Plus 30, Indicator 30. другая зубная щетка предназначена для ребенка с удобной толстой и яркой ручкой, и тоже маленькой головкой с очень маленькой щетиной. Зубная щетка должна нравиться малышу и будет использоваться им в качестве игрушки. Зубную пасту в этот период использовать нецелесообразно из следующих соображений: во-первых, пена затрудняет зрительный контроль за движениями во рту, во-вторых, малыш скорей всего будет ее заглатывать, а в третьих она может вызвать сильный рвотный позыв;

Гигиена полости рта детей 2-3 лет

  • 1. В этот период уход за полостью рта ребенка осуществляется также родителями 2 раза в день. Постепенно необходимо обучать ребенка сплевывать в связи с введением в эту процедуру гигиенических зубных паст. К ним относятся: «Детская», «Красная шапочка», « Ну, погоди!», «Мойдодыр», «Апельсиновая», «Мятная» и др.
  • 2. С 3-х летнего возраста гигиене полости рта обучается ребенок.

Ребенку разъясняется:

  • а) зачем нужны зубы (для жевания, речи и красоты);
  • б) если не ухаживать за зубами, то они могут болеть;
  • в) как необходимо чистить зубы,

В этом возрасте у детей улучшается координация движений, они уже способны на более длительную концентрацию своего внимания. Поэтому возможно постепенное обучение их методу чистки КАI . Его суть заключается в следующем:

начинают чистить зубы с жевательных поверхностей, перемещая щетку короткими поступательными движениями от крайнего зуба одной стороны до крайнего зуба другой стороны отдельно на верхней и нижней челюстях;

вестибулярные поверхности очищают круговыми движениями при сомкнутых зубах, одновременно захватывая верхние и нижние зубы, постепенно продвигая щетку от крайних правых зубов до крайних левых;

с оральной стороны зубы очищают в той же последовательности, как и с жевательной, выполняя подметающие вертикальные движения от десневого края к жевательной поверхности.

3. Родители продолжают заканчивать гигиеническую процедуру после ребенка. Кроме того следует начинать чистку зубов дополнительными средствами гигиены - флоссами, при этом особое внимание уделяется плотно стоящим молочным молярам. Для профилактики кариеса родители проводят флоссинг апроксимальных поверхностей, используя флоссеты. Флоссеты напоминают двузубую вилку, между кончиками зубцов которой натянута зубная нить. Флоссеты могут быть одноразовыми. В многоразовых к держателям присоединены катушки, устройства для натягивания нити. Техника флоссинга соответствует двуручному методу, который применяется в следующем возрастном периоде.

Гигиена полости рта у детей от 4 до 6 лет

  • 1. Рабочая часть зубной щетки должна быть небольшой и узкой с щетиной средней жесткости (для удаления налета Пристли).
  • 2. Чистка зубов детьми осуществляется под контролем взрослых, особенно это касается количества выдавливаемой пасты (не более горошины), т. к. уже желательно использование профилактической зубной пасты. В настоящее время предпочтение отдается фторсодержащим пастам с пониженным содержанием ионов фтора. В местах, где вода не содержит фтористых соединений и других микроэлементов, зубная паста с фтором может стать его единственным источником. В местах проживания с повышенным и высоким содержанием соединений фтора в питьевых водоисточниках (1,5 и более мг/л) фторсодержащие пасты использовать не следует.

В пастах, рассчитанных на детей до 6 лет, содержание фтора не превышает 500 ррm, например пасты «Stages», «Витоша», «Дракоша» (персик, клубника), «Гель дракоша с кальцием» и другие. Это связано с тем, что дети заглатывают до 30% зубной пасты во время чистки зубов.

Для того, чтобы дети не проглатывали зубную пасту, в состав детских зубных паст все реже вводят фруктовые отдушки. В период молочного и сменного прикуса используются низко абразивные гелевые зубные пасты.

После того как ребенок очистил зубы неплохо продемонстрировать качество чистки, используя специальные красители для обнаружения зубного налета, и помочь ребенку завершить гигиену полости рта, особенно в области прорезавшихся 6-х зубов.

