Идея референдума как высшего непосредственного выражения власти народа зародилась и окрепла в эпоху перестройки. В 1990 году появились законы «О референдуме РСФСР», «О всенародном голосовании (референдуме СССР)». В качестве предмета референдума могли быть изменение или отмена закона, его отдельных положений, принятие нового закона, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам.

В марте 1991г. состоялся единственный за всю историю существования СССР всесоюзный референдум о сохранении союзного государства. В девяти республиках, принявших участие в голосовании, явка граждан составила 80%, при этом 76,4% из них ответили на вопрос «Считате ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» утвердительно.

В соответствии с законом решение, принятое путем референдума, являлось окончательным, имело обязательную силу и могло быть отменено только на другом референдуме. Однако все мы помним, что круги дорвавшихся до власти антисоветчиков и националистов, лелеявшие мечту о захвате государственной собственности и обогащении, презрели мнение 113 миллионов соотечественников.

Сейчас модно критиковать период правления Б.Ельцина, называя 90-е "десятилетием смуты", "лихолетьем", "временем упадка и деградации" (что, конечно, во многом соответствует истине), возлагая ответственность на "проклятых либералов", возглавлявших тогда страну. Только многие забыли, что сами давали карт-бланш руководству, активно поддерживая его и мечтая о чём-то вроде "свечного заводика".

Так в апреле 1993 года прошёл всероссийский референдум, на который были вынесены четыре вопроса:
1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Конечно, шулеры при власти при зарождающемся капитализме быстро наловчились приёмам манипулирования общественным мнением, призыв голосовать «Да - Да - Нет - Да» без конца повторялся по радио, на телевидении и в печатных СМИ, но это обстоятельство вряд ли извиняет те 53% граждан, что одобрили ответом на второй вопрос грабительскую приватизацию и конфискацию вкладов населения, и ту треть жителей, которые референдум проигнорировали. Пусть с небольшим перевесом, но Ельцин и его сторонники одержали тогда политическую победу (о доверии к президенту заявили 58%), и нет сомнений, что среди его почитателей было немало тех, кто в наши дни вдруг закричал голосистым петухом о "подъёме России с колен". Ситуация, кстати, повторилась затем на выборах главы государства в 1996 году. Особо надо подчеркнуть, что за "дикие 90-е" ответственен каждый из тех десятков миллионов россиян, кто многие годы выдавал кредит доверия Ельцину и окружавшей его камарилье.

"Всенародное голосование", обеспечившее принятие новой конституции 12 декабря 1993г., референдумом можно считать с натяжкой. Действо и назвали "всенародным голосованием", чтобы обойти требование Закона "О референдуме РСФСР" о принятии решений об изменении Конституции большинством от общего числа избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58% явившихся на избирательные участки, но всего лишь 31% от зарегистрированных избирателей. Основному Закону, рождённому в результате обмана, была уготована печальная судьба. К настоящему времени многие статьи документа так и остаются декларативными, совершенно не соблюдаются государством, и оппоненты власти именуют конституцию "бумажной".

Несмотря на все уловки, хитрости, мошенничество правящие круги в первой половине 90-х всё-таки старались опираться на мнение большинства граждан по острым и важнейшим вопросам социально-экономического и политического развития страны. Но это становилось опасно. "Можно всё время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя всё время дурачить всех". С позднего Ельцина и особенно при его преемниках в новом столетии началась усиленная борьба за то, чтобы исключить референдум из политической повестки даже как случайность. Власть понимала, что хотя она прекрасно научилась надувать собственные рейтинги "патриотическим" угаром, но на простые и ясные вопросы человек всё равно мог бы ответить, опираясь на здравый смысл.

В 2000-е годы различные инициаторы предлагали вынести на референдум вопросы о ликвидации преференций депутатам ГосДумы, ограничении прав Президента, изменении пенсионного законодательства, прогрессивном налогообложении, доведении МРОТ до уровня прожиточного минимума, ограничении коммунальных платежей, восстановлении дореформенных сбережений граждан, национализации недр, лесов, водных и других природных ресурсов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, железных дорог, высоковольтных ЛЭП и магистральных трубопроводов и др. По понятным причинам все предложения отметались и тут же в законодательство вносились нормы, ограничивавшие право на проведение референдума.

