Легко быть аскетом, если ты нищий. Достаточно ничего не делать. Но когда доступно всё, преодолеть искушение очень сложно.

Пока его коллеги пользовались материальными благами, Патриарх Павел Сербский оставался верен своим принципам и вёл скромный, нестяжательский образ жизни. Он не боялся критиковать пользующихся излишествами священнослужителей:

Патриарх Сербский

«Если архиереи, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

Прихожане сербской православной церкви могли с удивлением натолкнуться на него в общественном транспорте или увидеть, как будущий владыка Павел собственноручно чинит дверной замок.

В последний путь его провожало около миллиона человек, а Сербии объявили трёхдневный траур.

Давайте же узнаем больше о том, каким был глава сербской церкви, святейший Павел!

Будущий патриарх рано потерял родителей, его воспитала тётка

День рождения Патриарха Павла Сербского

Гойко Стойчевич родился 11 сентября 1914 года в крестьянской семье из деревни Кучанцы. Шла первая мировая война. Отец поехал в США на заработки, но вернулся оттуда с туберкулёзом. Все знали, что он скоро умрёт.

Мать родила второго сына и после смерти супруга вышла замуж. Забеременела и тоже умерла - во время родов.

О двух сиротах заботились бабушка и тётя.

Будущий Патриарх Сербии Павел пережил много трудностей. Но сохранил убеждение, что они - не преграда для достойного человека:

Патриарх Сербский

«Невозможно нам оправдываться и говорить, что, если было бы какое-нибудь более удачное время, и мы были бы удачливее. И в лучшие времена можем потерять и достоинство, и душу, а и в худшее время и в самых тяжелых обстоятельствах можем сохранить и достоинство, и душу».

Ему повезло в том смысле, что семья была религиозной. Дети ходили в воскресную школу, знали много о Божьем Законе и молитвы. Без земных родителей, будущий патриарх Сербии обратил взгляд к Отцу Небесному.

Позже он говорил, что именно из-за сиротства он смог сильнее ощутить близость Бога.

Гойко оказался слабым и болезненным мальчиком. Родственники отнеслись с пониманием и не утомляли его крестьянскими обязанностями. Напротив - ребёнку позволили сосредоточиться на образовании. Гойко имел успех в технических предметах, а вот запоминание ему давалось тяжело:

Патриарх Сербский

«Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение. Семья оказала важнейшее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранялся и я занимался ей в свободное время».

Гойко Стойчевич не мог найти своё призвание и заболел туберкулёзом

И всё же родственники настояли, чтобы Гойко пошёл в духовную семинарию. Там он провёл шесть лет. После он учился на богословском факультете в Белграде. Решение связать жизнь с религией не было твёрдым.

Гойко Стойчевич

Имя данное Патриарху Павлу при рождении

Гойко задумывался о медицине, пробовал свои силы на соответствующем факультете, был военным медиком.

С 1941 Гойко - два года прораб по расчистке руин в Белграде. После он снова возвращается в «свою» стихию: работает вероучителем и педагогом в Бане-Ковиляче. Он занимается с детьми беженцев. Кажется, в жизни появился некий смысл и стабильность, но судьба распоряжается иначе.

Гойко, как отец, заболевает туберкулёзом. Врачи просят его приготовиться к худшему. Три месяца, не больше.

Гойко Стойчевич стал монахом Павлом, затем - доктором богословия, а после - епископом

Куда теперь податься больному, умирающему человеку?

Гойко выбрал монастырь Вуян. Там он боролся с болезнью - и выздоровел! Это событие изменило планы Гойко. Он решил посвятить жизнь Господу. В 1946 Гойко - послушник, а в 1948 - уже монах, и, в конце концов, - иеродиакон.


В 1949 году он на шесть лет становится насельником монастыря Рача.

С 1955 он - два года аспирант кафедры Нового Завета и литургики в Афинах. Коллеги отзываются о нём очень положительно, хвалят. Павел - уже давно не тот мальчик, что имеет способности лишь в технических предметах.


И хотя Павел постоянно вращался в сфере знаний, он считал, что ум необходимо уравновешивать человеческой добродетелью:

Патриарх Сербский

«Ум дает нам свет, он - наше внутреннее око, но он холоден. А доброта теплая, но слепая. Вот и установить бы равновесие в развитии ума и доброты, в этом всё дело. Иначе ум без доброты переходит в злобу, а доброта без ума - в глупость».

Много событий произошло в течение 1957 года. Гойко - доктор богословия, его возводят в сан архимандрита, затем - избирают епископом Рашко-Призренским.

Епископ Павел строил храмы, занимался общественной деятельностью, писал богословские труды и стал патриархом

Епископ Рашко-Призренски Павел взялся за строительство храмов и реставрацию святынь Косова и Метохии. В тот период там имелись большие проблемы межэтнических отношений.

«Любовь к собственному народу, которая была бы слепа к неправде и преступлениям, не является любовью. Подлинная любовь к собственному народу означает, что есть в ней место и для всякого другого народа».

Организация Объединённых Наций. Епископ обращался за помощью туда

Епископ обращался в ООН с просьбой о помощи, но на неё не отреагировали.

Всю эту активность он совмещал с преподавательской деятельностью и писал научные работы. Из-под его пера вышло немало трудов, среди которых:

Монография о монастыре святого Иоанникия Девичского

«Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры» в трёх томах

Исследования по литургике. Более двадцати лет из публиковал «Вестник Сербской Православной Церкви».

Многие высказывания Павла разобраны на цитаты.

Ноябрь 1990

Павел был избран патриархом Сербской Церкви

В ноябре 1990 года Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви избрал его патриархом Сербской Церкви.

«Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел, - признавался он, - тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее, на следующий день я пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, как: есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение - вот главное».

Патриарх Сербский Павел вёл скромную жизнь, всё делал сам и всегда помогал людям

Святейший Патриарх Сербский Павел отличался скромностью и умеренностью. Его сан позволял пользоваться множеством привилегий. Однако патриарх счёл роскошь бессмысленной для духовной жизни.

Он отказался от личного транспорта, и ездил на общественном. Простые люди могли обнаружить его в соседнем кресле автобуса за чтением духовных писаний.


Павел Сербский ел мало и просто. Если для аскетов прошлого это было серьёзным духовным и физическим испытанием, то для патриарха - норма жизни. Он не видел смысла в излишествах.

Сербский патриарх с состраданием относился к живым существам, не ел мяса.

Но когда его напрямую спросили: «Вы вегетарианец?», владыка ответил отрицательно. И не соврал - он не вешал на себя ярлыки, не считал, что поступает как-то из ряда вон. Он вёл самую простую и морально правильную жизнь - такую, как велело сердце.

«Время созидает и разрушает, а дела любви остаются и превосходят время, в которое мы призваны свидетельствовать, каждый по своему призванию, но всегда как люди и никогда - как нелюди».

В одежде он тоже себя ограничивал. «Зачем мне вторая ряса? Я не могу носить две сразу». Пятьдесят лет владыка служил в одной и той же церковной одежде. Ухаживал за ней, ремонтировал по необходимости.

Он стремился проводить богослужения в разных храмах, так что постоянно встречал новых священников. Если замечал порванные рясы, то от всей души предлагал: «Принеси, починю».


Обувь владыка тоже не видел смысла покупать. Он прекрасно шил. Одна прихожанка с неодобрением посмотрела на его изношенные ботинки. Неужели у сербского народа нет денег на новую обувь патриарху? А тот сказал:

«Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию».

Владыка сам отремонтировал находку и ещё долго ей пользовался.

С обувью связана ещё одна история. Некая женщина пришла к патриарху Павлу и принесла деньги. Она заявила, что ей приснилась Богородица и потребовала купить патриарху новые ботинки. Тот спросил:

А в котором часу Вы спали?

Около одиннадцати.

Знаете, я лег позже, около четырех часов утра. И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается.

Священники заставали патриарха, подметающим в храме.

«Не нужно стесняться никакой работы. И самый грязный труд не может нас унизить. Унижает нас только грех».

Также рассказывают историю, когда некий заключённый заявил, что исповедуется, если только сам патриарх явится за этим. Разумеется, он не рассчитывал, что владыка сядет на городской транспорт и примчит к нему. Но именно так и случилось. Патриарх исповедовал заключённого.

Он верил, что отнюдь не условия и обстоятельства определяют личность человека:

Патриарх Сербский

«Человек не может выбирать ни время, ни место, когда и где ему родиться, ни условия, в которых ему предстоит жить. Это не зависит от нас. Но то, что от нас зависит и чего от нас ждут, состоит в том, чтобы быть людьми — всегда и везде. При всех условиях и всех обстоятельствах».

