Одной из основных, наиболее часто озвучиваемых больными жалоб, является одышка. Это субъективное ощущение вынуждает пациента обращаться в поликлинику, вызывать скорую медицинскую помощь и может оказаться показанием даже к экстренной госпитализации. Так что же такое одышка и каковы основные причины, вызывающие ее? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Итак…

Что такое одышка

При хронических болезнях сердца одышка сначала возникает после физической нагрузки, а со временем начинает беспокоить больного и в покое.

Как было сказано выше, одышка (или диспноэ) – это субъективное ощущение человека, острое, подострое или хроническое чувство нехватки воздуха, проявляющееся стеснением в груди, клинически – увеличением частоты дыхания свыше 18 в минуту и увеличением его глубины.

Находящийся в состоянии покоя здоровый человек не обращает внимания на свое дыхание. При умеренной физической нагрузке частота и глубина дыхания меняются – человек осознает это, но данное состояние не причиняет ему дискомфорта, к тому же показатели дыхания в течение нескольких минут после прекращения нагрузки приходят в норму. Если одышка при умеренной нагрузке становится более выраженной, или появляется при выполнении человеком элементарных действий (при завязывании шнурков, ходьбе по дому), или, что еще хуже, не проходит в состоянии покоя, речь идет о патологической одышке, свидетельствующей о том или ином заболевании.

Классификация одышки

Если пациента беспокоит затруднения при вдохе, такая одышка называется инспираторной. Она появляется при сужении просвета трахеи и крупных бронхов (например, у больных с бронхиальной астмой или как следствие сдавления бронха извне – при пневмотораксе, плеврите и т. д.).

В случае если дискомфорт возникает во время выдоха, такая одышка носит название экспираторной. Она возникает вследствие сужения просвета мелких бронхов и является признаков хронического обструктивного заболевания легких или эмфиземы.

Существует ряд причин, обусловливающих одышку смешанную – с нарушением и вдоха, и выдоха. Основными среди них являются и болезни легких на поздних, запущенных стадиях.

Существует 5 степеней тяжести одышки, определяемых на основании жалоб больного – шкала MRC (Medical Research Council Dyspnea Scale).

Степень тяжести Симптомы
0 – нет Одышка не беспокоит, за исключением очень тяжелой нагрузки
1 – легкая Одышка возникает лишь при быстрой ходьбе или во время подъема на возвышение
2 – средняя Одышка приводит к более медленному темпу ходьбы по сравнению со здоровыми людьми того же возраста, больной вынужден делать остановки при ходьбе, чтобы отдышаться.
3 – тяжелая Больной останавливается через каждые несколько минут (приблизительно 100 м), чтобы перевести дыхание.
4 – крайне тяжелая Одышка возникает при малейшей физической нагрузке или даже в покое. Из-за одышки больной вынужден постоянно находиться дома.

Причины одышки

Основные причины одышки можно разделить на 4 группы:

  1. Дыхательная недостаточность, обусловленная:
    • нарушением бронхиальной проходимости;
    • диффузными заболеваниями ткани (паренхимы) легких;
    • болезнями сосудов легких;
    • заболеваниями дыхательных мышц или грудной клетки.
  2. Сердечная недостаточность.
  3. Синдром гипервентиляции (при нейроциркуляторной дистонии и неврозах).
  4. Нарушения обмена веществ.

Одышка при патологии легких

Данный симптом наблюдается при всех заболеваниях бронхов и легких. В зависимости от патологии одышка может возникнуть остро (плеврит, пневмоторакс) или беспокоить пациента в течение многих недель, месяцев и лет ().

Одышка при ХОЗЛ обусловлена сужением просвета дыхательных путей, скоплением в них вязкого секрета. Она постоянная, носит экспираторный характер и при отсутствии адекватного лечения становится все более и более выраженной. Нередко сочетается с кашлем с последующим отхождением мокроты.

При бронхиальной астме одышка проявляется в виде внезапно возникающих приступов удушья. Она имеет характер экспираторной – за легким коротким вдохом следует шумный, затрудненный выдох. При вдыхании специальных лекарственных средств, расширяющих бронхи, дыхание быстро нормализуется. Возникают приступы удушья обычно после контакта с аллергенами – при вдыхании их или употреблении в пищу. В особо тяжелых случаях приступ не купируется бронхомиметиками – состояние больного прогрессивно ухудшается, он теряет сознание. Это крайне опасное для жизни пациента состояние, требующее экстренной медицинской помощи.

Сопровождает одышка и острые инфекционные заболевания – бронхит и . Степень выраженности ее зависит от тяжести течения основного заболевания и обширности процесса. Помимо одышки больного беспокоит ряд других симптомов:

  • повышение температуры от субфебрильных до фебрильных цифр;
  • слабость, вялость, потливость и другие симптомы интоксикации;
  • непродуктивный (сухой) или продуктивный (с мокротой) кашель;
  • боль в грудной клетке.

При своевременном лечении бронхита и пневмонии их признаки в течение нескольких дней купируются и наступает выздоровление. В тяжелых случаях пневмонии к дыхательной недостаточности присоединяется сердечная – одышка существенно усиливается и появляются некоторые другие характерные симптомы.

