Различные нарушения психики проявляются в атипичном поведении больного, которое нередко ставит под угрозу не только его здоровье и жизнь, но и безопасность и благополучие окружающих его людей.

Упадок волевой активности

Гипобулия – это состояние, которое характеризуется упадком волевой активности. В переводе с греческого это буквально означает «слабоволие». У больного с таким расстройством ослабляется мотивация к достижению цели. Симптоматика проявляется в следующем:

  • подавляются все типы влечения, даже физиологические;
  • больные уделяют много внимания личным переживаниям, не обращая при этом внимания на близких;
  • пропадает заинтересованность в общении с кем-либо, больным неприятно присутствие других людей рядом с ними;
  • больных не интересует их внешний вид, то, как они выглядят;
  • движения больного становятся заторможенными, походка нарушается, на лице постоянно страдальческое выражение;
  • жестикуляция становится вялой, не выраженной.

Характерным признаком гипобулии является то, что человек осознает собственную беспомощность, ему стыдно за свое бездействие. Опасность такого состояния заключается в том, что инстинкт самосохранения у больного ослабевает, поэтому он может совершать неоднократные попытки самоубийства.

Факторы, провоцирующие слабоволие

Расстройство, выражающееся в упадке воли и отсутствии влечений, вызывают следующие факторы:

Основным провокатором гипобулии являются депрессивные состояния, которые, в свою очередь, возникают при наличии соматических патологий, неврологических нарушений, инфекционных заболеваний.

Нередко нарушения воли наблюдают в подростковом возрасте: бездеятельный вялый подросток или ребенок обычно попадает под влияние сверстников, совершает действия безвольно, внутренне оставаясь безучастным. Подобное поведение опасно тем, что подросток может быть вовлечен в асоциальные действия.

В чем опасность?

Опасность гипобулии заключается в многочисленных осложнениях, которые влечет за собой это нарушение:

  • резкое повышение массы тела, что не может не отразиться на состоянии всего организма;
  • употребление большого количества алкоголя и наркотиков;
  • конфликтные ситуации в семье, на работе;
  • появление суицидальных мыслей, попытки совершить самоубийство;
  • преждевременная смерть, которой может завершиться очередная попытка суицида, или вызванная наличием сопутствующих заболеваний.

Абулический синдром — крайняя форма потери воли к жизни

Лечение такого расстройства воли основывается на повышенных требованиях, которые необходимо предъявлять к больному в плане соблюдения правил терапии. Также его следует стимулировать к действиям, предлагая выполнение простых поручений. Важно контролировать прием пациентом .

Гипобулия может иметь как неблагоприятный, так и благоприятный прогноз – все зависит от того, на какой стадии отклонения было начато лечение и в каком объеме оно было проведено.

Отдельным видом выделяется , как крайняя степень безволия.

Характеристика гипербулии

Гипербулия – расстройство, являющееся прямой противоположностью гипобулии и заключающееся в избыточно повышенной волевой активности. В этом случае различные желания у больного, как и попытки совершать любую, зачастую непродуктивную деятельность, неадекватно усиливаются.

Это состояние характеризуется неадекватным поведением: человек приобретает настойчивые идеи, всячески пытается их отстоять. Характерная черта таких больных – низкая утомляемость.

У детей гипербулия выражается в том, что они чересчур активно интересуются всем, что происходит вокруг, охотно берутся за любое дело, а то и за несколько сразу. У подростков это состояние характеризуется неумеренностью в еде и напитках, включая алкогольные, неразборчивостью в половых связях.

Симптомы этого отклонения выражаются с особой яркостью в состоянии алкогольного опьянения.

Гипербулия частый спутник мании

Опасность подобного состояния заключается в действии навязчивых идей на больного. Они могут быть крайне нелепыми и опасными, но человек вряд ли остановится перед выполнением того, чего ему хочется именно в этот момент.

Прогноз такого отклонения достаточно оптимистичен: использование медикаментов, в частности введение инъекций и прием успокоительных средств, а также приемы когнитивной психотерапии сводят проявления расстройства воли к минимуму.

