Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь (лат. ambulatorius - подвижной, ходячий; греч. polis - город, klinike - искусство врачевания, уход за лежачими больными) осуществляется вне больничных условий.

В настоящее время около 80% больных обеспечиваются медицинской помощью в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Амбулаторно-поликлиническое звено (так называемая зона первого контакта) предусматривает обследование и лечение пациентов на приёме в поликлинике и при необходимости в домашних условиях, а также диспансеризацию (наблюдение за здоровьем) населения.

Принцип работы амбулаторно-поликлинического звена - территориально-участковый (основной структурный элемент амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения - территориальный терапевтический участок), что подразумевает постоянное закрепление за участковым врачом-терапевтом и медсестрой (медбратом) определённого количества жителей соответствующего участка.

Целями и задачами амбулаторно-поликлинического звена являются следующие:

Квалифицированная медицинская помощь в поликлинике и на дому.

Диспансеризация.

Профилактические мероприятия (снижение заболеваемости, инвалидности и смертности).

Экспертиза временной нетрудоспособности.

Санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Амбулатория (лат. ambulatorius - подвижной, ходячий) - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания внебольничной медицинской помощи населению небольшого посёлка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка. В сельской местности амбулаторную помощь могут оказывать фельдшерско-акушерские пункты, которые выступают основной структурной единицей сельского здравоохранения. Участковый принцип работы позволяет активно выявлять больных, оказывать им квалифицированную медицинскую помощь, изучать заболеваемость, проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу.


Амбулатория отличается от поликлиники определённой ограниченностью оказываемой медицинской помощи и небольшой численностью персонала (а также количеством обслуживаемых пациентов). Как правило, амбулатория находится в сельской местности и обеспечивает обслуживание населения необходимым минимальным числом специалистов (не более пяти) - терапевтом, хирургом, акушером-гинекологом и педиатром.

Медсанчасти оказывают медицинскую помощь на крупных промышленных предприятиях. В их состав могут входить стационар, поликлиника, здравпункт и профилакторий.

Здравпункт - подразделение медсанчасти или поликлиники, организуемое на промышленных предприятиях, стройках, в высших и средних учебных заведениях, училищах. Наряду с оказанием первой медицинской помощи при травмах, внезапных заболеваниях и отравлениях здравпункт осуществляет плановые санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия для предупреждения и снижения заболеваемости. Врачебный здравпункт возглавляет врач, фельдшерский здравпункт - фельдшер или медицинская сестра.

Женская консультация - лечебно-профилактическое учреждение, в котором осуществляют лечение и профилактику гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными. Средний медицинский работник - акушерка - оказывает помощь врачу при приёме, ведёт патронаж беременных, обучает их уходу за новорождёнными и личной гигиене. Акушерка выполняет назначения врача и проводит санитарно-просветительную работу.

Станции скорой медицинской помощи обеспечивают население медицинской помощью в неотложных ситуациях, работая круглосуточно. Бригаду может возглавлять фельдшер, который самостоятельно выезжает на вызовы, оказывает первую помощь и госпитализирует больных. Специализированную медицинскую помощь, требующую более высокой квалификации, оказывает бригада, возглавляемая врачом, а фельдшер помогает ему в оказании помощи и транспортировке больных. Многие станции скорой медицинской помощи имеют автомашины с современной аппаратурой, что позволяет оказывать экстренную высококвалифицированную и специализированную помощь и проводить реанимационные мероприятия на дому и по пути в стационар.

Дополнительно следует указать, что современное отечественное здравоохранение уделяет большое внимание службе семейного врача (врача общей практики) как перспективному звену в оказании первичной медико-санитарной помощи. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №237 (от 26 августа 1992 г.) предусмотрено создание специальных врачебных офисов (помещений) семейной медицины, оборудованных современной диагностической аппаратурой, и регламентирован штат сотрудников такого офиса семейной медицины (семейный врач и три средних медицинских работника, в том числе лаборант и фельдшер). Фактически врач общей практики выступает правопреемником участкового терапевта.

Стационарная медицинская помощь

Если состояние пациента требует систематического наблюдения, применения сложных диагностических и лечебных процедур, специализированной медицинской помощи, его направляют в лечебное учреждение стационарного типа.

Стационар (лат. stationarius - стоящий, неподвижный) - структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения (больницы, медсанчасти, диспансера), предназначенное для обследования и лечения больных в условиях круглосуточного (за исключением дневного стационара) их пребывания в данном учреждении под наблюдением медицинского персонала.

Дневной стационар - промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. Это стационарозамещающая форма организации медицинской помощи населению, структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения, предназначенное для проведения пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, лечебных, реабилитационных, диагностических и профилактических мероприятий в дневное время.

Диспансер (лат. dispense- распределять) - особое специализированное лечебно-профилактическое учреждение, работающее по диспансерному методу. Диспансер предназначен для активного раннего выявления и учёта больных с определёнными группами болезней, систематического динамического наблюдения за ними, оказания специализированной лечебной помощи, разработки рекомендаций по оздоровлению труда и быта этих больных, а также для изучения заболеваемости и её причин, разработки и осуществления мероприятий по предупреждению болезней, проведения санитарно-просветительной работы.

Таким образом, диспансер - самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определённому контингенту больных. В настоящее время в системе отечественного здравоохранения предусмотрены следующие виды диспансеров: кардиологический, противотуберкулёзный, онкологический, кожно-венерологический, психоневрологический, наркологический, противозобный, эндокринологический, врачебно-физкультурный.

Целями и задачами диспансера выступают следующие :

Активное раннее выявление больных соответствующего профиля.

Наблюдение за выявленными больными (патронаж).

Специализированная врачебная помощь.

Реабилитация больных.

Профилактика заболевания.

Изучение заболеваемости и условий развития и распространения заболевания.

Санитарно-просветительная работа.

Значение ухода за больным трудно переоценить. Точное выполнение предписаний врача, проведение всех мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению сил больного, облегчению его страданий, тщательное наблюдение за функциями всех органов, предупреждение возможных осложнений, чуткое отношение к больному - всё это входит в понятие ухода за больным. И если врач лечит, то медицинская сестра выхаживает.

Чёткое выполнение предписаний врача, строгое соблюдение диетического, питьевого и гигиенического режимов, создание благоприятных физических и психологических условий способны восстановить здоровье даже казалось бы, у безнадёжно больных людей, и, наоборот, плохой уход, небрежное отношение медицинской сестры к своим обязанностям могут не только задержать выздоровление больного, но и усугубить тяжесть его состояния.

В повседневной жизни под уходом за больным понимают оказание ему помощи в удовлетворении различных потребностей: в еде, питье, туалете, движении, физиологических отправлениях и др. Уход также подразумевает создание для больного оптимальных условий пребывания в лечебном учреждении или дома: тишину и покой, удобную постель, чистое бельё, свежий воздух и т.д. В таком объёме уход осуществляется, как правило, младшим медицинском персоналом и родственниками больного. Ф. Найтингейл писала: «Если путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, то болезнь примет своё естественное течение, а всё побочное, искусственное, вызванное ошибками, легкомыслием или невежеством окружающих, будет устранено».