Опухоли легких на ранних стадиях протекают бессимптомно. В случае если недавно возникшая опухоль не была выявлена случайно (при проведении профилактической флюорографии или как случайная находка в процессе диагностики нелегочных заболеваний), она постепенно растет и по достижении ею достаточно больших размеров вызывает определенную симптоматику:

  • сначала неинтенсивная, но постепенно усиливающаяся постоянная одышка;
  • надсадный кашель с минимумом мокроты;
  • кровохарканье;
  • боль в грудной клетке;
  • похудение, слабость, бледность больного.

Лечение опухолей легких может включать в себя операцию по удалению опухоли, химио- и/или лучевую терапию, другие современные методики лечения.

Наибольшую угрозу жизни больного несут такие проявляющиеся одышкой состояния, как тромбоэмболия легочной артерии, или ТЭЛА, локальная обструкция дыхательных путей и токсический отек легких.

ТЭЛА – состояние, при котором одна или несколько ветвей легочной артерии закупориваются тромбами, вследствие чего часть легких исключается из акта дыхания. Клинические проявления данной патологии зависят от объема поражения легкого. Обычно она проявляется внезапно возникшей одышкой, беспокоящей больного при умеренной или незначительной физической нагрузке или даже в покое, чувством удушья, стеснения и болью в груди, сходной с таковой при , нередко – кровохарканьем. Диагноз подтверждается соответствующими изменениями на ЭКГ, рентгенограмме органов грудной клетки, при проведении ангиопульмографии.

Обструкция дыхательных путей также проявляется симптомокомплексом удушья. Одышка носит инспираторный характер, дыхание слышно на расстоянии – шумное, стридорозное. Нередким спутником одышки при данной патологии является мучительный кашель, особенно при перемене положения тела. Диагноз выставляется на основании данных спирометрии, бронхоскопии, рентгенологического или томографического исследования.

К обструкции дыхательных путей могут приводить:

  • нарушение проходимости трахеи или бронхов вследствие сдавления этого органа извне (аневризма аорты, зоб);
  • поражения трахеи или бронхов опухолью (рак, папилломы);
  • попадание (аспирация) инородного тела;
  • формирование рубцового стеноза;
  • хроническое воспаление, приводящее к деструкции и фиброзу хрящевой ткани трахеи (при ревматических заболеваниях – системной красной волчанке, ).

Терапия бронхолитиками при данной патологии неэффективна. Главная роль в лечении принадлежит адекватной терапии основного заболевания и механическому восстановлению проходимости дыхательных путей.

Может возникнуть на фоне инфекционного заболевания, сопровождающегося выраженной интоксикацией или же вследствие воздействия на дыхательные пути токсичных веществ. На первом этапе данное состояние проявляется лишь постепенно нарастающей одышкой и учащенным дыханием. Через некоторое время одышка сменяется мучительным удушьем, сопровождающимся клокочущим дыханием. Ведущим направлением лечения является дезинтоксикация.

Реже одышкой проявляются следующие заболевания легких:

  • пневмоторакс – острое состояние, при котором воздух проникает в плевральную полость и задерживается там, сжимая легкое и препятствуя акту дыхания; возникает вследствие травм или инфекционных процессов в легких; требует неотложной хирургической помощи;
  • – серьезное инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза; требует длительного специфического лечения;
  • актиномикоз легких – заболевание, вызываемое грибками;
  • эмфизема легких – заболевание, при котором альвеолы растягиваются и теряют способность к нормальному газообмену; развивается как самостоятельная форма или сопровождает другие хронические болезни органов дыхания;
  • силикозы – группа профессиональных заболеваний легких, возникающих вследствие отложения в легочной ткани частичек пыли; выздоровление невозможно, больному назначается поддерживающая симптоматическая терапия;
  • , пороки грудных позвонков, – при данных состояниях нарушается форма грудной клетки, что затрудняет дыхание и вызывает одышку.

Одышка при патологии сердечно-сосудистой системы

Лица, страдающие , одной из основных жалоб отмечают одышку. На ранних стадиях заболевания одышка воспринимается больными как ощущение нехватки воздуха при физической нагрузке, но с течением времени это чувство вызывается все меньшей и меньшей нагрузкой, на запущенных стадиях оно не покидает больного даже в покое. Кроме того, для далеко зашедших стадий заболеваний сердца характерна пароксизмальная ночная одышка – развивающийся в ночное время приступ удушья, приводящий к пробуждению больного. Это состояние также известно под названием . Причиной его является застой в легких жидкости.


Одышка при невротических расстройствах

Жалобы на одышку той или иной степени предъявляют ¾ пациентов неврологов и психиатров. Ощущение нехватки воздуха, невозможности вдоха полной грудью, нередко сопровождающиеся тревожностью, страхом смерти от удушья, чувство «заслонки», преграды в груди, препятствующей полноценному вдоху, – жалобы пациентов весьма многообразны. Обычно такие больные – легковозбудимые, остро реагирующие на стрессы люди, нередко с ипохондрическими наклонностями. Психогенные расстройства дыхания проявляются часто на фоне тревоги и страха, угнетенного настроения, после пережитого нервного перевозбуждения. Возможны даже приступы ложной астмы – внезапно развивающиеся приступы психогенной одышки. Клинической особенностью психогенных особенностей дыхания является шумовое его оформление – частые вздохи, стоны, оханье.