В сентябре 2002г. было запрещено проведение референдума РФ в период федеральной избирательной кампании и в последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

В 2004 принят федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ «О референдуме РФ», в котором была кардинально усложнена процедура инициирования референдума гражданами. Теперь инициативная группа должна была состоять из региональных подгрупп, созданных не менее чем в половине субъектов РФ, а каждая региональная подгруппа должна была включать не менее 100 участников референдума. Подписи всех участников собрания региональной подгруппы отныне требуется нотариально заверять. Права сбора подписей предоставлено исключительно членам инициативной группы и собирать их можно только в тех субъектах РФ, где зарегистрированы региональные подгруппы. Срок сбора подписей был сокращен с трех месяцев до 45 дней.

В 2008 фактически до бесконечности был расширен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, лаконичной формулировкой: " вопросы, отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти".

Таким образом, многонациональный народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - был лишён практической возможности проведения референдумов по вопросам, определяющим качество и уровень его жизни. С 1994 года уже более 20 лет правители России (в последние годы, кстати, с удовольствием проводящие "прямые линии" с населением) или не знают, о чём спросить свой собственный народ, или не хотят этого делать. Суверенная демократия довольствуется местными кампаниями вроде объединения сельских поселений или введения самообложения. Как говорится, и на том спасибо.

Институт референдума в современном российском законодательстве

2. История проведения референдумов в России

Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси. Если обратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 года и соответственно в Конституции РСФСР 1937 г, где Президиуму Верховного Совета РСФСР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из республик.

В работах некоторых ученых-государствоведов встречаются высказывания о том, что референдумы в СССР проводились на местном уровне, они использовались для решения национально-территориальных вопросов, вопросов управления территорией.

Исходя из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.

Ст. 5 Конституции СССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основным положениям будущего акта.

В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме. За несколько месяцев до этого был принят аналогичный закон в Литве, затем закон о референдуме в РСФСР. После принятия союзного закона о референдуме были приняты республиканские законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Белоруссии, Молдове. Некоторые республики в составе Российской Федерации также приняли соответствующие законы. Например, проект закона о референдуме в Кабардино-Балкарской Республике был разработан на основе российского закона о референдуме, Конституции РСФСР и Конституции Кабардино-Балкарии, вынесен в мае 1991 г. на рассмотрение сессии Верховного Совета и принят в первом чтении.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 3 провозглашает формы осуществления народом принадлежащей ему власти: непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. также провозглашает две формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти: непосредственную и представительную, устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявления народа, выраженного в ходе референдума. После издания указанных законов сложилась и практика проведения референдума.

Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет был обязан объявить референдум по решению Съезда народных депутатов РСФСР или по требованию не менее чем I млн. граждан РСФСР либо не менее 1/3 от общею числа народных депутатов Верховного Совета РСФСР. Более трети всех депутатов поставили свои подписи под требованием провести референдум но вопросам национально государственного устройства России, сохранения РСФСР как суверенного государства в составе обновленного союза и реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение об объявлении референдума РСФСР 17 марта 1991 г. и проведении вместе с референдумом СССР, наметил необходимые организационные меры. Таким образом, 17 марта 1991 года россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.

Однако демократические по своей сути институты прямой демократии не могли не затронуть устоев социалистического государства. Если пост президента был введен в России в результате положительного голосования на референдуме, то решение о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась.

Оживление политической жизни в сфере национальных отношений на территории бывшего СССР выражалось во множественном применении референдума -- он стал конституционно-правовой формой, институционализирующей волю народов, национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметную роль.

25 апреля 1993 г. состоялся всероссийский референдум, на который выносились следующие вопросы: "Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?", "Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?". 5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона “О референдуме РСФСР”: Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

12 декабря 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 “О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.” состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции.

Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России.