Любой желающий мог навестить владыку и пообщаться с ним. Общался патриарх просто и понятно всем. Хотя сам отлично знал богословие, историю религии и другие науки, так что при необходимости мог углубиться в очень сложные даже для священника разговоры.

Патриарх Павел много путешествовал - и не только по Сербии. Он успел по делам церкви побывать на всех континентах - за исключением Антарктиды.

Патриарх Павел скончался 15 ноября 2009 после тяжёлой болезни, с ним простился почти миллион человек

В конце 2007 года патриарх серьёзно заболел и попал на лечение в госпиталь. Он больше не мог принимать всех желающих. Да и исполнять прямые патриаршие обязанности уже не позволяло здоровье. Через год владыка обратился в Священный архиерейский собор Сербской православной церкви и попросил отставки.

Он не держался за титулы и звания. Куда важнее, чтобы Сербская церковь продолжала полноценно функционировать. Но в просьбе отказали, хотя функции предстоятеля временно стал выполнять Священный Синод, а в его главе - митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.

15 ноября 2009 года патриарх Павел скончался. Проститься с ним пришло около миллиона человек.


Патриарх Сербский Павел

О том, что Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит, свидетельствуют многочисленные истории. Особенно среди них много примеров аскетизма и нестяжательства сербского Патриарха.

Так, известно, что по городу он либо ходил пешком, либо ездил на общественном транспорте - среди людской давки без охраны, без сопровождающих лиц. Каждый мог подойти к нему и поговорить с ним.

Одна из историй о нем, опубликованная в издании "Татьянин день", гласит, как однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил у входа много иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: "Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?

Известно, что предстоятель Сербской церкви всегда ходил в старых ботинках. "Татьянин день" рассказывает, как одна женщина попала на прием к патриарху. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви - это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: "Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?". Патриарх тут же с радостью сказал: "Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они еще долго смогут послужить".


Другая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с предстоятелем Сербской церкви по неотложному делу. Во время аудиенции она рассказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, спросил: "А в каком часу вы легли спать?" Женщина, удивившись, ответила: "Ну... где-то в одиннадцать". "Знаете, я лег позже, около четырех часов утра", - ответил патриарх, - "и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается". И не взял денег.

Он не только мог отремонтировать любую обувь или даже сшить себе ботинки из старых женских сапог, если он видел, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: "Принеси, я починю ее".

Он сам облачался перед службой и сам разоблачался после, сам стирал, гладил и чинил подрясник и рясу, сам исповедовал прихожан и сам причащал их. И питался так мало, как древние отцы-пустынники.

Однажды Патриарх Павел летел куда-то с визитом на самолете. Над морем самолет попал в зону турбулентности, его стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: "В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня".

Сергей Приголовкин 6.04.2015

Сергей Приголовкин 6.04.2015

О скромности, сдержанности и доброте этого архиерея ходят легенды. Его самоотверженное служение Церкви, его евангельское терпение и любовь сделали этого старца известным далеко за пределами Сербии. Он был подобен древним святым: ежедневная литургия, доступность, нестяжательство и аскетизм, отсутствие собственности и трудолюбие. Он поднялся очень высоко, этот невысокий старец, спокойно и прямо шедший по ступеням духовной Лествицы. При жизни его почитали святым…

Будучи избран Патриархом Сербским, в своем слове во время интронизации он сказал: «Вступая в качестве сорок четвертого Сербского Патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей отдельной программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас — насколько мы его верой и любовью приемлем».

В период, когда Владыка Павел был избран Патриархом Сербским, множество делегаций и многочисленные высокие иностранные представители выражали желание встретиться с Его Святейшеством. Его сотрудникам это не очень нравилось, так как они боялись, что новый патриарх может растеряться и не будет знать, как себя вести, поскольку большую часть жизни он провел в монастыре, живя монашеской жизнью, и не имел опыта мирской дипломатии. Попросил об аудиенции и очень тогда активный американский посол в Белграде Уоррен Циммерман. Патриарх принял его в Патриарших палатах. Посол передал приветствия и поздравления от имени американского народа, от имени американского президента и от себя лично. И после разговора на общие темы посол спросил патриарха:
- Чем мы можем вам помочь?
Патриарх взглянул на него и ответил просто:
- Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам - и так вы нам поможете!

Циммерман растерялся, не зная, что ответить. Но время показало, что это была самая мудрая просьба.

В Патриаршей резиденции возле соборной церкви он выбрал для себя самую маленькую комнату, относительно которой его внучка Снежана предположила, что она когда-то предназначалась для привратника: только два метра в ширину, ровно столько, чтобы поставить кровать между стенами, над кроватью была повешена доска, служившая полкой, на которую можно было положить книги, очки, поставить стакан воды или какие-то другие вещи, необходимые под рукой. Еще там был старый шкаф, стул и сейф. Он считал, что больше ему ничего не нужно. Остальная часть огромных патриарших покоев использовалась для приема гостей.


В патриархии он продолжил жить так же, как жил бы и в любой другой монашеской келье. Вставал рано, в четыре часа или еще раньше. Совершал свое долгое молитвенное правило и около шести часов отправляется на литургию в патриаршем храме-часовне Св. Симеона Мироточивого, на третьем этаже того же здания. Там не было хора, пели только прихожане...

Очень много исповедовал простой народ. Были дни, когда в домовом храме патриархии все желающие могли прийти к патриарху на исповедь. Он принимал всех.

После литургии прихожане брали благословение и целовали руку патриарха, он благословлял всех, кто пришел на службу. При выходе из храма, проходя рядом с людьми, говорил что-нибудь поучительное, присутствующие чувствовали, что сказанное относится к ним.

Он был теологом настолько высокого уровня, что, наверное, до конца его богословское наследие еще не открыли и не осмыслили. Возможно, из-за того, что эта сторона его деятельности была не так заметна. Он не любил выступать на конференциях, с кафедры рассказывать о том, как правильно понимать христианство. Охотнее он излагал это понимание в простых вопросах и ответах, в беседах с людьми, которых встречал на улицах или в Патриархии.

К нему мог подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимал посетителей. Люди шли к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами, и для каждого у него находилось ласковое слово утешения. Народ говорил: «Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас, в его сердце вмещается вся Сербия».

Б удучи патриархом, сам готовил себе поесть. Ел мало, постился строго. Пища соответствовала времени года, в основном растительная. Так, в летние месяцы его любимое блюдо — вареная крапива и овощи, которые успевают созреть… В пост по понедельникам, средам и пятницам это овощи на воде, а в другие дни — с малым количеством растительного масла. Часто пищей ему служили сушеные яблоки, если нет свежих (у него были полные кульки сушеных яблок, он сам их резал на ломтики и сушил). Немного рыбы только тогда, когда это дозволяется. Любимые его напитки — томатный сок и рассол.

Во всем заботился о себе сам, облачался перед службой и сам разоблачался после службы, сам стирал и гладил подрясник, ремонтировал обувь. Работал в своей мастерской, выполнял хозяйственные работы в здании патриархии, например, чинил замки или электропроводку, делал уборку в часовне, где служил по утрам, готовил и стирал для себя только сам. Мог пройти после окончания рабочего дня по зданию, чтобы выключить оставленный гореть свет, закрыть до конца краны, окна. Был очень экономным человеком. Например, вечером он часто выходил на террасу здания патриархии или становился рядом с нею, чтобы читать при свете городских фонарей.


До интронизации Павел был епископом Рашко-Призренским, Косово и Метохия были его епархией. Часто албанцы вели себя недостойно. Например, однажды некий албанец подошел к нему на улице и сбил палкой митрополичью шапку. Епископ Павел молча поднял ее, перекрестился и сказал: «Дай Бог тебе здоровья!» Эти слова сильно подействовали, так что потом этот албанец пришел просить у него прощения и в селе стали относиться к епископу с большим уважением. Своим поведением, простым и доброжелательным обращением он снискал уважение и среди населения, так что многие албанцы, как и сербы, считали его святым. Несмотря на опасности военного положения, Патриарх Павел предпочитал ездить без охраны.