  • 3. Закончить процедуру следует с помощью флосс, для профилактики проксимального кариеса, особенно в области между между молочными и постоянными молярами.
  • 4. В этом возрасте следует начинать применение ополаскивателей. Ассортимент жидких средств гигиены полости рта для детей ограничен. Используются ополаскиватели на безалкогольной основе. В состав ополаскивателей входят антисептики (триклозан, цетилпиридин хлорид, хлоргекседин) и фториды, например: «Plax», (Colgate), «Profluorid-M» (Voco). За счет них ополаскиватели приобретают противобляшечные свойства, то есть способность препятствовать образованию и формированию мягкого зубного налета.

Гигиена полости рта у детей младшего школьного возраста(7-10 лет)

  • 1. Для смешанного прикуса предпочтительна зубная щетка с мягкой щетиной, индикацией степени износа и большой ручкой. Дети этого возраста должны хорошо владеть методом КАI, постепенно осваивая более эффективный метод Марталлера. Это метод инструктирования школьников. Он представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптирован к их психофизическим возможностям. Так как дети максимум усилий прилагают на первых этапах чистки, то в первую очередь рекомендуется очищать жевательные поверхности:
    • - щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов справа, где делают 10 коротких горизонтальных движений, а затем постепенно перемещают щетку по дуге челюсти к противоположному краю, где также делают 10 чистящих движений. Затем аналогично чистят жевательную поверхность нижних зубов.
    • - вестибулярные поверхности очищают при сомкнутых зубах и расслабленных щеках, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Устанавливают щетку перпендикулярно вестибулярным поверхностям справа и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10-ти на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюстей и прилагая одинаковые усилия при движении щетки вверх и вниз. Таким образом продвигаются до крайних зубов слева.
    • - при очищении оральных поверхностей головку щетки ставят почти вертикально. Короткими выметающими движениям продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от одного края до другого. Затем головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов (ручка при этом «смотрит» вверх) и таким же образом проходят по язычной поверхности нижних зубов.
  • 2. После 6 лет ребенок может пользоваться зубной пастой с более высоким содержанием фторидов (юношеской, взрослой). Содержание соединений фтора в зубных пастах для подростков, в среднем, составляет 1000 ррm (Colgate Bugs Bunny; Colgate Tweety; Лесной бальзам с маслом кедровых орешков и другие).
  • 3. Взрослые обязательно осуществляют контроль чистки, а также проводят флоссинг апроксимальных поверхностей двуручным методом. Следует особое внимание уделять не только контактам в области моляров, но и аппроксимальных поверхностей фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей. Флоссинг может быть катушечным и кольцевым (в зависимости от удержания нити). Обычно используется отрезок длиной 30-40 см, который наматывают на средний палец одной руки (катушка). Второй конец наматывают 2-3-мя оборотами на средний палец второй руки. Длина натянутой нити между пальцами составляет примерно 4-5 см, во время флоссинга нить удерживают с двух сторон большим и указательным пальцами обеих рук.

При кольцевом способе отрезок нити такой же, но его концы связывают тройным узлом. Все пальцы, кроме больших, вводят в кольцо. Участок нити, длиной 1,5-2 см удерживается пальцами обеих рук, в процессе, постепенно переходя на новый участок, покручивая кольцо.

Вводить нить в межзубной промежуток нужно крайне осторожно, проталкивая через контактный пункт. На верхней челюсти используются большой и указательные пальцы, а на нижней - два указательных. В момент прохождения контактного пункта слышен щелчок. Далее давление на нить необходимо уменьшить и аккуратно вести нить по очищаемой поверхности зуба до уровня десневого желобка. Очищающие движения должны проводиться в горизонтальной плоскости в орально-вестибулярном направлении. Переходя в соседний межзубной промежуток, используют чистый отрезок нити.

Жидкие средства гигиены полости рта для подростков те же, что и для взрослых, не рекомендуется использовать алкоголь содержащие ополаскиватели.

