«Начитались пабликов и навыдумывали себе диагнозов! Какие проблемы могут быть у подростков?» - так часто говорят обыватели, и их поддерживают некоторые журналисты . Считается, что детство - лучшая в жизни пора: беззаботное, золотое время - поэтому у детей и подростков не может быть психических заболеваний.

Когда я это читаю, то от ярости с трудом могу видеть строчки у себя перед глазами. Ведь я была ребенком с ментальными расстройствами. У меня было обсессивно-компульсивное расстройство и с-ПТСР, которые сделали меня практически недееспособной: они стоили мне учебы в вузе, хороших отношений и огромного количества сил и времени.

И если бы мои родители поверили мне, если бы я получила терапию раньше, моя жизнь могла бы сложиться иначе. Гораздо счастливее.

Но, увы, мне пришлось ставить себе диагноз самой: я читала об ОКР в интернете и понимала, что это обо мне. Что я не схожу с ума, что мои навязчивые страхи и странные ритуалы вроде непрерывных молитв и перелистывания страниц - не признак неведомого безумства, а вполне обычное психическое расстройство, которое в США даже считается четвертым по распространенности. Оно поддается лечению, и нет в нем никакой обреченности, никакого влияния бесов, которым пугал меня отец.

Читайте также:

Сейчас, в Англии, мне прописали медикаменты, и у меня даже есть карточка, подтверждающая право на бесплатный проезд, такую выдают в том числе тем, у кого инвалидность из-за ментальных расстройств. Но десять лет назад я была тем самым подростком из интернета, которого так часто поднимают на смех.

Такая уж в постсоветских странах психиатрия: официальный диагноз и помощь получить очень сложно, и еще сложнее - если ты ребенок, чьи проблемы традиционно не воспринимаются всерьез.

Ошибка или симуляция?

Пятилетний опыт работы в области инвалидов подсказывает мне, что люди любых возрастов очень редко приписывают себе диагнозы «просто так».

Конечно, подростки, как и любые другие люди, могут использовать название психических расстройств в качестве метафор: «На меня так училка посмотрела, что у меня паническая атака началась», - но в таких случаях человек не думает всерьез, что у него паническая атака.

Естественно, есть мнительные подростки, которые могут прочесть о каком-то состоянии и ошибочно приписать его себе. Скажем, парень, который плохо играет в футбол, может решить, что у него диспраксия - но ему хватит одного вечера за компьютером для того, чтобы убедиться, что диспраксия выражается иначе, чем просто неловкость.

Кроме того, взрослые допускают такие же ошибки при поиске причин своих недомоганий.

Но чаще всего ошибочная самодиагностика связана с тем, что подросток или ребенок действительно страдает от серьезных проблем - только не может понять их причины и не знает, куда обратиться за помощью. Поэтому люди с шизоидным расстройством могут решить, что они аутичные, а люди с тревожностью заподозрить у себя биполярное расстройство.

Бывают и более сложные случаи.

Например, подросток с истерическим расстройством жаждет внимания любой ценой и считает, что не сможет привлечь его иначе, кроме как выдумав тяжелый, стигматизированный диагноз. Тут и идет в ход информация из интернета. У такого подростка действительно есть проблемы - и неважно, соответствует ли действительности нагугленный диагноз.

Или другой ребенок - с повышенной тревожностью - панически боится, что у него диссоциативное расстройство идентичности (его в народе называют «раздвоением личности») и начинает «замечать» у себя всевозможные симптомы. Да, он ошибся с диагнозом - но можно ли считать, что у постоянно объятого страхом человека нет проблем?

И желание привлечь внимание, приписывая себе тяжелый диагноз, и «обнаружение» у себя несуществующих симптомов - не симуляция, а признаки реальных проблем, которые следует разобрать как минимум с психологом. Здоровый человек не усядется в инвалидную коляску «просто так», чтобы привлечь к себе внимание, а, прочитав о параличе, не почувствует, что у него отказали ноги. Так и человек без ментальных расстройств не будет упорно настаивать на их существовании.