3. Конституция РФ - основной источник закрепления института референдума

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа. Логическое развитие это положение главы “Основы конституционного строя” получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме.

Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом.

В соответствии со ст.84 Конституции, Президент Российской Федерации назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа, что может и явиться основанием для установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст.32 Конституции).

Часть вторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

Местный референдум может использоваться в двух формах:

Во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В таком случае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений, наряду с выборными органами местного самоуправления;

Во-вторых, как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.

Таким образом, нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении Российской Федерации, а защита - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Административная реформа в Российской Федерации: цели, итоги, перспективы

Центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа...

Административная реформа в современной России, ее цели, задачи и проблемы реализации

Административная реформа в Российской Федерации проходила определенные этапы, отличающиеся друг от друга по целям реформирования и по формам, способам информационной поддержки...

Административные преобразования России

К концу 90-х годов нарастал разрыв между потребностями российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране...

Архивное делопроизводство в Индии и России

Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений

Использование Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов является одной из гарантий обеспечения достоверности...

Местный референдум

На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий...

Мировые судьи в системе гражданского судопроизводства как части судебной системы России

Опыт модернизации государственного управления в Соединенных Штатах Америки

Модернизация государственного управления охватила многие страны в конце XX века. Соединенные Штаты Америки не стали исключением. Страна относилась к числу тех государств, где реформы были вызваны давлением со стороны общества на государство...

Особенности проведения муниципальных выборов и референдума в РФ

В первую очередь следует знать, что расходы, связанные с проведением местных референдумов, возлагаются на бюджеты муниципальных образований...

Порядок назначения и проведения референдума

Виды референдумов (ст.73 Конституции, ст...

Порядок принятия в состав Российской Федерации нового субъекта

В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы субъектов РФ...

Почерковедческая экспертиза

Практика проведения референдума в Республике Беларусь

Республиканские референдумы прошли в РБ 17 марта 1991 года, 14 мая 1995 года, 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года. Правовую основу для организации и проведения 17 марта 1991 г. референдума составили Конституция СССР 1977 года, Конституция БССР 1978 г....

Сравнительная характеристика политики разгосударствления и приватизации собственности в Российской Федерации и странах Западной Европы и США

Говоря о предпосылках проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования...

Введение

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

Референдум: понятие, виды, значение, формы

Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

Непосредственно

Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

Основными формами непосредственной демократии являются -

Референдум.

Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

Рассмотрим некоторые отличия.

Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

Предметом референдума являются следующие вопросы:

Принятие или изменение в конституции

Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

О форме правления

Важнейшие законы

Примеры референдумов :

1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

Предмет референдума

По предмету референдумы делятся на:

1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

2. Законодательные;

3. По международным вопросам;

4. По административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

1. Консультативные;

2. "Дозаконодательные";

3. Совещательные;

4. "Послезаконодательные";

5. Ратифицирующие.

По юридической силе решения бывают:

1. Обязательными

2. Факультативными.

По территориальному охвату бывают:

1. общенациональными,

2. региональными,

3. местными.

Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).

plebiscitum , от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом .

В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

Видео по теме

Виды референдумов

В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

Древний Рим

Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира

Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

Референдумы в России

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.

Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы - при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок . Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан - и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) - и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.

Референдумы на местном (муниципальном) уровнях

В 2010-е годы референдумы на муниципальном уровне в России проводились часто. Этому способствовало Постановление Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее :

  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок организации и проведения местного референдума утверждается муниципальными правовыми актами (почти везде был просто принят без существенных изменений проект порядка, разработанного Минстроем России) . В Единый день голосования 18 марта 2018 года голосование прошло в большинстве регионов России . Обычно голосование проходило на избирательных участках, но в отдельных помещениях, в некоторых регионах с предварительной регистрацией избирателей на рабочем месте .

Референдумы в Швейцарии

Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии . Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом. Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.

Как работает народная инициатива

Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона , общины. Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.

В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента . Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.

Обязательный референдум

Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.

Факультативный референдум

Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.

История

Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века. Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.

Важные референдумы в истории Швейцарии

Референдум 28 февраля 2016 года

63% граждан Швейцарии приняли участиве в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20% ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард.