В медицине понятие «уход за больным» трактуется более широко. Здесь он выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мер, включающих правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений, проведение диагностических мероприятий, подготовку больного к определённым исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание первой доврачебной помощи, ведение необходимой мед. документации.

Уход за больным влияет на эффективность лечения и является его неотъемлемой частью. Качество ухода за больным находится в неразрывной связи с результатами лечения заболевания, его прогнозом. Так, при успешном ведении больного с инфарктом миокарда можно «потерять» пациента из-за недобросовестного выполнения необходимых мероприятий по уходу: например, отсутствие постоянного наблюдения может привести к нарушению пациентом строгого постельного режима в первые дни инфаркта миокарда и развитию, в частности, таких осложнений, как фатальные нарушения ритма сердца и прогрессирование сердечной недостаточности. Ещё один пример: неадекватный контроль за чистотой постельного белья и состоянием кожных покровов в условиях гиподинамии может привести к образованию пролежней. Именно поэтому уход за больным - обязательная составная часть лечения, влияющая на течение заболевания и выздоровление пациента.

Существует два основных направления по осуществлению ухода за больными - общий и специальный уход:

· Общий уход - осуществление общих мероприятий по уходу независимо от характера заболевания (общий осмотр, измерение температуры тела, смена белья и пр.).

· Специальный уход - осуществление специфических мероприятий по уходу в зависимости от диагноза заболевания (например, подготовка больного к холецистографии, катетеризация мочевого пузыря).

В рамках Программы бесплатно предоставляются:
первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная
специализированная;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Медицинская помощь оказывается в следующих формах:
экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Медицинская помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
паллиативной медицинской помощи.

Медицинская услуга экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) за счет средств ОМС оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в соответствии с Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.10.2012 N 556н "Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий", от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" пациентам, имеющим полис ОМС, направление комиссии по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО.

Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи медицинскими организациями

Оказание медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с договорами ОМС медицинская помощь застрахованным гражданам
предоставляется при предъявлении ими полиса ОМС и документа, удостоверяющего личность. Оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется независимо от наличия страхового полиса ОМС и документа, удостоверяющего личность.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается гражданину безотлагательно медицинской организацией, в которую он обратился. Если в указанной медицинской организации не может быть оказана необходимая медицинская помощь, медицинская организация обеспечивает перевод гражданина в другую медицинскую организацию, в которой предусмотрено оказание необходимой медицинской помощи.

Медицинская помощь в экстренной и неотложной форме оказывается иностранным гражданам, не имеющим права на ОМС, бесплатно до минования угрозы жизни пациента или здоровью окружающих.

Медицинская помощь при состояниях, не требующих по медицинским показаниям проведения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, оказывается гражданам в амбулаторных условиях, в том числе на койках дневного стационара в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

При состояниях, требующих по медицинским показаниям проведения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, медицинская помощь оказывается в условиях круглосуточного стационара.

Консультации и лечение в НИИ и клиниках Российской Федерации по медицинским показаниям осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по направлению министерства здравоохранения Астраханской области.

Администрация медицинской организации, участвующей в реализации Программы, обеспечивает размещение информации для граждан по вопросам реализации их законных интересов и прав на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества в рамках Программы, в том числе нормативных или иных регламентирующих документов (их отдельных положений). Во всех основных подразделениях медицинской организации (в регистратуре и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных и других отделениях стационаров) на видном месте и на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" размещается доступная наглядная информация для пациентов, которая содержит:

1) полное наименование медицинской организации с указанием:
юридического адреса;
контактов (телефоны, электронная почта);
структуры медицинской организации;
схемы проезда (карта);
транспортной доступности;
графика работы медицинской организации;
графика приема граждан руководителем и иными уполномоченными лицами медицинской организации;
графика работы и часов приема медицинскими работниками;
сведений об образовании и квалификации медицинских работников;
страховых медицинских организаций, с которыми работает медицинская организация (полное наименование, адрес, контактный телефон, адрес электронной почты);
2) информацию об осуществляемой медицинской деятельности (копии лицензий на все виды деятельности);
3) перечень контролирующих организаций, в которые пациент может обратиться в случае возникновения конфликтных ситуаций, с указанием адресов, контактных телефонов и электронной почты;
4) сведения о возможности получения медицинской помощи в рамках Программы, в том числе копию Программы;
5) правила записи на первичный прием/консультацию/обследование;
6) информацию о сроках и порядке проведения диспансеризации населения в медицинской организации;
7) правила госпитализации (сроки ожидания плановой госпитализации и необходимые документы);
8) информацию о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья;
9) информацию о перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
10) информацию о вакансиях медицинской организации;
11) механизмы обратной связи, в том числе возможность размещения обращения на сайте медицинской организации (форма для подачи электронного запроса) и рубрика "вопрос-ответ".

Кроме того, в доступном для посетителей месте должны быть расположены почтовый ящик с надписью "Для писем руководителю", а также книга жалоб и предложений.

Порядок работы медицинской организации определяется учредителем.

В рамках Программы пациент (его законный представитель, доверенное лицо) имеет право на основании письменного заявления получить медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов, отражающие состояние здоровья, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках Программы при оказании медицинской помощи необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании представленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках ТП ОМС не осуществляются:
проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров взрослого населения;
медицинское обеспечение спортивных мероприятий, оздоровительных трудовых лагерей, спортивных лагерей, детских оздоровительных лагерей, массовых культурных и общественных мероприятий;
медицинское освидетельствование граждан на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
психиатрическое освидетельствование;
освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации;
анонимная диагностика и лечение (за исключением профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека);
косметологическая помощь.

При оказании медицинской помощи в рамках Программы не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Условия и порядок предоставления первичной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях)

При оказании первичной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях
в рамках Программы предоставляется:
право выбора медицинской организации и лечащего врача (врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера);
возможность записи на прием к врачу и проведение диагностических и лабораторных исследований для больных. Запись производится в регистратурах медицинских организаций при личном обращении пациента или через информационную систему "Электронная регистратура" медицинской организации;
возможность лечения в дневном стационаре медицинских организаций области при наличии показаний у пациента по направлению лечащего врача;
возможность вызова участкового врача на дом в случае, когда пациент по состоянию здоровья не может посетить медицинскую организацию;
возможность получения первичной специализированной медико-санитарной помощи по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-специалиста или в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, к которой он прикреплен, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Первичная и первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается:
1) застрахованным гражданам при предъявлении полиса ОМС и документа, удостоверяющего личность;
2) детям со дня рождения до дня государственной регистрации рождения при предъявлении полиса ОМС матери или других законных представителей и документа, удостоверяющего их личность.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами). Объем диагностических и лечебных мероприятий, необходимость в консультациях врачей-специалистов для конкретного пациента определяется лечащим врачом.