Особенно невыгодно и небезопасно попусту выискивать у себя диагнозы подросткам: ментальные расстройства в нашем обществе так стигматизированы, что большинство родителей их боятся, а сверстники могут затравить за «слабость» и поменьше. Это далеко не самый «удобный» способ выделиться, что бы об этом ни говорили.

Психическое здоровье: статистика

Откуда же берется такое количество подростков, подозревающих у себя психические диагнозы? Ответ простой: это те самые подростки, которых «пропускает» наша медицина и чьи проблемы игнорируют родители.

По статистике, в Англии каждый десятый ребенок или подросток когда-либо страдал от каких-либо психических или неврологических расстройств и заболеваний. При этом 70% таких детей и подростков не получают абсолютно никакой помощи на ранних стадиях этих состояний!

И это в развитой стране, в которой психическому здоровью уделяется гораздо больше внимания, чем у нас. На постсоветском пространстве дела обстоят еще хуже.


Пренебрежение психическими проблемами молодежи может казаться безобидным. Вы можете подумать так: «Всё это - возрастная ерунда, ребенок это перерастет», - и ошибетесь.

Увы, в одних только США 15,8% подростков всерьез задумывались о самоубийстве, а 7,8% как минимум один раз предпринимали попытки покончить с собой.

Ученые не раз доказывали связь между качеством жизни и психическим здоровьем, поэтому можно предположить, что в России этот процент должен быть еще выше (статистики по этому нет).

Получается, мы считаем детство беззаботной порой, но при этом дети и подростки довольно часто страдают от психических заболеваний. В чем подвох?

«О том, что психические заболевания у детей и подростков - не выдумка, можно узнать в ближайшем кабинете детского психиатра. О том, что такие заболевания могут быть весьма различной природы (инфекции, травмы, последствия травм и заболеваний, неврологические причины психоподобных состояний и т. д.) - там же.

Но есть и те причины, о которых не очень любят говорить. Это влияние семьи и ближайшего окружения. Ребенок достаточно долго полностью зависим от родителей, ему не выжить в одиночку. Соответственно, он будет вырабатывать различные способы приспосабливаться к семейным реалиям, а затем к садику, школе. Внешняя среда и человек, не имеющий никаких имущественных прав, права свободы передвижения, самообеспечения, выбора где и с кем жить, - находятся в оппозиции.

Первым начать диалог должен бы тот близкий, у кого ресурса больше, то есть родитель. А если родитель имеет жесткую схему в голове, предусматривающую лишь свод правил и ограничений для подростка? Тогда, следуя логике, подросток оказывается заблокирован во множестве своих проявлений!

Переживаться это может крайне болезненно: как плен, тюрьма. Почему же взрослых не удивляет подавленное состояние заключенных и пленников: их страх, отчаяние, ощущение полной беспомощности - а вот у тинейджеров то же самое возмущает и раздражает?

Выслушать своего ребенка, воспринять его слова с должным вниманием и уважением - единственный вариант выхода из болезненной для подростка и всей семьи ситуации.

Возможно - и скорее всего - понадобится помощь специалиста, чтобы самодиагностика не нагрузила избыточной тревогой, не ввергла в отчаяние. Можно начать с эндокринолога и невролога (проверить физиологические причины депрессивного, тревожного и т. д. состояний).

И важнее всего увидеть, понять и почувствовать, что подросток, ребенок - не робот, а такое же живое чувствующее человеческое существо, но с меньшим опытом и ресурсом. Так помогайте, будьте рядом по-человечески уважительно.

Ну а кто считает, что на просторах России раньше такого не было - есть написанные в советское время книги по детской психиатрии, о психосоматических заболеваниях и их причинах. Непросто читаются, да. Но стереотипы от них разваливаются».

«Раньше такого не было»

Убеждение, что раньше было меньше психических заболеваний, так же неоднозначно, как утверждение «раньше люди реже умирали от рака».