Сегодня в Великобритании проходит референдум, на повестке дня - будущее страны. Сам факт этого события не уникален, на европейском континенте за последние десятилетия не раз решали вопросы народным голосованием. Не все из них были честные и удачные. В этом посте собрана подборка референдумов, во многом определивших современное лицо нашего континента.

1) Советский Союз

17 марта 1991 года состоялся единственный за 70 летний период существования СССР референдум. Его результаты были бесполезны, страна распалась и ничего хорошего из этого не вышло. В этих странах не проводился: Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения.

2) Крым

По официальным данным обработки 100 % протоколов, на территории АР Крым 96,77 % проголосовавших выбрало первый пункт бюллетеня - «За воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации», в Севастополе - 95,6 %. 17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом.

3) Черногория

21 мая 2006 года состоялся референдум о независимости Черногории и выходе её из состава Государственного Союза Сербии и Черногории. На него пришло 86,5 %, подавляющее большинство. Красным цветом отмечены муниципалитеты где большинство высказалось за независимость. Синим отмечены территории, где большинство населения проголосовало за сохранения союза с Сербией:

4) Шотландия

Из Лондона долго им грозили, Англия дорожит своей независимостью и своими вассалами. Референдум по вопросу о независимости Шотландии прошёл 18 сентября 2014 года. По окончательным результатам, за независимость Шотландии высказались 44,7 % избирателей (1,617,989 человек), против - 55,3 % (2,001,926). Явка составила 84,5 %. Таким образом, Шотландия осталась в составе Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии

5) Каталония

Проведения этого референдума запретили, это уже происходит не первый раз. Испания не хочет отдать земли и всячески препятствует вольнодумству. Поэтому, вместо этого в вышеуказанную дату был проведён консультативный опрос о политическом будущем Каталонии, не имеющий прямой юридической силы. 89,76% процентов жителей высказались за независимость региона.

6) Нидерланды

6 апреля 2016 года состоялся в Нидерландах референдум об утверждении Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза. Итоги голосования: 61 % - против, 38,21 % - за, 1,69% недействительных бюллетеней. Явка составила 32,28 %, что выше необходимого кворума. Референдум признан состоявшимся, с решением отвергнуть ассоциацию Украины и ЕС.

7) Греция

5 июля 2015 года состоялось голосование по финансовой политике греки решали, следует ли правительству Греции принять фискальные меры, предложенные Европейским Союзом, Международным валютным фондом и Европейским центральным банком или нет. После подсчета всех голосов были оглашены окончательные результаты: «НЕТ» - 61,31 % ; «ДА» - 38,69 %.

Проходил 24 апреля 2004 года одновременно в Республике Кипр и Турецкой Республике Северного Кипра. Жители обоих государственных образований должны были ответить на вопрос одобряют ли они пятую версию предложения ООН о воссоединении острова, который был разделён на греческую и турецкую части с 1974 года. На Северном Кипре за воссоединение высказалось большинство в 65 % при явке 89 %. Греческие киприоты отвергли план воссоединения при 76 % голосов против, явка при этом составила 87 %. Поскольку введение плана Аннана требовало его одобрение обеими сторонами конфликта, в результате того, что план был отвергнут греками-киприотами, он был аннулирован.

9) Евросоюз

Конституция ЕС (полное официальное название - Договор о введении Конституции для Европы). Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе. Разные страны приняли различные варианты ратификации - голосованием в парламенте или на всенародном референдуме. Стран, решивших принимать конституцию на референдуме, десять: Испания, Франция, Нидерланды, Люксембург, Дания, Португалия, Великобритания, Чехия, Ирландия, Польша.

10) Испания

Это самый древний по времени из представленных народных голосований. Проведен был 15 декабря 1976. Проводили его, чтобы одобрить закон о Политической реформе 1977, который был одобрен испанским Парламентом, Кортесом Генерэйлсом. Вопрос, который задают, был, "Вы одобряете Политической реформы Законопроект? Результаты: Да - 94.17 %, Нет - 2.56 %.