Другие разновидности волевых расстройств

Помимо перечисленных выше существуют также другие двигательно-волевые расстройства. Наиболее обширным, подразумевающим наличие подвидов, является парабулия – извращение волевой активности. Такое отклонение представлено следующими подвидами:

  • – склонность больного повторять все действия за другим человеком;
  • – немотивированный отказ от речи при полном сохранении речевого аппарата;
  • – отказ больного от выполнения каких-либо навязываемых или предлагаемых действий;
  • – постоянное повторение какого-либо одного действия, иногда это отклонение состоит в монотонном повторении одного и того же слова или сочетания;
  • пассивная подчиняемость – больной выполняет все приказы других людей, вне зависимости от их содержания;
  • – повторение речи окружающих в полной мере или частично;
  • – общая двигательная заторможенность, полная утрата контакта с окружающими.

Профилактические меры

Предотвратить нарушения воли достаточно сложно: так, больные психастенического склада, склонные к гипобулии, стесняются обратиться за помощью к врачу, поэтому отклонение бесконтрольно прогрессирует.

Чтобы предотвратить снижение волевой активности, необходимо научить больного при помощи опытного специалиста справляться со стрессами и проблемами. Также стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ предотвращения расстройства – профилактический прием медикаментов ( , ).

При гипербулии, которая нередко является признаком , важна работа специалиста-психотерапевта с больным – такая профилактическая мера не позволит отклонению развиться до выраженной стадии. Также врач может порекомендовать прием препаратов, с помощью которых человек сможет контролировать себя.

Гипербулия и гипобулия – расстройства, которые требуют коррекции. Они не пройдут сами по себе: в наихудшем случае бесконтрольное развитие определенных идей может привести к смерти или самого больного, или окружающих его людей.

Воля - сознательное целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Волевая активность присуща только человеку. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно-рефлекторными связями. У человека в процессе социально-исторического развития образовались нормы присцособления к окружающей среде на основе дифференцированных услбвно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.

В волевом процессе различают следующие этапы:

  • побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;
  • осознание ряда возможностей достижения цели;
  • борьба мотивов и выбор;
  • принятие одного из возможных решений;
  • осуществление принятого решения.

Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационнои деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т.п.).

Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т.е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.

Нарушения волевых побуждений

Абулия (от греч. bule - воля), или дисбулия, - патологическое отсутствие желаний, побуждений к деятельности. За абулией обычно следует адинамия (греч. adinamie - бессилие) - уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или органа.

Абулия наблюдается при различных патологических процессах, прежде всего при шизофрении, при различных лобных поражениях и депрессиях.

Снижение волевой деятельности может привести к высвобождению низших действий - автоматизированных и инстинктивных.

Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении. Ослабление внимания, обеднение мышления, замедление речи могут наблюдаться при состояниях оглушенности.

Гипербулия - повышенная активность, обусловленная значительным числом побуждений к деятельности, часто меняющихся с целью их осуществления. Гипербулия наблюдается при маниакальных состояниях и паранойяльном синдроме. При маниакальном состоянии продуктивность деятельности обычно мала из-за быстрой отвлекаемости больных, быстрой смены побуждений. При паранойяльном синдроме активность односторонняя, обусловленная бредовыми мотивами.

Парабулия - извращение, изменение волевой активности. Побуждения к деятельности, мотивы и цели реализации извращены в связи с имеющимися у больного психопатологическими синдромами, например слуховыми галлюцинациями устрашающего характера, побуждающими к агрессивной деятельности и т.д.

Нарушения волевой деятельности

Нарушения волевой деятельности возможны на уровне принятия решения и на уровне перехода к осуществлению принятого решения. Навязчивые сомнения: больной после борьбы мотивов - идти в кино или к друзьям - принимает решение идти в кино, но после принятия этого решения снова возникают сомнения, и так бесконечно.

Ригидность принятого решения означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Больной из-за этих особенностей не может перейти к осуществлению решения, так как ситуация изменилась, а он не может принять другое решение с учетом изменившейся ситуации. Это наблюдается у ригидных эпилепто-идных личностей.

Деятельность по типу «короткого замыкания» возникает внезапно в ответ на эмоциональное состояние: обиду, страх, отчаяние. При этом она совершается без достаточного осознания возможностей достижения цели и без борьбы мотивов. Это могут быть суицидальные действия, особенно характерные для подростков, а иногда и детей.