Медицина не стоит на месте, и качество диагностики психических заболеваний - в том числе у детей и подростков - постоянно растет. И рак, и проблемы с психикой мы теперь можем не просто лучше диагностировать, но и диагностировать на более ранних стадиях. Кроме того, в современном мире появилась возможность оказать своевременную терапию и спасти жизни пациентов с этими состояниями.

Раньше деревенский житель с тяжелой депрессией мог просто умереть от голода, а сейчас он (или его окружение) может понять, что с ним происходит, с помощью интернета, который постепенно появляется и в селах - и обратиться к врачу в ближайшем крупном городе.

А повышенный уровень грамотности (в том числе бо́льшая осведомленность в вопросах психологии) и улучшение качества жизни позволяют нам более внимательно относиться к психическому и физическому здоровью.

Можно ли «перерасти» психические расстройства

Почему многие подростки, которые в детстве бунтовали против произвола родителей, во взрослом возрасте признают свои прошлые действия бессмысленным бунтом? Правда ли, что психическое здоровье таких взрослых начинает нормализоваться само по себе?

Далеко не все готовы разбирать свои детские травмы, более того: в нашей культуре силен культ семьи. Многие люди, отрицающие семейные ценности, - это люди, которые сталкивались с домашним насилием в своей семье.

Но в то же время многие подвергнутые насилию люди считают это насилие по отношению к себе нормальным и даже правильным вследствие глубоких психологических травм. Кроме того, желание хотя бы в собственной фантазии обладать «нормальной семьей» и «нормальным прошлым», чтобы вписаться в общество, зачастую сильнее, чем преданность правдивости собственных воспоминаний.

Мысли о негативном детском и подростковом опыте могут вытесняться, а неприятные чувства - отрицаться. Но психические заболевания, появившиеся в детстве, не исчезают без последствий: длительное нахождение в небезопасной среде может привести к гормональному сбою и увеличивает вероятность возникновения подобных заболеваний в будущем, а так называемое улучшение может оказаться следствием посттравматического стрессового расстройства.


Очень часто пережитые в детстве психические травмы влияют на характер человека, делая его более импульсивным и раздражительным или, наоборот, вялым и безразличным к происходящему.

Именно воспитание - точнее, подавление детей - обычно лежит в основе выученной беспомощности, из-за которой человек зачастую сам не может понять, чего он хочет от жизни.

Это довольно предсказуемое последствие общего мнения, что лучшее качество характера для ребенка и подростка - покорность.

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«Влияние детства и отрочества на всю дальнейшую жизнь человека огромно. Именно в детстве и отрочестве закладываются основные типы реагирования, в том числе и поведенческие.

Из детства с нами самые глубинные наши убеждения, установки и ценностные ориентиры. Если они противоречивы, связаны с пережитой болью, сильным страхом, ощущением полной беззащитности и беспомощности - во взрослой жизни придется туго.

Автоматически будут срабатывать те способы реагирования на события, которые способствовали физическому и психическому сохранению себя как живого существа. Только вот в новую реальность такие привычки думать и действовать определенным образом часто не вписываются. А гибкости и широты горизонта у бывшего запуганного и зарегламентированного ребенка нет и быть не может.

Последствия можно наблюдать постоянно. Начиная от поиска сферы деятельности, заканчивая моделью построения отношений с партнерами. Склонность к созависимому поведению, зависимости разного рода, пассивно-агрессивное или просто агрессивное поведение в ситуациях, которые не предполагают подобного, подозрительность, повышенный уровень тревожности и т. д. Ну и физические последствия всего этого не заставляют себя ждать, к сожалению.

То есть чем более уважительными, принимающими, поддерживающими и опирающимися на реальность были отношения в семье, тем устойчивее и реалистичнее повзрослевший подросток, тем шире его взгляд на мир, тем выше его адаптивность и самореализация».

Что делать?

Что же мы можем сделать для того, чтобы уберечь детей и подростков от психических расстройств, а главное - от попыток самоубийства? Мы можем научиться прислушиваться к детям и подросткам, которые живут рядом с нами.