Лечением одышки при невротических и неврозоподобных расстройствах занимаются невропатологи и психиатры.

Одышка при анемии


При анемии органы и ткани организма больного испытывают кислородное голодание, чтобы компенсировать которое, легкие пытаются как бы накачать в себя больше воздуха.

Анемии – это группа заболеваний, характеризующихся изменениями состава крови, а именно снижением содержания в ней гемоглобина и эритроцитов. Поскольку транспорт кислорода от легких непосредственно к органам и тканям осуществляется именно при помощи гемоглобина, то при снижении его количества организм начинает испытывать кислородное голодание – гипоксию. Конечно, он пытается компенсировать такое состояние, грубо говоря, накачать в кровь больше кислорода, в результате чего увеличивается частота и глубина вдохов, т. е. возникает одышка. Анемии бывают разных видов и возникают они вследствие разных причин:

Помимо одышки при анемии пациент предъявляет жалобы на:

  • выраженную слабость, упадок сил;
  • снижение качества сна, ухудшение аппетита;
  • головокружения, головные боли, снижение работоспособности, нарушение концентрации внимания, памяти.

Лица, страдающие анемией, отличаются бледностью кожи, при некоторых видах заболевания – ее желтым оттенком, или желтухой.

Диагностировать несложно – достаточно сдать общий анализ крови. При имеющихся в нем изменениях, свидетельствующих об анемии, для уточнения диагноза и выявления причин заболевания будет назначен еще ряд обследований как лабораторных, так и инструментальных. Лечение назначает гематолог.


Одышка при заболеваниях эндокринной системы

Лица, страдающие такими заболеваниями, как , ожирение и сахарный диабет, также нередко предъявляют жалобы на одышку.

При тиреотоксикозе – состоянии, характеризующемся избыточной выработкой гормонов щитовидной железы, резко усиливаются все обменные процессы в организме – он при этом испытывает повышенную потребность в кислороде. Кроме того, избыток гормонов вызывает повышение числа сердечных сокращений, вследствие чего сердце теряет возможность полноценно прокачивать кровь к тканям и органам – они испытывают недостаток кислорода, который организм пытается компенсировать, – возникает одышка.

Избыточное количество жировой ткани в организме при ожирении затрудняет работу дыхательной мускулатуры, сердца, легких, вследствие чего ткани и органы не получают достаточно крови и испытывают недостаток кислорода.

При сахарном диабете рано или поздно поражается сосудистая система организма, вследствие чего все органы находятся в состоянии хронического кислородного голодания. Кроме того, со временем поражаются и почки – развивается диабетическая нефропатия, которая в свою очередь провоцирует анемию, в результате чего гипоксия еще более усиливается.

Одышка у беременных

В период беременности дыхательная и сердечно-сосудистая системы организма женщины испытывают повышенную нагрузку. Эта нагрузка обусловлена увеличенным объемом циркулирующей крови, сдавлением снизу диафрагмы увеличившейся в размерах маткой (вследствие чего органам грудной клетки становится тесновато и дыхательные движения и сердечные сокращения в некоторой степени затрудняются), потребностью в кислороде не только матери, но и растущего эмбриона. Все эти физиологические изменения приводят к тому, что на протяжении беременности у многих женщин появляется одышка. Частота дыхания при этом не превышает 22–24 в минуту, оно учащается при физической нагрузке и стрессе. С прогрессированием беременности одышка также прогрессирует. Кроме того, будущие мамы нередко страдают анемией, вследствие которой еще больше усиливается одышка.

В случае если частота дыхания превышает указанные выше цифры, одышка не проходит или существенно не уменьшается в покое, беременной следует обязательно проконсультироваться с врачом – акушером-гинекологом или терапевтом.

Одышка у детей

Частота дыхания у детей разного возраста различна. Следует заподозрить одышку, если:

  • у ребенка 0–6 месяцев число дыхательных движений (ЧДД) более 60 в минуту;
  • у ребенка 6–12 месяцев ЧДД свыше 50 в минуту;
  • у ребенка старше 1 года ЧДД свыше 40 в минуту;
  • у ребенка старше 5 лет ЧДД свыше 25 в минуту;
  • у ребенка 10–14 лет ЧДД свыше 20 в минуту.

Во время эмоционального возбуждения, при физической нагрузке, плаче, кормлении частота дыханий всегда выше, однако если ЧДД при этом значительно превышает норму и медленно восстанавливается в покое, следует сообщить об этом педиатру.