Не допускается внеочередной прием пациентов, обслуживаемых на платной основе.
Лечение и обследование на дому больных, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посещать медицинские организации, проводятся по назначению лечащего врача.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях предоставляется по направлению лечащего врача. Направление должно быть оформлено в соответствии с нормативными документами с обязательным указанием цели консультации и содержать результаты предварительного исследования в соответствии с профильностью консультации. Первичная специализированная медико-санитарная помощь на дому осуществляется по направлению лечащего врача.

Лабораторные и инструментальные методы исследования предоставляются гражданам по направлению лечащего врача при наличии медицинских показаний с учетом порядков оказания медицинской помощи.

В медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях в плановой форме, ведется лист ожидания оказания первичной специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-коммуникационной сети "Интернет", о сроках ожидания оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в плановой форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанный порядок на оказание медицинской помощи в экстренной или неотложной форме не распространяется.

При наличии медицинских показаний для проведения консультации врача-специалиста и (или) лабораторных и диагностических исследований, отсутствующих в данной медицинской организации, пациенту должно быть оформлено направление в другую медицинскую организацию, участвующую в Программе.

Условия и порядок предоставления скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях,
несчастных случаях, травмах, отравлениях и иных состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:
а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;
б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;
в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;
е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;
ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;
з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;
и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;
к) роды, угроза прерывания беременности;
л) угроза возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
а) внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
б) внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
в) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовый период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию (отделение) скорой медицинской помощи, оказывается в кабинете для приема амбулаторных больных.

Отсутствие страхового полиса ОМС и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в вызове и оказании скорой медицинской помощи.

Условия и порядок предоставления паллиативной медицинской помощи

Паллиативная медицинская помощь предусматривает оказание медицинской, социальной, психологической помощи
больным с различными тяжелыми хроническими прогрессирующими заболеваниями с терминальной стадией заболевания с целью обеспечения необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической и социальной поддержки родственников.

Паллиативная медицинская помощь оказывается гражданам с учетом порядков оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) и стационаре (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Паллиативная медицинская помощь больным оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Объём медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

Объемы медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по ТП ОМС составляют:
для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, – 321 215 вызовов;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), – 2 325 122 посещения;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой
в неотложной форме, – 500 126 посещений;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, – 1 965 911 обращений;
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров – 565 115 пациенто - дней;
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – 176 123 случая госпитализации (в том числе 1 383 случая оказания высокотехнологичной медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, 33 660 койко-дней по профилю «Медицинская реабилитация» и 1 909 случаев госпитализации за счет средств нормированного страхового запаса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 № 493 «Об утверждении Правил направления в 2015 году средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи федеральными государственными учреждениями»).

В статье конкретизируются положения программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, перечней лекарственных препаратов. Государство гарантирует бесплатное обеспечение граждан при оказании медицинской помощи в стационарных условиях лекарственными препаратами из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Однако ряд подзаконных нормативных правовых актов закрепляют требование соблюдать стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации. Нормативные акты Федерального фонда обязательного медицинского страхования регламентируют проведение экспертизы качества медицинской помощи, в т. ч. соблюдение стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций. Федеральные нормативные правовые акты также регламентируют проведение государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Согласно данным нормативным правовым актам соблюдение медицинскими организациями стандартов медицинской помощи является обязательным требованием. Но при соблюдении положений всех федеральных нормативных правовых актов врач имеет право назначать пациенту любые лекарственные препараты исходя из задач лечебного процесса и состояния здоровья пациента.

Ключевые слова: стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации, лекарственные препараты.

Для цитирования: Александрова О.Ю. Право граждан на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в условиях стационара // РМЖ. 2017. №18. С. 1307-1311

The right of citizens for the medicines in the provision of medical care in stationary conditions
Alexandrova O.Yu.

Moscow Regional Research and Clinical Institute named after M.F. Vladimirskiy

The article considers the statements of the program of the state guarantees for the provision of free medical care to the citizens on the basis of medical assistance standards, clinical recommendations, lists of medicines. The state guarantees free drug provision of the citizens in medical settings with medicines from the Vital and Essential Drugs List. However, a number of by-laws regulate the requirement to comply with the standards of medical care and clinical recommendations. Normative acts of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund regulate the examination of the medical care quality, including compliance with standards of medical care and clinical recommendations. Federal laws also regulate the carrying out expert examination of state and departmental medical quality and safety control. According to these legal acts, compliance by medical organizations with the standards of medical care is a mandatory requirement. But if the provisions of all federal regulatory legal acts are observed, the physician has the right to prescribe to the patient any medications based on the tasks of the medical process and the patient"s state of health.

Key words: standards of medical care, clinical recommendations, medicines.
For citation: Alexandrova O.Yu. The right of citizens for the medicines in the provision of medical care in stationary conditions // RMJ. 2017. № 18. P. 1307–1311.

Статья посвящена праву граждан на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в условиях стационара