Маргарита Татарченко, психолог-консультант:

«Почему важно принимать жалобы детей и подростков на психическое здоровье всерьез? Ребенок любого возраста - живое чувствующее существо, единственное в своем роде. Не копия родителей, а сложно организованная немеханическая система. Дети - не придаток, а самораскрывающиеся самоценные люди.

Каждый возраст имеет свои особенности, в связи с развитием мозговых структур, это надо знать и помнить. Но помнить о том, что пережитое ребенком в детстве закладывает основы его системы реакций на внешний мир, оценку самого себя и своих мыслей, убеждений, действий. Соответственно, этими основами и оценками человек живет свою индивидуальную жизнь.

Если с детства человек привыкает к тому, что его тревоги и затруднения никого не интересуют, его вообще как бы и нет, он только помеха и нагрузка - при этом все его попытки повлиять на ситуацию блокируются без объяснений, - то взрослым он будет абсолютно убежден в том, что мир враждебен.

Ну а в остальном есть варианты, колеблющиеся от полюса „кругом враги“ до „я источник всех зол“, - варианты непродуктивные, доставляющие много страданий и людям. Те, кто игнорирует проблемы своих детей, обесценивая их, затыкая им рты, должны понимать, как они влияют на их взрослую жизнь».

Когда в следующий раз ваша дочь или младшая сестра скажет, что у нее депрессия, не поднимайте ее на смех, вспоминая знаменитую книгу Джерома.

Внимательно выслушайте ее жалобы, помогите ей разобраться, отведите ее к специалисту.

Не дайте ей пополнить список подростков, покончивших с собой из-за того, что они вовремя не получили помощь.

Психическое расстройство - нарушение функций головного мозга, вызванное проблемами со здоровьем или внешними причинами, которые ЦНС не в состоянии «переварить». Подростковый возраст - один из сложнейших в жизни человека. В момент гормональной бури любые социальные и физиологические факторы могут серьезно навредить ментальному здоровью личности. О типах психических расстройств у подростков и о том, как с ними справиться, поговорим в сегодняшней статье.

Ипохондрия

Выражается в глубокой убежденности в наличии тяжелого заболевания. От нормальной заботы о своем здоровье отличается тем, что ребенок полностью растворяется в мнимой болезни. Все свободное время посвящает лечению, перестает ходить в школу, так как «плохо себя чувствует». Симптомы ипохондрии:

  • чрезвычайная фиксация на состоянии здоровья;
  • глубокая убежденность в наличии заболевания, несмотря на заверения врачей в обратном;
  • уверенность в непрофессионализме медиков, заговоре;
  • снижение тяги к жизни, работоспособности, возникновение депрессии.

Особенность детской ипохондрии в том, что на фоне эндокринно-гормональных изменений тело действительно может испытывать различные новые, не всегда приятные ощущения. Некоторых подростков они пугают, и «по интернету» они диагностируют у себя неизлечимые недуги. Риск возрастает, если у кого-то из окружения обнаруживают подобную болезнь. Интенсивность симптомов зависит от событий, происходящих в жизни юноши или девушки, их впечатлительности. Часто ипохондрия - спутник депрессии, тревожности.

Чтобы помочь ребенку, нужно понять, что это не блажь, а серьезное эмоциональное заболевание. Необходимо отвести тинейджера к специалисту в области психологии, чтобы он поставил точный диагноз, и выявил причину подобного поведения.

Дизморфофобия

В возрасте 13-14 лет ребенок начинает придавать огромное значение своему внешнему виду. Сравнивает себя со сверстниками, знаменитостями. На этом фоне появляются мысли о том, что нужно что-то скрыть, изменить. Подросток становится уверен, что несовершенства внешности - причина его неудач, неуспеха у противоположного пола, плохих оценок, низких результатов в какой-либо дисциплине. Дизморфофобия - отклонение, при котором человек боится быть неидеальным. Со временем тема физической привлекательности занимает все мысли тинейджера, мешает нормальному существованию в социуме, формированию адекватной самооценки. Клиническая картина обычно проявляется остро:

  • все действия подростка направлены на желание устранить недостатки (голодовки, изнурительные тренировки);
  • он постоянно разглядывает свое отражение в зеркале;
  • категорически не желает фотографироваться;
  • настаивает на пластической операции;
  • в особо тяжелых случаях галлюцинирует («слышит», как его оскорбляют, смеются над ним).

