Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

Опорный конспект лекции

Тема: «Сестринский процесс»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

Специальность:

34. 02. 01 «Сестринское дело»

31. 02. 01 «Лечебное дело»

Курс 1,2

преподаватель

первой квалификационной категории

Сестринский процесс

    Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,

    1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки

    2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

    3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды

    целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

    4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

    5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.

    Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах

Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляе­мых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказа­нию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание ро­ли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с лично­стью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Цели сестринского процесса:

    определяет конкретные потребности пациента в уходе;

    способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогно­зирует его последствия;

    определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направ­ленную на удовлетворение нужд пациента;

    с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

    гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;

    становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

    создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

    осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента;

    универсальность метода;

    гарантируется качество предоставляемой помощи и профессиона­лизм медицинской сестры;

    демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;

    обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:

a. обследование пациента;

b. диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы­
явление проблем);

c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;

d . выполнение плана сестринских вмешательств;

e. оценка полученных результатов.

Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

    профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;

    достаточное время и доверительная обстановка;

    конфиденциальность;

    согласие и участие пациента;

    при необходимости участие других медицинских работников.

1 этап сестринского процесса - обследование пациента.

Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

Обследование пациента

Сбор анамнеза

Физическое обследование

Лабораторное исследование

- история возникновения

Осмотр;

1. общий анализ мочи;

проблемы в здоро-

- измерение АД;

2. общий анализ крови;

вье пациента;

- измерение пульса;

3. биохимическое исследова-

- социологические данные;

- определение дыхания;

ние;

Данные о развитии;

Измерение температуры те-

4. инструментальное иссле-

Данные о культуре;

тела

исследование.

- данные о духовном раз-

- измерение массы и роста.

витии;

Психологические данные.

База данны

х о пациенте (сестринская исто

эия болезни).

Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со­ стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при­ надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор­ мация.

Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.

Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.

Источником информации являются:

    в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.

    могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информа­цию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;

    медперсонал;

    медицинская документация;

    обзор мед и специальной литературы.

В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:

    определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;

    осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

    начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;

    получает информацию, которая требует дополнительной проверки;

    устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.

Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.

II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.

Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента

Существующие

Потенциальные

первичные

промежуточные

вторичные

первичные

промежуточные

вторичные

Сестринский диагноз

Цели:

    Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода от­ветные реакции организма.

    Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

    Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

    Формулировка сестринского диагноза.

Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:

    Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

    Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.

Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. По­этому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

    К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

    Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают от­срочки сестринского вмешательства.

    Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием веро­ятных причин этих реакций и характерных признаков.

В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, кото­рые обозначаются PES -формат:

«Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно на­зывают характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ

1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;

2. может меняться каждый день или
даже в течение дня по мере того,
как изменяются реакции организма
на болезнь;

3. предполагает сестринские вмеша­тельства в пределах ее компетенции
и практики;

4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоро­вья.

1. определяет болезнь;

2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;

3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;

4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в орга­низме.

Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестрин­ской помощи.

III этап - планирование сестринской помощи.

Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче­ ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче­ ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:

1- она дает направление при проведении индивидуального сестринско­го ухода, сестринских действий

2- используется для определения степени эффективности этих действий.

План ухода

Постановка целей:

Краткосрочные.

Долгосрочные.

Участие пациента и его семьи

Стандарты практики

сестринской

Письменное руководство по уходу

    цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

    должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной це­ли;

    диагностичность (возможность проверки достижения).

Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочными - являются цели, которые должны быть выполнены

за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, пра­вило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвра­щение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реаби­литацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выпис­ки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или за­дачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необ­ходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, рас­стояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестрин­ской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достиже­ния сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болез­ни.

IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.

Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.

Сестринские вмешательства

Потребность пациента в помощи

Методы ухода

1. Независимая.

1. Временная.

1. Достижение терапевтиче

2. Зависимая.

2. Постоянная.

ских целей.

    Взаимоза

висимая

3. Реабилитирующая.

2. Достижение хирургических
целей.

3. Обеспечение ежедневных
жизненных потребностей.

Выполнение намеченных целей

Существуют три категории сестринского вмешательства:

1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требова­ния со стороны врача или указаний других специалистов. На­пример: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она вы­полняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современ­ным требованиям медицинская сестра не должна автоматически вы­полнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь опреде­лить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превы­шает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской по­мощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необ­ходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что меди­цинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профес­сионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совмест­ную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько ме­тодов ухода:

Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;

Уход для достижения хирургических целей;

Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
и реабилитирующей.

    Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.

    Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни

При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.

    Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестрин­ских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется со­стояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Типы сестринского вмешательства:

1 тип - полностью компенсирующая система помощи.

    тип - частичная система помощи.

    тип - консультационно-поддерживающая система.

Виды сестринских навыков:

Познавательные

Межличностные

Психомоторные

Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.

Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.

Все проводимые манипуляции

V этап - оценка эффективности

Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самокон­троля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигну­тых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответ­ствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Эффективность сестринского процесса

Оценка действий медицинской сестры (самолично)

Мнение пациента или его семьи

Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)

    Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры

    Пересмотр, корректировка плана

К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

    прогресс в достижении целей;

    ответная реакция пациента на вмешательство;

    соответствие полученного результата ожидаемому;

Новое состояние пациента может быть:

    лучше прежнего состояния;

    без изменений;

    хуже прежнего состояния.

Если цель не достигнута, необходимо:

    Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.

    Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.

    Пересмотреть сроки.

    Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

1 этап- сбор информации о пациенте

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.

Источник данных:

    Расспрос пациента

    Расспрос членов семьи и окружающих

    Информация от других членов бригады медицинской помощи

    Физическое обследование пациента

    Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией

    Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.

2 этап – сестринский диагноз.

Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.

М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.

Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.

Различие медицинского и сестринского диагноза:

Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.

Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.

М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.

Эта реакция может быть:

    Физиологической

    Психологической

    Духовной

    Социальной

Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:

    Неэффективное очищение дыхательных путей или…

    Высокий риск от удушья или…

    Пониженный газообмен или…

    Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.

Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.

Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.

Все сестринские проблемы делятся на:

    Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.

    Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.

Определение приоритетов проблем:

В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.

Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.

Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.

При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.

3 этап – планирование.

Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.

Постановка целей необходима по 2-м причинам:

    Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства

    Используются для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

    Цели должны быть реальными, достижимыми

    Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели

По срокам существует два вида целей:

    Краткосрочные (менее 1 недели)

    Долгосрочные (недели, месяцы)

Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:

    Исполнение: действие, глагол

    Критерий: дата, время, расстояние.

    Условие: с помощью кого(чего либо)

Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).

После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.

План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:

    Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.

    Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.

    Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

4 этап – реализация плана ухода.

Существует 3 типа сестринского вмешательства:

    Зависимый

    Незасимый

    Взаимозависимый

Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.

Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.

Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.

5 этап – оценка эффективности.

Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.

Основные аспекты оценки:

    Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.

    Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство

    Активный поиск и оценка новых проблем

Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.

В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.

Цель сестринского процесса - предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

  • 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
  • 2. сестринская диагностика (определение потребностей);
  • 3. определение целей и планирование ухода;
  • 4. реализация плана ухода;
  • 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап - сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу - сестринской диагностике.

Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

IV этап - реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство - выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство - действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство - сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов. ПЕРВЫЙ ЭТАП – обследование пациента с целью сбора информации о состоянии здоровья. Цель обследования – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни – юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. ВТОРОЙ ЭТАП – установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на: основные или настоящие, сопутствующие и потенциальные. Основные проблемы – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Потенциальные проблемы – те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Сопутствующие проблемы – это не экстремальные и не опасные для жизни потребности и не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу. Таким образом, задача сестринской диагностики – установить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, установить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент, является для него главным и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть: физиологической, психологической, социальной, духовной. ТРЕТИЙ ЭТАП – планирование сестринской помощи. План ухода Постановка целей: Участие пациента Стандарты сестринской 1. Краткосрочные и его семьи практики 2. Долгосрочные ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – осуществление плана сестринских вмешательств. Сестринские вмешательства Категории: Потребность пациента Методы ухода: в помощи: 1. Независимая 1. Временная 1. Достижение терапевтических 2. Зависимая 2. Постоянная целей 3. Взаимозависимая 3. Реабилитирующая 2. Обеспечение ежедневных жизненных потребностей и т.п. ПЯТЫЙ ЭТАП – оценка эффективности сестринского процесса. Эффективность сестринского процесса Оценка действий Мнение пациента Оценка действий медсестры медицинской сестры или его семьи руководителем (старшей и главной (самолично) медицинскими сестрами) Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если пациент умер или в случае длительного заболевания. Осуществление и внедрение сестринского процесса в ЛПУ поможет решить следующие задачи: Повысить качество и снизить сроки лечебного процесса без привлечения дополнительных средств; Снизить потребность во врачебных кадрах, создавая «сестринские отделения, дома, Hospis» с минимальным количеством врачей; Повысить роль медсестры в лечебном процессе, что немаловажно для достижения более высокого социального статуса медицинской сестры в обществе; Внедрение многоуровневого сестринского образования позволит обеспечить лечебный процесс кадрами с дифференцированным уровнем подготовки.