Учил он и других жить скромно. Когда у него как у правящего епископа монахини из монастыря Сопочане близ Нового Пазара просили благословения купить „Фичо“ (самый маленький в то время автомобиль - «Запорожец»), чтобы им было легче возить из города необходимое для монастыря и чтобы не ездить на автобусе, потому что в дороге случались и разные искушения, он отказал. Объяснение было таким: «Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!» В то время, пока он был епископом Рашско-Призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих нужд, и для нужд епархии. Он говорил: «Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня». Но в конце концов согласился приобрести только один „Варбург“, потому что тот стоил дешево и был удобен для перевозки разных вещей для нужд церкви. Епископ Павел редко ездил на нем, потому что чаще всего ходил пешком. От монастыря до монастыря, от церкви до церкви, по всей епархии вдоль и поперек… и не знал он, какие бывают автомобили. Когда однажды его приехал навестить епископ Жичский Стефан, с которым они были очень близки еще со времен духовной семинарии, и они отправились на «Пежо» владыки по епархии, владыка Павел воскликнул:
- Эх, брат Стефан, до чего же хорош этот твой „Варбург“!

«Будем людьми…» «Да поможет Господь и нам, и врагам нашим…» «…Когда однажды мы предстанем перед своими предками, да не постыдимся их и они нас да не постыдятся…» Вот слова, которые Его Святейшество Патриарх Сербский Павел произносил чаще всего. Вот эти евангельские мысли, в духе мира и любви. Так и сам жил. Смиренный, скромный. Именно это он и хотел передать народу. Он знал, что, если хочешь научить кого-то добродетели, не надо о ней говорить, надо ею жить. И народ видел в нем человека, который не говорит много, и слова его не из «книг мудрых», но просты и жизненны, опытны. Несмотря на то, что он был предстоятелем Церкви, он никогда не отождествлял сан со своей личностью, носил обычные одежды простого монаха.

Монахи, священники и миряне ласково называли его «деда», т. е. дедушка. Он не обижался, а радовался, только не очень это показывал. Внешне он был очень строгий человек, но все понимали, что за этой строгостью была любящая, открытая душа. Он был «старцем для старцев», «светочем», как его называли. Рядом с патриархом действительно становилось светло.

Он часто служил в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее…»

Жители Белграда часто встречали Патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе… Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится патриархия, один известный священник одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном „Мерседесе“, остановился, вышел и обратился к патриарху:

Ваше Святейшество, позвольте, я подвезу Вас! Только скажите, куда нужно…

Патриарх, не желая ему отказать, сел в машину; как только машина тронулась, патриарх, разглядев, как роскошно выглядит эта машина, спросил:

А скажи мне, отче, чья же это машина?

Моя, Ваше Святейшество! - как бы похвалился протоиерей.

Остановитесь! - потребовал патриарх Павел.

Вышел, перекрестился и сказал священнику:

Бог Вам в помощь! - и пошел своей дорогой.

Подходя к зданию патриархии, Святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

Однажды, когда он возвращался на трамвае в патриархию, случилось нечто невероятное. В переполненном трамвае, который ехал к главному городскому вокзалу, кто-то воскликнул: «Вот, смотрите, Патриарх!» - и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась настоящая давка. Водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери, сказал: „А теперь по одному…» И так все без толкучки подходили под благословение Святейшего.

В патриархии часто вспоминают один диалог патриарха и дьякона (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.

Как поедем, на машине? - спросил диакон, подсказывая ответ. - На автобусе! - решительно ответил патриарх. А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом. - Далеко, в автобусе душно, давка…- старался уговорить патриарха дьякон. - Поехали! - кратко и твердо отвечал Его Святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту. - Но… - семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось, неопровержимый аргумент, - Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей… неудобно… Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал: - Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!

Услышав, что один из семинаристов, вероятно от излишнего усердия, пел громче других во время службы, патриарх позже мягко обратил внимание певчего на ошибку: «Сынок, будь внимательнее на клиросе. Мне кажется, ты пел не совсем так, как следовало». На что юноша с некоторой обидой ответил: «Знаете, Ваше Святейшество, всякой птице дан свой голос!» А патриарх со светлой улыбкой сказал: «Да, сынок, но в лесу. А здесь церковь!» Так с любовью, с тонким юмором он указывал на ошибки и немощи паствы.

Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом „жертвовал собой“, ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике „Знак вопроса“, напротив патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь, сказал:

Ваше Святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде! Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил: - Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех. Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.

Госпожа Яня Тодорович рассказывала историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви: это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил - и вот, они ещё долго смогут послужить».

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной, и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев Патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу Вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну... где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», - отвечает патриарх, - «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

Однажды патриарх летел на самолете над океаном, возникли сильные вибрации, казалось, что может произойти катастрофа. Архиерей, сопровождавший Патриарха Павла, спросил его, что он думает по поводу того, что самолет может упасть в воду. Патриарх ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: в жизни я съел стольких рыбок, что не удивительно, если они теперь съедят меня».

Перед лицом возможной близкой смерти сохранять такое самообладание и чувство юмора может действительно святой человек, для которого, по слову апостола Павла, «жизнь - Христос, а смерть - приобретение», который жил не ради себя, а ради служения страждущим людям.

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха для своего журнала. Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал: - Ваше светлейшество…

Патриарх спросил: - Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?

В 2003 году гостей Саровских торжеств доставил из Москвы в Саров специальный поезд. Поскольку вокзал в Сарове чуть больше сарая и всего одна платформа, то, когда встретили основных гостей и кортежами развезли по местам дислокации, оказалось, что забыли про Патриарха Павла, который, видимо, долго выходил из поезда. Патриарх был обнаружен сидящим около вокзала на своем чемоданчике и смиренно обозревающим окрестности. Из транспорта осталась одна лишь «Газель» (для помощников, которые встречали гостей). Святейший спокойно сел в нее и с сопровождающими сербскими гостями (в их числе митрополит Амфилохий и отцы) прибыл в гостиницу.

Патриарха часто обвиняли в том, что он питает склонность к одной из политических сил. При этом оппозиционеры его упрекали в поддержке действующей власти, поскольку он посещал государственные мероприятия. А власть упрекала его, что он поддерживает оппозицию, поскольку появляется на их собраниях. Сам же патриарх сказал, что он действительно посещает и те, и другие мероприятия, но потому, что на них часто бывает молодёжь и его долг как архипастыря - пребывать там и смотреть, дабы не произошло беды.

Сам патриарх говорил, что для него быть вне политики не означает не делать разницы между партиями. «Всякая власть от Бога, но не всякая власть по воле Божией, а скорее - по Божиему попущению», - говорил он.

Присутствие патриарха воцерковляло сербское общество и всех людей, которые с ним соприкасались. Он был истинным сыном своего народа.

В 2000 году, когда к власти пришли прозападные, антироссийские силы, принимая высоких представителей российской дипломатии, а также общественных деятелей из России, Святейший Патриарх произнес следующую фразу: «Человек не выбирает народ и расу, к которой он принадлежит, подобно тому, как не выбирает своих родителей».

Доброволец из России, прошедший все войны на территории бывшей Югославии - от Боснии до Косово, был человеком невоцерковленным, но личностью героической и легендарной. Его встреча с Патриархом Павлом состоялась после окончания войны 1999 года, когда, отразив американо-натовскую агрессию, сербская армия вынуждена была под давлением международной дипломатии покинуть Косово. Они говорили о вещах простых, казалось бы, житейских, и патриарх дал ему с собой сумму денег для возвращения на родину, помог уехать в Россию, позаботился о его будущем. Доброволец рассказывал о патриархе: «Он просто смотрел на меня, и я видел всю глубину и мудрость мира его в глазах». Встреча с Патриархом Павлом стала для него переломной, потом он пришел к Богу.

Кроткий старец Патриарх не выбирал своих собеседников. Ему дороги были все эти мужественные и бескорыстные люди, которые готовы были погубить душу за братьев своих, и при этом душу свою спасали.

Знаменитый и ученый человек из Германии после встречи с патриархом сказал: «Не знаю, какой его подвиг, какой жизнью он живет, но глаза у него, как у голубя».

Патриарх лично помогал беженцам, однажды из окна своей патриаршей резиденции, где он занимал самую маленькую комнату, он увидел, что под окном мокнут люди. Патриарх спустился, открыл дверь и пригласил всех войти внутрь.

Когда один из служителей сказал ему, что так мог войти и кто-то неблагонамеренный с неизвестными планами, он ответил: «Как я могу спать в тепле, если там, на улице, под дождем мокнут взрослые и дети».

Патриарх Павел отказался от полагающегося ему как патриарху содержания, получал только скромную пенсию, которая была ему положена как епископу Ращко-Призренскому. Когда одна из родственниц его спросила: «Какой же ты патриарх, если у тебя всего одна мантия?» - он ответил: «Ну и что, у меня только одна спина».