Наиболее часто одышка у детей возникает при следующих патологических состояниях:

  • респираторный дистресс-синдром новорожденного (часто регистрируется у недоношенных детей, чьи матери страдают сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми нарушениями, заболеваниями половой сферы; способствуют ему внутриутробная гипоксия, асфиксия; клинически проявляется одышкой с ЧДД свыше 60 в минуту, синим оттенком кожных покровов и их бледностью, также отмечается ригидность грудной клетки; лечение необходимо начинать как можно раньше – наиболее современным методом является введение легочного сурфактанта в трахею новорожденного в первые минуты его жизни);
  • острый стенозирующий ларинготрахеит, или ложный круп (особенностью строения гортани у детей является небольшой ее просвет, что при воспалительных изменениях слизистой этого органа может привести к нарушению прохождения по ней воздуха; обычно ложный круп развивается ночью – в области голосовых связок нарастает отек, приводящий к выраженной инспираторной одышке и удушью; при данном состоянии требуется обеспечить ребенку приток свежего воздуха и незамедлительно вызвать скорую помощь);
  • врожденные пороки сердца (вследствие нарушений внутриутробного развития у ребенка развиваются патологические сообщения между магистральными сосудами или полостями сердца, приводящие к смешению венозной и артериальной крови; в результате этого органы и ткани организма получают кровь, не насыщенную кислородом и испытывают гипоксию; в зависимости от степени выраженности порока показано динамическое наблюдение и/или оперативное лечение);
  • вирусные и бактериальные бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, аллергии;
  • анемии.

В заключение следует отметить, что определить достоверную причину одышки может только специалист, поэтому при возникновении этой жалобы не следует заниматься самолечением – наиболее правильным решением будет обратиться к врачу.

К какому врачу обратиться

Если диагноз пациенту еще неизвестен, лучше всего обратиться к терапевту (педиатру для детей). После обследования врач сможет установить предположительный диагноз, при необходимости направит больного к профильному специалисту. Если одышка связана с патологией легких - необходимо проконсультироваться с пульмонологом, при болезнях сердца - с кардиологом. Анемии лечит гематолог, болезни эндокринных желез - эндокринолог, патологию нервной системы - невролог, психические расстройства, сопровождающиеся одышкой, - психиатр.

  • · Для многих приложений невозможно постоянно в оперативном режиме измерять возмущения.
  • · Необходимо иметь адекватную модель физического процесса _ качество упреждающего управления зависит от точности модели процесса.
  • · Во многих случаях упреждающий регулятор должен выполнять точное дифференцирование, которое практически сложно реализовать.
  • · Структура регулятора должна включать в себя как упреждающее управление по задающему (опорному) значению и возмущениям процесса, так и обратную связь по выходной величине процесса.

Наибольшее практическое распространение получили ПИД - регуляторы (Proportional-Integral-Derivative). На его выходе формируется сигнал, определяемый тремя составляющими. Первая - пропорциональна ошибке выходной величины, вторая - обеспечивает интегральную зависимость от входного сигнала, третья - корректирует выходной сигнал в зависимости от скорости изменения задающего воздействия.

Классический ПИД-регулятор описывается следующим уравнением

где u 0 - начальное значение выхода регулятора (уставка), e(t) - ошибка выхода регулятора, K - коэффициент усиления регулятора, T i - постоянная времени интегрирования, T d - постоянная времени дифференцирования.

При реализации ПИД-регулятора на аналоговых микросхемах, изменения его параметров K, T d , T i производятся соответствующими подстроечными резисторами. Однако, изменение одного из них приводит к некоторому изменению настроек других - имеется взаимовлияние, обусловленное схемотехникой построения регулятора. При цифровом (программном) выполнению регулятора эти проблемы отсутствуют.

Существует два типа алгоритма регулятора _ позиционный и алгоритм приращений.

В позиционном алгоритме (position form) выходной сигнал представляет собой абсолютное значение управляющей переменной исполнительного механизма. Дискретный ПИД-регулятор имеет вид

u(k h) =u 0 + u p (k h) + u i (k h) + u d (k h) (1.33)

Даже при нулевой ошибке управления выходной сигнал отличен от нуля и определяется смещением u 0 . В соответствии с уравнением (1.32) пропорциональная часть регулятора имеет вид

u p (k h)=K e(k h) (1.34)

Интеграл аппроксимируется конечными разностями

с постоянной (1.36)

величина второго слагаемого в уравнении (1.35) при малых h и больших T i может стать очень малой, поэтому при алгоритмической реализации нужно позаботиться о том, чтобы обеспечить необходимую точность его машинного представления. Дифференциальная часть ПИД-регулятора

где 0

Альтернативным подходом является алгоритм ПИД-регулятора, в котором вычисляется лишь изменение его выходного сигнала. Алгоритм приращений (incremental form) ПИД-регулятора удобно применять, если исполнительный механизм представляет собой разновидность интегратора, например шаговый двигатель, либо устройство сохраняющее свое состояние до следующего управления. В алгоритме приращений рассматриваются только изменения управляющего выходного сигнала от момента времени (k-l)·h до момента k h. Алгоритм регулятора записывается в виде

U(k·h)=?u p (k h)+?u i (k·h)+?u d (k·h) (1.38)

Пропорциональная часть алгоритма приращений

U p (k h)=u p (k h)-u p [(k-1)·h]=K =K ?e(k h) (1.39)

интегральная часть

U i (k h)=u i (k h)-u i [(k-1)·h]=K ? e(k h) (1.40)

дифференциальная часть регулятора

С вычислительной точки зрения алгоритм несложен. Для его применения, как правило, достаточно операций с плавающей точкой одинарной точности. В алгоритме не возникает проблем из-за насыщения регулятора. Небольшим недостатком алгоритма приращений является необходимость учитывать интегральную составляющую. Опорное значение сокращается как в пропорциональной, так и дифференциальной частях, начиная со второй выборки после его изменения. Поэтому, если используется регулятор на базе алгоритма приращений без интегральной составляющей, возможен дрейф управляемого процесса от опорного значения.