Актуальность

Врач пульмонологического отделения стационара имеет возможность лечить больного лекарственными препаратами (ЛП), имеющимися в отделении. Данные ЛП входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), но не входят в стандарт медицинской помощи (СМП) больному с данным заболеванием. Клинические рекомендации рекомендуют иные ЛП. Имеет ли право врач назначить ЛП, входящие в СМП или клинические рекомендации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания медицинской помощи.
В ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья») сказано:
«При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов…».
То есть на безвозмездной основе для лечения граждан предоставляются ЛП из перечня ЖНВЛП при оказании медицинской помощи:
в стационарах;
в дневных стационарах;
при оказании скорой медицинской помощи;
при оказании первичной медико-санитарной помощи (только в условиях дневного стационара и в неотложной форме).
При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях ЛП гражданам не гарантируются, т. е. на безвозмездной основе не предоставляются.
Исключение составляют отдельные категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, в т. ч. обеспечение ЛП для лечения в амбулаторных условиях, из средств федерального бюджета (так называемые «федеральные льготники») или из средств региональных бюджетов («региональные льготники»), но не средств обязательного медицинского страхования (ОМС).
Система ОМС никогда не финансирует использование ЛП для лечения больных в амбулаторных условиях, т. е. использовать средства ОМС на обеспечение больных ЛП при лечении в амбулаторных условиях невозможно.
При оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара будут использованы ЛП, которые имеются в медицинской организации и которые закуплены медицинской организацией на средства ОМС, предназначенные на оплату медицинской помощи в стационаре по полному тарифу, включая ЛП. Прежде всего, имеются в виду ЛП, включенные в перечень ЖНВЛП.
Перечень ЖНВЛП в последней редакции утвержден распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год» и содержит международные непатентованные названия ЛП. ЛП из Перечня ЖНВЛП гарантируются гражданам в соответствии с ч. 2 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья». Таким образом, государственной гарантией бесплатного лекарственного обеспечения медицинской помощи является Перечень ЖНВЛП.
Медицинская организация обязана при наличии показаний назначить и предоставить ЛП пациенту, находящемуся на стационарном лечении, а система ОМС обязана оказанную медицинской организацией медицинскую помощь оплатить.
Существует еще одна разновидность документов, содержащих перечни ЛП, – это СМП.
Часть 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» определяет: «Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи». Из этой формулировки следует, что обязательными для исполнения являются только порядки оказания медицинской помощи, а СМП не являются строго обязательными.
В соответствии с п. 2 ст. 79 «Обязанности медицинских организаций» Федерального закона «Об основах охраны здоровья» медицинская организация обязана: «организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи…». То есть дублируется норма ст. 37: «…на основе стандартов медицинской помощи».
Таким образом, с точки зрения законодательства СМП на сегодняшний день не являются строго обязательными. При этом СМП утверждаются приказами Минздрава России, т. е. официально являются подзаконными нормативными правовыми актами (НПА) федерального уровня. Судебная практика показывает, что нарушение норм федерального НПА (приказа Минздрава России при осуществлении медицинской деятельности) трактуется судами как противоправное поведение, и, следовательно, нарушения данных НПА может приводить к юридической ответственности медицинских организаций.
В НПА, регулирующих организацию и финансирование медицинской помощи, неоднократно используется понятие стандарта медицинской помощи. Во всех действующих НПА речь идет исключительно о СМП, разработанных и утвержденных на федеральном уровне. Никакие региональные стандарты (медико-экономические и пр.) в НПА федерального уровня не упоминаются.
Несмотря на отсутствие жесткой обязательности исполнения СМП в законе, подзаконные НПА федерального уровня формируют идеологию обязательности их исполнения.
В ч. 3. Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152) сказано :
«Государственный контроль осуществляется путем:
в) проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи…».
В утвержденном приказом Минздрава России от 23 января 2015 г. № 12н Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи предметом государственного контроля (надзора) является «применение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (далее ‒ обязательные требования)».
В НПА, регулирующих деятельность субъектов и участников ОМС, также используется понятие стандарта медицинской помощи. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» от 1 декабря 2010 г. № 230 (с изм., внесенными Приказом ФФОМС от 21 июля 2015 г. № 130) невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии со стандартами медицинской помощи является дефектом медицинской помощи.
Таким образом, несмотря на отсутствие в законе требования жесткой обязательности исполнения СМП, подзаконные НПА федерального уровня формируют идеологию обязательности их исполнения, в т. ч. при проведении проверок медицинских организаций различными проверяющими инстанциями. Медицинские организации в таких условиях ориентированы на соблюдение СМП.
Следовательно, медицинские организации максимально стараются предоставить пациенту ЛП, входящие в СМП. При этом ЛП, входящие в Перечень ЖНВЛП, не совпадают с ЛП, входящими в СМП.
В законе употребляется еще одно понятие ‒ «по жизненным показаниям». В ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» говорится: «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».
В ч. 3. ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» сказано:
«При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ‒ в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям…».
Понятие «по жизненным показаниям» употребляется и в подзаконных НПА.
В п. 4.7 приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 502 «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (п. 4.7 введен приказом Минздрава России от 2 декабря 2013 г. № 886н) указано, что врачебная комиссия осуществляет:
«принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям ):
не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи;
по торговым наименованиям».
В приказе Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175 «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения» в п. 3 Приложения 1 «Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов» сказано:
«Назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Назначение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям ) по решению врачебной комиссии…».
Но, несмотря на то что понятие «по жизненным показаниям» употребляется в законе и в подзаконных НПА, определения данному понятию ни в законе, ни в подзаконных НПА нет.
В ст. 32 «Медицинская помощь» Федерального закона «Об основах охраны здоровья» дана классификация медицинской помощи по форме оказания:
«Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная ‒ медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная ‒ медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая ‒ медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью».
Плановая медицинская помощь отличается от экстренной и неотложной, исходя из вышеуказанных определений тем, что ее оказание может быть отсрочено на неопределенный срок без вреда жизни и здоровью пациента. Экстренная и неотложная медицинская помощь относится к так называемым срочным медицинским вмешательствам. В Методических рекомендациях «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития» (письмо Минздрава России № 14-0/10/2-2564 и ФФОМС № 7155/30 от 26 сентября 2012 г.) говорится: «Срочным является медицинское вмешательство, требующее соблюдения определенных требований к срокам начала его проведения, исчисляемым с момента обращения пациента, нуждающегося в медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в медицинскую организацию».
В п. 2 ст. 11 «Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи» Федерального закона «Об основах охраны здоровья» указывается: «Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается…».
К обязанностям медицинских организаций (включая медицинские организации частной системы здравоохранения) в соответствии с п. 1 ст. 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» относится обязанность «обеспечивать гражданам оказание экстренной медицинской помощи».
Главным критерием экстренной медицинской помощи, как следует из определения, данного в ст. 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья», является наличие угрожающих жизни состояний. Угрожающие жизни состояния перечислены в приказе Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».
Квалифицирующим признаком угрожающего жизни состояния является то, что угрожающие жизни состояния не могут быть компенсированы организмом самостоятельно и обычно заканчиваются смертью. Именно при этих состояниях медицинские организации в соответствии со ст. 11 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» обязаны оказывать медицинскую помощь (независимо от того, являются ли нуждающиеся в такой помощи гражданами РФ или нет, застрахованными в системе ОМС или нет).
На оказание неотложной медицинской помощи («без явных признаков угрозы жизни пациента») обязанности медицинских организаций не распространяются. Однако медицинская организация de fakto не может не оказать медицинскую помощь не только экстренную, при явных признаках угрозы жизни, но и при состояниях без явных признаков угрозы жизни, когда неоказание медицинской помощи может привести к угрожающему жизни состоянию.
Напомним, что неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, является преступлением (ст. 124 УК РФ). И неважно, как данная медицинская помощь квалифицировалась – как экстренная или неотложная. Важен результат – смерть больного или тяжкий либо средней тяжести вред, причиненный виновно.
В связи с вышеизложенным при отсутствии в НПА определения понятия «по жизненным показаниям» можно ориентироваться на закрепленные в законе дефиниции. На наш взгляд, понятие медицинской помощи по жизненным показаниям не должно ограничиваться понятием экстренной медицинской помощи (т. е. наличием явных признаков угрозы жизни, перечисленных в приказе Минздравсоцразвития России 194н). По жизненным показаниям оказывается и медицинская помощь, когда в момент ее оказания нет явных признаков угрозы жизни, но когда неоказание медицинской помощи может привести к угрожающему жизни состоянию. То есть отсрочка медицинского вмешательства на неопределенный срок невозможна в связи с тем, что данное состояние (заболевание) не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью.
Естественно, существует очень большое число таких заболеваний и состояний. Поименовать их все, скорее всего, невозможно. Мало того, одно и то же заболевание может компенсироваться организмом довольно длительное время, а затем начать быстро прогрессировать и закончиться смертью. Или прогрессирование заболевания может быть связано вообще не с самим заболеванием, а с ослаблением организма сопутствующими заболеваниями.
Таким образом, понятие «по жизненным показаниям» используется в каждодневной медицинской практике, особенно в медицинских организациях, в которых оказывается медицинская помощь больным с тяжелыми прогрессирующими заболеваниями.
Возникает вопрос, а кто определяет состояние здоровья пациента, когда медицинская помощь должна быть оказана по жизненным показаниям и соответственно пациент должен быть обеспечен ЛП при оказании медицинской помощи? Ответ НПА, регулирующих медицинскую деятельность, однозначен: врачебная комиссия медицинской организации.
Именно врачебной комиссией медицинской организации назначаются ЛП по жизненным показаниям, не входящие в СМП (ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья»; п. 3 приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения») .
Именно по решению врачебной комиссии пациентам при оказании медицинской помощи в стационарных условиях назначаются ЛП, не включенные в Перечень ЖНВЛП, в случае их замены по жизненным показаниям (п. 27 приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»). Медицинская организация, в которой работает врачебная комиссия, несет юридическую ответственность за назначение (неназначение) ЛП по жизненным показаниям.
Таким образом, создается механизм гарантий предоставления пациенту ЛП, необходимых по жизненным показаниям. Кроме того, необходимо понимать роль лечащего врача в наступлении гражданско-правовой ответственности медицинской организации. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо признается виновным, если доказана вина его работника.
В соответствии с ч. 2 ст. 73 «Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников» Федерального закона «Об основах охраны здоровья» медицинские работники обязаны «оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями…». Указание на обязанность медицинских работников исполнять СМП или назначать ЛП исключительно из Перечня ЖНВЛП в тексте закона отсутствует. Врач должен лечить больного наиболее эффективными способами и средствами. Последствия действий врача лежат не только на нем самом, но и на медицинской организации, в которой он работает.
Существует еще одна разновидность документов, которые поименованы в законе и содержат указания на ЛП. Речь идет о разработанных профессиональным медицинским сообществом клинических рекомендациях (протоколах лечения) различных заболеваний.
В ч. 2 ст. 76 «Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками» Федерального закона «Об основах охраны здоровья» сказано:
«Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий»;
«Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи…».
Клинические рекомендации (протоколы лечения) (далее – КР), в отличие от СМП, должны содержать алгоритмическую составляющую медицинской помощи при определенных заболеваниях. КР должны содержать описание лечебно-диагностического процесса в определенной клинической ситуации в зависимости от ее развития. Возможно включение в КР дополнительных по отношению к СМП лечебно-диагностических мероприятий и ЛП в определенных клинических ситуациях.
Необходимо понимать, что КР могут быть основой для экспертной оценки правильности медицинской помощи с точки зрения наиболее эффективных, максимально возможных на современном этапе, и в то же время уже принятых профессиональным медицинским сообществом методов диагностики и лечения. Однако КР не являются государственной гарантией бесплатности медицинской помощи.
При этом в 2015 г. был принят ряд НПА, по сути, обязывающих относиться к КР как документам, регламентирующим деятельность медицинских организаций.
Приказом ФФОМС от 21 июля 2015 г. № 130 внесены изменения в приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»:
«ч. 13. п. 67 дополнить новыми абзацами следующего содержания:
”Дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи:
невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения)”».
Таким образом, невыполнение требований КР становится дефектом медицинской помощи в системе ОМС.
Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» отнес к критериям оценки качества при оказании медицинской помощи как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара и стационара:
установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
Вышеизложенные заключения обобщены в таблице 1.

Литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» .
2. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год» .
3. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» .
4. Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» .
5. Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» .


6.2. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.

Этот вид помощи, как наиболее массовый и социально значимый, занимает ведущее место в медицинском обеспечении населения. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается чаще всего в амбулаториях и поликлиниках.

Амбулатория – учреждение, которое оказывает помощь больным по одной или нескольким основным врачебным специальностям.

В поликлинике оказывается помощь по многим специальностям.

Как в амбулаториях, так и в поликлиниках осуществляется лечение больных при обращении в эти учреждения, а также проводится профилактическая работа. Кроме того, они оказывают медицинскую помощь на дому.

Поликлиника отличается от амбулатории объемом и уровнем лечебно-профилактической помощи, в последней ее обеспечивают врачи основных 4х – 5ти специальностей. В амбулатории могут также оказывать помощь только семейные врачи (врачи общей практики).

Значение поликлиники и амбулатории определяется их приближенностью к населению, а также возможности оптимального участия в медицинском обеспечении подавляющего числа населения.

Эти учреждения занимают ведущее место в профилактической работе системы здравоохранения, их работники определяют факторы риска среди соответствующих контингентов, инфекционные и социально значимые заболевания.

Работа амбулаторий и поликлиник сильно влияет на деятельность других учреждений здравоохранения – больниц, службы скорой помощи. Кроме того, от эффективной работы этого звена медицинской помощи существенно зависит уровень и длительность временной утраты трудоспособности, частота осложнений заболеваний и последствие их течения, уровень госпитализации, продолжительность пребывания больных в стационарах и вообще рациональное использование коек, а также в значительной мере оценка населением деятельности всей системы здравоохранения.

Основные задачи городской поликлиники:

    оказание первичной и специализированной квалифицированной медицинской помощи амбулаторно и на дому;

    проведение диспансерного наблюдения за различными контингентами;

    проведение врачебной экспертизы нетрудоспособности;

    организация и проведение профилактических мероприятий, включая и противоэпидемические;

    изучение показателей здоровья населения.

В период реформирования системы здравоохранения работа поликлиники должна быть направлена на существенное увеличение качества лечения населения, полное комплексное обследование его социально-значимых групп, полноценную реабилитацию.

Эти все мероприятия будут содействовать уменьшению нынешнего довольно высокого уровня госпитализации и обеспечат направление больных на стационарное лечение в случаях крайней необходимости.

Основные разделы работы поликлиники:

    профилактическая, включая и противоэпидемиологические мероприятия;

    лечебно-диагностическая;

    организационно-методическая.

К профилактическим мероприятиям относятся как профилактические (первичные), так и потенциально профилактические (вторичные).

Первичные мероприятия:

    прививание;

    гигиеническое воспитание населения;

    диспансерное наблюдение за здоровыми и лицами с факторами риска;

    санитарно-противоэпидемиологические мероприятия.

Вторичные мероприятия:

    своевременное определение инфекционных заболеваний и извещение про инфекционного больного СЭС;

    организация изоляции больных, наблюдение за контактными выздоравливающими;

    организация текущей дезинфекции.