Михаил Вукоичич, правнук родного брата патриарха Душана, поделился своими воспоминаниями о покойном патриархе. Он рассказал, что Предстоятель СПЦ был строгим, но никогда ничего не навязывал и ни за что не упрекал. «Ненавязчивость, полная свобода - вот что отличало его. Он давал мне советы, но это звучало как «я тебе помогу», а не как «ты должен поступить только так и не иначе!» Я ни разу не слышал от него ни одного упрека: «А почему у тебя такая прическа, почему ты поступил в музыкальную Академию, а не в семинарию…» - говорит Михаил. «Мой прадедушка патриарх был смиренен и кроток, но при этом он понимал современных людей. Перед моим отъездом на стажировку в Швейцарию он подарил мне мобильный телефон, что тогда было очень современным подарком, если можно так выразиться, и телефон этот со мной до сих пор», - продолжает Михаил. Патриарх при жизни часто дарил своему правнуку небольшие подарки: крестик из Иерусалима, небольшие иконки, которые бережно хранит Михаил, как святыню и память.

Патриарх Павел оставил завещание, как сказали в патриархии, оно «дышит скромностью, которая была во всем присуща Патриарху». Его Святейшество свое имущество завещал Сербской Православной Церкви и самым близким родным - детям своего брата Душана. Племяннику Гойко Стойчевичу и его сестре Наде патриарх оставил свои наручные часы и будильник.

Патриарх завещал не приносить на его могилу ни цветов, ни венков, а если кто-то желает это сделать, то пусть деньги, отложенные на цветы, пожертвует на строительство храма святого Саввы.

Патриарх Сербский Павел:

Я учился богословию, и меня мучила одна мысль: если Бог наперёд знает, что я стану разбойником, могу ли я им не стать? Если должен быть разбойником, то где тогда моя свобода? Долго я думал об этом, это стало для меня даже фатальным. Пока я не нашел решение: время имеет прошлое, настоящее и будущее. Прошлого времени не существует, будущего тоже нет. Мы имеем только настоящее. Что такое настоящее - секунда, секунда и еще секунда. Но категория времени не существует для Бога. Для Бога существует вечность. Вечность - это постоянное настоящее, только сейчас. И тогда я смог пойти дальше в своем богословии.

«Меня гнали, и вас будут гнать», - говорил Господь. Мы должны отдавать себе в этом отчет и при этом оставаться такими, какими должны быть, какими были наши предки: людьми Божьими, народом Божиим. И тогда, в конце нашей земной жизни мы войдем в радость блаженства Царства Небесного. В этом и заключается цель нашей жизни.

В таких трудных условиях народу сохранить себя очень сложно, мы сможем сохраниться, если и каждый по отдельности, и все вместе в целом будем готовы на жертву, сберегая в себе человеческое, все то, что народ всегда в себе хранил. В этом же направлении должна действовать и государственная власть, правящая партия, оппозиционные партии.

Всегда, а особенно сейчас, мы должны помнить, что только с тем, что в нас лучшее, и в согласии друг с другом мы сохранимся не просто как биологический вид, но как народ Божий. Эта мысль всегда должна быть в наших сердцах.

Всегда помните, чьи вы потомки, помните, каким путем шли ваши предки, чтобы обрести Царство Божие. Идемте путем наших отцов и дедов - и поистине будем достойными потомками своих предков. Все прейдет, но душа, честь и все доброе останется навеки.

Мы знаем, что никто нас не спрашивал, хотим ли мы родиться или нет, хотим ли от этих или других родителей, в этом или ином народе, в той или другой духовной обстановке. В этом нет ни нашей вины, ни нашей заслуги, но будем ли мы жить и поступать по-человечески - это, верьте, зависит только от нас.

Овцам выжить среди волков очень трудно, но возможно, и Господь говорит нам, каким образом мы можем среди волков остаться и выжить как овцы Его: будьте мудры, как змеи, и беззлобны, словно голуби. Мудрость не даст нам стать добычей, чтобы волки разорвали нас, то есть, чтобы враги нас не сделали бездеятельными. Незлобие и доброта сохранят нас и не дадут нам самим стать волками.

«Бог нам не дал ни меча, ни ружья, чтобы насильно заставлять людей быть христианами. Он дал нам слово. Кто имеет уши, чтобы слышать, - тот услышит. Это наше оружие. Путь Божий не лёгок, но он честен. Он подразумевает непрекращающуюся борьбу с самим собой, со страстями, с неправдами, с сатаной. Это путь любви через страдания, любви к себе, к ближним, ко всему живому, даже к неприятелю. Награда в конце пути - вечная небесная слава в Царствии Божием».

Мир без Христа - мир мрака. Мир с Воскресшим Христом - мир вечного света, света, который освещает каждую часть нашей души, нашего существования. Поэтому мы - дети света. От Него, Света жизни, да примем и мы свет, чтобы светить миру. Поэтому нам Господь говорит: «Да светит свет Ваш пред людьми, да увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Который на небесах».

Христос своим ученикам сказал: «Я посылаю вас как овец к волкам». Быть человеком во все времена и при всех обществах было исключительно тяжело. Каждый старается использовать вас, посмеяться, подставить ногу… Вы и сами, конечно, это знаете. Но Христос посылает нас к волкам не для того, чтобы волки нас растерзали, а чтобы мы своими поступками, своей верой показали им, что значит быть в стаде Христовом. Чтобы хоть иногда волк преобразился, понял, что не делает хорошего, покаялся и поклонился стаду Христову. Но, конечно, существует и опасность, что овца, не имеющая довольно веры, подумает, что “c волками жить - по-волчьи выть”, соблазнится и станет волком, заменит копыта когтями, научится выть.

То, что будут делать другие, зависит от них, находится в их руках, но то, что будем делать мы, - в наших руках. Бог ждет от нас, ждут от нас и наши святые предки, чтобы мы всегда поступали как народ Божий, как люди сознательные, как те, кто знает, что делает. Ибо есть и такие, кто этого не знают, по словам Господа, сказанным на кресте о тех преступниках, которые под крестом ругались Ему, а Он молился Отцу: «Отче, прости им: не ведают, что творят». Итак, мы, братья и сестры, будем же всегда теми, кто знает, что творит, и будем же делать и совершать то, что нужно, и вести себя согласно евангельской науке. Ибо христианство есть знание науки евангельской, науки Господа Иисуса Христа, и жизнь по этой науке каждый день, каждый час, каждую минуту.

Грех рождается в сердце и в уме. Мы грешим мыслями, словами, делами. Исповедь - это покаянное чувство блудного сына, покинувшего отца, нарушившего Его волю, спешащего вернуться к Нему, что значит - и к себе самому. В раннехристианской Церкви исповедь была публичной, затем ее отменили, чтобы не смущать детей и новоначальных. Очень трудно в присутствии другого признаться в своих проступках. Покаяние, по-гречески «метанойя», - изменение ума, а епитимья - не наказание, а лекарство. И себе, и другим говорю: кто угодно может меня унижать, но унизить меня может только один на свете человек - я сам. Когда это поймешь, приобретаешь внутреннее равновесие, покой.

Как-то к ныне покойному Патриарху Сербскому Павлу пришли люди и с горечью стали спрашивать: почему Бог оставил Сербию, почему попустил агарянам занять исконные сербские земли, почему такая несправедливость? Патриарх ответил: «Дорогие мои, никакой несправедливости в этом нет. Мусульмане не убивают во чреве младенцев, рожают детей, сколько Бог пошлет, не бросают своих стариков, и за одно это - за соблюдение заповедей “не убий” и “чти отца твоего и матерь твою” - Господь даровал им Свое благословение. У Бога нет лицеприятия. А за то, что сербы разрушают семьи, совершают массово страшный грех детоубийства, Господь отнял у них землю и отдал иноверцам».

Отказ христианина нести крест есть отречение от Христа.

Невозможно быть Христовым учеником без готовности к трудностям. Важно, чтобы мы не устраивали трудностей другим, а трудности, происходящие от мира, который «во зле лежит», сознательно принимали как путь, как крест свой. «Пойдем, - говорит Он юноше, - за мной». А тот отвечает: «Господи, дай мне прежде пойти похоронить отца моего». А Иисус ему говорит: «Оставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за мной благовествуй Царство Божие». Отец этого юноши был еще жив, а Господь говорит о нем, что он «мертв». Для него мертвы и те, кто еще живы в этом мире, но не имеют веры в Него, и живущие по духу сего мира, лежащего во зле и преходящего. Мы всегда должны иметь в виду то, что знали наши предки и во что веровали: лучше быть мертвым ради Христа и мертвым в очах мира сего, чем быть мертвым в очах Христовых. И настолько мы должны быть преданы Христу. Это не значит, что мы ищем смерти. Правило христианского мученичества - не искать мученичества.