Четвертый этап сестринского процесса заключается в осуществлении плана сестринских вмешательств.

Понятие о выполнении плана ухода

Выполнение плана ухода в теории следует после планирования сестринских действий. Однако на практике выполнение может начаться сразу после обследования. Прибегать к немедленному выполнению необходимо только в тех случаях, когда есть прямая угроза физиологическому или психологическому состоянию пациента. Примерами такого состояния могут быть нестерпимая острая боль, эмоциональный срыв, вызванный п неожиданной смертью близкого человека, неукротимая рвота, вне- О запная остановка сердца и т.д.
Выполнение - это такое поведение сестринского персонала, которое направлено на достижение ожидаемого результата ухода вплоть до его завершения. Выполнение включает :
- оказание помощи, физической и психологической;
- управление деятельностью по самоуходу;
- обучение и консультирование пациента и его семьи;
- оценку работы всей бригады;
- фиксирование и обмен важной для лечения информацией. Выполнение начинается, как правило, после того, как план уже выработан в соответствии с целями и ожидаемыми результатами ухода.
Выполнение - непрерывный и взаимосвязанный с другими этапами сестринского процесса этап. Выполнение само по себе уже процесс. В ходе выполнения сестринский персонал многократно встречается с пациентом, переоценивает его состояние, в случае необходимости осматривает, изменяет существующий план ухода, намечает и осуществляет вмешательства, связанные с уходом. При каждом контакте с пациентом сестринский процесс начинается заново, так как проблемы пациента подвержены изменениям под воздействием обстоятельств, лечения и сестринских вмешательств. Для успешного выполнения плана сестринский персонал должен хорошо знать все типы сестринских вмешательств, владеть техникой проведения конкретных действий по уходу, входящих в компетенцию сестринского персонала.
Сестринское вмешательство - это любое действие сестринского персонала, которое приводит в действие план ухода или любую задачу этого плана. Это могут быть: поддержка, лечение, забота, обучение и пр.
Как известно из предыдущей главы, сестринский персонал выполняет вмешательства, которые могут быть зависимыми, независимыми и взаимозависимыми. Кроме этого, есть вмешательства, которые должны основываться на приказах и стандартах сестринской практики.

Рис. Четвёртый этап сестринского процесса

Первым официальным стандартом, утверждённым Министерством здравоохранения для внедрения в сестринскую практику, стал ОСТ «Протокол ведения больных. Пролежни». Помимо стандартов, есть приказы, например, связанные с обеспечением профилактики ВБИ, которые необходимо выполнять. Относиться к действиям сестринского персонала, предписанным данными приказами, можно по-разному. С одной стороны, они зависимые, с другой - независимые: сестринский персонал не свободен в их выполнении и в тоже время врач их не назначает. Однако, осуществляя уход, связанный с профилактикой пролежней и обеспечением санитарного режима, сестринский персонал обязан руководствоваться нормами, предусмотренными в приказах и стандартах сестринской практики.
Помимо этого, есть специальные правила, определяющие поведение сестринского персонала в экстремальной ситуации, например, в отделениях реанимации и процедурных кабинетах предусмотрена инструкция, направленная на оказание помощи для выведения пациента из анафилактического шока. Наличие таких стандартов и инструкций даёт легальную возможность вмешиваться в процесс лечения в интересах пациента.
Сестринский персонал, осуществляя уход, использует все типы сестринских действий. Ошибочно мнение, что медсёстры ответственны только за то, что делают без указки врача. Ответственность сестринского персонала одинаково велика при выполнении любого типа вмешательств.