Д., 12 лет, после напряженной семейной сцены, во время которой родители серьезно стыдили и ругали его за то, что нанес серьезный урон их скудному семейному бюджету, потратив деньги на скачивание игр на сотовый телефон, молча вышел из дома и не вернулся ночевать. На следующее утро его нашли повесившимся на дереве в соседнем парке.

Формы, в которых может проявляться волевая недостаточность многообразны, но выделяются две наиболее ярких и чаще всего встречающихся в жизни: пассивные и активные.

Пассивные ФВН

Включают в себя 4 следующих формы:

1. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Эта форма характеризуется чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. Такие люди легко поддаются влиянию других и делают то, что им приказывают. Они признают правоту того кто говорит последним и именно мнение последнего является и их мнением.

Как правило, у таких людей полностью отсутствует предприимчивость и инициатива. Принципиальность и настойчивость чаще всего проявляются незначительно. Человек в этом случае не выработал определенных взглядов и убеждений, которым он мог бы следовать в жизни.

Дошкольники, например, настолько внушаемы, что могут поверить в явно нереальные вещи. Они легко верят сказке и переживают за судьбу персонажей, как за судьбу живых людей.

Если ребенок, например, упал и ушибся, то бывает достаточно, чтобы мать подула на ушибленное место и сказала: «Теперь не больно» - и ребенок успокаивается, перестает плакать.

2. Апатия - это тяжелая ФВН. Она схожа с депрессивным состоянием, характеризующимся исчезновением всякого рода желаний, и устремлений.

Человек часто безразличен, к происходящим вокруг него событиям. Ему «всё равно», сонливость - вот наиболее характерное для него состояние.

Состояние апатии вызывается, глубокими переживаниями (горе, отчаяние), когда «у человека руки опустились», или общей притупленностью чувств, когда ни радость не возбуждает, ни горе не вызывает волнения. Апатия нередко бывает связана с болезнями истерией, неврастенией и такими устойчивыми душевными состояниями как меланхолией и депрессией.

Хотя все дети отличаются большой активностью, все же иногда приходится наблюдать среди них и апатичных.

Это школьники с физическими недостатками, которых оскорбляют сверстники, или дети, потерявшие веру в себя, в свои возможности, наконец, пассивные встречаются в семьях, где ребёнка слишком муштруют или же, наоборот, излишне опекают.

3. Нерешительность - неспособность совершить выбор и двигаться в этом направлении. Для нерешительных людей характерна длительная борьба порой противоречивых мотивов. Они или совсем не принимают, или принимают случайное решение, устав от душевной борьбы.

Но и такое решение они не могут довести до конца. Нерешительность связана с отсутствием стержневой линии поведения, отсюда возникает обилие всякого рода сомнений. Дети редко проявляют нерешительность, наоборот, они чаще опрометчивы в своих решениях.

4. Отсутствие настойчивости. Так характеризуют тех людей, которые принимают «кучу» решений, но не доводят их до конца. Их пугает новый шаг, который они должны предпринять, и трудности, которые стоят или могут возникнуть на пути деятельности.

Принимая решения, они боятся выйти из своего полусонного, пассивного состояния. Некоторые дети дошкольного и школьного возрастов могут горячо браться за дело, но опускать руки при первой же трудности.

Подобная картина наблюдается у тех ребят, которых в семье всячески опекали, оберегали от трудностей, все за них делали, в том числе и уроки.

Активные ФВН

Этот вид волевой недостаточности противоположен первому. Люди этого вида кажутся необычайно энергичными и настойчивыми. Одни из них бурно на всё реагируют, порывисты в решениях и действиях, другие же не отказываются от принятых решений, даже когда они не верны или вредны.

Соответственно этому можно наметить две ФВН :

1. Импульсивность - проявляется в чрезвычайной порывистостью к действиям. Эти люди склонны действовать без промедления, они горят стремлением достигнуть желаемого.

Импульсивные люди действуют «очертя голову», т. е. необдуманно и безпланово. Возможно, в этом кроется причина не достижения ими нужных результатов.

Импульсивностью обладают люди с бурно проявляющимися чувствами. Они неспособны к самоконтролю и самообладанию. Особенной импульсивностью отличаются дети дошкольного возраста.

Она связана с естественной для этого возраста недостаточной тормозимостью, то есть не умением сдерживать первоначальные порывы, с недостаточностью жизненного опыта и ограниченностью знаний.