Для начинающих обучаться умственно отсталых детей письмо слов по слуху представляет чрезвычайно много затруднений. Это ярко отражается в письменных работах школьников. Тетради учеников I–III классов обычно пестрят разнообразными ошибками, искажающими структуру слов. Большое количество ошибок обусловлено тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, осуществляется детьми крайне несовершенно.

Характерная для умственно отсталых учеников недостаточность фонематического анализа затрудняет им процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Анализируя слова, дети не выделяют из них некоторых звуков в силу тех или иных объективных причин, воспринимаемых менее четко. Чаще всего гласные звуки оказываются не отделенными от согласных. В результате ученики пропускают их, пишут «стл» вместо стол, «учсь» вместо учусь и т. п.

В ряде случаев школьники смешивают акустически сходные звуки. В написанных словах появляются характерные ошибки. Дети пишут «Педя» вместо Петя, «Пар-пос» вместо Барбос и т. д.

Школьникам, имеющим недостатки произношения, особенно трудно производить звуковой анализ и синтез слов, и такого рода ошибки наиболее часто встречаются в их работах. Однако ошибки, искажающие состав слов, можно в большом "количестве обнаружить и в тетрадях умственно отсталых детей, говорящих фонетически правильно, но ранее имевших дефекты произношения, которые были исправлены в процессе логопедических занятий.

Письменная речь – новая, сложная для маленького школьника деятельность. Для ее осуществления требуется гораздо более тонкий и точный фонематический анализ, чем для произнесения слов. Тот уровень анализа, который уже выполняется ребенком и обеспечивает правильность устной речи, еще недостаточен и не может обеспечить правильности письма.

Еще одна трудность фонематического анализа проявляется в том, что, справившись с выделением звуков и их распознанием, школьник не может установить порядка, в котором звуки следуют друг за другом в данном слове. Это приводит к перестановке букв, т. е. нарушению строения слова. Так, дети пишут «кокша» вместо кошка, «матр» вместо март и т. п.

В ряде случаев в работах учащихся можно обнаружить ошибки, свидетельствующие о трудностях слого-ного анализа и синтеза слов. Они находят свое отражение в пропусках и перестановках слогов. Ученики пишут «колзники» вместо колхозники, «сушли» вместо сушили и т. п.

Особенно часто ошибки, представляющие собой пропуски и перестановки букв и слогов, встречаются в тетрадях детей, у которых умственная отсталость сочетается с общим расстройством поведения и отношения к предлагаемому заданию. Для таких учеников фонематический и слоговой анализ и синтез слов чрезвычайно сложны, так как осуществление этих процессов требует сосредоточенности, внимания и определенного умственного напряжения.

На первоначальных этапах обучения письму для умственно отсталых школьников очень характерны трудности соотнесения звуков с соответствующими буквами. Они ярко проявляются в ошибках учащихся, допускаемых, например, при написании мягких сочетаний типа ля, ся и т. п. Даже свои имена школьники нередко пишут, искажая их буквенную структуру,– «Васа», «На-да», «Кола» и т. п.

Подобные ошибки встречаются довольно часто, но, в общем, несколько реже, чем ошибки, обусловленные несовершенством фонематического анализа.

Особо отметим трудности, которые возникают у умственно отсталых детей при усвоении образа букв. По своим начертаниям буквы русского алфавита (печатного и курсивного) в значительной степени сходны между собой. Все они состоят из ограниченного числа компонентов– прямых линий, овалов (полных и неполных), закруглений и точек. Одни и те же компоненты повторяются многократно, вступая в различные сочетания друг с другом. Алфавит может быть разбит на группы сходных букв. Одни буквы состоят из одинаковых или похожих, но различно расположенных элементов (например,пин), другие – из различного количества однородных элементов (например, а и ш, п и т), третьи отличаются друг от друга только одним элементом (например, и и ц ш и щ). Сходство графических изображений букв создает известное препятствие для запоминания их образов.

Известно, что умственно отсталые дети воспринимают рассматриваемые объекты недостаточно дифференцированно: не выделяют в должной мере частей и частиц, не отмечают соотношений между ними и их расположения. Поэтому в начале обучения образ изучаемой буквы лишен у них необходимой четкости.

Кроме того, представления школьников, особенно если это представления сходных объектов, легко и быстро изменяются. Изменения идут в направлении упрощения образов и их уподобления.Это приводит к смешению букв по их оптическому сходству, особенно при воспроизведении.

Труднее других усваиваются учениками такие буквы, которые отличаются друг от друга только одним элементом. Например, и и ш, р и г и т. п. Часто при письме оказываются забытыми подстрочные элементы у ц и щ. Много ошибок возникает при написании д и б. Учащихся сильно затрудняет двойное написание буквы д (q и д) Смешение образов букв переносится школьниками со строчных букв на заглавные. Допущенные несколько раз ошибки прочно закрепляются в их памяти. В тетрадях у них появляются многочисленные, иногда противоречивые исправления, показывающие, что оптические образы букв еще недостаточно точно соотносятся учениками с соответствующими фонемами. Добавим, что умственно отсталые школьники не сразу понимают, что изменение или упрощение одного из элементов любой буквы меняет и букву, и все слово. В ряде случаев они воспроизводят общий образ требуемой буквы, не заботясь о том, чтобы точно передать ее строение.



В младших классах иногда встречаются ученики со значительными нарушениями оптического восприятия и пространственной ориентировки. Таких детей затрудняет и процесс начертания букв, и особенно соблюдение правил написания их по клеточкам и в строку. Буквы и слова они пишут почти по диагонали от верхнего левого угла листа к нижнему правому. Наклон букв и нажим совершенно не соблюдаются…

У некоторых учащихся наблюдаются случаи зеркального письма отдельных букв. Зеркальность письма преодолевается медленно. Механически выполняемые детьми упражнения, даже если они повторяются в течение длительного срока, не дают желаемых результатов. Реальную помощь школьникам могут оказать лишь такие упражнения, которые основываются «а мыслительной деятельности учащихся и включают в себя детальный анализ правильного начертания каждой буквы, их сравнение, установление сходства и различия с другими буквами и т. п.

Многие из учащихся вспомогательной школы с большим трудом овладевают техникой письма. Психологическое исследование Е. В. Гурьянова (1959), посвященное формированию графических навыков письма, показывает, что и для нормально развивающихся детей усвоение этих навыков представляет значительную сложность. В начальный период обучения письму они каждую букву расчленяют на ряд элементов, каждый из которых выписывается ребенком обособленно от других, как самостоятельная графическая единица, затем их сочетают в буквы. Для успешного осуществления такой деятельности ребенок должен научиться осуществлять анализ графических форм и их соединений в словах и буквах, а также точно координировать свои движения.

У умственно отсталых учеников сравнительно часто имеют место нарушения моторной сферы. Причина трудностей, возникающих при овладении техникой письма, часто кроется в расстройствах или недостатках координации соответствующих движений мелких мышц, в недоразвитии мышц пальцев, в неустойчивости всей кисти руки и т. п. Нарушения моторики особенно резко обнаруживаются у учащихся вспомогательной школы, страдающих параличами.

Но и в тех случаях, когда у детей нет особо резких двигательных нарушений, они пишут буквы с большим напряжением. На уроках в I классе часто можно наблюдать, что у учеников приходят в движение не только пальцы рук, но и плечи, голова, а у некоторых и язык. Соответственно быстро наступает и утомление. Темп работы замедляется. В начертаниях букв появляются ошибки.

При написании букв особые трудности возникают у учащихся с нарушением поведения и деятельности. Расторможенные и импульсивные, эти дети не стремятся приобрести необходимые умения и навыки. Они выполняют задание крайне небрежно. Написанные ими элементы букв и буквы выглядят некрасиво, часто не соответствуют образцу, выходят за пределы строки, между буквами не соблюдаются расстояния.

Школьники долго не сознают, откуда надо начинать писать букву или ее элемент, в каком направлении ее вести и до какого предела. Они не учитывают размеров и пропорций, не пользуются разлиновкой тетради.

В работах детей с нарушениями поведения длительное время сохраняются искажения образа букв. Это в значительной степени объясняется тем, что ученики безразлично относятся к предлагаемому заданию, не умеют концентрировать на нем своего внимания. Анализ букв производится ими крайне недифференцированно. Такие дети более продолжительный срок и гораздо чаще, чем их одноклассники, при написании букв или «теряют» отдельные элементы, или приписывают лишние. В одних случаях ш превращается у них в и, п – в-г, в других они изображают и как ш, ч как п или р и т. п.

При обучении детей с нарушением поведения важно в первую очередь организовать их поведение и деятельность. Включая в занятия элементы игры, учитель должен постоянно руководить ими и контролировать выполнение своих указаний. Ученикам нужно дать ясные и четкие ориентиры, которые могли бы направлять их деятельность (например, точечную сетку, определяющую контур письменного знака).

Конечно, эта работа должна сочетаться с последовательно проводимыми упражнениями, направленными на развитие у учащихся соответствующих движений.

В условиях специального обучения основная масса умственно отсталых детей успешно преодолевает возникающие трудности и овладевает начертанием букв. Однако как только темп работы становится для ребенка непосильно быстрым, так достигнутые успехи исчезают, недостаточно прочные навыки распадаются, в написании букв появляются ошибки.

Характерная для умственно отсталых детей инертность нервных процессов находит свое отражение в любой деятельности учащихся. Отчетливо обнаруживается она и в письме. Некоторые ошибки, искажающие буквенный состав слов, возникают на основе персеверации зрительных образов. Наблюдая за работой школьников на уроке письма, можно заметить, как иногда написание нужной буквы заменяется или той, которую ребенок писал раньше, или той, которая случайно попала в поле его зрения. Так, например, написав букву у, ученик несколько раз начинает писать ее вместо нужной в слове буквы ш.

Необходимо отметить, что умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное может быть прочитано любым грамотным человеком.

На уроках в I классе можно наблюдать, как, получив задание списать слово с доски, ребенок старательно выводит в своей тетради бессмысленный набор букв и не удовлетворяется работой лишь в тех случаях, когда ставит кляксы или делает помарки. Такая деятельность школьника, конечно, не может быть названа письмом в подлинном смысле этого слова. Правильнее сказать, что ученик более или менее точно срисовывает написанное, так как потом ни он, ни никто другой ничего не могут прочитать.