Мы не вызываем мученичество, но когда столкнемся с вопросом: или отречение от Христа, или лишиться головы - тогда мы должны избрать путь матери Евфросинии, которая говорила своему сыну: «Лучше потерять голову, чем осквернить душу грехом!» Умерев за Христа, мертвый человек жив пред Богом и жив в Боге, в Царстве Небесном. Мертв пред Ним лишь не кающийся и не верующий в Него грешник.

Во всех отношениях для нас как для христиан грех есть причина смерти и причина всех несчастий. Мы сотворены, чтобы быть бессмертными, и, разумеется, сотворены из любви, чтобы любовь имели мы и к врагам, а у нас нет ее и к самым близким.

В конце концов, человек может быть и может остаться человеком и среди нелюдей. Может остаться овцой Христовой среди волков, а может и среди людей быть нелюдем. Чем тяжелее обстоятельства, в которых человек остается человеком, тем выше он и пред Богом, и перед предками, и перед людьми доброй воли.

Человек наряду с умом одарен и сердцем, и чувством, и волей как силой, которая может осуществить то, что ум и сердце сочтут необходимым. А кроме того, он одарен еще и свободой. Человек может жить так, как желает Бог, а может и наоборот. Ибо, как говорит наш философ Божа Кнежевич, «человек есть существо, которому и Бог может обрадоваться и которого и дьявол может устыдиться». Видите, насколько это огромный размах! Где мы обнаружимся, зависит от нас.

Будьте полезными работниками в делах, которые делаете, добрыми соседями для своих соседей, исполняйте честно гражданские обязанности и законы, которые действуют в стране… Не допускайте, чтобы каким-нибудь непредумышленным поступком или непристойным словом была унижена честь вашей семьи, вашего народа и вашей Церкви.

На нас возложено в свое время сделать то, что мы можем. То, что не можем, сделает Бог, если будет иметь для кого. Это от нас зависит. В нашем народе достаточно примеров и учителей того, как спасать душу, достоинство рода и всего человечества. Если будем держаться этого, Бог будет с нами.

Никого не приведете вы к Богу, если сами Богу не близки, никого не поведете вы путем Божьим, если сами не пошли этим путем по жизни.

Не говори людям о Господе, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили.

Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.

Мы обязаны и в самой тяжелой ситуации поступать как люди, и нет иного интереса, ни национального, ни личного, который мог послужить для нас предлогом вести себя как нелюди.

Время созидает и разрушает, а дела любви остаются и превосходят время, в которое мы призваны свидетельствовать, каждый по своему призванию, но всегда как люди и никогда - как нелюди.

Часто то, что кажется нам невозможным, с Божьей помощью бывает легче и проще.

Всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу.

Невозможно превратить землю в рай, надо помешать ей превратиться в ад.

Чем ближе мы к концу света, - а к нему мы приближаемся с каждым днем, - тем труднее нам будет. Когда придет конец, Христос нам не сказал, потому что это не принесло бы нам пользы. Для нас знание о времени конца света не важно, - важно всегда быть готовыми, чтобы, даже если это случится сейчас, в эту минуту, оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает своей, среди тех, кого Он признает Своим народом. Нужно всегда быть готовыми предстать перед Судией праведным, как Его верующие, как народ Божий.

Чем дальше, тем будет тяжелее и тяжелее. Христос знал, как оно будет, Он нас заранее предупреждает, чтобы и мы знали и приготовились, чтобы не пошли за тем большинством, которое идет в пропасть.

Будем стараться проявить свою веру в святых и благородных делах, и тем самым приблизиться к Богу и быть достойными наших предков, которые это умели и это делали в этом мире и потому вошли в Царство Небесное, которое есть наше настоящее отечество и родина.

Когда человек родится - весь мир радуется, и только сам младенец плачет. Но жить нужно так, чтобы, когда человек умрет, весь мир плакал - и только он радовался!

В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации.

Седьмого апреля 1948 года принял постриг серб Гойко Стойчевич. Теперь мы знаем и помним его как Предстоятеля Сербской Православной церкви — Патриарха Павла Сербского. Человека удивительной судьбы. Монаха. Аскета. Патриарха.

Это наш современник, совсем недавно Вы могли встретить его на улице Белграда. Маленького роста худенький старец-монах с палочкой. Старая ряса, чиненная обувь, пронзительный, ясный взгляд.

“Патриарх?“ — удивится опытный москвич, привыкший уступать дорогу огромным тонированным автомобилям архиереев, чинно покидающим закрытые территории храмов.

”Патриарх Сербской Православной Церкви Павел” — ответят ему.

Без машин сопровождения, без спецсигналов, без плечистой и безликой “лички“.

Он наш современник. Он умер всего три года назад в ноябре 2009 года ”отошел ко Господу в 10.45 минут после принятия Святых Христовых Таин.» Давайте вспомним, что о нем говорили. И посмотрим на то, что происходит сейчас вокруг нас.

«Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно»

«Он очень доступен… Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения. Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: «Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас».

Н. Кокухин. Белый Ангел. Рассказ о паломничестве в Сербию и Черногорию

История Патриарха Павла начинается, когда богослов Гойко Стойчевича пришел в монастырь Вуйан. Молодой человек пришел умирать. Его диагноз — последняя стадия туберкулеза оставил ему только одну возможность — выбрать место смерти. Гойко выбрал себе смерть в монастыре и был принят послушником… Оставшись в обители Гойко встретился с Господом только спустя 65 лет. В монастырской ризнице сербской обители Вуйан хранится святыня - маленький деревянный крест, вырезанный в конце Второй Мировой войны рукой и перочинным ножиком Гойко Стойчевича. Крест – самая ценная реликвия в горной обители на Вуйане, куда в свое время пришел больной юноша с печальным приговором докторов – всего три месяца жизни.

О скромности, сдержанности и доброте этого архиерея ходят уже легенды. Его самоотверженное служение Церкви, его евангельское терпение и любовь сделали этого старца известным делеко за пределами Сербии. Он был подобен древним святым — ежедневная Литургия, доступность, нестяжательство и аскетизм, отсутствие собственности и трудолюбие. Он поднялся очень высоко, этот невысокий старец, спокойно и прямо шедший по ступеням духовной Лествицы. При жизни его почитали святым…

Будучи Патриархом он работал в своей мастерской, выполнял хозяйственные работы в здании патриархии, например, чинил замки или электропроводку, мыл пол в часовне, где служил по утрам, готовил и стирал для себя только сам. Мог пройти после окончания рабочего дня по зданию, чтобы выключить оставшийся гореть свет, закрыть до конца краны, окна.

Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они ещё долго смогут послужить».
С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну… где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», – отвечает патриарх, – «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

«Сладкая вода’s blog»

В 2003 году гостей Саровских торжеств доставил из Москвы в Саров специальный поезд. Поскольку вокзал в Сарове чуть больше сарая и всего одна платформа, то, когда встретили основных гостей, прибывших поездом и кортежами развезли по местам дислокации, то оказалось, что забыли про Патриарха Павле, который видимо долго выходил из поезда.

Патриарх был обнаружен сидящим около вокзала на своем чемоданчике и смиренно обозревающим окрестности. Из транспорта осталась одна лишь газель (для помощников, которые встречали гостей) — Святейший спокойно сел в нее и с сопровождающими сербскими гостями (митрополит Амфилохий в их числе и отцы) прибыл в гостиницу

Однажды он летел на самолете над океаном, возникли сильные вибрации, казалось, что может произойти катастрофа. Архиерей, сопровождавший Патриарха Павла, спросил его, что он думает по поводу того, что самолет может упасть в воду. Патриарх ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости, в жизни я съел стольких рыбок, что не удивительно, если они теперь съедят меня». Перед лицом возможной близкой смерти сохранять такое самообладание и чувство юмора может действительно святой человек, для которого по слову апостола Павла «Жизнь Христос, а смерть – приобретение», который жил не ради себя, а ради служения страждущим людям.

Патриарх Павел говорил: «Невозможно превратить землю в рай, надо помешать ей превратиться в ад».