В школьном возрасте также встречается немало импульсивных ребят, особенно среди очень эмоциональных подростков. У старших школьников импульсивность резко снижается, но зато иногда наблюдается нерешительность, особенно, в вопросе профессионального самоопределения.

2. Упрямство -проявляется в бессмысленной настойчивости. Такие люди стремятся во что бы то ни стало держаться своего мнения или решения, порой вопреки его неразумности. Это не что иное, как ярко выраженное безволие, пародия на волю.

Человек нередко проявляет упрямство из страха показать свою слабость другим, из боязни уступить им. Упрямые люди бывают несносны, смешны, а иногда и жалки.

Это качество личности сопряжено со слабостью критической оценки, когда человек неспособен всесторонне проанализировать свои основные мотивы, а также аргументы собеседника.

Упрямство нередкое явление для детей. Особенно подростки хотят быть самостоятельными, но не всегда ещё способны принимать верные решения. Совершив проступок, не хотят в этом признаваться ни себе, ни другим.

Даже осознавая ошибочность собственного поведения, боятся показаться окружающим слабыми и чересчур уступчивыми. В силу этого они предпочитают упираться, настаивать на своём или оправдывать совершенное действие ложными доводами.

Анализируя все ФВН, необходимо выделить два важных аспекта.

Во-первых, что все они не так уж часто проявляются в таком сгущенном, ярком виде. Могут быть различные степени проявления от незначительных и эпизодических до крайних, иногда болезненных, случаев.

Во-вторых, в жизни мы редко можем наметить резкие границы между различными ФВН, например внушаемостью и импульсивностью. Чаще всего наблюдаются смешанные типы.

И наконец, мы должны определенно указать на зависимость развития ФВН от характера воспитания в жизни людей в определенных социально-психологических условиях.

Развитие личности ребенка характеризуется созреванием сознания и самосознания, что сказывается на возрастании его самостоятельности: стремится все делать сам, быть относительно независимым.

А так как силы его ещё невелики, возможности ограничены, сознание не настолько созрело, чтобы учитывать далеко идущие последствия поступков и действий, ребенок ограничивается протестом против мелочной опеки взрослых.

Они выражаются в виде негативизма - немотивированного сопротивления требованиям окружающих лиц, а также упрямства - стремления настоять на своем даже при сознании неразумности своих действий пли выставляемых требований.

Изучение особенностей проявления волевой недостаточности весьма важно для родителей.

Во-первых, вы сможете отличать подлинную волю от пародии на неё, то есть уметь распознавать различные формы безволия и благодаря этому предпринимать своевременно необходимые меры для их исправления.

Во-вторых, вам легче будет предупредить появление у детей того или иного вида волевой недостаточности, продумать и выстроить систему эффективного противодействия им.

Как избавится от страха высоты?
Спокойствие! Страх высоты - это нормальный такой, здоровый человеческий страх. Его задача - вовр...

Как найти общий язык с подростком
В современном мире проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми очень распр...

Как пережить супружескую измену
Очень часто супружеские пары сталкиваются с различными проблемами. Одной из проблем, с...

Как простить родителей за детские обиды
К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де...

Почему люди играют в игры
Почему люди играют в игры? С помощью различных игр малыш приступает к познанию...

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и определением путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

— мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему («так принято», «так положено», «такова инструкция» и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Другие люди предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение окружающим.

Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности — быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимуществ и недостатков всех альтернативных решений.

Однако несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность при принятии решений, при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой — излишнюю «теоретиза- цию», затянутость в принятии решения.

Психическое состояние неспособности быстро принимать решения — состояние нерешительности . Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится напрямую к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков — таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков, основная же причина нерешительности — наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных разных действиях (метод проб и ошибок).

Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни болезненно ее переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность — отрицательное качество, требующее преодоления. Она может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (преступная бездеятельность и т. п.).

Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Такое состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности. В силу этого возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость — спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

Успешное завершение деятельности требует преодоления не только неуверенности, но и излишней самоуверенности, когда человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Такое состояние может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели. Избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, — это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство — негибкость, некритическое отношение к деятельности.