Причины затрудненного общения

Создание оптимального общения в противовес затрудненному предполагает выявление факторов, создающих трудности в общении, с целью их корректировки или устранения. Поэтому многие ис­следователи, работающие в этом направлении, стремятся дать как можно более полное и подробное описание этих факторов, в связи с тем, что «феномен затрудненности общения как специфическое социально-психологическое явление обладает слишком обширным спектром реальных проявлений»

Анализ работ свидетельствует, что существуют разнообразные взгляды на причины и факторы возникновения нарушений и трудностей общения. Так, выделяют следующие трудности:

1. Первичные

2. Вторичные

3. Мотивационно-содержательные

4. Операциональные

5. Социально-перцептивные

6. Психолингвистические

7. Коммуникативные

8. Внутренние (субъективные)

9. Внешние (объективные)

10. Инструментальные

При этом особый вид трудностей общения состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с субъектами, окружающими её. Данный вид трудностей, вызванных особенностями мотивации, является основным, затрагивающим глу­бинные причины затруднения общения. И.П. Шкуратова (1994) и Е.В. Улыбина (1990) используют в своих работах понятие «инструментальные трудности общения», которые проявляются в том, что партнер по общению, чьё поведение недостаточно понятно субъекту, воспринимается последним как неприятный человек. Таким образом, инструментальные трудности общения оказывают влияние на эмоционально-смысловую оценку партнера.

С точки зрения А.А. Бодалева и Г.А. Ковалева (1990), одной из основополагающих причин возникновения трудно­стей взаимодействия являются социально-перцептив­ные особенности субъектов. Авторы указывают на то, что трудности и барьеры общения могут возникать в результате:

1. искаженного восприятия ситуации как таковой

4. искаженных рефлексивных представлений о ситуации и роли участников общения и т.д.

Е.В. Цуканова, в свою очередь, различает: 1) социально-перцептивные трудности, которые наблюдаются уже на первых эта­пах процесса общения и связанны с эффектом первого впечатления, стереотипами и т. д. (основаны на действии механизмов стереотипизадии, идеализации, проецирования); 2) психолингвистические трудности (включают в себя те трудности, которые связаны с нарушением механизмов кодирования де­кодирования; приема-передачи сообщения).

По мнению немецких психологов М Форверга и Г. Гибша (см. Цуканова Е.В., 1985), трудности могут возникать в результате разнообразных причин и предпосылок интуитивного характера, социально-перцептивных и коммуникативных особенностей общающихся. При этом под коммуникативными трудностями авторы по­нимают явления, обусловленные различиями «специфического установочного стереотипа» субъек­тов, вступающих в общение и несогласованием их поведенческих реакций, что приводит к непони­манию партнерами друг друга и нарушает процесс общения. Трудности могут возникать также в результате несовпадения, неприятия, непонимания, сокрытия мотивов партнерами по общению. Классификация Г. Гибша и М. Форверга разработана преимущественно как классификация факторов, облегчающих и затрудняющих коммуникативный процесс. Ими были выделены шесть типов трудностей общения.

Первый - это ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Основные трудности общения, возникающие в этом случае, проявляются в форме непонимания партнерами друг друга.

Ко второму типу относятся смысловые трудности, которые возникают из-за «непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением».

Следующий тип составляют мотивационные трудности, которые проявляются в двух случаях: «либо в результате сокрытия коммуникатором мотива коммуникаций, либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому».

Четвертый тип трудностей обозначается как «барьеры представлений о другом». По мысли авторов, они возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, «ошибочно оценивает его культурный уровень, потребности, интересы, политические позиции, установки.

Кроме того, были выделены и такие трудности коммуникации, которые проявляются в результате отсутствия обратной связи, а также из-за «отсутствия некоторых особенностей формы подачи сообщения». Авторы объясняют это следующим образом: «При отсутствии обратной связи коммуникатор не может наблюдать, как воспринято его сообщение реципиентом, какое воздействие оно оказывает на него. А что касается формы подачи сообщения, то тут особое значение имеют уровень синтаксической сложности речевых сообщений и стиль коммуникации».

И, наконец, последний тип трудностей - это прагматические, которые возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоистического характера.

В ряде других работ в качестве факторов затрудненного общения анализируются пол, возраст, индивидные, личностные характеристики партнеров общения. Так, например, А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев отмечают, что трудности общения могут возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Авторы подчеркивают, что несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в различном уровне раз­вития и проявления познавательных процессов, неодинаковом характере переживаний, богатстве форм поведенческих ответов при контактах с другими людьми.

В настоящее время проблема половых особенностей субъектов, вступающих во взаимодействие, становится особенно актуальной в области исследования делового общения, поскольку нарушение культурного стандарта (связанного с мужской и женской ролью в обществе) по каким-либо причинам может вызывать проявление характерных трудностей общения у субъектов как мужского, так и женского пола.