Основные направления сестринских действий

Сестринские вмешательства могут включать :
- оказание помощи в выполнении действий, связанных с жизненными потребностями;
- советы и инструкции больному и членам его семьи;
- уход за больным для достижения лечебных целей;
- создание условий для скорейшего достижения лечебных целей;
- наблюдение и оценку работы всех участников ухода.
Основа сестринской практики - познавательные, межличностные и психомоторные навыки.
Приступая к выполнению определённого сестринского действия, следует чётко представлять цель, причину вмешательства, возможные осложнения и реакции пациента, для того, чтобы в случае необходимости скорректировать уход.
Один из основных каналов влияния на людей - общение. Подобно тому, как инъекция анальгетика способна снизить боль, приёмы межличностного общения помогают снять страх. Отвечая на вопрос анкетирования: «Каким медикам Вы доверяете?», основная масса настоящих и потенциальных пациентов ответила: «Умеющим врачевать!» Что же и кто скрывается под этим определением? Оказалось: медик-практик и медик-Человек. Доброжелательное отношение к людям - основа терапевтического общения, фундамент профессиональной деятельности не только сестринского персонала. Предоставить пациенту информацию, снять страх заболевания или предстоящего лечения, вселить надежду и веру в улучшение - таковы цели терапевтического общения. Простота и доходчивость суждений, культура и грамотность речи, чувствительность к эмоциональным реакциям, терпение и терпимость, способность достоверно точно воспринимать вербальную и невербальную информацию пациентов - таковы основы межличностного общения в практике медработника.
Непосредственные действия по уходу, например смена одежды и постельного белья, инъекции, отсасывание слизи из трахеотомической трубки, введение уретрального катетера, требуют от сестринского персонала определённых психомоторных навыков. Медицинская сестра несёт профессиональную ответственность за правильное выполнение этих действий.
Отсутствие опыта и должной квалификации не может выступать оправданием в случае причинения пациенту вреда в результате любого сестринского вмешательства.


Регистрация сестринских действий

Регистрация сестринских вмешательств в сестринской истории болезни (СИБ) - также определённый вид сестринской практики.
В листе «Регистрация сестринских действий» следует фиксировать информацию о проведённом вмешательстве либо процедуре (например, «Проведена беседа...», «Выполнена инъекция...», «Поставлена клизма») и реакции пациента на уход. Регистрация реакции пациента на сестринские вмешательства может дать основание на проведение дополнительных мероприятий по уходу за пациентом. Например, осуществляя уход за пациентом с целью профилактики пролежней, после очередной смены положения тела через 2 ч медсестра обратила внимание на выраженное покраснение кожи в области крестца. Такая реакция требует дополнительных мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего поражения кожи и восстановительное лечение.
В сестринской истории болезни чаще регистрируются действия сестринского персонала, имеющие непосредственное влияние на лечебный процесс и прогноз заболевания. Вмешательства, связанные с уходом, в ЛПУ чаще передаются устно от одной медсестры к другой или к другим членам медицинской бригады. Медсёстры общаются при передаче смены, переводе пациента в другое отделение или стационар. В любом случае, устно или письменно, связанная с уходом за пациентом информация должна быть передана с учётом критериев эффективного вербального сообщения.
Примеры регистрации сестринских действий для решения проблем пациентки Кориковой Е.В. приведены в СИБ в конце раздела.