В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий есть состояние сдержанности. самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Сдержанность — состояние, в котором проявляется тормозная функция воли, контролируется поведение.

Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называть волевыми свойствами личности (табл. 1). Эти свойства связаны с типом нервной деятельности человека и теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением. Некоторые из этих требований переходят в убеждения личности и принципы ее поведения. У социализированной личности формируется чувство социальной ответственности — чувство долга, определенный нравственный идеал. Вс это служит обшей основой поведения индивида, определяет личностную ее направленность.

Таблица 1. Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия

Волевые качества

Этапы волевого действия

Выбор цели, формирование модели желаемого результата

Борьба мотивов

Принятие решения. Программирование действия

Исполнение действия

Оценка результата

Сильная воля : целеустремленность, ситуативная адаптивность, решительность, настойчивость в целедостижении, критичность

Ясное осознание необходимости и возможности достижения планируемого результата

Обоснованное сопоставление возможных вариантов, нравственное предпочтение одного из них, личностная санкция предпочтительного варианта поведения

Окончательный выбор варианта повеления, формирование поведенческой программы с учетом всех существенных обстоятельств

Устойчивость исполнительских действий, их системная целедостигающая организация, преодоление психических и физических трудностей

Критическая оценка достигнутого результата, его соотнесение с мотивом совершенного поведенческого акта

Слабоволие

Слабое целеполагание, уход от возможных трудностей

Неспособность к всесторонней и обоснованной оценке вариантов

Необоснованный выбор поведенческого варианта без стремления к его выполнению

Неустойчивость исполнительских действий, быстрое истощение

Удовлетворенность любым достигнутым результатом, нежелание его усовершенствования

Повышенная внушаемость

Принимается внешне заданная цель без ее критического анализа

Отсутствует

Дается извне

Возможны модификации от интенсивных до слабых

Пониженная критичность

Упрямство

Объективно НС обоснованное

Отсутствует

Быстрое и необоснованное

Ригидные действия

Отсутствует


Книга освещает ряд важных проблем отношений руководителей предприятий и организаций с коллективом b отдельными работниками. Развитие инициативы трудящихся при решении общественно-политических задач, формирование личности, работа с кадрами и повышение квалификации работников, подбор и подготовка специалистов, планирование и организация работы руководителей- эти и многие другие вопросы явились предметом исследования, проведенного коллективом ученых и специалистов ГДР. Книга рассчитана на руководителей организаций и предприятий. Она может быть также использована на курсах повышения квалификации.

В доступной форме и на высоком профессиональном уровне рассмотрены понятия публичного интереса и особенности его проявления в сфере страхования; исторические и сравнительно-правовые аспекты страхования публичных интересов в процессе регулирования страхового бизнеса; зарубежный опыт правового регулирования в этой сфере. Особое внимание уделено формам и методам правового обеспечения публичных интересов, организационным основам их реализации, а также формам государственного участия в страховой деятельности в современной России. Проанализированы основные направления развития в условиях глобального финансового и экономического кризиса, способы обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости в контексте реализации публичных интересов, а также юридическая ответственность в сфере обеспечения страхового законодательства. Для студентов и преподавателей экономических и юридических вузов, руководителей страховых компаний, менеджеров.

"Компетентный менеджер. Модель эффективной работы" - это книга, давшая начало исследованиям моделей компетенций и идеологии "движения компетенций". Как зародилась идея компетенций; Методы исследования компетенций; Какие ключевые характеристики значимы для эффективной работы менеджера; В чем различия компетенций, необходимых для старших, средних и младших менеджеров; В чем различия компетенций, необходимых для работы менеджера по производству, по маркетингу, по персоналу, финансовых менеджеров; Специфические компетенции. Для специалистов по управлению человеческими ресурсами, для руководителей. Формат: 15,5 см х 23,5 см.

Многие руководители не видят прямой связи между эффективным управлением коллективом, положительным психологическим климатом в коллективе и ростом производительности труда, увеличением объёма производства. А ведь в бизнесе психология оказывает огромное влияние на взаимоотношения между персоналом взаимодействующих фирм и внутри коллектива. Данная книга представляет практический подход к управлению коллективами людей. Ее цель - помочь преодолению характерных проблем в отношениях между руководителями, менеджерами и рядовыми сотрудниками, созданию в коллективе атмосферы полного доверия, необходимой для формирования сплоченной команды эффективно действующих творческих личностей. В книге собраны результаты многолетней практики автора по данной проблеме. Колоссальный объем практических примеров и высочайший профессионализм М.И.Станкина окажут большую пользу, как опытным бизнесменам, так и начинающим предпринимателям, позволят избежать многих ошибок в работе с людьми.