Дизморфофобия - симптом более глубоких расстройств, от невроза до шизофрении. Поэтому при обнаружении вышеописанных форм поведения у своего ребенка, нужно обратиться к психиатру. Он дифференцирует диагноз и определит метод лечения в зависимости от степени тяжести (антидепрессанты либо психотерапия).

неспособность принять и полюбить себя - это не самостоятельная проблема, а следствие комплекса глубоких переживаний на почве внутриличностного конфликта и возможно симптом скрытого психического заболевания

Дереализация

Образно-чувственное переживание, появляющееся вследствие гормональной перестройки, роста тела и эмоциональной нестабильности. Это чувство измененности, странности, необычности окружающего мира. Дереализация проявляется следующими симптомами:

  • меняются слуховые ощущения (звуки кажутся глухими, доносящимися издалека);
  • нарушается зрительное восприятие (мир кажется тусклым, лишенным красок);
  • иногда наблюдаются вкусовые расстройства (груша и мясо кажутся одинаковыми на вкус);
  • нарушается ощущение пропорций тела (руки кажутся длиннее).

Описывая ощущения, подросток использует эпитеты: «дома как нарисованные», «голоса как эхо».

Причинами дереализации выступают:

  • недостаток серотонина, дофамина;
  • генетический фактор;
  • впечатлительность, ранимость;
  • неблагополучная атмосфера в семье, школе;
  • алко- и наркозависимость;
  • заболевания внутренних органов и эндокринной системы.

Если болезнь вовремя не диагностировать, ребенок полностью утрачивает связь с реальностью, перестает контролировать действия. При появлении одного из симптомов необходимо записать подростка к психиатру. Он назначит комплексное лечение. В зависимости от тяжести случая это могут быть нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. Лечение должно также включать активный образ жизни, социализацию, отказ от вредных привычек, полноценный отдых.

Нервная анорексия

Отсутствие аппетита и нежелание принимать пищу чаще развивается у девочек, чем у мальчиков. Анорексия может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом (например, дизморфофобии). Нервную анорексию ВОЗ приравнял к психиатрическим расстройствам. Причинами выступают:

  • генетика (нарушение в генах, отвечающих за выработку гормонов);
  • избыток веса вследствие дисфункции нейромедиаторов;
  • низкая самооценка;
  • стремление к превосходству над сверстниками (я лучше, так как я худее);
  • психологическая защита (если имели место быть оскорбления по поводу веса);
  • желание подражать знаменитостям.

Диагностировать нервную анорексию можно по:

  • значительной потере веса;
  • постоянному «сидению» на диетах;
  • пропускам ужинов;
  • питанию только низкокалорийными продуктами;
  • прекращению социализации (так как в гостях и на встречах с друзьями часто предлагают еду);
  • низкой активности, сонливости;
  • отсутствию месячных у девушек;
  • перепадам настроения.

Запущенные формы анорексии сказываются на здоровье сердца, это может привести к его остановке. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению работы всех органов. Необходимо убедить подростка в целесообразности визита к психотерапевту. Родителям обязательно нужно контролировать назначенное лечение, так как часто юноши и девушки, страдающие этим заболеванием, только делают вид, что следуют рекомендациям.

Булимия

«Лучшая подруга» анорексии. Они часто сопровождают друг друга, хотя булимия имеет другие симптомы. Если анорексик отказывается от еды, то страдающий булимией компульсивно переедает. Мозг не контролирует этот процесс, организм не знает чувство насыщения. После обильной трапезы подросток чувствует себя виноватым, и вызывает рвоту, пьет слабительное, мочегонное. В результате такого «режима» желудок патологически увеличивается в размерах, что негативно сказывается на работе внутренних органов. Если вы заметили, что после приема пищи ребенок постоянно уходит в туалет, поговорите с ним по душам. Если выяснится, что самостоятельно с проблемой не справиться, посетите специалиста.