Лечебно-диагностическая работа включает:

    раннее выявление заболеваний и полноценное своевременное обследование больных;

    лечение больных в поликлиниках и на дому, в том числе и в стационарах дома с использованием соответствующего комплекса методов реабилитационного лечения;

    оказание неотложной медицинской помощи при внезапном нарушении здоровья больного;

    обследование, отбор и направление больных на госпитализацию;

    отбор и обследование больных для санаторно-курортного лечения;

    проведение экспертизы временной утраты трудоспособности;

    отбор и направление больных с признаками стойкой утраты трудоспособности на МСЭК.

Организационно-методическая работа включает:

    анализ состояния здоровья населения;

    оценка деятельности поликлиники, ее подразделений и персонала;

    введение в практику новых эффективных методов и способов профилактики, диагностики и лечения, а также организационных форм и методов работы;

    организация и обеспечение повышения квалификации медперсонала (направление на последипломную подготовку и стажировку в стационарах, проведение научно-практических конференций и семинаров).

Структура городской поликлиники:

Городская поликлиника:

    управление;

    хозяйственная часть;

    регистратура;

    лечебно-вспомогательные отделения (физиотерапевтические, ЛФК, рефлексотерапия);

    диагностические подразделения (рентгеновское отделение, лаборатория, отделения (кабинеты) функциональной диагностики, эндоскопический кабинет, кабинет УЗИ);

    кабинет доврачебного приема;

    лечебно-профилактические подразделения (отделения или кабинеты из 18-20 специальностей);

    отделения профилактики;

    другие подразделения

    кабинет неотложной помощи;

    кабинет учета и медицинской статистики;

    дневной стационар;

    госхозрасчетное отделение.

В соответствии с указом МЗ Украины №127 от 21.05.1998г. вместо кабинетов учета и медицинской статистики создаются информационно- аналитические отделения.

Для обеспечения приема населения в поликлинике и оказания медицинской помощи на дому должности врачей в городах с населением более 25тыс. в городских поликлиниках, которые входят в состав городских больниц (МСЧ со стационаром), устанавливаются в соответствии с указом МЗ Украины №33 от 23.02.2000г.

Штатные нормативы врачей в городских поликлиниках

Наименования должностей

Количество должностей на 10тыс. взрослого (15лет и старше) городского населения, прикрепленного к поликлинике.

Врач-терапевт участковый

Врач-кардиолог

Врач-ревматолог

Врач-хирург

Врач-ортопед-травматолог

Врач-уролог

Врач-отоларинголог

Врач-невропатолог

Врач-офтальмолог

Врач-эндокринолог

Врач-инфекционист

Врач-аллерголог, иммунолог

Врач-гастроэнтеролог

Врач-пульмонолог

Если в составе поликлиники есть дерматовенерологические, онкологические или фтизиатрические кабинеты (отделения), то для приема больных того или иного профиля вводятся штаты врачей-специалистов, которые определяются по штатным нормативам соответствующего кабинета (отделения).

Следует отметить, что усовершенствование первичной медико-санитарной помощи и введение общей практики (семейной медицины) соотношение разных специалистов будет меняться и обеспечение население врачами отдельных специальностей уменьшится, поскольку семейные врачи должны обеспечивать более 80% всех обращений за амбулаторной помощью.

Эффективность деятельности поликлиники зависит от правильной организации работы всех ее подразделений и медперсонала. Это касается разработки оптимальных графиков работы, регулирования работы посетителей, чем занимаются, прежде всего, руководящие должностные лица, а также регистратура, доврачебный кабинет и сами врачи.

Задание регистратуры:

    справочно-информационное обеспечение;

    предварительная и неотложная запись на прием и вызовов на дом - телефонных и непосредственных заявлений пациентов;

    регулирование интенсивности потока людей (направление при потребности в доврачебный кабинет, отделение профилактики и т.д.) с целью создания равномерной нагрузки врачей;

    оформление и хранение медицинской документации;

    своевременный подбор и доставка во врачебные кабинеты медицинской документации, в частности карт амбулаторных больных (если они сохраняются в поликлинике, а не у жителей).

Медицинские карты в поликлинике могут храниться по алфавитно-номерной системе, по участкам и номерам медицинских карт амбулаторного больного, иногда по улицам, номерам домов и квартир.

Важное значение имеют мероприятия для уменьшения очередей к регистратуре, в частности через рациональную комплектацию штатов регистраторов, распределение их функций по ведению записи и подбора медицинских документов.

Уменьшению очередей содействует наличие полной справочной информации (с определением дислокации участков, фамилий врачей, часов их приема, размещения кабинетов, рабочего дня поликлиники, лечебных, диагностических кабинетов и лабораторий, системы вызовов врача на дом и т.д.). Нужно также организовать предварительную телефонную запись и самозапись к врачам на все дни недели, прием вызовов на дом по телефону с учетом графиков работы подразделений и конкретных специалистов.

Непосредственные обязанности каждого из регистраторов определяет заведующий регистратурой. Должности медицинских регистраторов устанавливаются с расчетом одной на 10 врачей, которые ведут амбулаторный прием.

График работы врачей поликлиники должен быть:

  • фиксированным к началу приема каждого дня недели;

    динамическим по его продолжительности, что зависит от необходимости выделения времени для обслуживания вызовов на дом и для профилактической работы, от сезонного увеличения определенных заболеваний.

Сменный график предусматривает работу врача в разные часы на протяжении дней недели. Это разрешает населению обращаться к врачу в свободное от работы время.

Существенная часть посещений поликлинике попадает на начало недели и первую половину дня, что следует учитывать прежде всего врачам при планировании времени повторных и диспансерных посещений.

С целью уменьшения количества необоснованных посещений врачей в поликлиниках работают доврачебные кабинеты , задачей которых является выдача направлений на обследование, заполнение паспортной части в направлении на МСЭК, санаторно-курортные карточки, измерение артериального давления. К работе в доврачебных кабинетах привлекаются опытные медсестры.

В значительном количестве случаев население обращается прежде всего к участковому врачу, который оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь по участково-территориальному принципу. Суть его заключается в наблюдении за прикрепленными контингентами территориального участка, оказание им квалифицированной медицинской помощи.

Для поддержания участкового принципа нужны следующие условия:

    оптимальная численность населения участка;

    комплектация поликлиники участковыми врачами;

    наличие и соблюдение сменного графика работы врачей;

    правильная организация работы регистратуры.

Участковый терапевт прежде всего обеспечивает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), но его функции в ее оказании ограничены по сравнению с теми, должен выполнять семейный врач,который оказывает пациентам многопрофильную лечебно-профилактическую помощь и помогает им в решении медицинских и социальных проблем.

Участковый терапевт проводит прием больных в поликлинике, посещает их на дому по вызовам или собственной инициативе, обеспечивает диспансерное наблюдение за контингентами, которые его требуют, осуществляет экспертизу трудоспособности.