Если Вы - руководитель, то знаете, как это бывает... Клиенты, сотрудники, всякие неотложные дела постоянно Вас отвлекают, не позволяя сконцентрироваться на действительно важных стратегических целях, которые ставит перед Вами руководство. Добро пожаловать в мир суровой реальности управления! Время - это ресурс, которого никогда не хватает! Но успешные руководители могут сконцентрироваться и добиться потрясающих результатов. Вы никогда не задумывались, как им удается делать вовремя то, что нужно, и так, как следует? Аудиокнига "Ваш 25 час. Для руководителей" предназначена для сверхзанятых руководителей - директоров и владельцев компаний. Джон Вон Эйкен предложит Вам уникальные стратегии, которые помогут эффективно управлять Вашим временем.

Как вдохновлять людей, как эффективно взаимодействовать с коллективом, как найти собственный стиль лидерства и добиваться намеченных целей, избегая типичных ошибок руководителей, - ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете на страницах книги. В помощь начинающим лидерам приводятся интернет-ресурсы, издание также снабжено полезными приложениями и указателем. Главный урок этой книги: лидерами не рождаются, лидеры делают себя сами. Менеджерам можно и нужно воспитывать в себе лидерские качества, чтобы вести свою команду к успеху.

Книга представляет собой опыт комплексного обучения референтов. Рекомендации, как грамотно писать и красиво говорить, провести переговоры и составить речь, соблюсти протокольные требования и др., позволят референту повысить эффективность работы руководителя, а в соответствующих случаях - и самому стать отличным руководителем. Для студентов, секретарей-референтов, референтов и помощников руководителя, для самих руководителей, а также для имиджмейкеров, предпринимателей и всех, кто хотел бы улучшить стиль поведения в деловой сфере.

В книге рассматриваются ключевые вопросы организации работы помощника руководителя компании. Материал излагается комплексно, доступным языком, на актуальной нормативно-правовой основе и может быть использован для регламентации работы персонального ассистента, референта и секретаря. В содержании последовательно раскрываются задачи по организационно-информационному обеспечению деятельности руководителя компании, описываются технологии их наиболее эффективного решения. В заключительных разделах рассказывается о правовых основах работы помощника руководителя компании. Адресовано руководителям компаний, организаций, учреждений, их заместителям, ассистентам, помощникам, референтам, работникам секретариатов, а также обучающимся по соответствующим специальностям.

Обоснован системный подход к управлению персоналом организации, раскрыта сущность деятельности персонала, дана его классификация. Изложены современные концепции управления и кадровой политики, а также методы подбора (найма) и комплексной оценки персонала. Рассмотрена проблема человеческого потенциала менеджера (сущность, элементы, методы оценки, эффективность). Предложены методика оценки управленческого потенциала менеджеров и направления развития человеческих ресурсов. Впервые публикуется подход к выявлению способных к менеджменту людей, развитию потенциала менеджеров и оценке эффективности их работы. Затронуты вопросы адаптации менеджеров в организациях, планирования служебной карьеры и расстановки персонала. Для руководителей предприятий и организаций, специалистов по управлению персоналом, преподавателей и аспирантов.

В учебном пособии обобщены и системно представлены многочисленные рекомендации по организации труда руководителя. Рассмотрены вопросы передачи руководителем части своих полномочий подчиненным, заместителю и секретарю. Даны рекомендации по организации правильных взаимоотношений с подчиненными, с равными по положению руководителями и старшими начальниками. Достаточно подробно изложены основы подготовки, принятия и реализации решений, организации контроля исполнения и оценки работы подчиненных. Рассмотрены приемы совершенствования стиля работы руководителя и борьбы с бюрократизмом и демагогией. Приведен ряд рекомендаций по предотвращению и прекращению конфликтов, организации труда руководителя. Учебное пособие предназначено для студентов управленческих специальностей, а также руководителей-практиков.