Девиантное поведение

Тип поведенческого расстройства, при котором подросток игнорирует нормы общества. В литературе часто встречается понятие «трудный ребенок». Основной причиной подобного поведения являются проблемы в семье. Ребенок воспитывается в атмосфере, где взрослые не могут подать положительный пример. Это может быть неполная, конфликтная, асоциальная семья. «Проблемные» тинейджеры:

  • плохо учатся в школе;
  • конфликтуют с учителями;
  • обладают «взрывным» характером;
  • злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят;
  • проявляют тягу к садизму;
  • агрессивны;
  • постоянно провоцируют окружающих.

Воспитание морально-этических ценностей через семью - главная мера профилактики девиации. Вылечить ребенка от расстройства психики поможет только исключение из неблагополучной среды и полный педагогический контроль. С такими тинейджерами нужно быть чуткими, но строгими.

Депрессия

Один из самых распространенных и пугающих диагнозов. На начальных стадиях недуг протекает вяло, это практически скрытый процесс. Тинейджер может не подавать вида, что его что-то беспокоит, но глубоко внутри испытывать дискомфорт. Типичное временное состояние меланхолии достаточно частое явление, но оно может перерасти в депрессию. Причины:

  • стрессы;
  • неблагоприятная обстановка в семье (алкоголизм, финансовая нестабильность, развод родителей);
  • негативные события в жизни (смерть близкого);
  • неудачи в учебе, спорте, творческой реализации;
  • дисбаланс гормонов, нарушения функции щитовидной железы, аномалии гипофиза.

Средняя продолжительность депрессии у подростков - 9 месяцев. При этом в возрасте 15 лет девочки страдают от недуга чаще, чем юноши. Как распознать, что подросток впал в депрессию? Тревожные «звоночки»:

  • замкнутость;
  • плаксивость;
  • пессимистическое мышление;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • нарушения сна, аппетита;
  • снижение интереса к жизни, занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;
  • ухудшение взаимоотношений с друзьями;
  • десоциализация, желание постоянного пребывания в одиночестве;
  • снижение успеваемости;
  • повышенная раздражительность;
  • разговоры о побеге из дома, суициде;
  • злоупотребление алкоголем;
  • физическое недомогание.

Своевременное выявление симптомов депрессивного расстройство облегчит лечение. Если причина не физиологическая, депрессия лечится психотерапией. На родителей возлагается ответственность по созданию в доме доброжелательной атмосферы. Также они всячески должны стимулировать тинэйджера к занятиям спортом, хобби, общению с друзьями.

депрессивный подросток нуждается в многочасовой психотерапии, иначе он может совсем отгородиться от мира, потерять друзей и интерес к жизни (одна из главных причин депрессии - проблемные взаимоотношения с родителями)

Шизофрения

Серьезное заболевание, требующее медикаментозного лечения. Сложность диагностики на ранних стадиях заключается в похожести на симптомы кризиса подросткового возраста. Характерными признаками является молчаливость, замкнутость, нежелание общаться с друзьями, плохая успеваемость, иногда головные боли. Среди симптоматики сложно усмотреть признаки зарождающейся шизофрении. И лишь когда тинейджеры-шизофреники углубляются в религию, начинают игнорировать нормы гигиены, полностью замыкаются в себе и галлюцинируют, становится понятна клиническая картина. Это опасный недуг, который требует наблюдения у психиатра, в некоторых случаях амбулаторного лечения. Психологические тесты, которые должны регулярно проводиться в школе, помогают выявить детей, находящихся в группе риска развития заболевания.

Деперсонализация

Один из симптомов серьезных психических расстройств (шизофрения, депрессия). Возникает при сильном нервном потрясении, недосыпании, иногда из-за приема лекарственных препаратов или наркотиков. Подростку кажется, что он «не в себе». Чувства и реакции, ранее переполнявшие его, утратили смысл, исчезли, как будто их кто-то украл. Пропадают нежные чувства к близким людям, ощущение тепла, уюта, дома. Иногда страдает память. Вещи, которые ранее вызывали эмоциональные отклики, становятся безразличны (домашние животные, любимые передачи). Иногда страдает восприятие своего тела в пространстве, нарушается чувство времени.