При проведении приема больных в поликлинике врач выясняет анамнез, проводит физикальное и инструментальное обследование, дает рекомендации, осуществляет экспертизу трудоспособности, делает соответствующие записи в медицинской карточке амбулаторного больного.

Кроме своевременного выявления нарушений состояния здоровья и оказание первой медицинской помощи населению своего участка врач должен, в случае надобности, оказать экстренную помощь при внезапных ухудшениях состояния, травмах независимо от места проживания пациентов.

В обязанности участкового терапевта входит также организация в случае потребности, своевременной госпитализации больных после всестороннего обследования их в поликлинике.

Если больному нужна консультация заведующего отделением или других врачей специалистов, то терапевт должен их назначить и сделать все необходимое для своевременного проведения.

Значительное место в работе участкового терапевта занимает профилактическая работа (профосмотры, диспансеризация отдельных групп населения, гигиеническое воспитание и т.д.).

На участкового терапевта положены обязательства своевременного выявления инфекционных заболеваний и уведомление про это СЭС. Он также организовывает изоляцию больных и текущую дезинфекцию в очаге инфекционного заболевания, обеспечивает лечение больных на дому, наблюдение за контактными, проводит (организовывает) диспансерное наблюдение за выздоравливающими.

Улучшение качества медицинской помощи значительно зависит от возможности оказания ее на дому. На объем этой помощи влияет состав населения по возрасту и полу, особенности заболеваемости, возможность проведения лабораторных и инструментальных исследований на дому, своевременность оказания помощи и качество лечения, территориальное расположение участков.

После посещения больного на дому в день вызова врач в дальнейшем может при необходимости навестить его по своей инициативе (активное посещение). После улучшения состояния больного направляют на соответствующие процедуры или на повторное обследование в поликлинику.

При необходимости врач организовывает его лечение в условиях домашнего стационара, привлекая к этому участковую медсестру, которая выполняет соответствующие назначения, наблюдает за состоянием здоровья пациента.

Выполняя организационно-методическую работу, участковый терапевт изучает и анализирует состояние здоровья населения, показатели своей работы.

Штаты участковых медсестер устанавливаются в расчете 1,5 должности на каждую должность участкового терапевта (указ МЗ Украины №33 от 23.02.200г.).

Участковая медсестра оказывает помощь врачу во время амбулаторного приема – готовит рабочее место, проверяет наличие необходимой документации и поступление медицинских карточек амбулаторного больного с регистратуры (если они сохраняются в поликлинике, а не у жителей), при надобности измеряют артериальное давление, проводит термометрию, объясняет больным порядок подготовки к лабораторным инструментальным исследованиям. Она также заполняет под контролем врача учетную медицинскую документацию (статистические талоны для регистрации окончательного диагноза или талоны амбулаторного пациента, экстренные извещения про инфекционные заболевания, справки про временную нетрудоспособность), выписывает направление на диагностические обследования.

Организация и качество работы участкового персонала формирует мнение населения про медицинскую помощь вообще. Эффективная деятельность этого звена амбулаторно-поликлинической помощи значительно влияет на удовлетворение потребности в медицинском обеспечении.

На объем и качество работы врача влияют неравномерность нагрузки, обращение части пациентов, не нуждающихся на момент обращения в помощи врача.

Неравномерность нагрузки определяется сезонными особенностями заболевания терапевтического профиля, колебаниями количества посещений в разные дни недели и часы на протяжении суток.

Сложные и ответственные функции участковой службы требуют планирования и координации ее взаимодействия с различными подразделениями поликлиники. Эту работу обеспечивает заведующий терапевтического отделения.

Эта должность вводится при наличии в поликлинике 6,5 – 9 должностей врачей-терапевтов (вместо 0,5 должности врача). Если в штате более 9 врачей терапевтов, должность заведующего устанавливается помимо этих должностей, и в таком случае он занимается только своими прямыми управленческими функциями.

При введении должности заведующего в других отделениях число должностей врачей специалистов определенного профиля может отличаться. Например, в отоларингологических, офтальмологических и неврологических отделениях должность заведующего вводится при количестве врачей соответствующих специальностей не менее 3,0 (вместо 0,5 должности врача).

Заведующий терапевтического и других отделений поликлиники осуществляет руководство деятельностью всего персонала, отвечает за объем и качество лечебно-профилактической работы и диагностического процесса.

Он обеспечивает:

    оказание квалифицированной лечебно-диагностической помощи больным в поликлинике и на дому;

    составление оптимальных графиков работы персонала отделения;

    контроль за объемом, качеством диагностики и лечения;

    участие в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и контроль за ее качеством;

    внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и организации труда;

    своевременное выявление и лечение инфекционных больных;

    плановая госпитализация больных;

    контроль за полнотой и качеством ведения учетных документов;

    составление планов и отчетов;

    организация повышения квалификации медперсонала отделения.

Важным структурным подразделением поликлиники является отделение профилактики.

Его основные задания:

    проведение профосмотров с целью раннего выявления больных и лиц с высоким риском заболевания;

    организация, учет и контроль за проведением диспансеризации;

    участие в разработке мероприятий первичной и вторичной профилактики;

    пропаганда гигиенических знаний.

В этом отделении на постоянной основе работает преимущественно средний медперсонал. Руководит его работой заведующий отделением – врач-терапевт, должность которого устанавливается в поликлинике, которая обслуживает 30 тыс. и более взрослого населения (вместо 0,5 должности врача).

К работе в отделении профилактики привлекают врачей других специальностей, выделяя в их графике определенное время для проведения профосмотров. Если на базе поликлиники расположена женская консультация, то профосмотры женщин обеспечивает она. В другом случае в структуре поликлиники имеется смотровой кабинет, для работы в котором выделяется одна должность акушерки в смену на 30 тыс. взрослого городского населения. Она должна быть подготовлена по специальностям онкология, гинекология и проктология.

Основными заданиями акушерки являются:

    проведение осмотров женщин с их согласия (независимо от возраста и болезни), которые в первые на протяжении года обратились в поликлинику, с целью раннего выявления предраковых заболеваний и злокачественных новообразований;

    обязательное взятие мазков из влагалища и цервикального канала, их отправление в цитологическую лабораторию;

    направление лиц с выявленной патологией к соответствующим специалистам.

    В составе отделения профилактики может действовать, как структурная единица, мужской смотровой кабинет. В нем работает фельдшер, подготовленный по специальностям онкология, урология и проктология. Целью создания этого кабинета являются раннее выявление предраковых заболеваний и злокачественных новообразований.

Деятельность отделения профилактики содействует реализации диспансерного метода, сущностью которого является:

    активное выявление контингентов, которые подлежат диспансеризации, и постановка их на учет;

    полное комплексное обследование лиц, требующих этого;

    активное лечение;

    динамическое наблюдение за состоянием здоровья;

    разработка и проведение мероприятий профилактики заболеваний и предотвращение осложнений.