Гигиена полости рта у детей 10-14 лет

1. Основные средства гигиены в этом возрасте - это среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые, фторсодержащие пасты: «Пепсодент», «Колгейт», «Бленд-а-мед», «Силка», «Семейная», «Зодиак», «Флуодент», «Шалфейная», «Оксигенол», «Фтородент», «Бинака», а также пасты, содержащие соли кальция и фосфаты: «Кедровый бальзам с кальцием», «32 жемчужины с минералами», «Жемчуг», «Арбат»,«Москвичка», «Чебурашка». Сред зубных паст, содержащих ферменты, для детей можно применять следующие: «Бело-розовая», «Улыбка», «Особая», Чародейка», «Фосфотазная», «Прозрачная», «Кристалл». В том случае, если имеются заболевания периодонта возможно использование зубных паст содержащих растительные препараты и биологически активные щества: «Лесная», Карофила», «Ламидент», «Хлорофилловая», «Азулена», «Изумруд», «Новинка-72», «Ромашка», «Эврика», «Аира», «Буратино», «Экстра», «Розодент», «Щелкунчик» и др.

Основной метод чистки зубов - метод Марталлера.

Для очищения сформированных и формирующихся контактных поверхностей используется флоссинг.

Методика использования флоссов:

Следует взять 30-40 см зубной нити, большую ее часть намотать на средний палец одной руки и зафиксировать на среднем пальце другой руки, оставив свободным расстояние в 10 см. Этими пальцами следует пользоваться как «катушками», постепенно перематывая нить, чтобы освободить чистый участок. Большими и указательными пальцами нужно натянуть нить горизонтально, аккуратно ввести в межзубной промежуток, опустить до уровня шейки одного из зубов, не касаясь десневого сосочка, и произвести «пиляще-выскребающее» движение, плотно прижимая нить к стенке зуба. Затем, переместив нить, ее чистый участок опустить в этот же межзубной промежуток, прижимая к контактной стенке другого зуба, и снова произвести «пиляще-выскребающее» движение. Аналогичным образом очистить все межзубные промежутки.

Особое внимание необходимо уделять гигиене детей, находящихся на ортодонтическом лечении. Наличие любых ортодонтических конструкций в полости рта затрудняет процедуру чистки зубов. Присутствие съемной или несъемной ортодонтической аппаратуры способствует формированию зубной бляшки и минерализованных зубных отложений. Для ухода за полостью рта, а также элементами съемной и несъемной аппаратуры рекомендованы специальные гигиенические средства.

Для очищения съемной ортодонтической техники рекомендуется использование обычных щеток для чистки зубов и специальных (односторонних и двусторонних) щеток, а также ершиков, имеющих повышенную жесткость и больший размер по сравнению с таковыми для чистки зубов. Для химической очистки можно применять специальные растворы или быстрорастворимые таблетки. В них съемные конструкции замачивают на 10-20 минут («Cogea tabs», “Protefix”).

Ухаживать за полостью рта при наличии несъемных конструкций гораздо сложнее. Необходимо использовать щетки специального назначения: ортодонтические, однопучковые, сулькулярные (Bulter, Oral-B). Ортодонтические зубные щетки имеют продольное V-образное углубление на всей поверхности щетиночного поля, а более короткие внутренние щетинки вдоль щетиночного поля позволяют качественно очищать вестибулярные поверхности зубов при наличии на них фиксированной дуги. Движения такой щеткой при чистке зубов проводятся только в вертикальной плоскости. Кроме того, можно использовать профилактическую зубную щетку Oral-B Advantage c микротекстурной щетиной, которая имеет силовой выступ и активное V-образное углубление в нижней трети головки щетки. Зубные щетки «Sulcus” имеют два ряда щетины и предназначены для очистки десневого желобка и узких межзубных промежутков, они удобны для осуществления гигиены полости рта при наличии как ортодонтческих, так и ортопедических конструкций, а также при скученности зубов.

Вспомогательными средствами являются мало- и однопучковые зубные щетки, ершики (интерпроксимальные щетки), флоссы, суперфлоссы, зубные ленты, межзубные стимуляторы.

Достаточно эффективным может быть применение очистки постоянной или пульсирующей струей воды, а также специальными растворами с помощью ирригаторов полости рта (гидромассажеров). Целесообразно применение безалкогольных ополаскивателей с противокариозным, противобляшечным, противовоспалительным, противомикробным действием.

Гигиена полости рта у детей 15-18 лет

Гигиена полости рта у детей 15-18 лет практически ничем не отличается от таковой у взрослых. В этот период все также важна роль родителей в периодическом контроле и материальном обеспечении.