Деперсонализация - защитный механизм психики, не изученный до конца. Психотерапевты предлагают экспериментальные методы лечения, однако панацеи не существует. Зачастую они лишь снимают симптомы.

Невроз

Психическая нестабильность легкой степени тяжести. В развитии состояния большую роль играют проблемы личностного характера. Чаще всего неврозу способствуют:

  • чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
  • невозможность доказать свою точку зрения, отстоять интересы;
  • склонность к тревожности, перфекционизму;
  • сильная впечатлительность;
  • низкая самооценка;
  • потребность в самоутверждении.

Слабая, несформировавшаяся нервная система не способна удовлетворить и переварить требования, которые тинейджер предъявляет к себе и окружающим. Из-за несоответствия ожиданий действительности возникают:

  • быстрая утомляемость;
  • нарушения концентрации внимания;
  • снижение работоспособности;
  • физическая слабость;
  • навязчивые состояния (сомнения, страхи, переживания);
  • обессивно-компульсивные состояния.

В запущенных случаях наблюдаются истерики, потеря памяти, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата (временный паралич, судороги), проблемы с дыханием, ЖКТ.

Расстройство диагностирует невролог. При необходимости он назначает успокоительные препараты. Не лишней будет консультация психолога и эндокринолога. При комплексном подходе к лечению все симптомы быстро исчезают.

В статье мы рассказали о симптомах и причинах психических расстройств у подростков, возможных способах лечения. Подобные состояния легче предупредить, чем вылечить. Будьте внимательны к детям, и вовремя обращайтесь за консультацией к специалистам.

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога , особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.

В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.

К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Виды патологии

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием .

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода . По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства : наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

  • ипохондрия;
  • дизморфомания;
  • нервная;
  • дереализация;
  • деперсонализация;
  • поведенческие расстройства: , социализированное расстройство поведения;

Симптомы и признаки

Все подростки время от времени ведут себя странно .

Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

Насторожить родителей должны следующие симптомы:

  1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
  2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
  3. Попытки суицида, членовредительства.
  4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
  5. Длительный отказ от еды.
  6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
  7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
  8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
  9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
  10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
  11. Длительные истерические припадки.
  12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

Возможные последствия

Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

К возможным последствиям психических расстройств относятся:

  • тяжелая шизофрения;
  • суицид;
  • задержка психического развития;
  • развитие эпилепсии.

Диагностика

Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

Лечение

Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов :

  • купирование приступов;
  • стабилизация;
  • адаптация;
  • профилактика

Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

  • беседа;
  • аутотренинг;
  • применение гипноза;
  • метод внушения.

Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию .

Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время :

  • сонливость;
  • утомляемость;
  • снижение давления;
  • слабость мышц;
  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • снижение аппетита;
  • головные боли.

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются .

Профилактика

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики :

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

Прогноз

Большинство психических расстройств успешно лечатся.

Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.

Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу . При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу , в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.


Причины и особенности подростковых неврозов


Конфликтная ситуация в семье, частые ссоры могут вызвать невротические расстройства у подростка.

Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

  • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
  • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
  • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.

Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

Подростковый кризис

Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.


Виды подростковых неврозов и их симптомы

Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

Физиологические симптомы:

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги и нервные тики;
  • невротический кашель;
  • боли в сердце и в области желудка.

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения, раздражительность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии (страхи).

В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

  1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
  2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления .
  3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
  4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
  5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
  6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.


Лечение или реабилитация подростковых неврозов

Лечением неврозов у подростков занимаются:

  • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
  • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
  • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.

К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

Профилактика

Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

Важно соблюдать такие правила:

  1. Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
  2. Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
  3. Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
  4. В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
  5. При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
  6. При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).

Резюме для родителей

Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»: