Служит хорошим показателем биологического возраста для всех пе­риодов онтогенеза, начиная с утроб­ного и кончая периодом старения. В процессе роста кости претерпевают ряд характерных изменений, кото­рые могут фиксироваться на рентге­нограммах. Основными показателя­ми возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и обра­зование синостозов.

Рентгенографический метод по­зволяет определить, на какой стадии по отношению к дефинитивному (взрослому) состоянию находится ре­бенок по тому или иному признаку. Для определения скелетной зрелости обычно выбирают кисть, поскольку в ней содержится большое количество центров окостенения. Метод дает точ­ные показатели, а здоровью ребенка при этом ничто не угрожает, так как дозировка рентгеновских лучей бе­рется минимальной: она приблизи­тельно соответствует дозе естествен­ного облучения, получаемого челове­ком, к примеру, в течение недельного пребывания в горах. Для оценки кос­тного возраста определяют время и последовательность появления оча­гов окостенения, а также степень развития и сроки образования сино­стозов по атласам оценочных рентге­нограмм, стандартизированных соот­ветственно возрасту.

Один из первых подобных атласов был разработан американцем Т. Тоддом в 1937 г. Позднее на основе этого атласа американские исследователи В. Грейлих и С. Пайл создали свой до сих пор используемый педиатрами атлас (Greulich and Pyle, 1950). Они собрали и оценили большое количе­ство рентгенограмм кисти и запястья у детей разного возраста, вывели на этой основе средний оценочный балл для каждой отдельной кости (всего использованы данные по 30 костям), а затем выбрали рентгеновские сним­ки для каждого возраста (отдельно для мальчиков и девочек), как можно полнее соответствующие этим оценкам, в качестве стандартных. (В атлас вошли рентгеновские сним­ки с «эталонными» стандартами как для отдельных костей, так и для каж­дой возрастной стадии в целом. При этом, хотя создатели метода и пред­полагали, что те, кто будет использо­вать их метод, должны будут идти от «частного к общему», на практике оп­ределение производится сразу по сум­марным рентгенограммам, что с неиз­бежностью приводит к многочислен­ным ошибкам).

Хотя в силу своего удобства атласы все еще широко используются в иссле­дованиях по физическому развитию детей и подростков, они содержат ряд принципиальных методических недо­статков, ограничивающих их при­менение. Помимо того, что существу­ют значительные вариации между детьми из различных социально-эко­номических и расовых групп, имеется также значительная генетическая де­терминированность порядка появле­ния центров окостенения. Поэтому не­появление того или другого центра окостенения в «нужное» («стандарт­ное») время необязательно означает отставание по костному возрасту, а окончательная оценка должна учиты­вать все без исключения кости. Второй существенный недостаток состоит в том, что серии рентгенограмм в атла­се организованы по годовым интерва­лам, хотя понятие «скелетного года» коренным образом отличается от года хронологического.


Чтобы избежать подобного недо­статка, были разработаны методичес­кие подходы, в большей мере исполь­зующие количественные методы. Так, выдающийся британский ауксолог Дж. Таннер вместе со своими кол­легами Р. Уайтхаузом и М. Хили предложили систему оценки, полу­чившую название ТУ-1 (по началь­ным буквам фамилий двух первых авторов - Tanner-Whitehouse), кото­рая впоследствии была модифициро­вана ими же в систему ТУ-2 (Tanner et al., 1983). Суть метода заключает­ся в том, что каждой из костей (всего в анализе используется 20 костей) да­ется оценка в соответствии с 8 или 9 предварительно выделенными стан­дартными стадиями созревания. В дальнейшем эти баллы суммируются и сопоставляются с процентным рас­пределением суммарных баллов в «стандартной» группе того или ино­го хронологического возраста. Неред­ко этот метод называют также «про­центным созреванием». Метод Таннера-Уайтхауза использует только один набор стандартов как для мальчиков, так и для девочек. Последние при этом всегда получают более высокие баллы, что отражает значительное опережение по темпам окостенения, свойственное женскому полу практи­чески на протяжении всего ростово­го периода: с момента рождения (и даже во внутриутробном периоде) и до наступления зрелости костный воз­раст мальчиков составляет 80% тако­го девочек.