Все, что в жизни делал этот скромный праведник и подвижник служило одной лишь цели:

«Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей, отдельной, программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово , Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас – насколько мы его, верой и любовью, приемлем» сказал после своего избрания патриарх Павел.

Новая книга «Будем слушать Бога!» (Поучения и наставления патриарха Сербского Павла) продолжает выпущенную издательством ПСТГУ в 2010 году биографию Святейшего Патриарха Павла «Будем людьми!» (автор — Йован Янич). В книге собраны краткие афористические наставления и поучения почившего святителя, распределенные по тематическим разделам.

Живые, меткие, доступные каждым слова человеческой и пастырской заботы, слова «небесного отзвука на земле» в тяжелейшие и скорбные для сербского народа годы, на которые пришлось патриаршество Святейшего Павла, возвращали людей к жизни и придавали силы.

Предлагаем читателям ознакомиться с вступительной статьей составителя и одним из разделов книги.

Живое слово патриарха Павла

Благое слово патриарха Павла созвучно одному из самых тяжелых периодов в истории сербского народа, времени на рубеже второго и третьего тысячелетий. Потому оно и останется в памяти как время патриарха Павла.

Никто тогда не произносил слов более точных и более соответствующих обстоятельствам, чем патриарх Сербский Павел. Всегда и везде, при всяком удобном случае, говорил он по меркам Неба. «По правде Бога истинного», как говорится в сербской народной песне.

Как он думал, так и говорил. Как говорил, так и делал. Жизнью своей свидетельствовал слово, которое говорил людям. Слово Божье. Делал он так потому, что Евангелие принял как программу своей жизни.

Поэтому, будучи избран патриархом Сербским, в своем слове во время интронизации он скажет: «Вступая в качестве сорок четвертого сербского патриарха на престол святого Саввы, мы не имеем никакой своей отдельной программы патриаршей деятельности. Программа наша есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас — насколько мы его верой и любовью приемлем». Живя по Евангелию, он стал духовным ориентиром для своих современников, равно как и для тех, кому было суждено прийти после него. Он был «ходячим Евангелием». И глядя на него, многие прозревали.

Сам жизненный путь патриарха Павла — поучительная притча. Из нее видно, как достичь смирения и как следует преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Как стяжать добродетели. Конкретный пример показывает нам, как слабый здоровьем мальчик из скромной крестьянской семьи, в три года оставшийся сиротой, борется в течение всей своей жизни и возрастает до положения одного из величайших людей своего времени.

Мир, в котором родился и жил будущий патриарх, он принимал таким, каким тот был. Не стремился подвизаться где-нибудь в уединении. Был активным участником всех событий, в гуще которых оказывался. Смиренно переживал тяготы этого мира.

Менялись границы государственных образований, менялись и общественно-политические отношения в них, что сказывалось на обстоятельствах жизни Павла Сербского. Родился Гойко Стойчевич, будущий патриарх, в 1914 году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в тогдашней Австро-Венгрии (в селе Кучанцы в Славонии, области, населенной преимущественно сербами). Рос и учился в королевской Югославии. Пережил Голгофу оккупации в годы Второй мировой войны.

Как монах, подвизался во времена, когда силой принуждали к безверию, а затем, как епископ, в обстоятельствах, когда в коммунистической Югославии по отношению к Церкви допускались самые разные неблаговидные действия, более трех десятков лет пекся о сербских святынях там, где это было труднее всего — в Косово и Метохии.

Предстоятелем Церкви, патриархом Сербским, он стал во время распада тогдашнего государства (СФРЮ), гражданских войн и внешней (со стороны НАТО) агрессии против сербского народа, когда все ценности были поставлены под прямой удар. А жизнь свою в этом мире он завершил в независимой Сербии, измученной бесчисленными невзгодами, но и духовно обновившейся и укрепившейся — во многом благодаря ему.

Святость свою он стяжал среди народа. Был одним из нас. Ни в чем не хотел отличаться от других, за исключением разве что одного — величия служения. Он определил для себя, что служит Богу и людям.

Всегда имея перед глазами лик Господа, следовал серб Павел и примеру святых Его, особенно — того, именем которого был назван — апостола Павла, неутомимого миссионера, величайшего проповедника христианства. Равнялся он, разумеется, и на тех, кто был ему ближе всего — святителей из рода сербского. Прежде всего речь идет о святом Савве, «который всегда пекся, чтобы истиной Христовой просветить весь род свой». Укреплялся он и примером святого князя Лазаря, который «боролся и завоевал в той страшной и славной духовной битве Царствие Небесное».

Учился он и на примерах подвижничества святого Василия, Острожского чудотворца, духовной доблести святого Петра Цетиньского, непреклонной духовной и жизненной стойкости святого владыки Николая, чей миссионерский путь он продолжил — и именно из той (Жичской) епархии, что некогда принадлежала Николаю Сербскому. Указывал он часто, как на пример, и на других святых и достойных предков наших, «которые», как он говорил, «когда требовалось, умели и жизнью пожертвовать за душу свою».

Учился он и у своих современников, у тех «обычных» богобоязненных, заботливых и смиренных людей, среди которых рос и вместе с которыми жил. Напитался патриарх Павел животворными соками святости предков своих (наших), и сам стал источником духовной премудрости. Учился он у наилучших из предков наших, а мы учимся у него. Свой духовный опыт он соединил с опытом жизненным. Отсюда и практичность, простота его поучений и наставлений на самые разные случаи жизни. В виду он имел всех людей, но обращался к каждому по отдельности.

Подчеркивал, что Бог — Творец и Промыслитель мира, а человек — «венец творения Божьего», и что каждый из нас представляет собой «единственную и неповторимую личность». Поэтому, говорил он, каждый человек, как таковой, «призван в общении с Богом и с ближними до бесконечности совершенствовать свою уникальность».

Напоминал, что требуется от нас и то, чтобы мы были соработниками у Бога (1 Кор. 3:9), и чтобы, как христиане, «излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров».

Его Святейшество по-родительски дает советы, относящиеся как ко всей жизни человеческой, так и к одной какой-нибудь, отдельно взятой характерной ситуации. Каждого он напутствует узнать смысл и цель своей жизни, чтобы понять, в чем состоит его долг, и тогда стремиться его исполнить. А цель и смысл жизни человеческой, говорит он, составляет «спасение души, вхождение в непреходящее блаженство Царствия Небесного». И так да «приобретем блаженство уже здесь, на этом свете, и продолжим пребывать в нем на том свете непреходящем, в Царствии Небесном».

Он побуждает людей понять, какова их миссия на земле, чтобы «знать, для чего посланы в этот мир», и чтобы каждый работал над этим по своим возможностям.

Одним из самых частых его наставлений было, чтобы каждый из нас сделал столько, сколько в его силах. А то, что мы, люди, не можем, сделает Он — Всемогущий Бог. При этом не отступается он и от тех, кто не готов к подобному труду, и призывает их: «Если мы не в состоянии сделать больше, тогда сделаем хотя бы то, что обязаны». Советует нам действовать так, чтобы наше дело шло в трех направлениях: ввысь, вширь и вглубь. Во славу Богу, на пользу роду и себе во спасение.

Для него всякое время — время спасения. Ибо, в сущности, все зависит от нас самих. «И в лучшие времена можем потерять и достоинство, и душу, а и в худшее время и в самых тяжелых обстоятельствах можем сохранить и достоинство, и душу».

Напутствует он, чтобы каждый начинал с себя, вел непрестанную борьбу с самим собой. Его рецепт преодоления собственных слабостей таков: «одолевать один грех за другим и порок за пороком». Преподает науку, и как возрастать в добродетелях. Смирение обозначает как основу добродетелей и потому призывает, чтобы каждый старался прежде построить мир в самом себе, а после созидать его и вокруг себя. Предостерегает людей, чтобы не возгордились, ибо именно гордость есть «тот грех, который ангела обратил в дьявола». Также предостерегает, чтобы избегали мы суеты, а были бы «возвышенны в милосердии», возрастали бы в любви, в этой величайшей добродетели христианской.

Напоминает при этом, что «человек не может сразу достигнуть добродетели любви, он должен возрастать, пока не дойдет до этой величайшей добродетели». А дела любви непреходящи, они, по словам сербского первоиерарха, «остаются и превосходят время, в которое мы призваны свидетельствовать, каждый по своему призванию». Более того, из любви исходит новая, преумноженная любовь. Или, как часто подчеркивает патриарх Павел, на этом свете все, что разделяется, уменьшается, и только любовь, когда разделяется, все возрастает!