Виды сестринской деятельности

Сестринский персонал для осуществления плана ухода использует разнообразные виды сестринской деятельности, выбор которых зависит от состояния пациента. Так, больные с вынужденным ограничением подвижности нуждаются, прежде всего, в помощи, связанной с естественными жизненными потребностями. Если будет установлено, что пациенту недостаёт знаний, или он владеет недостоверной информацией, необходимо подключить действия, направленные на обучение. Для решения определённой проблемы пациента выбирается вид воздействия (стратегия), направленный на её решение. В числе этих воздействий можно назвать следующие :
1. Оказание помощи в деятельности, связанной с ежедневными жизненными потребностями . Такая помощь заключается в обеспечении кормления пациента, одевания, умывания, чистки зубов, подачи судна и т.д. Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной или реабилитирующей. Степень зависимости от других определяет объём участия сестринского персонала в оказании данного вида помощи. Так, например, пациент с двусторонними шинами верхних конечностей нуждается в помощи персонала и родственников до снятия гипса. Степень ограничения самоухода в данном случае частичная, поэтому и уход будет частично компенсирующий, так как пациент в состоянии ходить, сидеть, стоять, перемещаться в постели.
Пациент в коматозном состоянии нуждается в полностью компенсирующем уходе, продолжительность которого будет зависеть от прогноза заболевания.
Переживание по поводу потери близкого человека, гериатрический возраст пациента, известие о наличии неизлечимого заболевания могут быть причиной «потери вкуса к жизни», развития депрессивного состояния. Пациенты, которые потеряли стимул к уходу за своей внешностью, нуждаются только в консультативной помощи.
2. Советы . Совет - это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая поддержка. Сестринскому персоналу необходимо владеть техникой профессионального общения, азами педагогики и андраго-гики, чтобы к совету прислушивались. Только тогда совет помогает рассмотреть альтернативы, избавиться от стрессов, смириться с необходимостью приспосабливаться к непривычному образу жизни, например, бросить курить, похудеть, заняться определённым видом спорта. В случае, когда заболевание угрожает жизни, можно использовать совет, чтобы примирить пациента и его семью с возможностью летального исхода.
3. Обучение . Совет очень близко связан с обучением. Однако человек, дающий совет, надеется на изменения в отношениях и эмоциональной сфере, а после проведения обучения рассчитывает на изменения в интеллектуальном развитии, приобретение новых знаний и психомоторных навыков. Сестринский персонал, осуществляя уход, несёт ответственность за выявление необходимости в обучении, а также качество и результативность образования пациентов.
Процесс обучения - это взаимодействие между учителем (сестринский персонал) и учеником (пациентом или родственником), в процессе которого достигаются определённые познавательные цели. Процесс обучения очень похож на процесс ухода и состоит из тех же компонентов: выявление потребности в обучении, постановка цели и планирование обучения, выполнение и оценка результатов.
4. Уход для достижения целей пациента . Сестринский персонал определяет проблемы и планирует уход при активном участии пациента. Основная цель пациента - обретение независимости от других лиц. Медсестра оказывает пациенту физическую поддержку: помогает занять удобное место в постели, передвигаться с помощью специальных приспособлений, костылей или клюшки, инвалидного кресла, поддерживает пациента при ходьбе и т.п.
Как показывает опыт, сестринский диагноз часто основывается именно на психологическом состоянии пациента, и поэтому действия, направленные на снижение психологического дискомфорта, тревоги, беспокойства, занимают в сестринской практике важное место. Для снятия страха, связанного с возможным инфицированием при парентеральном введении лекарственных препаратов, сестринский персонал демонстрирует пациенту обработку рук перед инъекцией, набор лекарственного препарата в одноразовый шприц, стерильный лоток для транспортировки шприца и т.п. Чтобы помочь пациенту мочиться лежа, персонал помогает ему принять удобное положение на судне, отгораживает его ширмой, просит соседей по палате выйти в коридор.
5. Создание условий для скорейшего достижения целей лечения . Благоприятная обстановка, внутренний климат самого лечебного учреждения, окружение оказывают влияние на состояние пациентов, течение и прогноз заболевания.
Пациенты должны чувствовать, что они не «лишние люди», видеть в лице сестринского персонала союзника в борьбе с недугом, ощущать определённую свободу в своих действиях и взаимодействии с персоналом.
При поступлении в больницу необходимо познакомить пациента со спецификой отделения, медицинским персоналом, представить его соседям по палате. Обязательное условие адаптации пациента - ознакомление его с распорядком дня, столовой, санитарными комнатами, служебными помещениями. Следует создать условия для уединения пациента, что необходимо при проведении гигиенических мероприятий, разговоре с родственниками, друзьями или персоналом.
Если пациент получает уход на дому, необходимо найти время и рассказать ему о целях патронажа и возможных результатах таких визитов на дом.
Таким образом, план ухода не должен ставить пациента в какой-то строгий режим, а обладать определённой степенью гибкости, позволяющей пациенту выбирать «как лучше».