Два других метода количествен­ной оценки костного возраста связа­ны с именем другого выдающегося ауксолога, А. Роча, и с известным центром изучения роста и разви­тия - Фелсовским научно-исследо­вательским институтом, располо­женным в Йеллоу-Спрингс (штат Охайо, США). Роч с соавторами раз­работали два метода: метод РУТ (Roche-Wainer-Tissen) - для опреде­ления костного возраста по коленной чашечке, и фелсовский метод, с ис­пользованием традиционных костей кисти и запястья (Roche et al., 1975, 1988). В отличие от метода Таннера-Уайтхауза, фелсовский метод учиты­вает некоторые соотношения разме­ров в виде индексов между линейны­ми размерами длинных костей кисти и запястья, а также включает в ана­лиз большее количество костей.

Возрастные изменения костной системы, с учетом иных, чем у рас­тущего организма критериев, ис­пользуются для определения биоло­гического возраста на протяжении всего периода постнатального онто­генеза. В периоде старения в каче­стве критериев используются сроки проявления остеопороза и остеоскле­роза, различные деформации в обла­сти суставов и т. д. (Интересующих­ся отсылаем к фундаментальному труду О.М. Павловского «Биологи­ческий возраст у человека», 1987).

Зубной возраст, или зубная зрелость

Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент) и последо­вательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с суще­ствующими стандартами. Использу­ется в качестве показателя биологи­ческого возраста только до 13-14лет, так как молочные зубы прорезывают­ся с 6 месяцев до 2 лет, а постоян­ные - в среднем с 6 до 13 лет (за ис­ключением третьих моляров).

Молочные зубы начинают каль­цинироваться с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни и к моменту рождения находятся на разной степени развития. Примерно к 6-му меся­цу первого года жизни (существуют значительные внутри- и межгруппо­вые вариации этого и других показа­телей) прорезываются первые молоч­ные зубы, обычно центральные ниж­ние резцы. К 6 годам, как гласит пословица, «зубов полон рот», так как в это время, как правило, еще це­ликом сохранена молочная смена зу­бов, а постоянные зубы практически полностью сформированы и готовы к прорезыванию. Первыми прорезыва­ются первые постоянные моляры (ко­ренные зубы). Это происходит при­мерно в одно время с выпадением мо­лочных резцов.

На рис. VI. 11 изображены цифры среднего возраста прорезывания по­стоянных зубов. Хотя существуют значительные вариации времени про­резывания отдельных категорий зу­бов и последовательности их появле­ния, тем не менее, среди отдельных категорий зубов можно выделить це­лый ряд « маркеров », которые служат отражением определенных стадий развития. Среди них - второй посто­янный моляр, который прорезывает­ся примерно в 12 лет (в Великобрита­нии этот зуб носил название «рабоче­го», так как, согласно «Положению о заводах и фабриках», именно с этого возраста дети могли приниматься на работу. В те времена, когда докумен­тация относительно точной даты рож­дения ребенка зачастую отсутствова­ла, такой критерий оказывался весь­ма полезным). Третий постоянный моляр, так называемый «зуб мудрос­ти », может прорезываться практичес­ки в любом возрасте, начиная с 18 лет, и не представляет никакого интереса в плане показателей зрелости.

Половые различия в прорезыва­нии молочных зубов практически от­сутствуют, но по прорезыванию по­стоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережа­ют мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезы­вания клыков (рис. VI. 11).

При кажущейся простоте метод определения зубного возраста может представлять некоторые трудности, так как различные авторы придер­живаются разных критериев при оценке зуба как «прорезавшегося». В отечественной литературе приня­то считать зуб «прорезавшимся» при первом его появлении через десну.

В последнее время предложены новые методы определения зубного возраста, с использованием стадий формирования зубов по рентгено­граммам челюстей. Определяются степень кальцификации, количество вторичного дентина и цемента зубов, с помощью специальных методик ведется подсчет числа ежегодных кольцевых отложений цемента. Осо­бое значение эти методы приобрета­ют в период с 2 до 6 лет, когда новые зубы практически не прорезывают­ся, а также после 13 лет. Именно в это время степень кальцификации зубов, определяемая по рентгено­граммам челюстей, приобретает осо­бо важное значение. Критерии для оценки различных стадий кальци­фикации были разработаны Демирджаном с соавторами по аналогии с системой оценки костной зрелости по методу Таннера-Уайтхауза.

Работами многих ученых, в част­ности, С. Гарна, показано наличие четкого генетического контроля над различными стадиями формирова­ния и появления зубов. Связь между показателями костной и скелетной зрелости в целом невелика, корреля­ция между костным и зубным возра­стом не превышает 0,4 (Tanner, 1978). * Определение зубного возраста на­ходит широкое применение в крими­налистике, является одним из основ­ных методов оценки индивидуаль­ного возраста при исследовании ископаемых материалов; служит на­дежным показателем возрастного статуса индивида в тех случаях, ког­да по каким-либо причинам неизве­стна точная дата рождения ребенка.

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной , формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость - это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается - от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза - перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани - гидрооксиапатита - у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии - рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей - это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3-4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4-8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека - уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2-4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5-6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам - ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых - изменения конфигурации костей и суставов, в третьих - состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент - установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики - гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова-Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника - сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок - сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию - изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений - по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра - при положительных ответах на вопросы 3-7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога - положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей - врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5-3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 - 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) - между резцами или тремы - между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет - это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17-20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n - возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов - кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки - вечером и утром.

КОСТНЫЙ ВОЗРАСТИсследование костного возраста имеет
важное значение для комплексной оценки
роста. Степень созревания скелета может
быть оценена по различным костям, но
наибольшее распространение получило
рентгенологическое исследование костей
кисти. Это обусловлено наличием в этой
области множества центров окостенения, что
позволяет идентифицировать различные
стадии созревания скелета на протяжении
всего периода роста.

Методики оценки костного возраста:

Метод Бухмана (распространен в России):
производится рентгенография сразу обеих
кистей с лучезапястными суставами и по
специальным таблицам с учетом пола
ребенка определяется возрастной диапазон,
которому соответствует количество
оссифицированных ядер с одной или другой
стороны

Метод Грейлиха-Пала: оценка по рентгенограмме
одной левой кисти с лучезапястным суставом.
Определение костного возраста производится по
атласу путем сопоставления с фотографиями и
описаниями рентгенограмм, которые в определенные
возрастные периоды отличаются не только
количеством ядер окостенения, но и их размерами и
взаимным расположением. После выбора по атласу
наиболее похожей рентгенологической картины с
помощью таблиц оценивают возраст каждой
отдельной кости, а затем высчитывают средний
показатель.

Метод Таннера-Уайтхауза: также
используют рентгенограмму левой кисти и
лучезапястного сустава. В соответствии с
прилагаемыми описаниями и рисунками
поочередно оценивают степень зрелости 20
центров окостенения, а затем по
соответствующей формуле рассчитывают
костный возраст.

Рентгенограмма неизмененной кисти и запястья: 1 - трапеция, 2 - трапециевидная, 3 - головчатая, 4 - крючковатая, 5 -

Рентгенограмма неизмененной
кисти и запястья:
1 - трапеция,
2 - трапециевидная,
3 - головчатая,
4 - крючковатая,
5 - ладьевидная,
6 - полулунная,
7 - трехгранная

Рентгенограммы кисти

Рентгенограммы кисти

До 3 лет
3 года
9 лет
16 лет

Рентгенограммы неизмененных костей таза у детей различного возраста: а - ребенок 10 месяцев; б - ребенок 3 лет; в - ребенок 7

лет;
г - ребенок 10 лет

Рентгенограммы неизмененных коленных суставов у новорожденного (а) и ребенка 8 лет (б): а - у новорожденного определяются

Рентгенограммы неизмененных коленных суставов у новорожденного (а)
и ребенка 8 лет (б):
а - у новорожденного определяются только ядра окостенения в эпифизах костей,
образующих сустав (стрелки). Надколенник рентгенологически не
визуализируется;
б - у 8-летнего ребенка определяются сохраненные зоны роста (стрелки) на
границе эпифизом и метафизов. Надколенник определяется четко (двойная
стрелка)

Следует отметить, что само по себе исследование костного возраста имеет относительное значение. Костный возраст может

отличаться от хронологического не
только при различных
заболеваниях, но и у здоровых детей, у
которых эта разница иногда составляет 2-3
года.
В то же время сопоставление костного
возраста с ростом ребенка, особенно в
динамике, может дать весьма ценную
информацию о дальнейшем ростовом
прогнозе.