Используются зубные щетки средней жесткости и фторсодержащие зубные пасты (в регионах с пониженным содержанием фтора в воде).

Основным является стандартный метод чистки зубов:

Зубной ряд условно делят на моляры, премоляры и передние зубы с правой и левой стороны. Зубы следует чистить при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под 45 к поверхности зуба. Начинают очищать вестибулярную поверхность верхней челюсти слева, выполняя по 10 подметающих движений от шейки зуба к режущему краю у каждого участка, затем - небную. Аналогично чистят зубы нижней челюсти. Жевательную поверхность зубов очищают горизонтальными движениями. Заканчивают процедуру круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

К дополнительным средствам гигиены относятся флоссы или зубные ленты и ополаскиватели.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, незначительным налетом и без абсцедирования

а) при гингивите - ультразвуковое (в 1-2 посещения);

б)

  • б) показано применение комплексных зубных паст со фтором и лекарственными травами: «Дентавит» лечебные травы; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Здоровье» с аиром; Silca Blue Mint и др.;
  • в) для ухода за полостью рта подходящим будет стандартный метод чистки зубов;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера.

Методика использования ершика:

Ершик вводят поочередно в каждый межзубной промежуток, осуществляя 8-10 возвратно-поступательных движений, сначала с наружной, а затем с внутренней стороны.

д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя (например «Целебный бальзам»), который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, обильным налетом и без абсцедирования

1. После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:

а) при гингивите - ультразвукавое (в 1-2 посещения);

б) при хроническом периодонтите - ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).

Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
  • б) обильный налет помогут устранить пасты с содой и активными чистящими компонентами: «Дентавит» отбеливающая; Silca Baking Soda: Lacalut fluor: Elce med Brillant Weiss. С лечебно-профилактической целью пасты нужно чередовать и менять. Хороший комплекс представляют зубные пасты со фтором и противовоспалительными компонентами, такие как «Дентавит» лечебные травы; «Дентавит» антимикробная с серебром; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Здоровье» с аиром; Silca Blue Mint; Silca Vitamin Plus;
  • в) для ухода за зубами пациенту можно рекомендовать эффективную и легко запоминающуюся методику чистки зубов, которую разработала профессор В.Г. Бокая. Щетку помещают щетинками перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов и делают выскребающие движения от слизистой оболочки десны к жевательной поверхности и режущему краю каждого зуба, из расчета 20-25 движений на каждый зуб. Затем таким же образом очищают зубы с оральной стороны. Жевательные поверхности очищают горизонтальными движениями;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера;
  • д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя «Целебный бальзам», который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, с гнойным экссудатом из зубодесневых карманов и без абсцедирования

После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:

  • а) при гингивите - ультразвукавое (в 1-2 посещения);
  • б) при хроническом периодонтите - ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).

Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
  • б) для ухода за полостью рта необходимо использовать пасты с триклозаном и хлоргексидином в течении 2-3 недель («Дентавит» с антимикробным компонентом триклозаним; «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; Lacalut activ; El-ce med Brillant 40 Plus). После комплексного лечения можно пользоваться лечебно-профилактическими пастами со фтором и противовоспалительными компанентами, такими как «Дентавит» лечебные травы; «Дентавит» целебный бальзам; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Лесная»; Silca Herba; Silca Herb Plus; El-ce med Enzim KomplexA и др.;
  • в) в процессе лечения следует применять ополаскиватели и другие жидкие средства ухода за полостью рта: «Элюдрил», хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары и настой трав (календула, зверобой, ромашка и т.д.), ополаскиватель «Целебный бальзам» и др.;
  • г) хорошим методом чистки зубов при данной ситуации является техника, предложенная американским стоматологом Bass. Она включает три этапа. На первом этапе при открытых зубных рядах производят горизонтальные или легкие круговые очищающие движения по жевательным поверхностям зубов. Затем очищают внешние поверхности зубов раздельно на верхней и нижней челюстях. Вначале зубную щетку располагают на высоте последнего большого жевательного зуба наискосок к десне (угол 45), щетку слегка прижимают и производят 8-10 вибрирующих, «вытирающих» движений. Затем щетку сдвигают слегка вперед, захватывая и уже очищенный участок, и вновь производят 8-10 вибрирующих, вытирающих движений. Эти движения продолжают к клыку и резцам, доходя до последнего жевательного зуба на другой стороне. Так же чистят и внутренние поверхности зубов;
  • д) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с выраженной отечностью и кровоточивостью без абсцедирования