Его Святейшество особо подчеркивает дар свободы, которую Бог дал людям, без которой человек и не был бы личностью. Однако указывает, что свобода подразумевает и ответственность. Говорит так: «Человек — существо свободное, может так, как Бог хочет (для чего Он нас и создал), а может и наоборот». И как кто будет поступать, используя этот дар, зависит от него самого.

В мире, в котором мы живем, ведется вечная борьба, величайшая и важнейшая из всех. Борьба между добром и злом, между Богом и дьяволом, Христом и Антихристом. Борьба эта не минует никого, в ней каждый должен оказаться на той или иной стороне. Патриарх Павел разъясняет суть этой борьбы и громогласно призывает встать на сторону добра, на сторону Христа. Он требует занять активную позицию в борьбе добра со злом, так, чтобы победить зло добром. Провозглашает, что человек не может быть пассивным, когда речь идет о защите истины, правды и свободы. Говорит, что «нужно бороться, но в борьбе этой нельзя забывать о чести и достоинстве». Недопустимо преступлением отвечать на преступление.

От человека требуется, чтобы он работал не только над своим спасением, но и над спасением всех других людей. А спасение, по словам этого великого духовного отца, дается «только тем, кто признает достижимость Бога и Его правды». Достигается это тем, говорит он, чтобы в совершении добрых дел, в прощении и в молитве быть упорными, а во всех бедствиях, что нас постигают, претерпеть до конца.

Патриарх Павел требует, чтобы мы не только знали, для чего посланы в этот мир, но и почему нас «на пути спасения ждут нас муки и тяготы». Объясняет он, что «Господь попускает искушения и бедствия, но и дает силы их превозмочь». Поэтому и призывает достойно переносить все тяготы. Ибо претерпевший до конца спасется (Мф. 10:22 и 24:13; Мк. 13:13).

Ни один другой человек ни в его, ни в наше время не напоминал, не призывал и не просил столько же, сколько он: «Будем людьми!» Столько, что эти два слова стали его вторым, неофициальным именем. Два простых слова, но исполненных таким содержанием! Будем людьми — по образу и подобию Божию. Богоподобными существами. Он призывал: «Будем людьми, всегда и везде», — чтобы нас, на что он часто обращал внимание, «признал Своими Бог, посчитали своими предки и узнали современники». Но и подчеркивал, что «у человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы освободить его от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски».

От этой обязанности, говорит он, не освобождается никто: от всех требуется и все призваны поступать «всегда как люди и никогда — как нелюди». Из этого-то и исходит его предостережение, что «лучше мертвый человек, чем живой нелюдь». Ибо, согласно Евангелию, мучитель и невинный мученик за правду, за истину, за Христа, суть антиподы, так что «мученик возносится к свету Царствия Небесного, а мучитель осуждается — точнее, сам себя осуждает — на муки вечные в аду». Отсюда и следующее его предельно ясное и краткое наставление: «Или будем как люди, или пусть нас не будет!»

Он требует, чтобы с людьми поступали мы по-людски, напоминая, что «не можем мы искать для себя мира, правды и свободы, которых не предполагали бы и для других». Говорит, что если не можем жить совершенно как братья, тогда — хотя бы с братским терпением. А «земля Божья достаточно широка и протяженна, и, если будем людьми, на ней для всех хватит места».

В центр этого земного мира патриарх Павел помещает человека. В этом контексте он часто цитирует известного сербского философа Божу Кнежевича, который говорил, что человек есть существо, которому и Бог может возрадоваться, но «которого и дьявол может постыдиться».

Все идет от человека. Отсюда и слова, что «причина всех зол лежит в нас самих». Причиняем зло другим, а тем самым в действительности наносим величайший вред самим себе. Причиняя зло другим, совершаем преступление над собственной душой!

Патриарх Павел ободряет человека, чтобы тот прямо шел по жизни, чтобы никого и ничего не боялся."Бояться лишь греха, лишь того, что отдаляет нас от Бога и от Царствия Небесного", — так говорит он. Не нужно бояться какого бы то ни было унижения, потому что, как он утверждает, «могут нас унижать, но унизить не могут». Унизить себя можем только мы сами. Унижает нас грех, а потому он и предостерегает, что «всегда нужно помнить, что стыд — в совершении греха, а не в исповеди и исправлении жизни». А кроме того, нужно иметь в виду, что «болезни и остальные несчастья», что нас постигают, «суть последствия греха».

Презирай грех, но не грешника. А чтобы человек был упорнее в том, чтобы избегнуть греха, патриарх Павел советует особенно остерегаться ненависти, ибо «от ненависти дичает у людей совесть и помрачается ум». Призывает к прощению, «ибо и Христос простил». Но предупреждает, что не следует быть пассивными перед злом и перед преступниками. Бороться нужно, но — по-людски. В борьбе этой не исключено и страдание: «Если должно нам погибнуть, погибнем как люди. Как нелюдям, не должно нам ни жить, ни существовать!» При этом он часто ссылается на примеры предков, которые гибли за свою веру, за правду и свободу, защищая своих ближних.

Говорит так: «Наши предки веками знали, что лучше головы лишиться, нежели взять грех на душу, ибо приняли и сердцем, и умом слово Христово: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26)».

Патриарх Павел признает реальность смерти, он прямо указывает на нее, опять-таки обращая внимание на то, чтобы человек думал, какой след после себя оставит. И с таким объяснением: «Человек рождается, чтобы на земле умереть, но, когда он уже совсем умирает, лучше ему умереть за правду и по правде Бога, нежели причиняя неправду другим и оставляя злые следы за собой».

Но и смерть человек превосходит, если твердо верит в воскресение, что Господь Иисус Христос Своим воскресением обеспечил «достоинство бессмертия и душам нашим». Его Святейшество печется о всяком человеке и обращается к каждому по отдельности, но предостерегает и весь народ. Потому что каждый из нас — это особенный тон в голосе всего народа, а коль скоро никто не стоит вне этого мира, то и судьба народа, к которому мы принадлежим, оказывает влияние на наши личные судьбы. Поэтому говорит он: «Будущее нашего народа зависит от того, будем мы или не будем держаться всего того, что свято и порядочно, человечно и по-евангельски. И настоящее, и будущее могут строиться только на истине, правде и свободе. А истина — это Живой Бог и живой Богоподобный человек, две величайшие ценности и этого, и того света и века».

Жизнь патриарха Павла проходит под знаком молитвы. Молитва, говорит он, «благочестивое устремление души человеческой к Богу», «ею человек воспаряет к ангелам истановится участником их блаженства». «Молитва — ладан, самый приятный Богу, надежнейший мост для перехода через искушения волн житейских». Потому и молится он за всех людей, но просит, чтобы и другие за него молились. Так, будучи уже патриархом Сербским, он приезжает в Призрен (где перед тем как епископ Рашско-Призренский провел больше трех десятков лет), чтобы уверить свою прежнюю паству в том, что, хотя он и переходит к новым обязанностям, они останутся вместе — в молитвах и во всем другом, как одна семья, как «одно стадо и один пастырь» (Ин. 10:16). Он служит святую литургию в соборной церкви Святого Георгия, а затем в проповеди, обращаясь к верующим, наряду с прочим, просит их о следующем: «Прошу вас, да имеете и меня в молитве пред Богом. Когда молитесь за себя, за своих домашних и своих ближних, не забудьте меня и помолитесь Господу: „Господи, помяни служителя СвоегоПавла“».

Для него молитва — это и совершение добрых дел, следование заповедям Божьим. Так можно было бы объяснить и его обращение к верующим Сербской Православной Церкви в конце 2005 года в связи с попытками албанских сепаратистов и некоторых могущественных государств мира во главе с США отторгнуть Косово и Метохию от Сербии. Святой Архиерейский собор СПЦ под председательством патриарха Павла направил призыв ко всем, кто принимал участие в решении вопроса о статусе этой окраинной сербской области, чтобы они «приняли во внимание интересы всех граждан», проживающих на этой территории.

А от Скупщины Сербии собор потребовал, чтобы в случае принятия навязанного силой решения она «оповестила весь народ о том, что осуществлена нелегитимная и беззаконная оккупация одной из частей нашей национальной территории». К общественности по этому случаю обратился и лично патриарх Павел. В конце своего обращения он особо призвал своих духовных чад, верующих Сербской Православной Церкви: «Будьте верны, храбры и едины! Да сбережем свою душу и совесть! Так сохранена будет и святая, мученическая земля наших честных предков».