> Определение костного возраста

Данная информация не может использоваться при самолечении!
Обязательно необходима консультация со специалистом!

Что такое костный возраст?

Костный возраст - это условный возраст, которому соответствует уровень развития костей ребенка. Его можно установить при помощи рентгеновского исследования. Существуют специальные рентгенологические таблицы, объединяющие нормальные показатели костного возраста детей и подростков. В них учитываются вес и длина тела ребенка, окружность груди и стадия полового созревания.

Существует несколько методик определения костного возраста, учитывающих время появления эпифизов (концевых отделов трубчатых костей), этапов их развития, процессов слияние эпифизов с метафизами с образованием костных соединений (синостозов). Особенно показательны данные процессы в костях кистей рук вследствие наличия в них большого количества эпифизарных зон (участков растущей ткани в костях) и ядер окостенения.

В норме у маленьких детей доля хрящевой ткани в анатомических структурах скелета значительно превышает таковую у взрослых. У новорожденного ребенка эпифизы большеберцовых, бедренных и других костей, некоторые кости стопы (пяточная, таранная, кубовидная), губчатые кости кисти, а также тела позвонков и их дуги состоят из хрящевой ткани и имеют только точки окостенения. В процессе роста ребенка плотная костная ткань постепенно замещает участки хряща. Точки окостенения в хрящах появляются в определенной последовательности.

Показания для определения костного возраста

Показаниями для проведения исследования являются нарушения физического развития ребенка, замедление его роста, некоторые заболевания гипофиза, гипоталамуса и щитовидной железы.

Направляют на обследование чаще всего педиатры, эндокринологи, ортопеды. Пройти его можно как в рентгеновском кабинете поликлиники, так и в любом платном центре, оснащенном рентгеновским аппаратом.

Противопоказания к проведению данного исследования

Рентгеновское исследование детям до 14 лет вследствие негативного воздействия ионизирующего облучения на растущий организм должно проводиться только по назначению врача. Не рекомендуется его повторять раньше, чем через 6 месяцев. Специальной подготовки к процедуре не требуется.

Методики определения костного возраста и расшифровка результатов

Для определения костного возраста чаще всего проводят рентгенограмму кисти и лучезапястного сустава. Рентгенолог сравнивает полученные результаты со стандартами, определенными для данного возраста ребенка. Для задержек роста и физического развития, связанных с патологией гипофиза, характерно значительное отставание костного возраста от реального (более чем на 2 года). При генетической низкорослости и скелетных дисплазиях обычно задержка костного созревания слабо выражена либо отсутствует.

Особенности скелета имеют помимо возрастных также и половые особенности. Девочки, как правило, опережают в развитии мальчиков приблизительно на 1–2 года. Половые особенности темпов окостенения обычно проявляются, начиная уже с первого года жизни ребенка.

На основании рентгенологических данных можно оценить динамику полового созревания. О повышении функции половых желез свидетельствует появление сесамовидной кости в пястно-фаланговом суставе. Окостенение пястной кости соответствует появлению менструаций у девочек и регулярных поллюций у мальчиков. Между этими событиями происходит «скачок роста», когда особенно быстро увеличивается длина тела. При различных формах преждевременного полового развития процесс созревания костей ускоряется, а при гипофизарном нанизме (уменьшении синтеза гормона роста)- замедляется.

Рентгенологическое исследование костей черепа проводят чаще всего с целью диагностики патологии турецкого седла, свидетельствующей о заболеваниях гипофиза. При гипофизарном нанизме выявляют уменьшение размеров седла, при опухолях гипофиза - истончение его стенок и расширение входа, а также очаги обызвествления. Для краниофарингиомы (внутричерепной опухоли, происходящей из клеток гипофиза) характерными признаками являются расхождение черепных швов и выраженные «пальцевые» вдавления на внутренней стороне черепной коробки.

Полученные результаты рентгенографии необходимо показать врачу, направившему на данное исследование.