Задание диспансеризации:

    сохранение здоровья здоровых;

    раннее выявление факторов риска и начальных форм заболеваний;

    полноценное обследование и лечение больных, оздоровление больных группы риска;

    снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности;

    увеличение продуктивности труда.

Выполнение этих заданий направлено на сохранение и укрепление здоровья населения.

Контингенты диспансеризированных делятся на две группы: первая – здоровые и лица с факторами риска, вторая – больные.

Отбор лиц для диспансерного наблюдения проводится как по медицинским, так и социальным показаниям.

Для контингентов взрослого населения, которые подлежат диспансерному наблюдению по медицинским показаниям , относятся:

    лица, которые имеют факторы риска;

    больные отдельными хроническими заболеваниями;

    лица часто и длительно болеющие.

По социальным показаниям диспансерному наблюдению подлежат:

    лица, работающие на вредном и опасном производстве;

    работники пищевых, коммунальных и детских учреждений;

    учителя среднеобразовательных школ;

    лица с факторами риска социального характера.

Осуществление диспансеризации требует определенной последовательности.

Этапы диспансеризации:

    Выявление и формирование контингентов для диспансерного наблюдения.

    Учет контингентов диспансеризированных.

    Комплексное обследование лиц, подлежащих диспансеризации.

    Диспансерное наблюдение и оздоровление соответствующих контингентов.

    Оценка эффективности диспансеризации и проведение организационно-методических мероприятий, улучшение ее организации и качества.

На эффективность диспансерного наблюдения влияют:

    применение всех необходимых методов профилактики, диагностики и лечения;

    координация деятельности врачей соответствующих специальностей;

    надлежащие социально-экономические условия жизни и труда.

Подбор контингентов для диспансерного наблюдения проводится с помощью:

    обращений в ЛПУ;

    массовых и индивидуальных профосмотров;

    обследований лиц, контактных с инфекционными больными.

В ЛПУ проводятся целевые, предварительные и периодические медицинские осмотры.

Целевые медицинские осмотры проводятся для выявления некоторых заболеваний на ранних стадиях (туберкулеза, новообразований и т.д.).

Предварительные медицинские осмотры проводятся с целью обследования определенных контингентов при приеме на работу, обучение.

Соответственно статье 31 Основ законодательства Украины про здравоохранение (1992г.) Кабинет Министров Украины Постановлением №532 от 5 августа 1994г утвердил перечень категорий населения, которые ежегодно проходят обязательные медицинские осмотры за счет бюджетных средств:

    подростки в возрасте 15-17 лет;

    учащиеся ПТУ;

    студенты ВУЗов;

    ветераны войны; лица, которые имеют особые заслуги перед Родиной;

    ветераны труда; лица, которые имеют особые заслуги перед Родиной;

    лица, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Проведение медицинских осмотров лиц, которые работают на пищевых предприятиях, предприятиях санитарно-гигиенического обслуживания населения, в ЛПУ и других предприятиях, а также водителей индивидуальных транспортных средств осуществляется по хозрасчету или за счет специальных средств. Для этого в штате одной из поликлиник города (городского административного района), которая выполняет эту работу, устанавливаются должности врачей (терапевта, и др.) из расчета одна должность на 5000 человек, подлежащих обязательному медицинскому осмотру.

Профосмотры бывают индивидуальными и массовыми. Массовые осмотры (периодичные и целевые) проводятся среди организованных групп населения. Формы их проведения для различных групп населения могут быть различными по частоте и составу врачей.

После медицинского осмотра проводится анализ его результатов, рассмотренные получают необходимые рекомендации. По оценке состояния здоровья они разделяются на соответствующие группы здоровья:

К I группе – здоровых – относят лиц, которые не имеют в анамнезе хронических заболеваний или нарушений функций отдельных органов и систем. При обследовании у них не найдено отклонений от нормы.

Ко II группе – практически здоровых – относят лиц, которые в анамнезе имеют острое или хроническое заболевание, которое не влияет на функции жизненно важных органов и на работоспособность.

К III группе относятся больные с хроническими заболеваниями. Их разделяют на больных.

Амбулаторно-клиническая помощь

Это внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу в поликлинику, и на дому. Является наиболее массовой и общедоступной, имеет первостепенное значение для медпомощи населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения - ведущее звено в системе организации медико-санитарной помощи; они включают амбулатории и поликлиники, входящие в состав больниц и медико-санитарных частей, самостоятельные городские поликлиники, в т.ч. детские, диспансеры, женские консультации, здравпункты, сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

Амбулаторно-поликлиническая помощь включает профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности. Важной составной частью при этом являются профилактические осмотры, Диспансеризация, а также гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни.

Для получения медицинской помощи в амбулаторных условиях необходимо обратиться в медицинскую организацию по месту жительства или пребывания (в территориальную поликлинику). При осуществлении права на выбор медицинской организации (прикрепление к медицинской организации по заявлению) – в выбранную медицинскую организацию.

Консультативно – диагностическая помощь в консультативных поликлиниках предоставляется по направлению лечащего врача территориальной поликлиники.

Порядок и условия оказания амбулаторной помощи населению

  1. Амбулаторная медицинская помощь оказывается в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений (или поликлинических подразделений больниц), в том числе на дому при вызове медицинского работника и не предусматривает круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
  2. Запись пациента на прием к врачу участковой поликлиники осуществляется:
    • при личном обращении в регистратуру поликлиники;
    • посредством записи через электронную регистратуру (самостоятельная запись пациентов на прием к врачу через интернет);
    • по телефону, в т.ч. многоканальному (самостоятельная запись пациентов по телефону);
    • посредством терминалов, расположенных в холле поликлиники (при их наличии).
  3. При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях допускается наличие очередности:
    • для плановых больных на прием к врачам основных специальностей (терапевту, педиатру, хирургу, акушеру-гинекологу, стоматологу) - не более 5 рабочих дней;
    • для консультаций к врачам-специалистам (узким) с регистрации даты обращения в установленном порядке – не более 10 рабочих дней;
    • на основные лабораторные исследования - не более 7 рабочих дней, на исследования функциональной и лучевой диагностики - не более 10 рабочих дней, на дорогостоящие диагностические исследования (КТ, МРТ) - не более 25 рабочих дней.
  4. Объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и руководствами, другими нормативными правовыми документами. Пациент должен быть проинформирован по объему диагностических и лечебных мероприятий.
  5. При состояниях, угрожающих жизни, или невозможности оказания медицинской помощи в условиях данной медицинской организации, больной направляется в другую медицинскую организацию на следующий этап медицинской помощи в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, утвержденными министерством здравоохранения Российской Федерации.
  6. При наличии медицинских показаний для проведения консультации специалиста и (или) лабораторно – диагностического исследования, отсутствующего в данном медицинском учреждении, пациент должен быть направлен в другое медицинское учреждение, где эти медицинские услуги предоставляются бесплатно.