1. До обучения индивидуальной гигиене полости рта и снятия зубных отложений следует уменьшить воспалительный процесс в тканях периодонта с помощью местного медикаментозного лечения. Для этого рекомендуется использовать противовоспалительные препараты. Высокой эффективностью обладает Солкосерил Дентальная Адгезивная Паста (фирма Солко Базель АГ).

Методика применения Солкосерил Дентальной Адгезивной Пасты:

  • а) предварительно нужно просушить ватным или марлевым тампоном слизистую оболочку полости рта;
  • б) с помощью ватной турунды или гладилки нанести Солкосерил Дентальную Адгезивную Пасту на слизистую оболочку десны;
  • в) ватным шариком, обильно смоченным водой, распределить препарат по поверхности слизистой оболочки десны;
  • д) Солкосерил Дентальную Адгезивную Пасту следует наносить 1-3 раза в день в течении 2-3 суток.
  • 2. После медикаментозного воздействия необходимо провести обучение индивидуальной гигиене полости рта с помощью модели и зубной щетки.

Методика обучения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
  • б) более щадящим и эффективным приемом чистки зубов на данный момент является метод Чартера. Для этого необходимо зубную щетку установить так, чтобы щетинки находились под углом 45 к десневому краю, кончиками к жевательной поверхности. Не отрывая щетинок от зубной поверхности, выполняют легкие встряхивающие или круговые движения, проникая в межзубные промежутки. Осуществляют по 10-15 чистящих движений с вестибулярной поверхности последнего жевательного зуба верхней челюсти. Постепенно перемещаясь, поочередно очищают все зубы. Затем переходят на оральную поверхность, делая аналогичные движения. Круговыми движениями очищают жевательную поверхность. Затем чистят зубы нижней челюсти. Все движения нужно делать не торопясь, чтобы избежать появления ссадин на воспаленной слизистой оболочке. Первое время это займет 3-5 минут. Чистить зубы следует после завтрака и ужина;
  • в) рекомендуется использовать зубные пасты с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости, такие как «Дентавит» с минералами мертвого моря; Elce med Enzim Komplex A; Silca Vitamin Plus; «Дентавит» целебный бальзам; «Поморин», «Бальзам» и т.д.;
  • г)
  • 3. Через 2-3 дня после обучения рациональной гигиене полости рта рекомендуется провести профессиональное удаление зубных отложений:
    • а) при гингивите используется ультразвуковое снятие зубных отложений в 1-2 посещения с последующим мануальным контролем путем зондирования;
    • б) при хроническом периодонтите используется ручной либо комбинированный метод снятия зубных отложений в 3-4 посещения (вручную зубные отложения удаляют с помощью скейлеров, крючков, экскаваторов, кюреток и др. инструментов). После антисептической обработки полости рта (хлоргексидина биглюконат, листерин, мирамистин и т.д.) начинают аккуратно снимать зубные отложения с вестибулярной поверхности зубов одного из квадрантов под визуальным контролем, стараясь не травмировать слизистую оболочку десны. Затем переходят на апроксимальные поверхности, используя не грубые проталкивающие и соскабливающие движения с учетом анатомического строения зуба (выемки корня, граница эмали и цемента). С оральной поверхности зубной камень удаляют соскабливающими движениями. С помощью зеркала и зонда проводят контрольный осмотр обработанного участка. После антисептической обработки необходимо провести полировку поверхности корней, шеек и коронок зубов с помощью специальных резиновых чашечек, щеточек, полировочных полосок, флоссов и полировочных паст.
  • 4. Через 10-14 дней после снятия зубных отложений целесообразно назначить контрольный осмотр с целью коррекции индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с абсцедированием

После оказания неотложной хирургической помощи в течении 5-10 дней для обработки полости рта пациенту рекомендуется проводить 2-3 раза в сутки полоскания: :«Элюдрил», хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары трав (календула, зверобой, ромашка и т.д.) с добавление соли до гипертонического раствора и др.

Для гигиенического ухода за полостью рта необходимо использовать:

  • а) зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
  • б) более щадящим и эффективным приемом чистки зубов на данный момент является метод Чартера.
  • в) рекомендуется пользоваться зубными пастами с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости, такими как «Дентавит» с минералами мертвого моря; El-ce med Enzim Komplex A; Silca Vitamin Plus; «Дентавит» целебный бальзам; «Поморин», «Бальзам»; «Дентавит» с антимикробным компонентом триклозаном; «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; Lacalut activ; El-ce med Brillant 40 Plus и т.д.;
  • г) следует воздерживаться от использования дополнительных средств гигиены (зубные нити, ершики и зубочистки).

Через 2-3 дня провести профессиональное удаление зубных отложений.

Коррекцию индивидуальной и профессиональной гигиены следует провести при контрольном осмотре через 7--10 дней.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с повышенной чувствительностью зубов и рецессией десны

Профессиональную гигиену полости рта необходимо проводить под обезболиванием и последующей обязательной обработкой фтор-препаратами.

Для индивидуальной гигиены полости рта следует использовать:

  • а) зубную щетку с мягкой щетиной и закругленными кончиками;
  • б) зубные пасты: «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; «Дентавит» Q; Lacalut Sensitive; Oral-B Sensitiv; El-ce med Sensitiv Plus; Sensigel и т.д.;
  • в) при оголении корней для ухода за полостью рта рекомендуется применять модифицированный метод Стилмена. Для этого зубную щетку устанавливают так, чтобы концы щетинок лежали на пришеечной области зуба и частично охватывали прилегающую десну под косым углом к оси зуба. При этом выполняются слабые вращательные движения щеткой и 20 коротких встряхивающих (вперед-назад) движений вдоль прикрепленной десны, десневого края и поверхности зуба. Аналогично очищают язычные поверхности. Для очищения жевательных поверхностей щетку располагают щетинками перпендикулярно к ней;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов нужно применять ершики соответствующих размеров
  • д) рекомендуется пользоваться дополнительно жидкими средствами гигиенического ухода (ополаскивателями со фтором и противовоспалительными компонентами, типа «Целебный бальзам», «Colgate Total Plax», «Oral-B Advantag» и т.д.)

Учебные элементы

Цель занятия: Изучить и освоить методики ухода за полостью рта.

Основные термины: гигиена полости рта, методы чистки зубов, языка, стандартный метод чистки зубов.

Контрольные вопросы:

5) Контроль исходного уровня знаний

6) Собеседование по теме

а) алгоритм гигиены полости рта.

б) методы чистки зубов

в) использование флосса, флоссеты, флосстика, тейпа

г) использование зубочистки

д) использование ирригатора

е) ошибки, совершаемые при уходе за полостью рта

3) Контроль усвоения знаний

Изложение учебного материала

Гигиена полости рта – это комплекс мероприятий, важнейшим компонентов которого является чистка зубов. По данным ВОЗ 92 % населения не умеют чистить зубы. Гигиена полости рта у большинства российских детей ограничена набором эмпирических манипуляций с применением стандартной зубной щетки и пасты.

Алгоритм чистки зубов

1) Вымыть руки с мылом.

2) Прополоскать рот теплой водой.

3) Промыть тщательно зубную щетку водой.

4) Осуществить чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты

5) Прополоскать рот.

6) Намылить рабочую часть зубной щетки мылом или обработать специальным раствором.

7) Поставить зубную щетку в бокс головкой вверх

Возможны варианты в зависимости от возраста ребенка, вида зубной пасты, состояния полости рта, предпочтений индивидуума и пр.

Использование зубной щетки

Движения зубной щетки при чистке зубов:

· Вертикальные (подметающие) выполняются вдоль оси зуба от десны и предназначены для удаления налета с вестибулярной и язычной поверхности, частично пришеечной области и межзубных промежутков, десны.

· Горизонтальные (возвратно-поступательные) предназначены для удаления налета с окклюзионных поверхностей.

· Вращательные (круговые) предназначены для удаления налета из фиссур и ямок, пришеечной области и массажа десны.

Выполняя последовательно этапы стандартного метода чистки зубов, руководствуются правильным расположением щетки по отношению к различным поверхностям зубов, правильным выбором вида движений и проведением необходимого количества движений на поверхностях различных групп зубов.

Известно множество методик чистки зубов (Леонарда, Басса, Фонеса, Рейте, Чартера, Смита-Белла, Стилмана, Пахомова, Бокой).

Стандартный метод чистки зубов (Пахомов Г.Н). Зубной ряд условно делят на 6 сегментов (моляры, премоляры, резцы с клыками). Чистку осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к оси зуба и при помощи 10 вертикальных подметающих движений удаляют налет с вестибулярной поверхности верхних левых моляров. Поочередно очищают все сегменты верхней челюсти. Небная поверхность очищается аналогично. На нижней челюсти последовательность и виды движений повторяются. Жевательная поверхность зубов очищается при помощи возвратно-поступательных движений.

Метод Леонарда предусматривает два вида движений: вертикальные и горизонтальные. Головка устанавливается перпендикулярно оси зуба, и вертикальными движениями от десны удаляется налет с вестибулярной и оральной поверхности. Окклюзионная поверхность очищается возвратно-поступательными горизонтальными движениями.

Метод Фонеса осуществляется при сомкнутых зубных рядах. Зубную щетку ставят перпендикулярно оси зуба и выполняют круговые движения, одновременно очищая вестибулярные поверхности зубов верхней и нижней челюсти. Язычные и жевательные поверхности очищают также круговыми движениями.

Метод Чартера предназначен как для очищения зубов, так и для массажа десен. Является дополнительным терапевтическим мероприятием при воспалительных заболеваниях пародонта. Зубную щетку устанавливают под углом 45° к оси зуба щетинками в сторону режущего края зуба. При выполнении легких круговых движений щетинки проникают в межзубные пространства. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют весь процесс. Этот метод рекомендован детям школьного возраста, обладающим определенными мануальными навыками. Чистку проводят под контролем стоматолога.

Метод самоконтролируемой чистки зубов (Бокая В.Г.). Перед чисткой окрашивают зубной лет. Вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными движениями с максимальным захватом десны. Вестибулярные поверхности очищаются при сомкнутых челюстях в прямом прикусе с захватом десны до переходных складок. Пациент осуществляет контроль качества чистки по наличию красителя через каждые пять движений. Максимальный захват десны обеспечивает тщательное удаление зубного налета и ее массаж, а слизистая выступает в качестве дозатора силы чистящих движений.

Большое количество методов чистки зубов свидетельствует об актуальности проблемы. Трудно представить существование простого и эффективного метода чистки зубов, универсального для всех. Невозможно пользоваться единым методом взрослым и детям, при здоровой полости рта и ее патологии, при отсутствии или наличии «ортодонтических» проблем. Вместе с тем, соблюдение определенных общепризнанных базовых принципов позволит оптимизировать процесс удаления зубного налета.

Следует отметить, что клиническая эффективность зубных щеток в меньшей степени обусловлена их конструктивными особенностями. Более важными факторами являются тщательный инструктаж по гигиене полости рта и правильная техника чистки зубов.

Для оценки эффективности индивидуальной гигиены полости рта и

мотивации пациента к повышению качества чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (КЧЗ), осуществляемая индивидом под контролем гигиенического индекса в присутствии специалиста.

Контролируемая чистка зубов является составной частью комплекса мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию (ГОиВ) ребенка. Формированием знаний и навыков по гигиене полости рта у населения в настоящее время занимаются гигиенисты стоматологические. Однако при необходимости в процессе может участвовать врач-стоматолог. КЧЗ осуществляется в несколько посещений.

Методика КЧЗ

В первое посещение проводится полное стоматологическое обследование пациента, данные фиксируются в медицинской карте. При наличии интраоральной камеры, пациенту демонстрируются выявленные стоматологические «проблемы», в том числе имеющийся микробный налет. Для усиления эффекта можно зубной налет окрасить. Видеопрезентация сопровождается подробными объяснениями. Гигиенический индекс определяется, если с момента чистки зубов прошло не более 5 часов.

Во второе посещение ребенок приносит используемые предметы и средства гигиены полости рта. Специалист оценивает состояние зубной щетки, флоссов, характеристики зубной пасты и их соответствие состоянию полости рта пациента. Ребенок в присутствии родителей (по возможности без их участия в беседе) рассказывает об индивидуальной гигиене полости рта. После этого осуществляется чистка зубов с определением ГИ до, и после манипуляции. Гигиенист располагается рядом в качестве наблюдателя и фиксирует все недостатки, но в процесс не вмешивается. Эффективность чистки зубов оценивается по разнице баллов ГИ. При показаниях осуществляется подбор адекватных предметов и средств гигиены полости рта, обучение правилам ухода за ротовой полостью.

В третье посещение ребенок приходит с новой зубной щеткой (флоссом, флосстиком, скребком) и пастой (ополаскивателем, спреем). Осуществляется КЧЗ, вносятся коррекции. В дальнейшем периодичность посещений определяется гигиенистом индивидуально.

Индивидуальный контроль качества чистки зубов осуществляется пациентом или родителями. С этой целью применяются специальные красители: раствор основного фуксина, эритрозина, Шиллера-Писарева, Люголя, эритрозин содержащие таблетки. Таблетированные препараты в домашних условиях предпочтительнее, так как более гигиеничны и окрашивают весь налет. КЧЗ лучше проводить вечером при наличии свободного времени у родителей.

Использование флосса

Флоссинг – процедура очистки межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов с помощью флосса. Нить используют после каждого приема пищи, обычно 2-3 раз в сутки.

Методика флоссинга:

Вымыть руки;

Отрезать флосс длиной 20–30 см;

Зафиксировать концы флосса на средних пальцах рук, намотав на один значительно больший фрагмент;

С помощью указательных и больших пальцев флосс аккуратно вводится в межзубной промежуток;

Охватив шейку зуба в виде полупетли, пилящими и вертикальными движениями осторожно продвигать нить от десны;

Обновить рабочую часть нити перемещением петель на пальцах;

По окончании процедуры утилизировать флосс;

Вымыть руки.

Применение флоссеты или флосстика значительно удобнее, проще, и способствует выработке привычки флоссинга.

Использование зубочистки

К помощи зубочистки прибегают при отсутствии других предметов гигиены полости рта. Методика применения: зубочистку разместить под углом 45 градусов к зубу, при этом конец должен находится в зубодесневой борозде, а сторона должна прижиматься к поверхности зуба. Затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бороздки к контактной точке зуба.

Использование ирригатора

Ирригаторы применяют в качестве дополнительного предмета гигиены для очищения труднодоступных участков полости рта и массажа десен. После традиционной чистки зубов щеткой и пастой направляют мощную струю воды в межзубные промежутки, под фиксированные элементы ортодонтической аппаратуры. Последовательность очищения сегментов аналогична стандартному методу. Применение ИПР у детей способствует выработке привычки ухода за полостью рта, так как является для них элементом игры.

Чистка языка

Гигиена языка предусматривает удаление налета, слизи, остатков пищи с помощью обычной зубной щетки, специальной зубной щетки, насадки для чистки языка электрической зубной щетки, скребка. Особое внимание гигиене языка следует уделять при наличии заболеваний ЖКТ, складчатого или «географического» языка. В этих случаях на языке скапливается большое количество слизи и налета, что создает благоприятные условия для размножения и жизнедеятельности патогенных микроорганизмов.

Гигиена языка осуществляется после чистки зубов. Щетка средней степени жесткости перемещается подметающими движениями от корня языка к кончику. Количество движений вариабельно, в среднем 10–12. После нескольких движений щетку необходимо промыть под струей воды для удаления слизи. Щетка увлажняется водой или зубной пастой. Однако применение пенящейся пасты не целесообразно, так как возможно возникновение рвотного рефлекса.

Применение скребка аналогично вышеуказанной методике. Пользоваться скребком надо осторожно во избежание травмирования языка.

Для очищения всей полости рта специально разработаны ЗЩ Colgate 360° с подушечкой для чистки языка, которые удаляют до 36% больше бактерий, вызывающих появление неприятного запаха изо рта.