Коммуникативный стиль человека проявляется в особенностях непосредственного взаимодействия с другими людьми и в его социально-перцептивных характеристиках. Отсюда важное значение для понимания проблем общения имеет изучение особенностей поведения в межличностном взаимодействии лиц с противоположным по параметру полезависимости - поленезависимости коммуникативным стилем.

Полезависимые индивиды в общении спокойны, расслаблены, действуют в деликатной манере, имеют более развитую технику общения, воспринимают круг намеков. Поленезависимые, наоборот, проявляют повышенную чувствительность к критике, раздражительность негативизм, недисциплинированность, борются за сохранение дистанции между собой и группой, поскольку участие в работе группы, как им кажется, угрожает их самооценке. Полезависимые же имеют фобию одиночества, они считают, что изоляция угрожает их самооценке. В основе таких отличий лежат различия в мотивах и ценностных ориентациях полезависимых и поленезависимых субъектов.

Полезависимые индивиды лучше владеют мимикой, активно посылают информацию о себе в форме невербальных выражений, возможно, рассчитывая на ответную реакцию. Они также больше склонны к раскрытию своих чувств, чем поленезависимые.

Представленный обзор характеристик субъекта затрудненного общения показывает, что практически все психологические особенности индивида, личности и субъекта деятельности реально или потенциально, ситуативно или константно могут оказывать влияние на возникновение трудностей общения.

Таким образом, трудности, возникающие в общении, могут быть вызваны следующими причинами:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

Субъект затрудненного общения не только может не осознавать свой «вклад» в возникновение трудностей, но и, осознавая данный факт, не всегда может самостоятельно изменить способы и формы своего общения, те личностные образования, которые лежат в их основе.

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. В России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

7. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

11. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства

Экономической основой социального государства является высокий уровень развития производительных сил (машины, здания, люди) и эффективная система производственных отношений, т.е. в основе производственных отношений лежат отношения собственности, это позволяет создавать условия для саморазвития человека, снимает социальные проблемы трудоспособных работников, обеспечивающих себя и через налоговую систему и вне бюджетные фонды, участвующих в поддержании жизнедеятельности всего общества, с другой стороны высокий уровень развития производительных сил позволяет государству проявлять социальную заботу о тех, кто не может решать свои проблемы сам, функционирование рыночной экономики сопровождается рядом негативных явлений:

кризисами

банкротством предприятий

безработицей и т.д.

Эти явления преодолеваются путем проведения специально-ориентированной налоговой, финансово-кредитной и ценовой политики. Рыночное хозяйство становится социальным.

Социальное государство разрабатывает и осуществляет программы удовлетворения потребностей населения, реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества и на предание социальной направленности экономике, социальная политика включает в действие социальные механизмы при реализации экономической политики.

Развитая система образования. Науки, культуры очень необходимы для экономического прогресса, социально-ориентированное регулируемое государством экономика работает на удовлетворение потребностей населения, а не на наращивание показателей производства как таковых. Социальная ориентация экономики выражается и в необходимом социально приемлемом перераспределении доходов в пользу слабо обеспеченных и нуждающихся. Социальная защита обеспечивается государственным вмешательство в экономику (через налоги, правовое обеспечение и т.д.). иногда государство жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Таким образом, одним из важнейших критериев социально-рыночной экономики является приоритет социальной защиты и социальной справедливости над эффективностью ради социального спокойствия в обществе. Обеспечивается это государственным регулированием экономики, перераспределением финансовых средств и обеспечением баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основная задача социального государства в этой сфере (балансе) - поддержание баланса между потребностями социальной сферы в ресурсах и наличием экономических возможностей, сведение к минимуму естественных противоречий (природных) между социальной справедливостью и экономическим прагматизмом, необходимость ограничения монополизации экономической и политической власти и недопущение перехода к патерналистской социальной политики.

В практике государственного регулирования экономики развитых государств применяются концепции в основном двух направлений современной экономической мысли:

Неоклассической

Кейнсианской

Мировой рыночное хозяйство прошло в своём развитии ряд этапов, на каждом вырабатывалось своя стратегия экономического развития, и создавалась модель дальнейшего развития.

1.Эпоха свободной конкуренции.

Эпоха «массового производства» 30 е гг. 19 века - 30 гг. 20 века.

Эпоха «быта» начало 30 гг. 20 века.

.«постиндустриальная» эпоха сер 50 гг. 20 века

На всех этапах сказывались внутренние недостатки рыночного хозяйства, отсутствие идеальных условий для риска и как результат становилось необходимым государственное регулирование экономики.

Методы государственного регулирования рыночной экономики.

Принятие законодательных актов.

Регулирование государственной собственности.

Управление предприятиями государственной формы собственности.

Регулирование государственного заказа.

Выдача кредитов и субсидий.

Проведение лицензирования и квотирования. (Квота - норма производства)

Проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Косвенные:

Экономическое регулирование через государственный бюджет, налоговую систему, тарифно-ценовую политику, амортизационную политику.

Прогнозирование, проведение денежной политики, инфляционный.

Социальная составляющая экономической политики (социальная политика, обеспечение занятости, стимулирование труда и др.)

Политика регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы, налоги и др.)

Внешне-экономическая политика (валютная, таможенное регулирование налоги, лицензии, квоты).

Таким образом, мы определили методы вмешательства государства в экономику страны, во все секторы экономики.