6. Упреждающий уход . Сестринский персонал должен чётко представлять потенциальные проблемы пациентов, связанные с заболеванием или пребыванием в ЛПУ. Например, для пациентов с нарушением подвижности такой проблемой являются пролежни, для пациентов с неукротимой рвотой - аспирация, обезвоживание. Побочные реакции могут возникать в ответ на проведённые сестринские вмешательства. Необходимо предвидеть развитие осложнений и вовремя скорректировать свои действия либо прервать манипуляцию. Так, в случае выраженной аллергической реакции, медсестра вправе прекратить капельное вливание ещё до прихода врача. Сестринский персонал обязан знать список препаратов, которые снижают или снимают побочные реакции и осложнения.
Следует знать особенности проведения различных диагностических процедур, их возможные последствия. Например, побочным действием бариевой клизмы при проведении ирригоскопии является задержка стула. Необходимо проследить за пациентом после такого исследования, дать ему рекомендации относительно питьевого режима, после беседы с врачом в случае необходимости дать слабительное, выяснить и отметить, когда был стул.
7. Профилактические мероприятия . Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, предотвращение заболеваний. Профилактические мероприятия гораздо шире и разнообразнее, чем просто выполнение определённых действий по уходу. Они направлены на пропаганду здорового образа жизни и ответственного отношения людей к своему здоровью; выявление и устранение факторов риска различных заболеваний; раннюю диагностику и своевременное лечение; предупреждение осложнений, в том числе ятрогенного характера; усиление реабилитационных возможностей пациентов и оказание помощи инвалидам.
Профилактика - одно из основных направлений в деятельности сестринского персонала, и поэтому при каждой встрече с пациентом надо стараться изменить его отношение к состоянию своего здоровья, сделать активным участником сестринского процесса, направленного на лечение настоящего заболевания, профилактику обострений и предотвращение появления новых проблем со здоровьем. Примеры таких действий: участие сестры в профилактических осмотрах, иммунизации населения, обучение пациентов, страдающих артериальной гипертензией, измерять артериальное давление и вести дневник наблюдений, а пациентов, страдающих сахарным диабетом, самостоятельно определять уровень сахара.
8. Выполнение процедур и манипуляций по уходу . Сестринский персонал должен в совершенстве владеть техникой проведения сестринских манипуляций. Несмотря на стандартный подход к выполнению процедуры, в каждом отдельном случае она проводится с учётом особенностей пациента и личного опыта персонала.
В течение рабочего дня медицинскому персоналу приходится выполнять множество процедур: перестилание постели и перекладывание пациента, искусственное кормление, парентеральное введение лекарственных препаратов, введение уретрального катетера, постановку клизмы и т.д. Выполняя манипуляции, необходимо помнить старейшую заповедь медицинской этики: «Не навреди!», хорошо знать цели, время, этапы, ожидаемые результаты каждого действия, возможные реакции пациентов. Сестринская практика должна быть «вдумчивой». Только в этом случае можно гарантировать качество и безопасность ухода.
9. Выполнение мероприятий по оказанию неотложной доврачебной помощи . Это существенный компонент практики среднего медицинского персонала, одна из его профессиональных задач. Здесь предусмотрены зависимые, независимые и взаимозависимые действия, что определяется, прежде всего, местом оказания доврачебной помощи: догоспитальный этап или стационар. Для оказания такой помощи следует уметь распознать неотложное состояние, в совершенстве владеть техникой реанимационных мероприятий, знать лекарственные препараты, которые применяют в экстремальных ситуациях, способы их введения, чётко и слаженно работать с членами бригады.
10. Наблюдение и оценка действий всех членов бригады участвующих в уходе . Весь комплекс мероприятий по уходу обычно выполняется несколькими людьми. Это медицинские сёстры (постовые, процедурные, перевязочные), диетсестра, инструктор ЛФК, младшая медицинская сестра, родственники и др. Распределяя уход, необходимо быть уверенным, что он будет выполнен в соответствии с необходимыми требованиями или стандартами сестринской практики.
Осуществляя уход за пациентом, сестринский персонал должен гарантировать качество и безопасность проводимых мероприятий, стремиться к совершенству техники выполнения.

Выводы
- Четвёртый этап сестринского процесса начинается, как правило, после того, как план ухода уже выработан. Прибегать к немедленному выполнению (игнорируя составление плана) необходимо только в тех случаях, когда есть прямая угроза физиологическому или психологическому состоянию пациента.
- Для успешного выполнения сестринский персонал должен хорошо знать все типы сестринских вмешательств, владеть техникой проведения конкретных действий по уходу, входящих в его компетенцию.
- Сестринское вмешательство - это любое действие сестринского персонала, которое приводит в действие план ухода или любую задачу этого плана. Это могут быть: поддержка, лечение, забота, обучение.
- Сестринский персонал выполняет специальные сестринские вмешательства, которые могут быть зависимыми, независимыми и взаимозависимыми. Кроме этого, есть сестринские вмешательства, которые должны основываться на приказах и стандартах сестринской практики.
- Основой сестринской практики выступают познавательные, межличностные и психомоторные навыки. Отсутствие опыта и должной квалификации не может служить оправданием в случае причинения пациенту вреда в результате любого сестринского вмешательства.
- В карте сестринского наблюдения за пациентом чаще регистрируются действия сестры, имеющие непосредственное влияние на лечебный процесс и прогноз заболевания.
Основы сестринского дела: учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В