Многократно патриарх призывал верный народ и к внеочередным постам, чтобы избежать бедствий, которые ему угрожают, или, если они уже наступили, смягчить их последствия. Были то слова человеческой и пастырской заботы, слова небесного отзвука на земле. Слово патриарха Павла возвращало к жизни, придавало силы, руководило. Творило.

Йован Янич

Соработники у Бога

ОТКРОВЕННЫЕ ВЕЧНЫЕ, НЕИЗМЕННЫЕ ИСТИНЫ

Человек — существо, способное осознать вечные, неизменные истины, открытые ему Богом, насколько может их понять его ум и насколько это необходимо ему для спасения. Человек не должен тратить время и силы, чтобы их исследовать и отыскивать, они даны ему в готовом виде. В то время как в других областях: математике, технике, медицине и т. д. — он постепенно открывает нечто новое, лучшее и более точное, в науке евангельской человек этим заниматься не должен, эти истины ему уже открыты.

Энергию же эту, сбереженную таким образом, нужно ему употребить на то, чтобы истины эти претворить в жизнь, ибо наука евангельская состоит не только в познании ее истин разумом, но и в ежедневном и ежечасном действии, жизни по ним. Кроме того, необходимо, чтобы христиане, как соработники у Бога (1 Кор. 3:9), излагали эти вечные истины, когда того потребует время, при помощи современных слов и примеров. Всесторонне освещать их так, чтобы они были ближе, яснее современному миру, легче для понимания и претворения в жизнь.

НА НАС ВОЗЛОЖЕНО СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МЫ МОЖЕМ

На нас возложено в свое время сделать то, что мы можем. То, что не можем, сделает Бог, если будет иметь для кого. Это от нас зависит. В нашем народе достаточно примеров и учителей того, как спасать душу, достоинство рода и всего человечества. Если будем держаться этого, Бог будет с нами.

ТРУД НА ПОЛЬЗУ ЦЕЛОГО

Как существует в теле множество органов, которые исполняют каждый свою функцию на общую пользу, пользу целого, так нужно и всем нам, каждому на своем месте и на своей должности, действовать ради всеобщего блага.

СОРАБОТНИКИ У БОГА

Мы, православные верующие, веруем слову Христову, которое гласит: нет ничего тайного, что не стало бы явным, ни скрытого, что не открылось бы (Ср.: Мф. 10:26; Лк. 8:17 и 12:2). Веруем, что око Его все видит, что Он все знает и что все мы предстанем пред Судом Его, чтобы дать ответ, на что употребили Его дары. Пред Судом Его никто не сможет оправдаться ложью, неправдой и ненавистью, соответственно — преступлениями. Именно это и дает нам силу держаться. Но нам не следует ожидать, что Бог откроет это. Апостол Павел говорит, что мы Его соработники, и далее, что мы обязаны участвовать в процессе провозглашения истины (См.: Еф. 6:14-17). Если же мир не желает слышать истину, однажды все мы отойдем пред Лице Божье, и, думаю, Он скажет, что мы добры насколько мы добры (Ср.: Еф. 6:8).

БУДЕМ ЛЮДЬМИ, ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Никто нас прежде нашего рождения, как известно, не спрашивал, хотим ли мы родиться в этом или том народе, от тех или других родителей, в том или ином духовном окружении. Во всем этом нет ни нашей заслуги, ни нашей вины. Но то, будем ли мы жить и поступать как люди или как нелюди, поверьте, зависит от нас. Это и есть единственное, что придает нам цену и в глазах всех людей доброй воли. Так будем же всегдаи везде людьми, чтобы нас — как людей — признал Своими Бог, посчитали своими предки и узнали современники.

ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ЛЮДЬМИ

Вера наша всегда учила нас, что Бог нас высоко поднял, сотворив людьми, и что поэтому обязаны мы быть людьми и поступать как люди. Учила нас, что мы сможем еще выше подняться, стать сынами Божьими — при условии, что будем предстателями мира, миротворцами. Предостерегала нас, что у человека нет таких обязательств ни перед собой, ни перед ближними, ни пред Богом, которые могли бы его освободить от обязанности быть человеком и дать ему право поступать не по-людски. Вот такого понимания и такого действия Бог милости, истины и правды с полным основанием ожидает и от нас, и от всех людей.

КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ ЛЮДИ…

Всегда и во всех обстоятельствах жизни, даже и в самых тяжелых, нужно иметь в виду святое наставление Христово: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

ПУСТЬ КАЖДЫЙ СОВЕРШИТ ТО, ЧТО НА ПОЛЬЗУ И ЕМУ, И НАРОДУ

Братья и сестры, чтобы нам быть воистину людьми Божьими, потомками наших святых предков, все мы, каждый на своем месте, прежде всего должен совершить то, что может, на благо своего народа, своей Святой Церкви, на благо и врагов наших, и всего мира. Тогда и Господь будет с нами и пошлет мир многострадальному народу нашему и, говорю я, всем другим людям. Этого нельзя упускать из виду. Надо иметь это в виду и оставить мелочи, и различия, и то, что уже было. Было и прошло. Перед нами будущее, в котором всякий да совершит то, что и ему на пользу, и на пользу всему народу нашему.

РАБОТНИКИ В ВЕРТОГРАДЕ ГОСПОДНЕМ

В работе и служении на ниве этого мира, в этом вертограде Господнем, наше дело — взрыхлить землю, посеять здоровое семя, обрабатывать и поливать что посадили. Это мы можем. Но выше наших сил сделать так, чтобы семя взошло, выросло и принесло плод; это может сделать только Бог, что Он и совершает по святой Своей воле. Наше полное доверие к воле Божьей не обесценивает, не стесняет нашей свободы и наших подвигов, но придает им смысл и наполняет их содержанием вечным.

НАШЕ ДЕЛО — ТОЛЬКО ПОСАДИТЬ И ПОЛИВАТЬ

Наше дело — только посадить и поливать рассаду, если начнем тащить ее, чтобы росла быстрее, только повыдергаем.

БУДЕМ ПРИМЕРОМ ВО ВСЕМ

Будьте полезными работниками в делах, которые делаете, добрыми соседями для своих соседей, исполняйте честно гражданские обязанности и законы, которые действуют в стране… Не допускайте, чтобы каким-нибудь непредумышленным поступком или непристойным словом была унижена честь вашей семьи, вашего народа и вашей Церкви.

ПОДАДИМ ПРИМЕР ДРУГИМ ЛЮДЯМ

Подадим пример людям в этой благословенной стране (в Австралии), тем, кто не принадлежит к нашей вере и нашему народу, чтобы видели они, как нужно жить в мире, правде, любви братской. Живя таким образом, поможете вы и себе, и своей семье, своему народу и всем людям доброй воли в мире.

ОПОРА ВО ВСЕХ ТРУДНОСТЯХ

Та вера и то убеждение, что Он от нас никогда не отступится, если и мы не отступим с пути Его, должна быть нам опорой во всех трудностях, которые ставит перед нами это нелегкое время.

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ ВСЕ ЛЕГЧЕ

Часто то, что кажется нам невозможным, с Божьей помощью бывает легче и проще.

НЕ СМОТРИТ, КТО ЕСТЬ КТО

По Священному Писанию, Бог не смотрит, кто есть кто (Ср.: Втор. 10:17), но все народы и всех людей любит одинаково и всех призывает к спасению и вечной жизни в общении любви Божьей. Смеем ли мы, люди, притязать на то, что лучше Всеблагого Бога знаем, что лучше для всех и для каждого или, проще говоря, что нам всем одинаково необходимо?

БОГ ЧИТАЕТ НАШИ МЫСЛИ

Знаем мы, что Бог нас видит, читает мысли наши, что мы не можем пред Ним укрыться и ничто не может.

ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО

Нужно быть искренним пред всевидящим оком Божьим, от которого ничто не может укрыться.

ЗЕМЛЯ ДОСТАТОЧНО ШИРОКА ДЛЯ ВСЕХ

Земля Божья достаточно широка и протяженна, и, если будем людьми, на ней для всех хватит места. Если же будем нелюди, будет она нам тесна, даже если будет нас всего четверо, как было во времена Адама и Евы, Каина и Авеля, когда Авель напал на брата и убил его. Чего ему было мало, когда их всего-то было четверо?!

МОЛЬБЫ НАШИ БОГУ

Бог правды и мира услышит мольбы наши, если и мы по-людски, как соработники Его, сделаем то, что можем, для мира, для правды, для согласия между нами и нашими ближними.

Павел Патриарх Сербский